Особенности развития познавательного интереса у младших школьников

2
0
Материал опубликован 3 December 2021

Особенности развития познавательного интереса у младших школьников

Автор: Касянович Виктория Игоревна

3 курс

Специальность: «44.02.02. Преподавание в начальных классах»

Аннотация

Любому педагогу известно, что ученик не сумеет успешно усвоить материал, если он равнодушно относиться к знаниям. Поэтому познавательный интерес у школьников нужно формировать и развивать. В начальном образовании формирование познавательного интереса имеет свои особенности. Ребенок осознает себя в новой роли учащегося (Я – ученик!). На данном этапе закладываются основы представления о мире, человеке, его деятельности.

Ключевые слова и словосочетания

Познавательный интерес; младшие школьники; особенности развития познавательного интереса; интерес; особенности развития.

Возрастные психологические особенности учащихся в начальной школе, их особенное отношение к изучению нового, желание воспринимать все, что дает преподаватель, создают благоприятные условия для формирования познавательного интереса.

Школа особенно важна в жизни ученика и влияет на судьбу каждого человека. Главная и самая сложная задача, возлагающаяся на школу, заключается в том, чтобы подготовить учеников к независимости в постоянно развивающемся обществе и предоставить им необходимые знания об обществе и правильном отношении к жизни. Появление нового человека, чувствующего себя «комфортно» с изменениями, а также его готовность к непредвиденным ситуациям и способность их преодоления – задача современного обучения и воспитания.

Прежде чем разбираться в таком понятии как «познавательный интерес», следует раскрыть два ключевых определения, из которых оно состоит, а именно «познание» и «интерес». Определение «познание» можно рассматривать в нескольких видах:

- «способность к умственному восприятию и переработке внешней информации» [3, с.643];

- «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире» [4, с.346];

- «процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающий воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире»[2, с.538].

Термин «интерес» в переводе с латинского языка обозначает «иметь значение». Психолого-педагогический словарь понятие «интерес» рассматривает в следующих значениях:

- «это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней» (А.Н. Леонтьева);

- «это специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение» (Б.И. Додонов);

- «под интересами понимаются динамические тенденции, определяющие структуру направленности личности и развивающиеся вместе с ней» (Л.С. Выготский);

- «особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять занимательность, значительность» (Д.Н. Узнадзе).

Проанализировав все вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что интерес – особая психическая единица, побуждающая человека изучать какой-то предмет или явление, приносящая при этом эмоциональное удовлетворение от проделанной работы.

Рассмотрев и соединив два этих понятия, можно сделать вывод, что определение «познавательный интерес» - более узкое, сущность которого заключается в побуждении человека приобретать и углублять знания, уметь ими пользоваться, изобретать пути для решения задач, при этом получать удовольствие от проделанной работы.

Формирование познавательного интереса – это усовершенствование приемов и методов, которые обеспечивают активную, самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся на всех ступенях образовательного процесса [1]. Результативность какого-либо метода обусловливается успешностью получения обучающимися знаний, умений и навыков, а также формированием их познавательных способностей. Для формирования познавательного интереса обучающихся уместно использовать разнообразные методы организации процесса обучения и воспитания.

Познавательный интерес является значимым и главным средством в обучении младших школьников. Без развития познавательного интереса у обучающихся, достижение цели обучения очень тягостно в достижении и практически невозможно.

В своем развитии познавательный интерес проходит поочередные стадии, которые можно определить как любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. В младшем школьном возрасте на смену преобладающих вопросов «Что это?» и «Почему» приходят: «Для чего?» и «Как?». Главной особенностью данного возрастного периода выступают познавательные интересы, которые проявляются во внимательном наблюдении за определенным процессом, рассматривании того или иного объекта или явления, в стремлении узнать у взрослых людей их причины и особенности, а также в самостоятельном поиске интересующей информации.

Активное развитие современного общества в главной степени влияют на уровень развития познавательного интереса у обучающихся начальной школы.

Проблема развития и формирования познавательного интереса обучающихся является одной из актуальных проблем современной педагогики. Интерес, также как и познавательный интерес – не являются отдельными психическими процессами (в отличие от памяти, внимания или мышления), а сочетают в себе интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

Познавательный интерес детей младшего школьного возраста отличается непрочностью и слабой дифференцированностью. К особенностям интересов обучающихся в начальной школе исследователи относят: подражательность (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность; бездумность (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, погружаться в суть – непривлекательно); близость к личному жизненному опыту; несосредоточенность (ученик увлекается многими абсолютно различными сферами знаний, без всякой их связи); уклон на ближайший результат.

Выделяют несколько уровней познавательного интереса у младших школьников. Так, элементарным уровнем считают прямой интерес к занимательным явлениям, к новым фактам получаемым учащимся в ходе изучения информации. Подобный интерес ясно выражен и характеризуется открытостью. Учащиеся зачастую задают спонтанные вопросы. У них пробуждается любопытство.

Средний уровень познавательного интереса у обучающихся начальной школы определяет любопытство к познанию явлений, которые составляют углубленную внутреннюю суть и нередко невидимую. Данный уровень требует догадки, поиска, активного оперирования полученными способами действий, умениями и навыками, определенного запаса знаний.

Высокий уровень познавательного интереса представляет интерес младших школьников к установлению общих принципов, действующих в разнообразных условиях явлений, к выявлению различных закономерностей, к установлению причинно-следственных связей. Данный уровень тесно взаимосвязан с элементами исследовательской творческой деятельности, сопровождается одновременным совершенствованием освоенных способов действия и полученных.

Таким образом, познавательный интерес в процессе развития младших школьников выступает:

- как средство активного и увлекающего учащегося обучения, как большой мотив к умственному и долговременному по времени протекания познавательной деятельности;

- как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.

Развитие познавательного интереса содержит в себе несколько этапов. Вначале появляется эпизодический интерес. Чаще всего он образуется спонтанно. После чего, эпизодический интерес начинает преобразовываться в эмоционально-познавательное отношение к предмету учебной деятельности. Данное отношение активизирует желание заниматься познавательной деятельностью. На данном этапе чаще всего появляется мотивация, идущая от объекта изучения. К следующему этапу развития познавательного интереса относится формирование личностного познавательного интереса. На данном этапе познавательный интерес преобразуется в направленность личности. Важно отметить, что преобразование в направленность личности, формирование нового интереса происходит на базе уже существующего.

Таким образом, познавательный интерес у обучающихся начальной школы является важным фактором учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности у обучающихся начальной школы и может играть значимую роль в становлении их личности. Влияние познавательного интереса на становление личности обеспечивается рядом условий:

- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

- характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

- связью с жизненными планами и перспективами.

Данные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность обучающихся.

Таким образом, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам развития познавательного интереса у обучающихся в начальных классах, можно прийти к выводу о том, что интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

В начальной школе развитие познавательного интереса имеет свои особенности. Познавательный интерес побуждает школьника к самостоятельной деятельности, при наличии познавательного интереса процесс становится более активным, творческим, что в свою очередь, оказывает влияние на укрепление интереса.

Список используемой литературы:

1. Гуссоева А.И., Качмазова И.Л., Тимошкина Н.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19337.

2. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А.Ю. Дейкина. – М.: Просвещение, 2002. – 235 с.

3. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

4. Казанцев, И.Н. Урок в школе [Текст] / И.Н. Казанцев. – М., 1956. – 106 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.