Статья «Особенности развития познавательных процессов старших дошкольников»
А. А. Ларкина
Смоленский государственный университет (СмолГУ)
магистрант кафедры общей психологии
Россия, г. Смоленск
Статья
Особенности развития познавательных процессов старших дошкольников.
Ключевые слова: Развитие, познавательные процессы, мышление, память, старшие дошкольники, гендерные различия.
В статье рассматриваются особенности развития познавательных процессов (мышление и память) старших дошкольников. Гендерные различия в развитии мышления и памяти старших дошкольников.
Исследование познавательных процессов, таких как: мышление и память является важным в процессах становления личности человека. Для полноценного умственного, эмоционального становления ребенка его социализации, имеет важность своевременная диагностика и если необходимо, коррекция процессов мышления и памяти. Психические процессы не существуют отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи. Во всех познавательных процессах присутствует мышление: в том, как человек воспринимает мир, в процессе сосредоточения во время деятельности, в предположениях и фантазиях, при запоминании каких – то событий и в речевых высказываниях. Достижения в этих процессах непременно связаны с мышлением, и мера его участия в этих процессах определяет уровень их эволюции. Зная паттерны мышления и мнестических процессов, их значение, меры развития разрабатывались психологические тесты, опросники, теоретические подходы к диагностике мышления и памяти.
Отклонения в мышлении и памяти отрицательно влияют на развитие психики ребенка в целом: делают затруднительным общение с окружающими, мешают формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально - волевую сферу. Исходя из вышесказанного, мы решили экспериментальным путем проверить особенности развития познавательных процессов (мышления и памяти) старших дошкольников.
Мы предположили, что существуют гендерные различия в развитии мышления, памяти старших дошкольников.
Изучением процессов мышления и памяти занимались многие ученые психологи.
Перерастание наглядно – действенного мышления в наглядно - образное и речевое мышление, по результатам экспериментальных исследований А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера и др., происходит путем на изменения характера ориентировочно – исследовательской деятельности [30, стр. 308].
Центральное место разума в дошкольном возрасте, по Л. С. Выготскому, занимает память.
В теории о Высших психических функциях Л. С. Выготского были выделены этапы развития памяти в фило - и онтогенезе, охватывая произвольную и непроизвольную память, и в том числе непосредственную и опосредованную память.
Во время изучения процесса становления памяти и мышления в Блонским П. П., были открыты этапы их генезиса в дошкольном возрасте. Была продемонстрирована их связь и воздействие друг на друга, а также проанализировано возникновение и становление внутренней речи, и связь ее с мышлением и подражанием. В данном возрасте память воздействует на мышление и определяет его ход, отсюда для дошкольника думать и припоминать – схожие процессы.
Широко известна теория эволюции интеллекта в детском возрасте Ж. Пиаже. Операции мышления возникли в ходе некой деятельности. Не смотря на существенные достижения в области умственного развития, возникает ряд оснований, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной работы:
не достаточно изучены особенности мышления и памяти у современных дошкольников и старших дошкольников;
не выяснены в полном объеме возможного и необходимого теоретические основания для разработки программ по коррекции и развитию мышления и памяти. В связи с изменениями, произошедшими в уровне жизни и системе образования, современные дети изменились. Эволюция мышления и памяти у детей соответственно тоже изменилась. Следовательно, в дошкольном возрасте особенно остро стоит проблема формирования мышления и мнестических процессов, в связи с тем, что эти процессы важны для успешного обучения детей и их социализации. Мне хотелось бы вновь обратить внимание на развитие мышления и памяти у современных детей дошкольников.
Экспериментальное исследование было осуществлено в 3 этапа.
В работе в качестве испытуемых выступали воспитанники группы № 10 МБДОУ «Детского сада № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска. Были обследованы: 15 (56%) мальчики и 12 (44%) девочки.
Для диагностики уровня развития мышления использовались следующие методики:
Методика «Обведи контур» (оценка наглядно – действенного мышления) [Приложение 1].
Методика «Лишний предмет» (оценка образно - логического мышления, операций анализа и обобщения) [Приложение 2].
Методика «Оценка словесно - логического мышления» по Керну - Йерасику [Приложение 3].
Для диагностики уровня развития памяти использовались следующие методики:
Методика «Запомни фразы» (оценка смысловой памяти) [Приложение 4].
Методика: «Картинки» - оценка зрительной памяти (кратковременной и долговременной) [Приложение 5].
Методика: «10 слов» (Р. Лурия) - (оценка объема кратковременной и долговременной слухоречевой памяти).
В результате диагностики были получены следующие результаты:
Наглядно - действенное мышление
В – 16 человек (59,3%)
С – 10 человек (37%)
Н – 1 человек (3,7%)
Образно - логическое мышление операции анализа и обобщения
В – 6 человек (22,2%)
С – 19 человек (70, 4%)
Н – 2 человека (7,4%)
Словесно - логическое мышление
ОВ – 3 человека (11,2%)
В – 12 человек (44,4%)
С – 12 человек (44,4%)
Н – 0 человек
Оценка результатов:
В группе имеются дети с низкими показателями развития наглядно - действенного и образно – логического мышления (7,% и 7, 4%), в связи с тем, что эти дети, редко посещают детский сад. Необходимо проводить коррекционно - развивающие занятия с данной группой детей по развитию наглядно - действенного и образно - логического мышления. Провести консультацию с родителями. Дать рекомендации педагогам обратить посильное внимание на данных детей. Если у ребенка плохо развито мышление образное или логическое, недостаточно сформированы графические навыки у него будут возникать трудности в школьном обучении:
быстрое утомление и притупление внимания;
плохая ориентировка в листе бумаги;
Кратковременная зрительная память
В – 12 человек (44,4%)
С –15 человек (55,6%)
Н – 0 человек
Долговременная зрительная память
В – 4 человека (15 %)
С – 23 человек (85 %)
Н – 0 человек
Смысловая память
В – 9 человек (33,3%)
С – 15 человек (55,6 %)
Н - 3 человека (11,1%)
Кратковременная слухоречевая память
В – 9 человек (40,7 %)
С – 16 человек (59,3 %)
Н – 0
Долговременная слухоречевая память
В – 3 человека (11,1 %)
С – 24 человека (88,9%)
Н – 0 человек
Оценка результатов:
В данной группе имеются дети с низким уровнем развития смысловой памяти (11,1%). Это категория детей, редко посещающих детский сад. Рекомендованы коррекционно – развивающие занятия по развитию смысловой памяти. Консультации для родителей и педагогов.
Далее был проведен сравнительный анализ развития мышления и памяти у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Рис. 1. Распределение данных по исследованию наглядно-действенного мышления старших дошкольников
Из рисунка 1 мы видим, что более высокий процент получили девочки (66,7%), по сравнению с мальчиками (46,7%) и отсутствуют девочки с низким уровнем развития наглядно – действенного мышления. Отсюда можно предположить, что у девочек лучше развито наглядно - действенное мышление, чем у мальчиков.
Были получены следующие результаты:
Рис. 2. Распределение данных по исследованию образно-логического мышления старших дошкольников
И рисунка 2 мы видим, что испытуемые девочки получили более высокий процент(33,3%) чем мальчики (13,3%), но одновременно с этим и больший процент низкого уровня (8,4%), а у мальчиков (6,7%). Средний уровень показали больше мальчики (80%), девочки (58,3%). Исходя из этого, можно сказать, что у мальчиков образно - логическое мышление развито лучше. Учитывалось то, что к старшему дошкольному возрасту у детей недостаточно развиты представления об окружающем мире и о логических связях, которые существуют между объектами этого мира. Дети не всегда ясно высказывали свою мысль, не всегда могли устанавливать причинно - следственные связи.
Рис. 3. Распределение данных по исследованию словесно-логического мышления старших дошкольников
Недостаточно развитое словесно-логическое мышление порождает трудности при совершении операций со словами и любых логических операций (анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов).
Выявленные различия среди обследуемых детей старшего дошкольного возраста послужили основанием для более эффективной организации занятий с целью развития их когнитивного потенциала. В связи с этими данными потребовалось проанализировать характер взаимосвязей изучаемых нами процессов мышления и памяти.
Были получены следующие результаты:
Данные о взаимосвязи видов мышления и видов памяти у изученных старших дошкольников
All Groups Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet3 in Диплом_Ларкина) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000 |
||||||||
нагл_действ_мышление |
образно-лог_мышление |
слов-логич_мышление |
память зрит_кратковр |
память зрит_долговр |
память смысловая |
память слухореч_кратковр |
память слухореч_долговр |
|
нагл_действ_мышление |
1,000 |
-0,045 |
-0,016 |
0,373 |
0,429 |
-0,257 |
0,312 |
0,260 |
образно-лог_мышление |
-0,045 |
1,000 |
0,028 |
0,371 |
0,150 |
-0,269 |
0,019 |
0,246 |
слов-логич_мышление |
-0,016 |
0,028 |
1,000 |
0,095 |
0,022 |
0,024 |
0,217 |
0,225 |
память зрит_кратковр |
0,373 |
0,371 |
0,095 |
1,000 |
0,047 |
-0,516 |
0,316 |
0,395 |
память зрит_долговр |
0,429 |
0,150 |
0,022 |
0,047 |
1,000 |
-0,181 |
0,147 |
0,184 |
память смысловая |
-0,257 |
-0,269 |
0,024 |
-0,516 |
-0,181 |
1,000 |
-0,136 |
-0,255 |
память слухореч_кратковр |
0,312 |
0,019 |
0,217 |
0,316 |
0,147 |
-0,136 |
1,000 |
0,000 |
память слухореч_долговр |
0,260 |
0,246 |
0,225 |
0,395 |
0,184 |
-0,255 |
0,000 |
1,000 |
Как видим, для всей изученной детской группы характерны и значимо статистически взаимосвязаны данные, раскрывающие наглядно-действенное мышление и зрительную долговременную память (r = + 0,429; p < 0,05). В этой же локальной группе очень показательны обратные по типу связи между кратковременной зрительной памятью и памятью смысловой (r = - 0,516; p < 0,05).
Эти данные совпадают с результатами других исследователей, изучающих познавательную сферу личности и когнитивные процессы детей в старшем дошкольном возрасте. Представляется, что в работе с дошкольниками также следует учитывать выявленные нами взаимосвязи слухоречевой долговременной памяти и кратковременной зрительной памяти. Иными словами, только с учетом неоднозначности выявленной нами структуры данных о мышлении и памяти следует подбирать дидактический материал в обучении дошкольников решению доступных им в этом возрасте познавательных задач.
Как видим, в старшем дошкольном возрасте использование заданий, требующих обращения обучающихся детей к этим психическим процессам, может стать основой для последующего развития мышления (образно-логического, способного стать в своем развитии переходным «мостиком» к становлению мышления словесно-логического).
Не менее интересны и данные о дифференциальных различиях в изучаемых процессах мышления и памяти, которые установлены в оценке структуры данных с учетом полоспецифичных характеристик ребенка (табл.4, табл.5).
Данные о взаимосвязи видов мышления и видов памяти у изученных девочек
пол=Ж Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet in Диплом_Ларкина) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000 |
||||||||
нагл_действ_мышление |
образно-лог_мышление |
слов-логич_мышление |
память зрит_кратковр |
память зрит_долговр |
память смысловая |
память слухореч_кратковр |
память слухореч_долговр |
|
нагл_действ_мышление |
1,000 |
0,117 |
-0,114 |
0,239 |
0,316 |
-0,335 |
0,000 |
0,316 |
образно-лог_мышление |
0,117 |
1,000 |
0,007 |
0,977 |
0,037 |
-0,435 |
0,222 |
0,443 |
слов-логич_мышление |
-0,114 |
0,007 |
1,000 |
0,082 |
-0,036 |
0,191 |
0,465 |
0,360 |
память зрит_кратковр |
0,239 |
0,977 |
0,082 |
1,000 |
0,076 |
-0,535 |
0,293 |
0,529 |
память зрит_долговр |
0,316 |
0,037 |
-0,036 |
0,076 |
1,000 |
-0,071 |
-0,258 |
0,400 |
память смысловая |
-0,335 |
-0,435 |
0,191 |
-0,535 |
-0,071 |
1,000 |
-0,061 |
-0,424 |
память слухореч_кратковр |
0,000 |
0,222 |
0,465 |
0,293 |
-0,258 |
-0,061 |
1,000 |
0,258 |
память слухореч_долговр |
0,316 |
0,443 |
0,360 |
0,529 |
0,400 |
-0,424 |
0,258 |
1,000 |
Данные о взаимосвязи видов мышления и видов памяти у изученных мальчиков
пол=М Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet in Диплом_Ларкина) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000 |
||||||||
нагл_действ_мышление |
образно-лог_мышление |
слов-логич_мышление |
память зрит_кратковр |
память зрит_долговр |
память смысловая |
память слухореч_кратковр |
память слухореч_долговр |
|
нагл_действ_мышление |
1,000 |
-0,234 |
0,090 |
0,484 |
0,507 |
-0,196 |
0,528 |
0,207 |
образно-лог_мышление |
-0,234 |
1,000 |
0,119 |
-0,155 |
0,260 |
0,102 |
-0,090 |
-0,133 |
слов-логич_мышление |
0,090 |
0,119 |
1,000 |
0,118 |
0,099 |
-0,240 |
0,052 |
0,135 |
память зрит_кратковр |
0,484 |
-0,155 |
0,118 |
1,000 |
0,026 |
-0,559 |
0,327 |
0,286 |
память зрит_долговр |
0,507 |
0,260 |
0,099 |
0,026 |
1,000 |
-0,293 |
0,480 |
-0,105 |
память смысловая |
-0,196 |
0,102 |
-0,240 |
-0,559 |
-0,293 |
1,000 |
-0,325 |
0,080 |
память слухореч_кратковр |
0,528 |
-0,090 |
0,052 |
0,327 |
0,480 |
-0,325 |
1,000 |
-0,218 |
память слухореч_долговр |
0,207 |
-0,133 |
0,135 |
0,286 |
-0,105 |
0,080 |
-0,218 |
1,000 |
Сравнивая содержание двух структур, отчетливо видно, что у девочек выявляется лишь одна статистически значимая (при p < 0,05) связь между зрительной кратковременной памятью и образно-логическим мышлением. В то же время у мальчиков стаистически значимых связей между видами мышления и памяти больше. Как оказалось, наиболее тесная и однонаправленная положительная связь у мальчиков выявлена между кратковременной слухоречевой памятью и наглядно-действенным мышлением (r = + 0,528; p < 0,05). При этом . Это вновь показывает, что в изученной нами детской группе мышление и память образуют неравновесную структуру условий для выполнения задач познавательной деятельности.
Полученные результаты послужили основанием для разведывательного анализа, в котором с применением кластерного анализа (по методу К-средних) удалось выявить три группировки :
Рис.4. Результаты кластеризации данных о видах мышления и памяти
у всех изученных старших дошкольников
Рис. 5. Результаты кластеризации данных о видах мышления и памяти
у изученных девочек старшего дошкольного возраста
Как видим (см. рисунки) в результате анализа удалось обоснованно выделить три кластера. Но при этом, их наполнение данными о процессах вызывает определенный интерес и, как мы думаем, важно для понимания специфики в развитии мышления и памяти у детей дошкольного возраста, включенных в обследование (см. ниже).
Первый кластер.
Второй кластер
Третий кластер
В то же время кластеры у девочек образованы и группированы иначе (сравните ниже приведенные данные о девочках).
Первый кластер.
Второй кластер
Третий кластер
Важны и выявленные у мальчиков группировки психических процессов (см. ниже), выявленные в связи с анализом различий в зависимости от половой принадлежности испытуемых.
Первый кластер.
Второй кластер.
Третий кластер.
Графическое представление данных, полученных о познавательных процессах в изучении мальчиков старшего дошкольного возраста приведены на следующем рисунке (см. рис.6.)
Рис. 6. Результаты кластеризации данных о видах мышления и памяти
у изученных мальчиков старшего дошкольного возраста
Обсуждая вышеприведенные результаты, вновь стоит обратить внимание на дифференциальные различия среди изученных нами старших дошкольников. С ними мы связываем определенную устойчивость тенденции возрастной, смысл которой для работающего с детьми взрослого связан с необходимостью учитывать условно «опорные процессы», как инструменты познания, позволяющие эффективно работать в идеальных образных системах, как «переходах», «проводниках» к следующему этапу психического совершенствования, где формируется логика, у ребенка образуется синтез образно-логического и словесно-логического мышления, что создает условия для решения более сложных проблемных познавательных ситуаций.
На основании, проведенных исследований в группе детей старшего дошкольного возраста было выяснено, что для активного развития познавательной деятельности старших дошкольников необходимо учитывать взаимосвязи наглядно-действенного мышления и зрительной долговременной памяти и обратные по типу связи между кратковременной зрительной памятью и памятью смысловой. Опираясь на эти связи подбирать правильно дидактический материал и создавать правильную развивающую среду. Так же необходимо учитывать, что мышление и память образуют неравновесную структуру условий для выполнения задач познавательной деятельности. Развитие мышления и памяти у мальчиков и девочек происходит по-разному. У девочек развивать образно – логическое мышление нужно, опираясь на кратковременную зрительную память. У мальчиков развивать наглядно – действенное мышление на основе кратковременной слухоречевой памяти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы
2. Вайнштейн Л. А. Общая психология: учебник Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. 512 с.
3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика. Для занятий с детьми 5 – лет. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т., Т. 2 М., 1982.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения М., 1986.
6. Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.:Просвет, 2011. 287 с.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: изд-во Питер, 2008. 110с.
8. Дьяченко О. И. Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. – М.: педагогика 1984. – 128 с.
9. Икунина З. И. Формирование мыслительных операций у старших дошкольников в условиях управления их познавательной деятельностью. Славянск, 1995.
A .A. Larkina
Features of development of cognitive processes of senior preschoolers.
Smolensk State University
Undergraduate student of the Department of General psychology
Key words: Development, cognitive processes, thinking, memory, senior preschoolers, gender differences.
The article deals with the peculiarities of the development of cognitive processes (thinking and memory) of senior preschoolers. Gender differences in the development of thinking and memory of senior preschool children.