12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вовк Людмила Ивановна509
8

Урок на тему «Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"»

Тема урока: Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: используя элементы медиатехнологий, технологии критического мышления, рассмотреть художественные особенности изображения лагерной жизни в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление обучающихся о трагизме исторической эпохи, описанной в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев произведения.

Развивающие: развивать исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа художественного произведения, умение аргументировать свою точку зрения, развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать информацию); совершенствовать умение работать в парах и малых группах.

Воспитательные: вызвать эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение, воспитывать вдумчивого читателя, ответственного за судьбу Родины, умеющего сохранять собственное достоинство в трудных жизненных обстоятельствах.

Формирование УУД:

Предметные УУД:

- уметь воспринимать, анализировать прочитанное, увиденное; интерпретировать авторскую картину мира, отражённую в художественном произведении, на уровне эмоционального и интеллектуального осмысления;

- прийти к решению проблемных вопросов в ходе исследовательской деятельности;

- выявить и проанализировать авторскую оценку событий и поступков героев;

- осмыслить характер авторских взаимоотношений с читателем;

- уметь обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Личностные УУД:

- готовность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

- осознанное ценностное отношение к своей жизни и жизни других людей, восприятию картины мира;

- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия литературы XX века.

Метапредметные УУД:

Регулятивные действия: ученик развивает навыки ставить цель деятельности, выдвигать версии решения проблем; анализировать условия достижения цели на основе учёта предлагаемых ориентиров действий в новом учебном материале; определять действия в соответствии с поставленными учебными задачами; предвосхищать результат работы; оценивать свою деятельность, соотносить реальные и планируемые результаты деятельности; делать выводы.

Познавательные действия: ученик развивает умение анализировать, обобщать факты; строить доказательства; аргументированно излагать полученную информацию; интерпретировать её в контексте решаемых учебных задач; свободно ориентироваться в тексте художественного произведения; понимать авторскую картину мира.

Коммуникативные действия: ученик научится брать на себя инициативу в организации совместной работы, строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности; соблюдать правила культурного ведения диалога; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, учитывая разные мнения; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные (беседа, работа с текстом), наглядные (медиатекст), практические (текстоцентрический анализ, задания на материале медиа).

По характеру познавательной деятельности: элементы педагогической технологии развития критического мышления («Мозговой штурм», кластер, «Ассоциативная цепочка», «Культурологическая дилемма», «Микрофон», «Двойной дневник», «Дерево мнений»); репродуктивный, проблемно-поисковый.

По степени взаимодействия учителя и обучающихся: самостоятельная работа (работа в парах, малых группах), беседа.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Формы проверки планируемого результата: индивидуальный контроль, фронтальный, уплотнённый, взаимоконтроль.

Метапредметные связи: история, обществознание, МХК.

Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная технология, технология медиаобразования.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:

После знакомства с жизнью и творчеством писателя А.  И. Солженицына обучающимся предлагается самостоятельно прочитать повесть «Один день Ивана Денисовича», прослушать видеолекцию российского писателя, журналиста, учителя словесности Дмитрия Быкова о данном произведении. Учителю литературы при подготовке к данному уроку необходимо подготовить раздаточный материал, посмотреть и проанализировать материалы Интернет-ресурсов (ссылки на источники приведены в списке использованной литературы).

На данном уроке к работе привлечены все обучающиеся, поэтому перед учителем стоит задача продумать условия, при которых будет создан психологический комфорт для обучающихся, возможность передвигаться во время работы в малых группах.

Материально-техническое обеспечение содержания урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку Power Point (Приложение 4), фрагмент художественного фильма «Один день Ивана Денисовича» (режиссёр Каспар Вреде, Норвегия, 1970 год. Приложение 5), глобальная компьютерная сеть Интернет, раздаточный материал, карточки-задания для групп (Приложения 1, 2, 3), текст повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

 

ХОД УРОКА

Мотивация (организационный момент). (Слайд 1)

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Рада видеть всех вас и надеюсь на продуктивное сотрудничество на сегодняшнем уроке.

II. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя.

Мы поговорим сегодня с вами о непростом произведении Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которое вы прочитали дома. (Слайд 2)

Приём «Мозговой штурм»

Давайте попробуем продолжить предложение: «Произведения «Один день Ивана Денисовича» не было бы, если бы не…» (Примерные ответы: если бы не своеобразный период в истории СССР с середины 1950-х до середины 1960-х г.г., вошедший в историю под альтернативным названием «хрущёвская оттепель», если бы произведение не попало бы в руки А. Т. Твардовского, если бы сам А. И. Солженицын не имел лагерный опыт, если бы не было системы ГУЛАГ.) (Слайд 3)

III. Подготовка к вхождению в текст.

Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова русского поэта XX века, прошедшего сложный жизненный и творческий путь, Бориса Пастернака «И дольше века длится день». Как вы думаете, почему взяты именно эти строки стихотворения? (Примерный ответ: в описании одного дня заключённого Ивана Шухова показана вся античеловеческая сущность лагерной жизни, изображена суровая, ужасающая жизнь заключённых, существующая параллельно с обычной жизнью; это обычный день из трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней срока, который получил Иван Денисович Шухов.) (Слайд 4)

Слово учителя.

Совершенно верно, Александр Твардовский сказал о произведении так: «Описан один день, но о тюрьме сказано все». Александр Солженицын свой замысел объясняет следующим образом: «Как это родилось? Просто такой лагерный день, тяжёлая работа, таскал я носилки с напарником и думал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днём. И будет всё. Эта мысль родилась у меня в 52 году. Семь лет она лежала так просто. Попробую-ка я написать один день одно­го зэка. Сел, и как полилось! Со страшным напряжением». Вначале писатель назвал свое произведение «Щ-854 (Один день одного зэка)». Слово «Зэк» обозначает сокращение ЗК, то есть «заключённый». В по­слевоенных лагерях «политические» осуждённые, то есть осуждённые по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР за контрреволюционную деятельность, например, за «шпионаж», «измену Родине», любую «антисоветскую деятельность», обязаны были носить на своей одежде нашивки с номерами, обращались к заключённым тоже по номерам. Главный герой повести Иван Денисович Шухова имеет лагерный номер Щ-854. (Слайд 5)

Фронтальная беседа.

Какие ещё исторические понятия связаны с 50-ми годами XX столетия? (Примерный ответ: сталинский режим, новая волна репрессий, тоталитарное государство, тоталитарный режим, репрессии.)

IV. Вхождение в тему урока. Объявление темы урока.

Слово учителя.

Произведение «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын считал рассказом, но по масштабам это повесть жанр определил Александр Трифонович Твардовский, который первым прочитал произведение и способствовал его появлению в 11 номере журнала «Новый мир» в 1962 году. Повесть была задумана писателем в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 года, написана в 1959 году.

Впервые в литературе была открыта лагерная тема и поставлен ключевой для писателя вопрос о русском народе. Мы поговорим сегодня на уроке о своеобразии раскрытия «лагерной» темы в повести. Давайте откроем тетради, запишем дату и тему нашего урока. Посмотрите на тему урока, попробуйте определить цели нашей работы. (Примерный ответ: проанализировать произведение, дать оценку поступкам героев, рассмотреть художественные детали, найти ключевые проблемы.) (Слайд 6)

Приём «Ассоциативная цепочка».

Чтобы настроить себя на работу с текстом, давайте с помощью приёма «Ассоциативная цепочка» обобщим читательское восприятие текста. Подберите ассоциативные образы лагерного мира, которые возникли в вашем сознании после прочтения произведения. (Примерный ответ: барак, фонари и колючая проволока, ад, бушлаты с номерами, голод, посылки, надежда, смирение, отчаяние, каторга, лагерь, зона, зэки, смерть, болезнь, баланда, надзиратель, пайка, деградация, собаки.) (Слайд 7)

V. Практикум. Осмысление текста через проблемный вопрос.

Чьими глазами мы увидели ужасы лагерной жизни? (Примерный ответ: лагерная жизнь описана глазами заключённого Ивана Шухова.) (Слайд 8)

В повести много героев, почему именно глазами Шухова описана жизнь в лагере? (Примерный ответ: Иван Денисович типичный герой, таких, как он, в лагере тысячи, чтобы продлить себе жизнь, он признаётся в измене Родине, терпит в лагере лишения, унижается, приспосабливается к ситуации, при всём этом пытается сохранить человеческое лицо.)

Приём «Займи позицию». (Слайд 9)

Современный русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, а также учитель словесности Дмитрий Быков, с видеолекцией которого вы познакомились дома, назвал Ивана Шухова «терпилой». Сетевой Многофункциональный и многоязычный словарь и тезаурус Викисловарь даёт следующие определения этой лексеме [6]:

1. жарг., пренебр. слабый человек, не способный постоять за себя

2. крим. жарг., пренебр. жертва преступления, потерпевший

3. крим. жарг. заключённый-диссидент

С каким определением лексемы «терпила» можно соотнести образ Ивана Шухова? Почему?

Кроме Шухова в повести показаны и другие герои. Мы поработаем сейчас в парах, у вас на столах лежат карточки с заданиями, внимательно прочтите их и заполните таблицы.

Приём «Работа в парах» (Приложение 1). (Слайд 10)

Карточка 1. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Шухов

 

Примерный ответ:

Сфабрикованное дело, обвинён в немецком шпионаже после побега из плена.

Пытается выжить, приспосабливается, услуживает, трудолюбивый, хозяйственный, ведёт себя тихо и смирно, помогает другим.

Карточка 2. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Кавторанг Буйновский

 

Примерный ответ:

Один из многих военных, севших за измену Родине.

Бунтует, борется за свои человеческие права, не принимает условия лагерной жизни, «здоровье уже подводит».

Карточка 3. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Баптист Алёшка

 

Примерный ответ:

Сидит за религиозные убеждения.

Спокойный, безобидный, «с ясными глазами», спорит только в вопросах веры.

Карточка 4. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Кинорежиссёр Цезарь Маркович

 

Примерный ответ:

Представитель советской интеллигенции, «Когда-то картины снимал для кино, но и первой не доснял, как посадили».

Получает богатые посылки, откупается от тяжёлой работы, сторонится остальных заключённых.

Карточка 5. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Гопчик

 

Примерный ответ:

Носил молоко в лес бандеровцам.

Деловая хватка, не упустит возможности урвать кусок, «будет лагерник с большим будущим».

Карточка 6. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Бригадир Тюрин

 

Примерный ответ:

Отец Тюрина был кулаком, «арестован в год победы колхозного строя».

Пользуется глубоким уважением, отстаивает интересы бригады.

Карточка 7. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Фетюков

 

Примерный ответ:

Бывший высокий начальник, репрессирован.

Деградирует, «шакал», безвольный, лижет тарелки, плачет.

Карточка 8. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Ю-81

 

Примерный ответ:

Старый каторжанин, всю свою жизнь провёл по ссылкам, видимо сидит сразу после революции.

Ни перед кем не гнётся, вызывает уважение остальных, «видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком», всегда кладёт хлеб на чистую тряпицу.

Карточка 9. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Стенька Клёвшин

 

Примерный ответ:

Находился в концлагере в Бухенвальде, где организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Находится в зоне за «измену Родине».

Глуховат, поэтому почти всегда молчит, трудолюбив, имеет чувство достоинства.

Карточка 10. Заполните таблицу

Герой

Причина, по которой находятся в лагере

Черты характера, как себя ведут в лагере

Латыш Кильдигс,

два эстонца

 

Примерный ответ:

Кильдигс отбывает 25-летний срок;

Эйно – рыбак, второго эстонца, «когда Советы уставились, ребёнком малым родители в Швецию увезли. А он вырос и самодумкой назад, дурандай, на родину, институт кончать. Тут его и взяли сразу».

Получает по две посылки в месяц, «замечательный каменщик», «самосадом у него всегда можно разжиться»;

Познакомились в лагере, похожи друг на друга, как братья, всё делают вдвоём, бригадир их не разлучает.

 

 

Слово учителя

Спасибо за ваши ответы, мы сказали о многих, но не о всех героях повести, их значительно больше. Определили, что отсчёт эпохи тоталитаризма автор ведёт с первых лет советской власти, выяснили, что на зоне есть чёткая иерархия: начальники, «придурки», «стукачи» и т.д. Несмотря на лагерное нивелирование личности, вспомним, что к заключённым обращались только по номерам, герои же произведения называют друг друга по имени, сохраняют свою индивидуальность.

Приём «Кластер»

Кто же, по мнению А. И. Солженицына, не «ломается» в лагере? Давайте составим кластер. (Примерный ответ: на вопрос можно ответить словами первого бригадира Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать», то есть гибнут те, кто, словами Дмитрия Быкова, «ведёт себя вопреки лагерной максиме не верь, не бойся, не проси, ломаются те, кто верит, боится и просит».) (Слайд 11)

Приём «Микрофон».

Каким же образом можно выжить в лагере? Докажите свои мысли примерами из текста. (Примерный ответ: думать не только о себе, но и о других, например, раздобыть дрова для обогрева барака, помочь на общих работах, поделиться едой, табаком и т.д.)

Работа в группах. Приём «Двойной дневник» (Приложение 2).

Как мы убедились, внутренние миры героев повести существенно отличаются, хоть они находятся в одних временных и пространственных координатах. Давайте проанализируем категории времени и пространства, для этого объединимся в группы. (Слайд 12)

1 группа. Прочитайте цитаты. Объясните, как временные обозначения помогают раскрыть лагерный мир.

 

цитата

объяснение

«Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему до развода было часа полтора времени своегоне казённого»

 

«Десять минут за завтракомда за обедом пятьда пять за ужином», когда лагерник живёт для себя, 

и время после пересчёта, когда зэк становится свободным»

Примерный ответ: В повести присутствуют две временные зоны: зона режимного времени и короткого личного.

 

 

 

2 группа. Прочитайте цитаты. Объясните, как временные обозначения помогают раскрыть лагерный мир.

цитата

объяснение

«...дни в лагере катятся не оглянешься. А срок сам ничуть не идет, не убавляется его вовсе»

«Диво дивное: вот время за работой идёт!

 

«Прошел день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов три дня лишних набавлялось...»

Примерный ответ: Заостряется внимание, что время, проведённое в замкнутом пространстве течёт медленно, даже три дня кажутся вечностью.

 

3 группа. Прочитайте цитаты. Объясните, как временные обозначения помогают раскрыть лагерный мир.

цитата

объяснение

«Самое сытное время лагернику июнь: всякий овощ кончается и его заменяют крупой. Самое худое время июль: крапиву в котёл секут».

«...освободить утром только двух человек
и двух он уже освободил», ничего тут не сделаешь, порядок лагерный.

Примерный ответ: Время зависит от пространства, мысли заключённых сосредоточены на том, как и где они будут работать, что есть

 

4 группа. Прочитайте цитаты. Объясните, как временные обозначения помогают раскрыть лагерный мир.

цитата

объяснение

«Часов у зэков нет, время за зэка начальство знает».

 

«В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака». 

 

Всем дедам известно: всего выше
солнце в обед стоит.

То дедам!    отрубил кавторанг. А с  тех пор декрет  был,  и солнце выше всего в час стоит.
    Чей же это декрет?
     Советской власти!

Вышел кавторанг  с носилками, да Шухов бы  и  спорить не  стал.  Неуж и
солнце ихим декретам подчиняется?»

 

«А месяц-то, батюшка, нахмурился багрово, уж на небо весь вылез. И ущербляться, кесь, чуть начал. Вчера об эту пору выше много он стоял.

 

Примерный ответ: Лагерный мир безвременный, люди лишены права определять точное время, поэтому признаком течения времени является тот факт, что наступает рассвет, за ним полдень и закат.

 

 

 

Фронтальная беседа

Образы солнца и месяца в произведении встречаются неоднократно, как вы думаете, почему? (Примерный ответ: небесные светила, символизирующие свободу, подчёркивают реальность лагерной жизни, жизни за колючей проволокой.)

А какое природное явление усиливает жестокость лагерного мира? (Примерный ответ: постоянное чувство холода, даже 27-градусный мороз не освобождает людей от общих работ.)

Скажите, нарушается ли единство времени и пространства сюжетной линии? (Примерный ответ: нарушается воспоминаниями героев о жизни до лагеря, историями из жизни героев до заключения.)

Что же представляет собой пространство, как оно выстроено? (Примерный ответ: это замкнутый круг: сначала описан барак, очерчена лагерная зона, описание степи, стройка и снова барак.)

Слово учителя.

Совершенно верно, пространство в повести выстраивается кругами, это ограниченное пространство за колючей проволокой, заключённые не всегда могут видеть даже небо, потому что сверху их слепят лагерные прожекторы. Замкнутость имеет символическое значение, мир лагеря – это мир жестокого сталинского режима. Что же помогает в этом пространстве людям сохранить человеческое достоинство? (Примерный ответ: сохранить достоинство помогает труд, совместная работа.) (Слайд 13)

Просмотр фрагмента художественного фильма «Один день Ивана Денисовича» (Приложение 5).

Я предлагаю вам небольшой отрывок из фильма режиссёра
Каспара Вреде, вышедшего на экраны в Швеции в 1970 году.

Слово учителя. (Слайд 14)

Советский писатель Варлам Тихонович Шаламов, соратник А. И. Солженицына по лагерной теме, во многом не соглашался с трактовкой действительности в повести «Один день Ивана Денисовича». В частности, непоколебимой была позиция Шаламова по отношению к труду в лагере, он был убеждён, что труд может вызвать у заключённого только ненависть. Герой Иван Шухов так определяет труд в лагере: «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху...» [8]. Давайте попробуем согласиться с В. Шаламовым или опровергнуть его точку зрения, но прежде вспомним, в произведениях каких величайших писателей XIX века поднималась тема каторги? (Примерный ответ: тему каторги поднимали в своём творчестве А. П. Чехов, Ф. М. Достоевский.)

Работа в группах. Культурологическая дилемма.

Перед вами отрывки из повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», повести Фёдора Михайловича Достоевского «Записки из Мертвого дома», книги Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин». Объединитесь в группы и проанализируйте отрывки из произведений, но прежде прошу вас вспомнить мифического героя Сизифа, проклятого богами за хитрость, в наказание обязанного катить тяжёлый камень к вершине горы. Его труд стал символом тяжёлого, но бесполезного труда. Ответьте на вопрос, как заключённые и каторжники относятся к труду, считаете ли вы их труд «сизифовым»? (Слайд 15)

Группа 1. Проанализируйте отрывок из повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Ответьте на вопрос, как заключённые относятся к работе, считаете ли вы их труд «сизифовым»?

Группа 2. Проанализируйте отрывок из повести Фёдора Михайловича Достоевского «Записки из Мертвого дома». Ответьте на вопрос, как каторжники относятся к работе, считаете ли вы их труд «сизифовым»?

Группа 3. Проанализируйте отрывок из книги Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин». Ответьте на вопрос, как каторжники относятся к работе, считаете ли вы их труд «сизифовым»? (Приложение 3)

VI. Выводы. Достижение цели.

Как вы считаете, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

VII.Рефлексия.

Приём «Дерево мнений». (Слайд 16)

Подводя итоги нашего урока, я хочу услышать ваше мнение: почему это довольно сложное в моральном плане произведение включено в школьную программу? (Примерный ответ: для сохранения исторической памяти, чтобы мы научились ценить жизнь, чтобы не сломались перед трудностями и сохранили человеческое достоинство, умели видеть радость в мелочах, чтобы не повторяли ошибок прошлого.)

VIII. Оценивание.

Я благодарю вас за продуктивную и творческую работу на уроке (оценивание обучающихся, комментирование достижений).

IX. Объяснение домашнего задания. (Слайд 17)

На следующем уроке мы поговорим с вами об образе Ивана Шухова. Составьте дома сравнительную таблицу:

 

Иван Шухов

(А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»)

Григорий Мелехов

(М. А. Шолохов «Тихий Дон»)

Мастер

(М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

общее

 

 

 

различия

 

 

 

 

Спасибо за урок! (Слайд 18)

 

 

Использованные источники

 

Ганущак Н.В. Шаламов и Солженицын: взаимосвязь и противостояние/ Н. В.  Ганущак // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2007. – № 2 . – С.83-89.

Голубков М. М. Александр Солженицын: в помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам / М. М. Голубков. М.: МГУ, 1999. 112 с.

Достоевский Ф. М. Записки из мёртвого дома / Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972. Т. 4 – С. 255-256.

Литература о жизни и творчестве писателя. Cайт, посвящённый Александру Исаевичу Солженицыну. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solzhenitsyn.ru /, свободный.

Муромский В. П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.  И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» / В.П. Муромский // Литература в школе. – 1994. – №3. – С. 5-7.

Русский Викисловарь. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/терпила, свободный

Сиротинская И. П. В. Шаламов и А. Солженицын / И. П. Сиротинская // Шаламовский сборник. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 74.

Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича: рассказы 60-х. / А. И. Солженицын. – СПб.: Азбука-классика, 2006. 349 с.

Сто лекций с Дмитрием Быковым. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5HRXxB_Tm-g , свободный.

Темпест Р. Геометрия ада: поэтика пространства и времени в повести «Один день Ивана Денисовича» / Р. Темпест // Звезда. – 1998. - № 12. – С. 25.28.

Чехов А. П. Остров Сахалин (Из путевых заметок) / А. П. Чехов. Владивосток – Южно-Сахалинск, 2010. – 352 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Карточки-задания для работы в парах

 

 

Карточка 1. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Шухов

 

 

 

 

Карточка 2. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Кавторанг Буйновский

 

 

 

 

Карточка 3. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Баптист Алёшка

 

 

 

 

Карточка 4. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Кинорежиссёр Цезарь Маркович

 

 

 

 

Карточка 5. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Гопчик

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 6. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Бригадир Тюрин

 

 

 

 

Карточка 7. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Фетюков

 

 

 

 

Карточка 8. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Ю-81

 

 

 

 

Карточка 9. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Стенька Клёвшин

 

 

 

 

Карточка 10. Заполните таблицу

 

Герой

Причина, по которой находятся в лагере

Черты характера, как себя ведут в лагере

Латыш Кильдигс,

два эстонца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Карточки-задания для работы в группах

 

1 группа. Прочитайте цитаты. Объясните, как временные обозначения помогают раскрыть лагерный мир.

 

цитата

объяснение

«Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему до развода было часа полтора времени своегоне казённого»

 

«Десять минут за завтракомда за обедом пятьда пять за ужином», когда лагерник живёт для себя, и время после пересчёта, когда зэк становится свободным»

 

 

 

2 группа. Прочитайте цитаты. Объясните, как временные обозначения помогают раскрыть лагерный мир.

 

цитата

объяснение

«...дни в лагере катятся не оглянешься. А срок сам ничуть не идет, не убавляется его вовсе»

«Диво дивное: вот время за работой идёт!

 

«Прошел день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов три дня лишних набавлялось...»

 

 

3 группа. Прочитайте цитаты. Объясните, как временные обозначения помогают раскрыть лагерный мир.

 

цитата

объяснение

«Самое сытное время лагернику июнь: всякий овощ кончается и его заменяют крупой. Самое худое время июль: крапиву в котёл секут».

«...освободить утром только двух человек
и двух он уже освободил», ничего тут не сделаешь, порядок лагерный.

 

 

4 группа. Прочитайте цитаты. Объясните, как временные обозначения помогают раскрыть лагерный мир.

 

цитата

объяснение

«Часов у зэков нет, время за зэка начальство знает».

 

«В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака». 

 

Всем дедам известно: всего выше
солнце в обед стоит.

То дедам!    отрубил кавторанг. А с  тех пор декрет  был,  и солнце выше всего в час стоит.
    Чей же это декрет?
     Советской власти!

Вышел кавторанг  с носилками, да Шухов бы  и  спорить не  стал.  Неуж и
солнце ихим декретам подчиняется?»

 

«А месяц-то, батюшка, нахмурился багрово, уж на небо весь вылез. И ущербляться, кесь, чуть начал. Вчера об эту пору выше много он стоял.

 

 

Приложение 3

Карточки-задания для работы в группах

 

Группа 1. Проанализируйте отрывок из повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Ответьте на вопрос, как заключённые относятся к работе, считаете ли вы их труд «сизифовым»?

 

Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстрой захватчивой работы прошёл по ним сперва первый жарок – тот жарок, от которого под бушлатом, под телогрейкой, под верхней и нижней рубахами мокреет. Но они ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. И часом спустя пробил их второй жарок – тот, от которого пот высыхает. В ноги их мороз не брал, это главное, а остальное ничто, ни ветерок лёгкий, потягивающий – не могли их мыслей отвлечь от кладки. Только Клёвшин нога об ногу постукивал: у него, безсчастного, сорок шестой размер, валенки ему подобрали от разных пар, тесноватые.

Бригадир от поры до поры крикнет: «Раство-ору!» И Шухов своё: «Раство-opy!» Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится. Шухову надо не отстать от той пары, он сейчас и брата родного по трапу с носилками загонял бы.

Буйновский сперва, с обеда, с Фетюковым вместе раствор носил. По трапу и круто, и оступчиво, не очень он тянул поначалу, Шухов его подгонял легонько [8].

 

Группа 2. Проанализируйте отрывок из повести Фёдора Михайловича Достоевского «Записки из Мертвого дома». Ответьте на вопрос, как каторжники относятся к работе, считаете ли вы их труд «сизифовым»?

 

Здесь слишком заметно увлечение вещью; гремят колеса и молот и свистят локомобили только во имя качества вещи и сбыта её; коммерческие и художественные соображения не имеют здесь никакого отношения к наказанию, а между тем на Сахалине, как и везде на каторге, всякое предприятие должно иметь своею ближайшею и отдалённою целью только одно – исправление преступника, и здешние мастерские должны стремиться к тому, чтобы сбывать на материк прежде всего не печные дверцы и не краны, а полезных людей и хорошо подготовленных мастеров.

Паровая мельница, лесопильня и кузница содержатся в отличном порядке. Люди работают весело потому, вероятно, что сознают производительность труда. Но и здесь работают главным образом специалисты, которые уже на родине были мельниками, кузнецами и проч., а не те, которые, живя на родине, не умели работать, ничего не знали и теперь больше чем кто-либо нуждаются в мельницах и кузницах, где бы их обучили и поставили на ноги [3].

 

 

Группа 3. Проанализируйте отрывок из книги Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин». Ответьте на вопрос, как каторжники относятся к работе, считаете ли вы их труд «сизифовым»?

 

Сделали перекличку; часть арестантов, ходившая в швальни, отправлялась прежде всех; до них инженерное начальство и не касалось; они работали собственно на острог и обшивали его. Затем отправились в мастерские, а затем и на обыкновенные чёрные работы. В числе человек двадцати других арестантов отправился и я. За крепостью, на замерзшей реке, были две казённые барки, которые за негодностью нужно было разобрать, чтоб по крайней мере старый лес не пропал даром. Впрочем, весь этот старый материал, кажется, очень мало стоил, почти ничего. Дрова в городе продавались по цене ничтожной, и кругом лесу было множество. Посылали почти только для того, чтоб арестантам не сидеть сложа руки, что и сами-то арестанты хорошо понимали. За такую работу они всегда принимались вяло и апатически, и почти совсем другое бывало, когда работа сама по себе была дельная, ценная и особенно когда можно было выпросить себе на урок. Тут они словно чем-то одушевлялись и хоть им вовсе не было никакой от этого выгоды, но, я сам видел, выбивались из сил, чтоб её поскорей и получше докончить; даже самолюбие их тут как-то заинтересовывалось. А в настоящей работе, делавшейся более для проформы, чем для надобности, трудно было выпросить себе урок, а надо было работать вплоть до барабана, бившего призыв домой в одиннадцать часов утра [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (5)

Ирина Владимировна Казарцева, 20.05.22 в 05:30 1Ответить Пожаловаться
Людмила Ивановна, спасибо, очень богатый материал! Но хотелось бы посмотреть презентацию, у вас все расписано по слайдам...
Вовк Людмила Ивановна, 22.05.22 в 11:31 2Ответить Пожаловаться
Доброе утро, Ирина Владимировна, презентацию опубликовала)
Ирина Владимировна Казарцева, 22.05.22 в 12:26 1Ответить Пожаловаться
Людмила Ивановна, спасибо, увидела
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.06.22 в 08:53 1Ответить Пожаловаться
Соглашусь с Ириной Владимировной! Удобнее,когда всё вместе! Интересная и полезная работа! Прихватила!! Огромное спасибо!
Вовк Людмила Ивановна, 04.06.22 в 20:51 0Ответить Пожаловаться
Очень ценю Ваше мнение, уважаемая Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.