Свойства арифметического корня
Класс: 8
Тема: Свойства арифметического квадратного корня. Квадратный корень из произведения и дроби.
Цели: 1. Закрепить понятие об арифметическом квадратном корне, его свойствах, уравнение вида х2=а; отработать умение применять свойства арифметического квадратного корня при выполнении вычислений над различными выражениями; расширить кругозор учащихся о памятниках г. Кемерово.
2. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение.
3. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность оформления, самостоятельность, чувство коллективизма.
Тип урока: закрепление
Форма: виртуальная экскурсия по г. Кемерово.
Литература: Ю. Н. Макарычев «Алгебра 8 класс».
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, слайды.
Ход урока.
этап | содержание | примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I II III IV V | Организация класса на работу. Здравствуйте ребята. Садитесь. Кузбасс, Ты маленькое сердце На карте Родины большой, Ты край добытчиков, умельцев С сибирской щедрою душой. Это замечательное короткое стихотворение Александр Сорокин посвятил нашему родному краю, Кузбассу. А какой город является столицей нашей области? Городу Кемерово исполнилось в 2008 году 90 лет со дня его создания, именно как города. Сообщение темы и постановка целей. Форма нашего урока будет необычной. Сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по г. Кемерово, закрепим все знания, полученные по теме «Свойства арифметического квадратного корня. Квадратный корень из произведения и дроби», а также отработаем умение применять свойства арифметического квадратного корня при нахождении значения выражений. Актуализация имеющихся знаний. 1. Установление истинности или ложности. Прежде чем нам начать давайте установим истинность или ложность высказываний. У вас на столах лежат карточки. Я сейчас прочитаю высказывание, и если оно ложно поднимаете красную карточку, а если истинно, то белую карточку. - целые и дробные числа составляют множество рациональных чисел (да) - число 5 рациональное (да) - множество действительных чисел состоит из рациональных и иррациональных чисел (да) - квадратным корнем из числа а называют число, квадрат которого равен а (да) - при а > 0 выражение квадратный корень из а не имеет смысла (нет) - если а > 0, то уравнение х2=а имеет один корень (нет) - если а < 0, то уравнение х2=а корней не имеет (да) - корень из произведения неотрицательных множителей равен произведению этих множителей (нет) Какие знания мы применили при выполнении этого задания? Мы использовали свойства арифметического квадратного корня, закрепили понятие дробных, целых, рациональных чисел и случаи решения квадратного уравнения. 2. цепочка. А сейчас посмотрите на слайд и найдите значение последнего звена цепочки. Для этого начните выполнять действия с первого звена. Какое число получили в последнем звене? Что это за дата? Именно в 1918 году 9 мая село Щеглово преобразовали в город Щегловск. А когда его переименовали в город Кемерово? В 1932 году 27 марта Щегловск был переименован в город Кемерово. Какими свойствами квадратных корней мы воспользовались? Мы использовали свойствами квадратного корня из произведения, из степени.
Систематизация знаний. 1.Номер из учебника Откройте учебник на странице 83, номер 377. Выполняем у доски 2 строку. Давайте вспомним и попробуем извлечь квадратный корень из разности квадратов. Чему равна разность квадратов? (произведению их суммы на разность). Какими свойствами квадратного корня мы воспользовались? А какие формулы нам пригодились? 2. работа в парах.
Возьмите таблички с выражениями. Подпишите их на обратной стороне. Поменяйтесь с соседом по парте. В пустых клетках расставьте точки таким образом, чтобы в каждой строчке и в каждом столбце была всего лишь одна точка. Поменяйтесь обратно с соседом. Теперь, где появилась точка, там должен появиться ответ при выполнении действий над выражениями. Точка является пересечением определенного столбца и строки, смотрите какое выражение в данном столбце, затем какое действие нужно выполнить, и затем какое выражение в строке. И находите значение выражения. Например… Теперь поменяйтесь табличками и проверьте по слайду, все ли правильно сделал ваш сосед. Если ни одной ошибки, то поставьте 5, если одна ошибка 4. Сегодня за урок вы получите две отметки: за эту работу и за тест. В целом за урок вы получите общую отметку по всем видам работ. Какими свойствами квадратного корня мы воспользовались? Изображение какого сооружения мы получили? (мост). Старый коммунальный мост через реку Томь был построен еще в начале 1950-х годов и находился в аварийном состоянии. Поэтому в ноябре 2005 года, когда было принято решение о достройке нового моста, старый был закрыт и частично разобран. "изюминка" моста - уникальное освещение. Правобережная развязка нового моста освещена, как Садовое кольцо в Москве. Подсветка управляется автоматически, с помощью компьютерной программы. Такого освещения нет нигде за Уралом. 2. Работа в МГ. Эстафета. Сейчас мы посмотрим, как вы работаете в команде. У нас получится 6 команд, по рядам. Я даю карточку с примерами первому человеку. Он записывает свою фамилию, решает первый пример, записывает ответ в геометрическую фигуру, которая стоит после знака равно и в начале следующего равенства, и отдает следующему. Следующий записывает свою фамилию, решает полученное выражение и так все по порядку. Команда, которая первой узнает конечный результат, получает бонус, а какой, вы узнаете, после того как решите. Какой результат получился? Какими свойствами квадратного корня мы воспользовались? Давайте проверим. Какое изображение мы получили? 5 сентября 2003 года в районе исторического центра Кемерово, на Красной Горке, была открыта скульптурная композиция «Память шахтеров Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного. Это бронзовая скульптурная композиция высотой 7,5 метра и весом в пять тонн. По словам Бедина Владимира Ивановича – проректора по маркетингу и развитию образовательного комплекса (в этой должности работает с 20.12.2004 г.), профессора, заслуженного работника культуры Российской Федерации, действительный член Российской академии менеджмента в образовании и культуре, «эта крупная композиция очень точно передает дух шахтерской профессии и региона. В ней отражены и дань памяти горнякам, и их сила и мощь, и те условия, в которых они работают». Победившая команда получает оценку 5, команда которая решила второй – 4. 4. номер из учебника. Номер 384. Давайте потренируемся извлекать квадратный корень из числа. Что необходимо сделать, чтобы извлечь корень? На какие множители удобно разложить? Какой таблицей можно воспользоваться при нахождении квадратного корня из числа 441?
Какими свойствами квадратного корня мы воспользовались? С помощью какой таблицы мы находили значение квадратного корня? Физминутка для глаз. Зажмурьте глаза. Откройте глаза (5 раз). Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). Не поворачивая головы, отведите глаза как можно дальше влево, вправо. Посмотрите прямо. Несколько раз моргните. Закройте глаза и отдохните. Посмотрите на доску и поворачивайте голову вправо и влево, не отрывая взгляда от доски. Посмотрите в окно. 5. шифровка. Следующее задание вам придется расшифровать. Результат первого примера дает начало слова, затем нужно решить задание, которое начинается числом, являющимся результатом предыдущего задания и т.д. когда вы выстроите все примеры последовательно у вас получится слово, которое нам нужно узнать.
Какими свойствами квадратного корня мы воспользовались? Какими формулами воспользовались? Какое слово получилось? (Волков). Кто такой Волков? Михайло Волков – русский рудознатец в 1721 году открыл мощный пласт каменного угля в горелой горе правобережья реки Томи, на территории нынешнего рудничного района. Официальной эмблемой Кемерово - областного центра Кузбасса стал памятник Михайло Волкову, первооткрывателю Кузнецкого каменного угля - главного богатства региона. Он стоит между кемеровской областной научной библиотекой им. В. Д. Федорова и Кузбасским государственным техническим университетом. Разминка для рук. Сцепите пальцы рук в замок, после чего отталкивайте ладони друг от друга. Положите ладонь одной руки на тыльную поверхность другой. Надавливайте ладонью на тыльную поверхность. Совместите ладони рук и поднимите руки на уровень груди пальцами кверху. Не разводя ладоней делайте наклоны ладоней вправо-влево, вперед-назад. 6. тест то теме «Свойства арифметического квадратного корня» с копиркой. Давайте закрепим все знания, полученные по теме «Свойства арифметического квадратного корня. Квадратный корень из произведения и дроби». Листочек прикладываете копиркой к странице в тетради. Чтобы после того, как вы напишите тест, мы потом смогли сдать листочки и проверить ответы по тетради, которые у вас откопируются. 1) Вычислите . а) б) 1,4 в) г) 1,5 2) Решите уравнение 0,5у 2 = 8. а) 2; -2 3)Применив свойства арифметического квадратного корня, вычислите. а) б) в) г) 4) Вычислите . а) ; - б) в) г) ; - 5) Найдите значение корня: а) б) в) г) 6) Найдите значение выражения а) 8,7 б) 87 в) 8,7; - 8,7 г)87; -87 Ученики проверяют по копирке и предвосхищают свой результат. Итог урока. Какие свойства арифметического квадратного корня мы сегодня закрепляли? Чему равен квадратный корень из произведения? Чему равен квадратный корень из дроби? О каких памятниках мы сегодня вспомнили? |
Котухова Любовь Павловна