12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Иванченко Марина Викторовна38 Россия, Дагестан респ., Хасавюрт |
Среднее арифметическое
Конспект АМО-урока (занятия).
Тема: «Среднее арифметическое»
Автор: Салимова Аминат Халидовна, заместитель директора по УВР
e-mail: amina05_77@mail.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№5
г. Хасавюрт Республика Дагестан
Организационная информация | ||
Автор | Салимова Аминат Халидовна | |
Предмет | математика | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 5 «б», 28 чел. | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Среднее арифметическое | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Виленкин Н.Я. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2012. – 280 с. | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | раздел I «Натуральные числа», § 7 «Умножение и деление десятичных дробей», 1-й урок согласно календарно-тематическому плану. Урок открытия новых знаний. | |
Цели урока/ занятия | - содействовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам) - способствовать развитию устной и письменной речи, изложению своих мыслей с применением математической терминологии, обогащению ее словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради - создать условия для формирования умения находить среднее арифметическое нескольких чисел | |
Задачи урока/ занятия | на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать условия для формирования умения находить среднее арифметическое нескольких чисел развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа изученного материала формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать в парах | |
Технологии обучения | Технология АМО, технология модерации | |
Оборудование | Мультимедийная презентация, документ-камера, раздаточный материал для работы в парах, разноцветные стикеры | |
Планируемый результат | -первичное усвоение определения и алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел; -умение применять правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач; -первичные знания о применении понятия «среднее арифметическое» в практической деятельности человека. | |
Личностные УУД | самоопределение, смыслообразование | |
Познавательные УУД | -формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |
Регулятивные УУД | -учитывать правило в планировании и контроле способа решения; -уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | |
Коммуникативные УУД | -уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -уметь контролировать действия партнера; -строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | |
Организация пространства | Учебный кабинет | |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах. | |
Аналитическая информация | ||
Обоснование целесообразности использования технологии АМО
| Целесообразность использования технологии АМО на данном уроке очевидна. Возможность построить урок на самостоятельных знаниях и собственном жизненном опыте учащихся делает их в собственных глазах взрослыми людьми. Главная идея урока - опора на уже существующие знания учащихся. Активные методы обеспечивают решение образовательных задач на данном уроке в разных аспектах:
Урок полностью соответствует новым ФГОС, т.к. на каждом этапе происходит формирование следующих УУД: личностные, регулятивные, включая действия саморегуляции, познавательные, включая общеучебные и логические, знаково-символические и коммуникативные. | |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия | - личностные: содействовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам) - метапредметные: способствовать развитию устной и письменной речи, изложению своих мыслей с применением математической терминологии, обогащению ее словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради - предметные: создать условия для формирования умения находить среднее арифметическое нескольких чисел Реализации запланированных целей способствовали АМО на каждом этапе урока. | |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Урок полностью реализует принципы индивидуального и деятельностного подходов. Каждый этап направлен на реализацию компетентностного подхода. Использование эмоциональной разрядки, настроя на урок и рефлексии реализует принципы здоровьесбережения. Урок построен на принципах гуманно-личностного подхода. | |
Дополнительная информация | ||
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | И.И.Кнутова, А.Б.Уединов. Математика. Дидактические материалы. 5 класс- М: Издат-школа, 2000. А.Г.Мерзляк. Математика: 5 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, Е.М.Рабинович, М.С.Якир – М: Вентана-Граф, 2013 |
Подробный конспект урока | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Подробное описание АМО: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся | Деятельность учащихся | УУД, которые формируются на данном этапе - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются на данном этапе - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие | Подготовка учащихся к работе на уроке | 1 мин | Поднимите руки вверх, Разведите руки в стороны. Поймайте правой рукой удачу, а левой – успех. Прижмите их к себе. Всё у вас получится! | Слайд 1 | Приветствуют учителя, выполняют команды. | ||||
Вхождение в тему урока (постановка целей) | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | 7 | Игра «Бегунок» | Цель: настроить учащихся на позитивное изучение нового материала. Необходимые материалы: лист с заданиями на каждый ряд. (Приложение 1) | Проведение: учитель предлагает потренировать свой ум в устном счёте. Напоминает правила поведения в паре. | По цепочке с последней парты до первой: первый ученик решает пример, второй проверяет правильность решенного примера (если не правильно решен пример, то зачеркивает и пишет свой вариант ответа), вставляет ответ предыдущего примера или свой вариант ответа, решает. И так далее до первой парты. | Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи | - Коммуникативная - Социальная | Обеспечивается дифференциация | |
Учитель получает информацию об уровне вычислительных навыков обучающихся. Ожидаемый результат: ответы с трех рядов образуют дату – 23.04.15 | ||||||||||
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | 3 | Учитель предлагает обучающимся проанализировать условие трех задач, выделить общее (слайд 2-5) | Знакомятся с условием задач, выделяют общее (ключевое слово – среднее), выдвигают свои версии использования слова «среднее» | Выполнять логические действия. Правильно выражать свои мысли в речи. | - Учебно-познавательная | Метод, стимулирующий познавательную деятельность обучающихся. | ||||
Вхождение в тему урока (постановка целей) | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | В ходе совместной деятельности на доске появляются термины «средняя скорость», «средняя производительность», «средний балл», «средняя урожайность» и т.д. Совместно с обучающимися формулируется тема урока «Среднее арифметическое» (слайд 6-7) | ||||||||
3 | «Пусть говорят» | Цель: настроить учащихся на позитивное изучение нового материала. Необходимые материалы: слова на доске «ЧТО», «КАК», «ГДЕ» | Проведение: учитель предлагает обсудить, как три вопроса могут быть связаны с темой урока Как бы вы сформулировали вопросы? | идет процесс обсуждения | Правильно выражать свои мысли в речи. | - Коммуникативная - Социальная | Обеспечивается многоуровневая и разносторонняя коммуникация всех участников образовательного процесса. | |||
3 | «Я хочу научиться!» | Цель: целеполагание, выяснить ожидание учеников от урока. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: песочные часы. | Технология проведения: учитель (или сам ученик) ставит часы и просит ответить на вопрос: «Скажи, чему ты хочешь научиться сегодня на уроке?» (варианты вопросов могут быть разными, и количество пунктов, которые может назвать ученик – тоже). | Выдвигают свои версии, формулируют цели для себя | Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей. | - Коммуникативная | В результате работы выясняются ожидания. Проговариваются задачи урока | |||
Сформирован маршрут изучения нового материала | ||||||||||
Фаза 2 «Работа над темой» | Проработка содержания темы | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | 5 | «Заполни таблицу» | Цель: проработка теоретической части. Участники: все учащиеся, работа в парах. Необходимые материалы: раздаточный материал (таблица для записи алгоритма нахождения среднего арифметического). (Приложение 2) | Проведение: учитель предлагает учащимся изучить пункт в учебнике; проговорить друг другу правило. Проверка осуществляется с помощью документ-камеры | 1) Работают с учебником в паре, заполняют таблицу, Самоконтроль, взаимоконтроль 2)Работа у доски №1497(а,б) | Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог. | - Учебно-познавательная - Коммуникативная | Учитель получает информацию о теоретической базе обучающихся |
2 | физминутка | Цель: повысить уровень энергии на уроке. | Проводит ученик (приложение 3) | |||||||
Фаза 2 «Работа над темой» | Проработка содержания темы | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | 8 | Мозговой штурм | Предлагает вернуться к трем задачам из презентации для работы в парах. (Приложение 4) Организует самостоятельное выполнение задания Проверка осуществляется с помощью документ-камеры + самоконтроль | Решают задачи. + индивидуальное задание для «сильных» ребят: нахождение средней скорости №1504 | Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи | - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | 4 | Самостоя-тельная работа | Слайд 8 Организует работу | Выполняют задание по вариантам. Используется взаимопроверка. | Оценивать успешность усвоения материала по данной теме | - Учебно-познавательная | ||
Фаза 2 «Работа над темой» | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. | 1 | На доске заранее прикреплены темные и светлые стикеры. На светлых стикерах: п.38, № 1524, 1527. На темных стикерах: п.28, № 1524а, 1527. Узнать значение слов «статистика» и «рейтинг», подготовить краткое сообщение | Предлагает учащимся определиться с выбором д/з, стикер вклеить в дневник. | Слышать, слушать и понимать товарища и учителя, планировать свою работу. | ||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | 4 | сценка | Сценка «Среднее арифметическое» (Приложение 5) | У доски два участника | |||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Рефлексия | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | 4 | Всё в моих руках | Цель: выяснить отношение обучающихся к прошедшему уроку. Время: 3 – 4 минуты Материал: листы бумаги всем обучающимся, ручка. (Приложение 6) | Анализировать и оценивать успешность усвоения материала по данной теме | - Коммуникативная | Эффективно, грамотно и интересно подводятся итоги урока. Выясняется отношение обучающихся к прошедшему уроку. Классификация ответов обучающихся и представление итогов выполнения задания в виде резюме вместе с планом коррекционной работы готовы к следующему уроку. | ||
Выясняется отношение обучающихся к прошедшему уроку. Классификация ответов обучающихся и представление итогов выполнения задания в виде резюме вместе с планом коррекционной работы к следующему уроку. |
Приложение 1
Игра «Бегунок»
Учитель подходит к последним партам и перед каждым учеником кладет заготовленный лист чистой стороной вверх. По команде учителя ученики переворачивают листы и начинают решать свои задания, а решив, передают каждый свой листок – бегунок впереди сидящему товарищу из своей команды. Последний после записи решения задания поднимает руку с листком – это сигнал о том, что команда закончила игру. Перед обучающимися ставилась задача «Верно выполнить все свои задачи».
Задания к игре «Бегунок»
Ряд №1 | Ряд №2 | Ряд №3 | |||
0,45*100= | 90 : 2 = | 0,8*10 = | 5,5+3,5 = | 2,5*3 = | 2,5*3 =
|
0,4 = | *0,1 = | 2,5 = | *0,8 = | * 2 = | :0,1 = |
+5 = | +18,5 = | :0,5 = | +2,8 = | *0,02 = | *0,01 = |
Ответ: 23 | *0,1 = | 0,4 = | +14,7 = | +14,25 = | |
Ответ: 4 | Ответ: 15 |
Приложение 2
Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, нужно: |
|
1) |
| 2) | |
| 3) |
Приложение 3
1,2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить.
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Влево, вправо побыстрей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочка часов.
Проведем глазами дружно
Ну а дальше, будь здоров.
Приложение 4
Приложение 5
Сценка «Среднее арифметическое».
На сцену выходят 2 участника сценки «Среднее арифметическое».
Игорь (входя). Кирилл, о чем ты задумался?
Кирилл. Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получил «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.
Игорь. Но ты даже меня не спросил, устраивает ли это меня?
Кирилл. Подожди, это еще не все. Ты пришел в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – оба пришли вовремя. Среднее арифметическое!
Игорь. Ты же гений! (в сторону). Ну, я тебя проучу. (Кириллу) Слышишь, Кирилл, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Кирилл. Да.
Игорь. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит).
Кирилл. Вот здорово! Наконец-то у меня будут кеды, и Марина Александровна не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений).
Игорь. (Входит с пакетом). Видишь, как я быстро вернулся. Я тебе кеды купил!
Кирилл. (С нетерпением). Давай быстрее покажем их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?
Игорь. Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, а другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой 35 размер. Да здравствует среднее арифметическое!
Кирилл с ужасом хватается за голову и убегает.
Учитель:
-Какой вывод вы можете сделать, просмотрев эту сценку? (ответы учеников)
Приложение № 6
АМО «Все в моих руках!»
Цель: выяснить отношение обучающихся к прошедшему уроку.
Время: 3 – 4 минуты
Материал: листы бумаги всем обучающимся, ручка.
Проведение:
Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
1 – большой палец – теперь я знаю;
2 – указательный палец – я научилась(лся);
3 – средний палец – мне не понравилось;
4 – безымянный – Смайлик – настроение (указать какое настроение на конец урока)
5 – мизинец – мне здесь не хватало.
Обучающиеся рисуют на листах бумаги (лист подписывается на оборотной стороне) свою руку, обводя её контур, каждый палец нумеруют с внешней стороны контура (образец выведен с помощью документ-камеры). Затем вписывают внутри контура свои ответы на данные вопросы.
Если есть время, то на уроке листы бумаги прикрепляются к доске – как бы на «выставке», и всем участникам до общего обсуждения представляется время для знакомства с нею. Далее идет обсуждение. Если же нет времени, то листы сдаются учителю (они в любом случаи должны быть сданы!). Учитель анализирует, обобщает, систематизирует и представляет итоги в виде резюме к следующему уроку вместе с планом коррекционной работы по данной теме.