Дефектное произношение оппозиционных звуков, нескольких групп. Преобладают замены и смешения нередко искажённых звуков: ш = с, р = л, б = п и т.д. До 15 звуков. | Недостаточная сформированность (несформированность в более тяжёлых случаях): с = ш, р = л, п = б. До 18 звуков. | Ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; качественно неполноценен: неправильное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов – смешения и замены по смыслу и по акустическому сходству (куст-кисть). | Недостаточно сформирован: а). Отсутствие сложных синтаксических конструкций; б). Аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. | 1. Неустойчивое внимание; 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; 3. Недостаточное развитие способности к переключению; 4. Слабое развитие словесно-логического мышления; 5. Недостаточная способность к запоминанию; 6. Недостаточный уровень развития контрольных действий. Следствия: Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Трудности формирования учебных умений: - планирования учебной работы; - определения путей и средств достижения учебной цели; - контролирования учебной деятельности; - умение работать в определённом темпе. |
Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой. Трудности овладения чтением и письмом – наличие специфических (дисграфических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других. | 1. Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами; 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; 4. Недостаточное развитие связной речи. |