Мастер-класс по физике в 10 классе «Кристалл. Дракон в шляпе»
Своими руками. Кристалл «Дракон в шляпе».
Пояснительная записка.
Чем может удивить учитель физики? Какие поделки можно сделать на уроках, дома, на занятиях кружка или факультатива по данному предмету? Хотелось бы, чтобы поделка была полезна и использовалась в дальнейшем на уроках. С большим удовольствием ученики разных классов выращивают кристаллы. Выращивание кристаллов – интересное и увлекательное занятие. Не всегда и не у всех получается то, что задумали. Но такая работа вызывает интерес. Строение, свойства, особенности кристаллических тел объяснили ученые, а писатели, поэты, художники, ювелиры показали красоту кристаллов в своих творениях. Мы тоже попробуем создать необычный кристалл и подумаем, что мы сможем им украсить.
Цель работы: обеспечение освоения практических приемов выращивания кристаллов в домашних условиях.
Задачи:
1. создать условия для развития умения выполнять действия по выращиванию кристаллов и друз.
2. изучить способы выращивания кристаллов и друз в домашних условиях.
3. вырастить кристалл из медного купороса в виде фигурки дракона.
4. рассмотреть примеры использования данной поделки.
5. пробудить любознательность и инициативу, способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
6. развивать эстетические представления и художественный вкус.
Планируемые результаты.
Познавательные.
1. умение выявлять и называть причины явления, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно - следственный анализ.
Личностные.
1.эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.
2. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию.
Регулятивные.
1. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.
2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные.
1. умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения практических задач.
2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
«Путеводитель» к выполнению работы.
Введение.
Знаешь ли ты? Как богата фантазия человека, сложившего о кристаллах столько чудесных красивых небылиц! Только представьте себе: чтобы ослепить ядовитую змею, достаточно показать ей ярко-зеленый камень - изумруд. А чтобы избавиться от дурных снов, надо носить на пальце кольцо с рубином. Ваш конь станет выносливым и послушным, если в его уздечку вплести синий камешек - бирюзу. Есть, оказывается, камни, которые охраняют человека от болезней, от воров, от землетрясений... Конечно, любой из вас, услышав эти наивные сказки, просто улыбнется. А было время, когда любой легенде люди верили беспрекословно, когда за цветные камни платили громадные деньги, чтоб не только украсить ими свои одежды, но и спастись с их помощью от "дурного глаза", от болезней, от пожаров и наводнений.
Как вырастить кристалл в виде маленького симпатичного дракона, да еще и в шляпе? Так же как обычно выращивают кристаллы из соли, сахара, железного и медного купороса, алюминиевых квасцов.
Материалы и приборы: медный купорос, вода, банка 0,5-0,7 литра, перчатки, ложка, термометр, целлофан, марля, нитки или леска, карандаш или палочка.
Ход работы.
1. Купить в цветочном магазине 2-3 пакетика медного купороса.
Внешний вид медного купороса. Во время работы с химическими веществами будьте осторожны и используйте перчатки.
2. Наливаем в банку (0,5 -0,7 литра) горячую воду (50-70 градусов). Аккуратно добавляем в воду медный купорос. В горячей воде он растворяется быстрее.
3. Медный купорос необходимо добавляем до тех пор, пока он не перестанет растворяться в воде. Полученный раствор будет насыщенным.Через несколько часов на стенках и дне банки образуются небольшие кристаллы. Процедите жидкость через марлю и поставьте банку с раствором в теплое сухое место, где температура в течение суток будет постоянной. Из остатков вещества на марле выберите кристаллики правильной, красивой формы для затравки.
4. Леску или нитку с затравкой привязываем к карандашу и опускаем в раствор. Через 5-10 часов на дне банки, на леске, на затравке появятся кристаллики. Сверху на нитку привязываем кусочек целлофана (шляпа дракона).На дне банки растет друза (множество кристаллов). Друзу необходимо вытащить из раствора, а потом опять опустить на дно так, чтобы она соединялась с ниткой. Через некоторое время друза на дне и кристаллы на нитке срастутся. Получится «туловище» дракона.
5. Для придания определенной формы, во время роста, лишние кристаллы можно удалять с помощью плоскогубцев (кристаллы очень крепкие, прочные). «Мордочка» дракона это ответвление нитки. Раствор будет постоянно испаряться и его количество уменьшаться. Не бойтесь, так и должно быть. На выращивание крупного кристалла в зависимости от условий может потребоваться от нескольких дней до нескольких недель.
Если вы хотите получить кристалл больших размеров, то приготовьте дополнительный раствор. Действуете также, как в первом случае. Помните, при добавлении раствора, концентрация вещества и температура жидкости в обоих банках должна быть одинаковая, иначе кристалл растворится. Если такое произойдет, не переживайте, через некоторое время он опять вырастет.
6.Кристалл следует покрыть бесцветным лаком в несколько слоев, чтобы не разрушался, не терял форму и яркий насыщенный синий цвет.
7. Подумайте, где можно использовать данную поделку?
«Дракончика» можно использовать, как брелок для ключей или как украшение к телефонам, кошелькам, пеналам и пр.
8. Предложить ученикам составить презентацию или написать сочинение на тему "У меня есть дракон" или "Я вырастил дракона".
Источники.
1. geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=102
Столика Светлана Евгеньевна
Сидорова Зоя Григорьевна