Занятие по теме «Световозвращающие элементы» для детей младшего школьного возраста
Управление образования Исполнительного комитета НМР РТ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» НМР РТ
Занятие по теме
«Световозвращающие элементы»
для детей младшего школьного возраста
Составитель
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МБУ ДО «СДЮТиЭ» НМР РТ
Такачева Марина Николаевна
г. Нижнекамск
2021 г.
Цель профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; популяризация использования световозращающих элементов.
Задачи:
- познакомить с фликером (световозвращающие элементами);
- способствовать формированию основ безопасного поведения на улице и дороге;
- воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность и уверенность в себе.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, разнообразные фликеры, фоамиран, клей, ножницы, световозвращающий материал, шаблоны для изготовления.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Мотивация к изучению темы и актуализация раннее полученных знаний.
Педагог: - Мы знаем, что у дороги есть свои строгие законы. И законы эти требуют четких знаний. Прежде чем приступить к новой теме, давайте с вами вспомним некоторые понятия из Правил дорожного движения.
- Ребята, кто такой пешеход? (Слайд 2)
Ответы детей: - Пешеход – это участник дорожного движения, который передвигается по дороге вне транспортного средства.
Педагог: - А человек ведущий велосипед, кем является? (Слайд 3)
Ответы детей: - Пешеходом
Педагог: - Где должны двигаться пешеходы?
Ответы детей: - Пешеходы должны двигаться по пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, велодорожкам не мешая велосипедистам и по тротуару с правой стороны.
Педагог: - Давайте еще с вами вспомним, где необходимо переходить дорогу?
Ответы детей: - Дорогу необходимо переходить на пешеходном переходе, где есть светофор. Переходя дорогу, нельзя останавливаться на ней и задерживаться. Если перейти вовремя не удалось, следует дождаться зеленого сигнала светофора заново. (Слайд 4,5)
Педагог: - А если отсутствует пешеходный переход или светофор?
Ответы детей: - Если светофор или переход отсутствует, необходимо дождаться полного прекращения движения машин, и переходить дорогу быстро и под прямым углом.
Педагог: - А как пешеход обязан двигаться по краю проезжей части за городом? (Слайд 6)
Ответы детей: - За городом пешеход обязан двигаться по краю проезжей части навстречу движения транспортных средств.
Педагог: - Хорошо, все правильно. Но, помните ребята, Правила дорожного движения необходимо не только знать, но и соблюдать!
3. Формирование новых знаний
Педагог: - Итак, ребята. Выйдя на улицу, вы сразу становитесь активными участниками дорожного движения. Вы все знаете правила дорожного движения, вы все их соблюдаете. Но иногда на улице бывает плохая погода: туман, идёт дождь, снег или вы возвращаетесь вместе с родителями домой в тёмное время суток, утром идете в школу, вечером возвращаетесь из школы, в этих условиях вы становитесь для водителей автотранспорта менее заметными.
(Слайд 7) А для того, чтобы быть заметным в таких условиях на дороге, нужно использовать световозвращающие элементы. Или как их называют по-другому - фликеры. Чтобы обозначить себя на дороге ночью или в непогоду нужно совсем немного – разместить «светлячки» на одежде, сумке, рюкзаке, обуви. Носить надо на одежде, на сумках и должно быть не менее 4 фликеров. Отражаясь в свете фар, они обозначат ваше присутствие на дороге, а, значит, позволят водителям снизить скорость и не допустить наезда.
(Слайд 8) - А в чем здесь опасность?
Даже если автомобиль движется с допустимой скоростью, в темное время суток или при плохой видимости водитель может вас не заметить на дороге.
(Выступление детей) (Слайд 9)
Есть у нас значок такой,
Фликер называется,
Но значок он не простой,
Светоотражающий.
Яркий свет далеких фар
Отразит он в тот же миг.
И тем самым отражением
Жизнь нам сохранит.
Если вышел в путь,
Ты про фликер не забудь!
Ты его с собой бери,
Пригодится он в пути.
Фликер светится, играя,
Виден я издалека.
Вот машина грузовая
Водитель тормозит слегка!
Никогда не буду я
Фликер дома оставлять.
Прикреплю его к одежде
И пойду гулять!
(Слайд 10) Фликеры – это светоотражающие элементы. Наиболее актуальны в осенний, зимний, весенний период, когда возрастает риск быть незамеченным на дороге в темное время суток. Без фликеров пешеход на дороге становится заметным на расстоянии не более 70 метров. Это означает, что для того, чтобы остановиться водителю нужно менее двух секунд. Не каждый человек за рулем успеет среагировать. Пешеход с фликером заметен автомобилисту в темное время суток на расстоянии 150 – 400 метров. Фликеры на одежде снижают риск наезда на пешехода в темное время суток в 6-8 раз! Фликер - это английское слово, означает «мерцание». Фликеры бывают разные: желтые, белые, красные, Но самые лучшие фликеры – белого или лимонно - желтого цвета. Они самые яркие. Фликеры – это веселые и яркие наклейки, браслеты, маленькие значки, отражающие свет фар. Их можно разместить на руке, куртке, джинсах или рюкзаке. Также вы можете наблюдать светоотражающие полосы на спецодежде или же форме сотрудников ДПС. Дорожные знаки, также покрыты специальных отражающим слоем, чтобы водители могли видеть их издалека и благодаря этому ориентироваться на дороге в ночное время суток.
(Слайд 11) В соответствии с пунктом 4.1 Правил дорожного движения «…При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».
(Слайд 12, 13) Тест «Что мы знаем о фликере»
Выбери правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя?
А. Зажечь свечку.
Б. Громко кричать, махать руками.
В. Надеть световозвращающий жилет или иметь на одежде световозвращающие элементы.
2. Для чего нужен фликер?
А. Чтобы выделяться из толпы.
Б. Для украшения одежды.
В. Чтобы быть заметным при переходе дороги в тёмное время суток.
3. Какого цвета может быть фликер?
А. Жёлто-лимонный, белый.
Б. Зелёный, жёлто-лимонный.
В. Белый, красный.
4. Почему световозвращатели так называются?
А. Потому что они посылают свет на Солнце.
Б. Они возвращают свет в тот источник, откуда он пришёл.
В. Они возвращают свет, если его отключили.
5. Как называют устройство на велосипеде, отражающее свет?
А. Огонек.
Б. Фонарь.
В. Катафот.
6. Почему светится катафот велосипеда?
А. Внутри сидит кошка, у неё светятся глаза.
Б. Потому что он состоит из многогранных пирамидок и отражает свет от внешнего источника.
В. Внутри горит фонарик.
7. С какого расстояния водитель может увидеть пешехода в светоотражающем жилете?
А. 4000 сантиметров.
Б. 400 метров.
В. 40 километров
Физминутка
Дорога - не тропинка,
Дорога - не канава.
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Друг другу улыбнись,
Топни правою ногой:
Раз – два – три,
Покачай головой,
Раз – два – три.
Руки вверх ты подними
И похлопай:
Раз – два – три!
(Слайд 14) Педагог: - В настоящее время существует много разных световозвращающих элементов. Их можно купить в магазине, они есть на ваших портфелях, одежде, обуви, но вы также можете сделать их сами.
4. Применение знаний, умений, навыков
Сегодня, в нашей "мастерской", мы вместе изготовим световозвращающие элементы - фликеры, чтобы всегда быть заметными на дороге.
4. (Слайд 15) Практическая работа
- Для работы вам необходимо: фоамиран, клей, ножницы, световозвращающий материал, шаблоны для изготовления фликеров.
Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, правила безопасности при работе с ножницами, клеем.
Правила безопасной работы с ножницами.
- Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
- Перед работой проверь исправность инструментов.
- Не работай ножницами с ослабленным креплением.
- Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Работай ножницами только на своем рабочем месте.
- Следи за движением лезвий во время работы.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Подавай ножницы кольцами вперед.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.
- Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
- Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Самостоятельная работа и текущий фронтальный инструктаж педагога.
(При помощи шаблонов вычерчивают элементы будущего фликера на фоамиране. Вырезают. Световозвращающие элементы выкраивают из специального материала, вырезают и приклеивают к основе при помощи клея. Прикрепляют фликер и вешают на портфели.)
Во время работы играет тихая музыка.
5. Подведение итогов занятия. (Слайд 16)
- А сейчас давайте покажем наши фликеры, которые у нас получились. У вас получились очень красивые фликеры. Теперь дома вы можете изготовить их для своих родных. Ребята, я хочу, чтобы все поняли, как важен фликер для пешеходов. Эта светящаяся фигура защитит вашу жизнь и ваше здоровье.
(Слайд 17) Все вместе:
«ФЛИКЕР детям – лучший друг на свете».
ФЛИКЕР – это без сомненья,
Знак дорожного движенья,
Что на месте не стоит,
А с тобой везде спешит.
Темноты он не боится
И от света фар искрится.
Маячок такой водитель
За версту всегда увидит.
Прикрепи к одежде ФЛИКЕР –
Это твой телохранитель!
Литература
Внеклассное мероприятие по ПДД «Светоотражающие ...урок.рф › [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vneklassnoe_meropriyatie_po_pdd_191620
Методическая разработка "Фликер. Я заметен!" - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Мультиурокmultiurok.ru › files › mietodichieskaia-razrabotka-flikie.
Методическая разработка « Я заметен!» | Юные ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. - Юид.рф
yuid.ru › metodicheskaya-razrabotka-ya-zameten
План-конспект занятия по ПДД «Светоотражающие ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru › svetotrazhayuschie-yelementy
Правила дорожного движения Российской Федерации на 2020год. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 64 с.
СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СПАСУТ ВАШУ ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.
shkola12nov.ru › news › svetootrazhayuschie-lementy-../
Соколова Елена Борисовна