12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернышева Елена Валерьевна59
Логопед. Практический психолог.
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Рабочая программа

«Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников»

(1-ый год обучения)

Разработчик программы

учитель-логопед Чернышева Елена Валерьевна


Пояснительная записка

1. Направленность программы

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

2. Причины создания программы

В настоящее время в логопедические группы учреждения зачисляются дети, имеющие логопедическое заключение общее недоразвитие речи.

Эти дети характеризуются усугубляющимися отклонениями в

Нервно-психической сфере;

Познавательной деятельности;

Поведении;

Развитии общей и артикуляционной моторики;

Развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры на ряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха – ведущими к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.

Возникла необходимость в создании новой компилятивной рабочей программы по коррекции ОНР у старших дошкольников и в нашем дошкольном учреждении.

3. Новизна программы. В настоящее время образовательный процесс в МАДОУ отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому мы приступили к активным поискам новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Актуальность. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, нами, совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, преподавателя физкультуры, преподователя изобразительной деятельности, медицинской сестры) и единства требований, предъявляемых к детям.

Педагогическая целесообразность – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе.

4. Цель и задачи программы

Цель: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Задачи:

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи старших дошкольников.

Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5-6 лет.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения (1-ый год обучения)

Формы обучения по данной программе

Фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

Индивидуальные коррекционные занятия.

Количество занятий общее 75, в неделю - 3 занятия, длительность одного занятия 25 минут.

Рабочая программа составлена на базе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида

для детей с нарушениями речи. «Коррекция нарушений речи».

Авторы: ФиличеваТ.Б., ЧиркинаГ.Т., ТумановаТ.В.и др.

Методических пособий и образовательных программ:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. В старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи. 3-й уровень.

2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения.

3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе.

Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий.

4. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников

5. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах.

6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в

логопе­дической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет).

7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи.

8. Т. Кислова; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой

По дороге к Азбуке: Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.

Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”.

Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.

Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова

Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов

Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры

Называет картинки и определяет отличия в названиях

Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух,

Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.

Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.

Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)

Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками

      • Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;

        Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи;

      • Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы;

        Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;

        Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;

        Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.

        Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.

        Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

        Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития, однако у детей иногда выявляется и второй уровень недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.

Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм: смешение падежных форм; отсутствие согласования глаголов с существительными; ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов; нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными; трудности при пользовании предложными конструкциями (часто предлоги вообще опускаются). Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений, На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т. Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (с нормальным слухом и нормальным интеллектом).

Учебно-тематический план

раздела,

темы

Название раздела, темы, содержательной линии

Кол-во занятий на изучение раздела, темы

1

«Игрушки»

2 занятия

2

«Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Понятие гласные и согласные звуки».

1 занятие

3

«Понятие предмет и действие»

1 занятие

4

Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

Понятие гласные и согласные звуки.

1 занятие

5

«Одушевленные и неодушевленные существительные».

1 занятие

6

«Геометрические фигуры»

1 занятие

7

Звук У.

1 занятие

8

«Осень»

2 занятия

9

Звук А.

1 занятие

10

«Овощи»

2 занятия

11

Звуки А -У.

1 занятие

12

«Фрукты»

2 занятия

13

Звук И.

1 занятие

14

«Дом и его части»

2 занятия

15

Звуки Н и Нь.

1 занятие

16

«Мебель»

2 занятия

17

Звуки М и Мь.

1 занятие

18

«Электрические приборы»

2 занятия

19

Звуки П и Пь.

1 занятие

20

«Семья»

2 занятия

21

Звуки Т и Ть.

1 занятие

22

«Посуда»

2 занятия

23

Звуки К и Кь.

1 занятие

24

«Рабочие инструменты»

2 занятия

25

Различаем звуки К-Т.

1 занятие

26

«Головные уборы»

2 занятия

27

Различаем звуки П-Т.

1 занятие

28

«Одежда»

2 занятия

29

Звуки П—Т—К

1 занятие

30

«Обувь»

2 занятия

31

Звуки Х и Хь.

1 занятие

32

«Зима»

2 занятия

33

«Новогодний праздник»

1 занятие

34

«Звери»

2 занятия

35

Звуки К-Х

1 занятие

36

«Домашние животные»

2 занятия

37

Звук О.

1 занятие

38

«Птицы»

2 занятия

39

Звук Э.

1 занятие

40

«Животные жарких стран»

2 занятия

41

Звуки О-Э.

1 занятие

42

«Рыбы»

2 занятия

43

Звук Ы.

1 занятие

44

Звуки И –Ы.

1 занятие

45

«Защитники Отечества»

2 занятия

46

«Продукты»

2 занятия

47

Закрепляем звуки А.О, У, И, Ы, Э.

1 занятие

48

Звуки Л, Ль.

1 занятие

49

«Весна»

1 занятие

50

«Весна». Мамин праздник»

1 занятие

51

«Транспорт»

2 занятия

52

Звуки Ль и Й.

1 занятие

53

«Город»

2 занятия

54

Звуки В, Вь.

1 занятие

55

«Театр. Музыкальные инструменты».

2 занятия

56

Звуки Ф, Фь.

1 занятие

57

«Спорт»

2 занятия

58

Звуки В-Ф.

1 занятие

59

«Профессии»

2 занятия

60

Звуки Б, Бь.

1 занятие

61

«Космос»

1 занятие

62

Звуки Б-П.

1 занятие

63

«Детский сад»

2 занятия

64

Звуки Г, Гь.

1 занятие

65

«Лес»

2 занятия

66

Звуки К-Г.

1 занятие

67

«Грибы».

1 занятие

68

«День Победы»

1 занятие

69

Звуки Д, Дь.

1 занятие

70

«Цветы»

1 занятие

71

«Насекомые»

2 занятия

72

Звук С

1 занятие

73

«Ягоды»

1 занятие

74

Звуки С, Сь.

1 занятие

75

«Лето»

2 занятия

Содержание изучаемых тем

Обучение детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи

Месяц

Неделя

Тема

Словообразование

Формирование лексико-грамматических категорий

Связная речь

1

2

3

4

5

СЕНТЯБРЬ

1-2

Обследование

3-4

«Игрушки»

Активизация словаря признаков (внешние признаки; характер, повадки; антонимы). Активизация и обогащение словаря наречий.

Образование существительных множественного числа в разных падежах. Употребление сложных предлогов (я достал мяч из-под шкафа).

Составление рассказа-описания о своей любимой игрушке по плану.

«Части тела»

Образование

прилагательных

путем

словосложения

(голубоглазый,

длинноволосый)

Использование в

речи местоимений

(мой, моя, мое — мой

нос, моя нога, мое

лицо)

Заучивание

стихотворения

«Геомет

рические фигуры»

Умение подбирать слова-антонимы

Согласование существительных в роде и числе, падеже.

Формирование простого предложения по категориям цвета, величины и формы.

ОКТЯБРЬ

1

«Осень»

Формирование

умения выделять

слова, обозначаю-

щие названия

предметов,

действий,

признаков и слов

сравнительного

анализа

Согласование

существительных с

прилагательными в

роде (желтые

листья, холодный

дождь)

Согласование

существительных с

прилагательными в

роде (желтые

листья, холодный

дождь)

2

«Овощи»

Образование

множественного

числа

существительных

(огурец — огурцы).

Понимание

обобщающего

значения слов

Согласование

прилагательных с

существительными в

роде, числе, падеже

(красный помидор —

красные помидоры —

много красных

помидоров)

Составление

предложений

описательного

характера об

овощах.

3

«Фрукты»

Образование

множественного

числа

существительных

(яблоко — яблоки).

Понимание

обобщающего

значения слов

Согласование

прилагательных с

существительными в

роде, числе, падеже (зеленое яблоко-зеленые яблоки-много зеленых яблок)

Составление

предложений

описательного

характера

фруктах

4

«Дом и его части»

Образование

сравнительной

степени

прилагательных. Умение подобрать

слова-антонимы

Согласование

прилагательных с

существительными в

роде, числе, падеже

Сравнение

предметов (с

выделением

сходства и

различия).

НОЯБРЬ

1

«Мебель»

Образование

сравнительной

степени

прилагательных

(мягкий — мягче)

Закрепление навыка

использования в

речи предлогов (в,

на, над, из, под, с)

Умение

сравнивать

предметы по

их различным

или сходным

качествам

(стул - кресло).

2

«Электрические прибо

ры»

Образование

приставочных

глаголов (включить, выключить)

Образование сложных слов (кофеварка- кофе варит).

Составление творческого рассказа «Как нам помогают бытовые приборы?»

3-4

«Семья»

Образование

прилагательных

путем

словосложения

(голубоглазый,

длинноволосый)

Использование в

речи местоимений

(мой, моя, мое — мой

нос, моя нога, мое

лицо)

Заучивание

стихотворения

«Посуда»

Образование

существительных

с помощью

суффиксов

(название

предметов в за-

висимости от

назначения: сахар

— сахарница, хлеб

— хлебница)

Образование формы

творительного

падежа (что с чем?

— чашка с чаем, та-

релка с супом).

Различение и

выделение названий

признаков по

назначению (какой?

какая? какие?)

Составление

описательных

рассказов

«Рабочие инстру

менты»

Образование

существительных

с уменьшительно-

ласкательными

суффиксами.

Образование притягательных прилагательных (маляр

ные, врачебные).

Составление рассказа описания по схеме.

ДЕКАБРЬ

1

«Голов

ные уборы»

Образование качественных прилагательных (шляпа-форменная, телая, легкая, удобная, яркая, старинная).

Образование однокоренных слов (шляпа-шляпка, шляпный магазин). Образование отностельных прилагательных.

Составление предложений из набора слов.

2-3

«Одежда»

Образование

приставочных

глаголов (шить —

зашить, подшить,

вышить, пришить)

Согласование

существительных

мужского и женского

рода с притяжатель-

ными

прилагательными

(мой шарф, моя шуба,

мое пальто)

Закрепление

навыка

составления

простого

предложения.

Составление

описательного

рассказа

 

«Обувь»

Образование

существительных

с уменьшительно-

ласкательными

суффиксами. Образование

относительных

прилагательных.

Согласование

существительных

мужского и женского

рода с притяжатель-

ными

прилагательными

Закрепление

навыка

составления

простого

предложения

Составление

описательного

рассказа

4

«Зима»

Умение

образовывать

сравнительную

степень прила-

гательных

(холодный —

холоднее, белый —

белее)

Согласование

прилагательных с

существительными

(рыжая белка,

колючий еж)

Совершенство

вание навыка

составления

рассказа.

«Новогодний празд

ник»

Образование

существительных

с уменьшительно-

ласкательными

суффиксами (елка

— елочка)

Употребление в речи

глаголов в

единственном и мно-

жественном числе

настоящего и

прошедшего време-

ни (дети украшают

елку, дети украшали

елку)

Умение

расширить

предложение

путем

введения однородных

членов

ЯНВАРЬ

1

Праздничные каникулы

2

«Звери»

Образование

существительных

с помощью

суффиксов

-ата, -ята. -опок, -

енок (бельчонок—

бельчата)

Практическое

употребление

притяжательных

прилагательных

(лисий хвост, волчьи

зубы)

Овладение

диалогическо

й формой

общения

(драмати-

зация сказки

«Теремок»)

3

«Домаш

ние живот

ные»

Образование

существительных

с суффиксами -

онок, -елок, -ята

(теленок — те-

лята)

Усвоение навыка

образования

притяжательных

прилагательных

(кошачьи глаза,

лошадиный хвост)

Пересказ

коротких

рассказов.

4

«Птицы»

Согласование

существительных

с глаголами един-

ственного и

множественного

числа настоящего

и прошедшего

времени (утка

плавает — утки

плавают)

Согласование

существительных с

прилагательными в

роде, числе, падеже

(желтый

цыпленок— желтые

цыплята)

Овладение

навыками составления

простого

предложения и

описательного

рассказа

ФЕВРАЛЬ

1

«Живот

ные жарких стран»

Образование

существительных

с суффиксами -

онок, -елок, -ята

Усвоение навыка

образования

притяжательных

прилагательных

Сравнение двух животных, например жирафа и бегемота

2

«Рыбы»

Образование

существительных

с уменьшительно-

ласкательными

суффиксами

Практическое

употребление

притяжательных

прилагательных

(рыбьи глаза, рыбья чешуя)

Составление рассказа-описания по предлагаемой

схеме

3

«Защит

ники отечес

тва»

Использование в

речи предлогов (в,

на, под, из, по)

Согласование

числительных с

существительными

Составление

рассказа по

серии картин

4

«Продук

ты»

Образование

относительных

прилагательных

(яблочный сок,

кабачковая икра)

Изменение

окончаний су-

ществительных в

винительном,

дательном твори

тельном падежах.

Заучивание

стихотворения

МАРТ

1

«Весна»

Образование

сравнительной

степени

прилагательных

(теплый —

теплее, быстрый

— быстрее)

Различение и

выделение

признаков по

вопросам (какой?

какая? какие?)

Составление

рассказа по серии картин

«Мамин день 8 Марта»

Образование

существительных

с уменьшительно-

ласкательными

суффиксами

Усвоение

многозначных слов

(шляпка — у гриба, у женщины, у гвоздя)

Заучивание

стихотворения

2

«Транс

порт»

Закрепление

навыка упот-

ребления слов-

антонимов

(быстро —

медленно, далеко

— близко)

Согласование

притяжательных

местоимений мой,

моя с

существительными

(мой самолет, моя

машина)

Составление

простого описания

предмета

3-4

«Город»

Умение

образовывать

сравнительную

степень прила-

гательных.

Согласование числительных с существительным в роде, числе, падеже.

Рассказ о том, мимо чего проходишь, когда направляешься в детский сад.

«Театр. Музыкальные инстру

менты»

Образование

множественного

числа

существительных.

Согласование

притяжательных

местоимений мой,

моя с

существительными.

Умение

расширить

предложение

путем

введения од-

нородных

членов.

«Спорт»

Закрепление

навыка упот-

ребления слов-

антонимов.

Согласование числительных с существительным в роде, числе, падеже. Образование сложных слов (бегает на коньках – конкобежец)

Составление предложений из набора слов.

АПРЕЛЬ

1

«Профес

сии»

Изменения

окончаний жен-

ского рода,

мужского рода в

согласовании с

глаголом

настоящего и

прошедшего

времени (учитель

учит -учительница

учила)

Практическое

употребление в речи

названий профессий

Составление

предложений

по

демонстриру

емому действию

2

«Космос»

Образование существительных мн. числа, прилагательных от существительных.

Употребление в речи

глаголов в

единственном и мно-

жественном числе

настоящего и

прошедшего време-

ни

Развитие монологической речи.

3

«Дет

ский сад»

Формирование

умения выделять

слова, обозначаю-

щие названия

предметов,

действий,

признаков и слов

сравнительного

анализа.

Образование существительных в разных падежах. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (убирают игрушки, убрали игрушки)

Составление рассказа о детском саде.

4

«Лес. Грибы»

Образование

притяжательных

прилагательных

(лисья нора, беличье

дупло). Образование

относительных

прилагательных

(березовый,

дубовый)

Согласование

существительных с

прилагательными в

единственном и

множественном

числе (сосновая

шишка, сосновые

шишки).

Составление

предложений

по картинкам,

опорным

словам.

Составление

диалога, освоение

диалогическо

й формы речи.

МАЙ

1

«День Победы»

Дифференциация глаголов несовершенного вида единственного и множественного числа (бегут-бежит, стреляют-стреляют, марширует-маршируют)

Согласование

существительных с

глаголами в на-

стоящем времени: солдат (что делает?) служит…

Заучивание стихов к праздничному дню.

2

«Цветы»

Образование

прилагательных с

помощью уменьши-

тельных суффиксов:

-еньк, -енок, -онок

Согласование

существительных с

прилагательными

(синий колокольчик,

белая ромашка).

Усвоение

притяжательных

местоимений (мой,

моя)

Рассказ-описание.

Усвоение понятия о

сложном предложении

3

«Насе

комые»

Образование

глаголов с

приставками (на-,

по-, вы-, с-, пере-

Согласование

существительных с

глаголами в на-

стоящем времени.

Формировани

е навыка составления

короткого рассказа

4

«Ягоды»,

«Лето»

Формирование

умения выделять

слова, обозначаю-

щие названия

предметов,

действий,

признаков и слов

сравнительного

анализа

Согласование

существительных с

прилагательными в

роде

Составление

предложений

с

использовани

ем опорных

картинок

Обучение детей грамоте и формированию навыков

звукового анализа и синтеза

Месяц

Неделя

Тема занятия

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом

Сентябрь

1-2

Обследование

3

Органы артикуляции

Развитие слухового внимания и

фонематического восприятия на

материале неречевых звуков

4

Понятие гласные и согласные звуки.

Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

Октябрь

1

Звук У.

Выделение гласного звука [у] в

начале слова (утка, удочка,

улица).

2

Звук А.

Выделение гласного звука [а] из потока звуков

3

Звуки А -У.

Звуковой анализ слогов ау-уа

4

Звук И.

Выделение гласного звука [и] в

начале слова (Ира, ива, индюк,

игра).

Ноябрь

1

Звуки Н и Нь.

Выделение звука среди других

согласных звуков. Позиция звука

в слове (начало, середина, конец) Определение наличия или от-

сутствия звуков [н], [н'] в словах.

2

Звуки М и Мь.

Выделение согласного звука [м]

в конце слова. Выделение согласных звуков [м], [м'] в начале слова.

3

Звуки П и Пь.

Определение наличия или от-

сутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па. Определение места звука в слове (начало, конец).

4

Звуки Т и Ть.

Выделение звука [т] в потоке

звуков. Позиция звука в слове.

Звуковой анализ слова том. Различение твердых и мягких звуков [т], [ть].

Декабрь

1

Звуки К и Кь.

Выделение звука [к] из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова кот. Различение твердых и мягких звуков [к], [к']. Звуковой анализ слова кит.

2

Различаем звуки К-Т.

Формировать умения дифференцировать звуки [к], [т], выделять первый и последний звуки в слове.

3

Различаем звуки П-Т.

Формировать умения дифференцировать звуки [п], [т], выделять первый и последний звуки в слове.

4

Звуки П—Т—К

Формировать умения дифференцировать звуки [п], [т], [к], выделять первый и последний звуки в слове.

Январь

1

Праздничные каникулы

2

Звуки Х и Хь.

Выделение согласного звука [х]

среди других звуков. Определение позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец слова). Различение твердых и мягкихзвуков [х], [х']. Звукослоговой анализ слова мухи.

3

Звуки К-Х

Дифференциация звуков [к], [х].Анализ и синтез слогов: ах-ха, ук-ку.

4

Звук О.

Выделение звука [о] в потоке

звуков, а также в начале слова

(осы, Оля, ослик, окна).

Февраль

1

Звук Э.

Выделение гласного звука [э] в

начале слова (Эдик, этаж, экран,

эхо)

2

Звуки О-Э.

Дифференциация звуков [о], [э]. Анализ и синтез слогов: оэ-эо.

3

Звук Ы.

Выделение гласного звука [ы] в потоке звуков, а также в конце слова (губы, банты).

4

Звуки И –Ы.

Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [и], [ы], развивать фонематический слух, учить выделять гласный звук в середине и в конце слова.

Март

1

Закрепляем гласные звуки

Рзвивать фонематический слух, формировать навыки анализа и синтеза слогов.

2

Звуки Л, Ль.

Звуки Ль и Й.

Определение позиции звука [л] в словах (начало, конец). Звукослоговой анализ слова лук. Дифференциация звуков [л'], [й].

3

Звуки В, Вь.

Определение позиции звука [в] в

слове (начало, середина). Зву-

ковой анализ слова ива. Различение твердых и мягких звуков [в], [в'].

4

Звуки Ф, Фь.

Различение твердых и мягких звуков [ф], [ф'].

Апрель

1

Звуки В-Ф.

Дифференциация звуков [в], [ф]

2

Звуки Б, Бь.

Выделение звука среди других

согласных. Определение позиции

звука [б] в слове (начало,

середина). Звуковой анализ слогов аб-би.

3

Звуки Б-П.

Полный анализ односложного

слова Бим.

4

Звуки Г, Гь.

Определение наличия или отсутствия в слове звука [г]. Различение твердых и мягких звуков [г], [г']. Звуковой анализ и синтез слов.

Май

1

Звуки К-Г.

Дифференциация звуков [к], [г]. Звуковой анализ слова кони.

2

Звуки Д, Дь.

Выделение звука среди других

согласных звуков. Различение твердых и мягких звуков [д], [д']. Звуковой анализ слова дом.

3

Звук С

Определение наличия или отсут-

ствия звука [с] в словах. Нахождение места звука [с] в словах.

4

Звуки С, Сь.

Различение твердых и мягких

звуков [с], [сь]. Звукослоговой

анализ слова гуси.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

Конспект фронтального занятия

по грамматическому строю и связной речи

(старшая логопедическая группа)

Тема: «Знакомство с понятием «слово – предмет»

Различение живых и

неживых предметов»

Цель: Практическое усвоение слов, обозначающих предмет.

Задачи:

1. Ознакомить с понятием «слово – предмет».

2. Сформировать понятия «живой – неживой».

3. Научить соотносить предметы с вопросами Кто? Что?

4. Учить выделять предмет в речевом потоке.

5. Познакомить с условным обозначением слова-предмета.

6. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, кукла, конфеты, яблоки, печенье, карточки жёлтого цвета.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Дети стоят по линии ковра.

- Саша, дай предмет! А я не сказала карандаш, не сказала машинку.

- Мальчик, подойди ко мне! Можно ли выполнить мою просьбу? Нет. Я не назвала имени ребёнка. Людей называют по имени, чтобы не перепутать.

- Почему Саша не смог дать предмет? Потому что я не назвала предмет.

2. Ознакомление с понятием «слово – предмет».

- Внимательно послушайте стихотворение:

Домик, Кочка, Квочка. Кошка.

Роща. Ягода. Лукошко.

Веник. Банька. Санька. Венька.

Вот и вышла деревенька.

На доску выставляется панно.

- Найдите на рисунке всё, что названо в стихотворении. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого из них есть своё название – слово.

- Предметы мы можем увидеть, потрогать, съесть. А слово можно увидеть, потрогать, съесть? Сейчас буду угощать вас словами: конфета, яблоко, печенье. Наелись? – Нет. А сейчас угощу предметами (каждому ребёнку положить конфету, яблоко, печенье). Можно угостить предметами, а словами – нет.

3. Усвоение понятий «живой – неживой».

Выставляется кукла.

- Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она — неживая. Она — кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы ... (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных.

- Это — живые существа. Если мы не знаем названия живот­ного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

Ответы детей.

- У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слы­шать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

У детей на столах картинки с изображением живых и неживых пред­метов.

- Посмотрите на картинки. Поднимите руки те, у кого на картинке изображён живой предмет? Почему он живой? Задайте вопрос: кто? или что?

4. Соотнесение предмета и слова, выделение слов в речевом потоке.

Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это? Дети называют предмет. Логопед подчёркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает, сколько он назвал слов (1).

- Предмет один и слово одно.

Тоже с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул).

- Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом.

5. Физминутка.

Координация речи с движением.

Два хлопка над головой – раз, два.

Два хлопка перед собой – раз, два.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

А потом мы отдохнём

И свои места займём.

6. Игра «Что или кто это?» - узнавание предметов по части и упражнение в постановке вопросов к «живым и неживым» предметам по данному логопедом образцу.

Дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это?

7. Условное обозначение слова – предмета.

- Сядет тот, кто назовёт живой предмет. Сколько всего слов вы назвали? Ах, как жалко, что не посчитали! Давайте каждое слово – предмет будем обозначать карточкой жёлтого цвета. У вас на столах они лежат. Называйте неживые предметы и кладите перед собой карточку вместо слова, потом посчитаем, сколько слов вы назвали.

8. Итог.

- Что такое предмет?

- Какие бывают предметы?

- Как мы их различаем?

- Каждый предмет называется чем?

- Как называются слова, которые называют предмет?

- Чем мы их обозначаем?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению

(старшая логопедическая группа)

Тема: «Звук и буква А»

Цель: Обучение детей чтению и письму слов и предложений с буквой А.

Задачи:

Учить чётко произносить звук А.

Выделять начальный ударный гласный звук из слов.

Познакомить с печатным написанием буквы А.

Дать представления о том, что звук и буква А мо­гут находиться в слове в начале, в середине, в конце.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Развивать мелкую моторику.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, панно: звуковые дома — красного, си­него и зеленого цветов, кукла, цветные карандаши, тетради.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

- Назовите гласные и согласные звуки.

2. Сообщение темы занятия.

- Это девочка Аня. Сегодня Аня познакомит нас со звуками и буквами.

3 Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.

- Когда Аня укачивает куклу, она поёт песенку, послушайте её: А-А-А. Что я сейчас произнесла? (Звук А.) А как вы догадались, что это звук? (Звуки слышатся и произносятся.) Произнесите этот звук (хором, индивидуально). Сегодня Аня идёт в гости к звуку А, который живёт в Звуковом городе. Мы пойдём по дорожке, и будем петь песню: А-А-А. Посмотрите в свои зеркала. Что происходит с нашим ротиком? Ротик открыт широко, губки сделали воротца для воздуха, их форма напоминает большой круг. Язычок спокойно лежит во рту. Воздух легко проходит через рот, воздуху ничего не мешает, горлышко дрожит (проверяем, прикладывая руку). Если во рту нет преграды воздуху, и звук можно петь, значит, он какой? (Гласный). Повторите. (На доску выставляется панно: Звуковые дома — красного, си­него и зеленого цветов. В окошках домов квадратики такого же цвета.) Вот мы уже в Звуковом городе. Но как же нам найти звук А. Ребята, вы помните, в каком доме он живёт – в красном, синем или зелёном? (В красном.) Как мы обозначаем гласные звуки? (Красным квадратом.)

4. Выделение звука А на слух (с закрытыми глазами).

- Поднимите красный квадрат, если услышите звук А:

А) из ряда гласных: ау, уа, аи, иа, оа, АО, уи, Ио, ауи, иуа, уиа …

Б) из слов: август, осень, луна, волк, бант, арбуз, бинт…

5. Выделение ударного начального гласного в слогах, словах.

- Какой звук спрятался в начале слов:

Ах, ох, ух, их, эх, ум, ам, он, Аня, Оля, Уля…

6. Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, Левой рукой поочерёдно загибать пальчики правой руки.

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

7. Произношение слов со звуком А, определение позиции звука.

-Вот картинки, которые нарисовала Аня (лист 1):

Назовите рисунки (аист, рак, лиса).

Назовите звук, который слышится в каждом из этих слов (.А).

Назовите слова еще раз, и подольше тяните звук А (ааист, раак, лисаа).

- Названия картинок, которые вы рассмотрели, обозначены здесь в виде прямоугольников. Звук А в этих словах изображается красным квадратом. Звук А в словах может находиться в начале, в середине, или в конце:

Назовите слово, где звук А находится в начале (аист).

Назовите слово, где звук А находится в середине (рак).

Назовите слово, где звук А находится в конце (лиса).

Подойди и покажи на листе схему слова, которая под­ходит к картинке АИСТ.

То же по картинкам РАК и ЛИСА.

8. Знакомство с буквой А

- Все слова состоят из звуков, но в книге звуков нет. Там только закорючки какие-то. Звук А хочет нам сказать, что это буквы. Буквами записываются звуки. У каждого звука есть свой письменный знак, есть он и у звука А. Это буква А. Букву видят и пишут, в отличие от звука, который слышат и произносят.

Посмотрите на букву А.

Заяц взял две веточки

И связал их ленточкой.

На что ещё похожа буква А? (На ракету, крышу дома…) Давайте выложим букву А из палочек. Какую букву вы выложили? Перед вами буква А. Обведите букву пальчиком по направлению стрелочек, а рядом соедините точки карандашом в таком же направлении. Какого цвета карандаш мы возьмём? Почему? (Буква А – письменный знак звука А.) Напишите три буквы А в тетрадях.

9. Место буквы в слове.

Показать детям лист 2.

- Назовите изображённые предметы (аквариум, белка, шар). В схемах слов звук А обозначен теперь не красным квадратом, а буквой А. Буква А, как и звук, может находиться в словах в начале, в середине и в конце. (Логопед вызывает детей с тем, чтобы они показали схемы слов, которые подходят к названию каждой из картинок АКВА­РИУМ, БЕЛКА, ШАР.)

- Кукла Аня уже устала, Давайте попрощаемся с ней и со звуком А.

10. Итог.

- Кто был у нас в гостях?

- К кому мы ходили в гости?

- Дайте характеристику звуку.

- Чем буква отличается от звука?

- Чем они похожи?

- Какие картинки нарисовала Аня?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3:

Конспект фронтального занятия

по лексической теме

(старшая логопедическая группа)

Тема: «Овощи»

Цель: Развитие грамматического строя речи, используя лексический материал по теме «Овощи».

Задачи:

Расширять и активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов по данной теме;

Развивать умение образовывать собств. и нарицат. имена существительные с помощью уменьш.-ласкат. суф.;

Дифференцировать и использовать в речи предлоги, обозначающие направление действия: В, ИЗ;

Употреблять имена сущ. ед.ч. в винительном падеже;

Обучать составлению описательных рассказов на основе символического плана-схемы.

Оборудование: муляжи овощей, 2 корзины - большая и маленькая, посуда, бумага, карандаши, предметные картинки, схема для составления описательного рассказа.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

- Здравствуёте, ребята. Сейчас мы будем играть в игру. Пусть тот, кому я кину мяч, ласково назовёт своего соседа слева. Если назовёт правильно, сядет на место.

2. Подбор слов, обозначающих действие с объектом.

- Ребята, наступила осень, пора собирать урожай. Я приглашаю вас в огород, будем собирать урожай? Как одним словом можно сказать, что растёт в огороде? – Овощи.

Логопед достаёт корзину с овощами, читает стихотворение:

Осень щедрую рукою одарила нас с тобою,

И на каждой грядке выросли загадки.

Дети по очереди отгадывают загадки, находят названный овощ в корзине и забирают его.

- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

- Я важный и сочный, у меня красные щёчки. (Помидор)

- Надо поклониться низко, чтобы вытащить… (Редиска)

- Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

- Жёлтый, а внутри он бел,

Даст пучок зелёных стрел.

Лишь порежь его,

Тотчас слёзы выступят из глаз. (Лук)

- От дождя земля намокла, вылезай толстушка …(Свёкла)

- Собирали мы в лукошко очень крупную … (Картофель)

- Вот зелёный толстячок – крупный, сладкий … (Кабачок)

- И красавец-великан – тёмно-синий … (Баклажан)

- Внучка за бабку, бабка за дедку, вытащил дедка большую… (Репа)

- Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох)

- А на этой грядке решил сыграть в прятки зелёный хитрец, молодой …(Огурец)

- Девочки назовут нам овощи, которые растут на земле, а мальчики назовут овощи, которые растут в земле.

Логопед предлагает детям сказать, какие из этих овощей выдёргивают, выкапывают, срывают, снимают, срезают. (Если данный вид работы вызывает у детей сложности, можно каждое действие сопровождать определёнными жестами, а затем провести хоровое проговаривание слов-действий.)

2. Употребление сущ. в В.п.

- Все овощи разные по цвету. Пусть каждый посадит свой овощ в огороде и скажет, какой по цвету, овощ он посадил: «Я посадила в огороде красный помидор. Я посадил в огороде оранжевую морковку». И т.д.

3. Образование нарицат. и собств. сущ. с помощью ум.-ласкат. суф.

- А теперь все овощи нужно рассортировать, т.е. поделить на маленькие и большие. Большие овощи сложим в корзину, а маленькие в корзиночку.

Дети раскладывают овощи и комментируют свои действия: « Я положил в капусту в корзину, а капусточку в корзиночку» и. т.д.

- Сейчас будем дарить своим друзьям маленькие овощи, называя друг друга ласково. Например: «Я подарю Анечке помидорчик» и.т.д. 

5. Физ. минутка

Дети повторяют стихи вслед за логопедом, выполняя соответствующие движения:

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали (приседание),

Выдернули всю морковку (наклон),

Срезали капусту ловко

И в корзине от земли

Вам подарок принесли.

6. Дифференциация предлогов В, ИЗ.

Логопед предлагает поиграть в непослушных детей, которые делают всё наоборот. Один ребёнок складывает овощи (помидор, огурец, свёкла и т.д.) в расставленные перед ним ёмкости (кастрюля, миска, банка, корзина и т.д.), другой вынимает. Оба комментируют свои действия: «Я кладу помидор в корзину. – Я вынимаю помидор из корзины». И т.д.

7. Составление описательных рассказов.

- Мы будем загадывать загадки про овощи, а помогут нам карточки-подсказки. Они подскажут нам, что надо говорить сначала, а что потом.

Карточка №1. Цвет овоща.

Карточка № 2. Форма овоща.

Карточка № 3. Величина овоща.

Карточка № 4. Вкус овоща.

Карточка № 5 Где растёт: на земле или под землёй.

Карточка № 6. Как этот овощ можно употреблять в пищу.

Например: «Этот овощ жёлтый, круглый, маленький, сладкий, растёт в земле. Его можно есть сырым. Это …(репа).

8. Итог.

- Скажите одним словом, что растёт в огороде?

- Какие овощи растут в земле, а какие на земле?

- Куда можно положить овощи?

- Откуда их можно достать?

- Нарисуйте овощ, который вы подарили своему другу.

Список литературы, используемой для работы по данной программе:

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008.

2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда (Коррекционная педагогика). – М.: Гуманит. Центр «Владос», 2005.

3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М.: Академия, 2006.

4. Кузнецова Е.В.,Тихонова И.А. Обучение детей грамоте с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2008

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

6. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб: Литера, 2001

7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкоьников. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.

8. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009.

9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

10. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.

11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

12. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009

Учитель-логопед ________ Чернышева Е.В.

25

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Климова Елена Викторовна, 28.12.17 в 00:20 0 Ответить Пожаловаться
Очень полезно. Во многом согласна. Спасибо.
Чернышева Елена Валерьевна, 29.12.17 в 02:43 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо. Я рада, что пригодилось)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.