12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сенникова Татьяна Андреевна43

Сущность о особенности познавательной компетентности младших школьников


Требования современного общества к гражданам показывают высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях. При этом требования к компетентности ученика включают не только достаточно высокий уровень фундаментальных знаний, но и знаний на уровне функциональной грамотности.

Целью образования в соответствии с Федеральным Государственным стандартам (ФГОС) становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В ФГОСе рассматривается несколько видов компетентностей учащихся начальной школы: в том  числе и познавательная компетентность.

Для формирования познавательной компетенции  необходим базовый уровень интеллектуальных умений, умений сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера важным является способность свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему, анализировать позицию собеседника.

Необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися требует соответствующей перестройки путей, методов и форм школьного обучения.

Критерии уровня сформированности компетентностей представлены в работах М.А. Холодной.

  • разнообразие (множество разных знаний о разном);
  • артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);
  • гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и тогда, когда знание превращается в незнание);
  • быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);
  • возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);
  • выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для ее понимания);
  • категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);
  • владение не только декларативным знанием (знанием о том, "что"), но и процедурным знанием (знанием о том, "как");  наличие знания о собственном знании [49, с.59].

Однако же применить эти критерии можно только на этапе завершения обучения на какой-либо ступени. Так, Ю.Г. Татур дает следующее определение: компетентность - это «качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны»[45, с.120].

Познавательная компетентность учащегося начальной школы – новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах. Таким образом, познавательная компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а напротив, знания, умения, способности и личностные качества составляют систему требований, которые предъявлены в ФГОС (Начальное общее образование).

Г.И. Цукерман дополняет понятие компетентности умением действовать в ситуации неопределённости. «Компетентность — это такое качество знаний и умений школьника, которое связано прежде всего с гибкостью, широтой переноса знаний  к нестандартных ситуациям. Компетентность проявляется в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Тесты компетентности оценивают не объем знаний, умений, навыков (ЗУНов), а то, стали ли эти ЗУНы реальными инструментами мышления и действия» [50, с.29].

Познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания [56, с.159].

Под компетенцией С.Е. Шишов  и И.Г.Агапов  понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на её успешное включение в трудовую деятельность Б.И. Хасан отмечает, что компетенции - это цели (поставленные перед человеком), а компетентности - это результаты . И.Д. Фрумин выделяет, что «понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определённых знаний и умений, но также определённых стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений...»

Б.Д. Эльконин  определяет компетентность как квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность. А.В. Хуторской считает, что под компетенцией необходимо иметь в виду некоторое отчуждённое наперёд заданное требование к обязательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся личностное качество (характеристику) [ 59, с.34].

Обобщая, многочисленные исследования психологов и педагогов в области использования компетентностного подхода в образовании отметим, что компетенция применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в освоении учащимися знаний определённой предметной области, в умениях мыслить её категориями, решать предметно-ориентированные задачи.

Компетентность определяется как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте. Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. соответствии с направлениями реализации компетентностного подхода в образовании (ключевые компетенции, обобщенные предметные умения, прикладные предметные умения, жизненные навыки) компетенции разделяют на: ключевые компетенции - это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности, базовые компетенции в определённой области и специальные - компетенции для выполнения конкретного действия, решения конкретной проблемы илизадачи.

С.Е. Шишов , В.А. Кальней, А.А. Пинский выделяют признаки ключевых компетентностей. Ключевые компетентности:

- обладают интегративной природой, то есть вбирают в себя ряд однородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности;

- многофункциональны, то есть овладение компетентностью позволяет решать разные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;

- надпредметны и междисциплинарны, то есть способны к переносу из одной предметной области в другую и применимы в различных ситуациях;

- многомерны, то есть ключевые компетентности включают

различные умственные процессы и интеллектуальные умения;

- характеризуют практическую деятельность.

К особенностям ключевых компетентностей относят способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности, в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решения задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов, а также при решении актуальных жизненных задач.

А.В. Хуторской  отмечает, что формирование компетентностей происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных [29, с.49].

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению»

Учёные предлагают различные перечни ключевых образовательных компетенций (компетентностей). А.В. Хуторской выделяет следующие ключевые компетентности: ценностно-смысловая; общекультурная; личностная; коммуникативная; учебно-познавательная; информационная; социально трудовая. Учебно-познавательные компетенции: «совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных,   статистических и иных методов познания» [29, с.58].

И.А. Зимняя определяет компетенции: здоровья сбережения; ценностно-смысловая; интеграции; гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, социального взаимодействия, общения; деятельностная; информационно-технологическая.

Выделяет компетенции, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности [20, с.13].

Ключевые компетентности, предложенные Л.В.Шкериной: информационная, организационная, общеучебная, работа в группе, прогностическая, правовая, политическая, коммуникативная, диагностическая, исследовательская, аналитико-рефлексивная, социально-личностная, экономическая.                                         

Используя, классификацию ключевых компетентностей, можно выделить некоторые компетенции связанные с познавательной деятельностью учащихся: исследовательская, общеучебная, аналитико-рефлексивная, коммуникативная.
















Познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности.



Познавательная деятельность – включает в себя целеполагания, планирования, анализа, рефлексия, самооценка успешности собственной деятельности.


Познавательные процессы:

  • Восприятие;
  • Внимание;
  • Память;
  • Мышление;
  • Воображение.


Познавательные способности:

  • Логическая память:

- группировка;

- структурирование;

- классификация;

- схематизация;

- аналогия.

  • Логическое мышление;

- сравнение;

   - анализ;

   - синтез.


























В наиболее общем виде структура начальных учебно-познавательных компетентностей включает готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования и способов их получения на основе развития основных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). В её структуре обычно выделяют ключевые и специальные компетентности. Ключевые компетентности можно представить в виде блоков компетентностей в решении задач и проблем и учебной образовательной компетентности как способности обучающихся самостоятельно продвигаться в обучении и развитии.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;

– интеллектуальные задания;

– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;

– знание своих сильных и слабых сторон;

– способность к рефлексии;

– динамичность знаний.

3.  Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5.  Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;

– клиническое здоровье;

– физическое здоровье;

– уровень валеологических знаний.

В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:

1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.

2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.

3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.

4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.

6. Продуктивной творческой деятельности.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не предметные специфические умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

Для ключевых компетентностей характерна многофункциональность, их овладение позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество).

Ключевые компетентности (КК) формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами, которые  описаны ФГОС (Начальное общее образование).

.

Рис. 1. Виды познавательных компетентностей

В отечественной психолого-педагогической науке накоплен материал по анализу того, какая педагогическая система оптимальна для формирования начальных учебных компетентностей.

Для микроанализа были выбраны такие задачи, которые позволяют увидеть и то, чему ребенка можно научить напрямую, традиционными методами трансляции готовых знаний, и то, чему традиционными репродуктивными методами научить крайне сложно (умение учиться, умение рассмотреть факт с разных точек зрения). Кроме того, выбор задач обусловлен и их социальной значимостью: в российской выборке они решены рекордно плохо, то есть диагностируют самые болевые точки отечественного образования (если смотреть на него с позиций компетентностного подхода).

Исследование показало, что оптимальная система для успешного формирования познавательных компетентностей учеников начальной школы реализована в двух ведущих школах отечественного развивающего начального образования: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Рассмотрим основные принципы этих педагогических систем.

В системе целью образования провозглашается общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.

У младшего школьника воспитывается отношение к себе, как к ценности. При этом важно раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Новые дидактические принципы этой системы — быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в  понимании системных взаимосвязей.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов — русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний. [59, с.249].

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Способности к рефлексии обнаруживают себя через:

  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

Не менее важный аспект взаимоотношений учителя и учащегося – способствуют ли они появлению у ребёнка стремления к саморазвитию.

Саморазвитие учащегося – процесс, характеризующийся изменениями, происходящими под целенаправленным воздействием учащегося на самого себя в личностно-мотивационной, интеллектуальной и познавательной сферах, и проявляющееся в способности успешно решать постоянно усложняющиеся задачи в учебной деятельности и в жизни.

Собственная детская активность – основа процесса развития-саморазвития. Причём, важно, чтобы этот процесс был не фрагментарным, а систематическим и постоянным.

Саморазвитие начинается с потребности. Движущая сила процесса саморазвития – это противоречие между потребностью ребёнка чего-либо достичь и имеющимися у него на данный момент возможностями для этого.

Диалектика процессов развития-саморазвития подробно рассматривается в работах отечественных психологов.

Виды индивидуальных особенностей, влияющие на формирование познавательных компетентностей: уровень и качество развития конвергентных и дивергентных способностей, обучаемость, познавательные стили (Рис. 2).










Рис. 2. Индивидуальные особенности, влияющие на формирование познавательных компетентностей

Способами оценки уровня развития компетенций могут выступать традиционные психолого-педагогические диагностики и методы: наблюдение, беседа, интервьюирование, комплексный, сравнительный и другие. Формирование и способы оценки данных ключевых компетенций во многом определяются уровнем компетенции учителя. Так как только личность учителя может сформировать личность ученика.

Проведённое исследование проблемы формирования познавательных компетентностей первоклассников позволило сделать следующие выводы.

Познавательная компетентность учащегося начальной школыновообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.

Для  интеллектуального развития учащихся, создаются условия для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, возможности, ценности каждого ребенка, необходимо разрабатывають индивидуальные стратегии обучения детей, демократический стиль общения педагога с учащимися на основе субъект-субъектного подхода, применение проектной деятельности.

Становление начальных ключевых и начальных специальных компетентностей первоклассников можно рассматривать как условие успешного перехода на ступень начального общего образования.


Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 19.05.21 в 22:18 0Ответить Пожаловаться
[29, с.58]. [49, с.59]. И Т.Д ссылки на источники в тексте присутствуют...У МЕНЯ ВОПРОС: ГДЕ ЭТО???
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.