Конспект АМО-урока (занятия) «Среднее арифметическое»

5
0
Материал опубликован 5 May 2016

Конспект АМО-урока (занятия).

Тема: «Среднее арифметическое»

Автор: Салимова Аминат Халидовна, заместитель директора по УВР

e-mail: amina05_77@mail.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№5

г. Хасавюрт Республика Дагестан

Организационная информация

Автор

Салимова Аминат Халидовна

Предмет

математика

Класс, профиль класса/группа, количество человек

5 «б», 28 чел.

Продолжительность урока (занятия)

45

Методическая информация

Тема урока /занятия

Среднее арифметическое

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Виленкин Н.Я. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2012. – 280 с.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

раздел I «Натуральные числа», § 7 «Умножение и деление десятичных дробей», 1-й урок согласно календарно-тематическому плану. Урок открытия новых знаний.

Цели урока/ занятия

- содействовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам)

- способствовать развитию устной и письменной речи, изложению своих мыслей с применением математической терминологии, обогащению ее словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради

- создать условия для формирования умения находить среднее арифметическое нескольких чисел

Задачи урока/ занятия

на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать условия для формирования умения находить среднее арифметическое нескольких чисел

развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа изученного материала

формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать в парах

Технологии обучения

Технология АМО, технология модерации

Оборудование

Мультимедийная презентация, документ-камера, раздаточный материал для работы в парах, разноцветные стикеры

Планируемый результат

-первичное усвоение определения и алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел;

-умение применять правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач;

-первичные знания о применении понятия «среднее арифметическое» в практической деятельности человека.

Личностные УУД

самоопределение, смыслообразование

Познавательные УУД

-формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-уметь контролировать действия партнера;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Организация пространства

Учебный кабинет

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО

 

Целесообразность использования технологии АМО на данном уроке очевидна. Возможность построить урок на самостоятельных знаниях и собственном жизненном опыте учащихся  делает их в собственных глазах взрослыми людьми. Главная идея урока - опора на уже существующие знания учащихся. Активные методы обеспечивают решение образовательных задач на данном уроке в разных аспектах:

  •       формирование положительной учебной мотивации,
  •       повышение познавательной активности учащихся,
  •       активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс,
  •       стимулирование самостоятельной деятельности,
  •       развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления,
  •       развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося,
  •       развитие навыков самостоятельного умственного труда,
  •       развитие универсальных навыков.

Урок полностью соответствует новым ФГОС, т.к. на каждом этапе происходит формирование следующих УУД: личностные, регулятивные, включая действия саморегуляции, познавательные, включая общеучебные и логические, знаково-символические и   коммуникативные.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

- личностные: содействовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам)

- метапредметные: способствовать развитию устной и письменной речи, изложению своих мыслей с применением математической терминологии, обогащению ее словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради

- предметные: создать условия для формирования умения находить среднее арифметическое нескольких чисел

Реализации запланированных целей способствовали АМО на каждом этапе урока.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

Урок полностью реализует принципы индивидуального и деятельностного подходов. Каждый этап направлен на реализацию компетентностного подхода. Использование эмоциональной разрядки, настроя на урок и рефлексии реализует принципы здоровьесбережения. Урок построен на принципах гуманно-личностного подхода.

Дополнительная информация

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

И.И.Кнутова, А.Б.Уединов. Математика. Дидактические материалы. 5 класс- М: Издат-школа, 2000.

А.Г.Мерзляк. Математика: 5 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, Е.М.Рабинович, М.С.Якир – М: Вентана-Граф, 2013

Копилочка активных методов обучения.

Подробный конспект урока

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Подробное описание АМО:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

Инструкции учителя обучающимся

Деятельность учащихся

УУД, которые формируются на данном этапе

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются на данном этапе

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие

Подготовка учащихся

к работе

на уроке

1 мин

 

Поднимите руки вверх,

Разведите руки в стороны.

Поймайте правой рукой удачу, а левой – успех.

Прижмите их к себе.

Всё у вас получится!

Слайд 1

Приветствуют учителя, выполняют команды.

     

Вхождение в тему урока (постановка целей)

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-

познавательной деятельности,

актуализация опорных знаний и умений

7

Игра «Бегунок»

Цель: настроить учащихся на позитивное изучение нового материала.
Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: лист с заданиями на каждый ряд.

(Приложение 1)


 

Проведение: учитель предлагает потренировать свой ум в устном счёте. Напоминает правила поведения в паре.

По цепочке с последней парты до первой: первый ученик решает пример, второй проверяет правильность решенного примера (если не правильно решен пример, то зачеркивает и пишет свой вариант ответа), вставляет ответ предыдущего примера или свой вариант ответа, решает. И так далее до первой парты.

Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи

- Коммуникативная

- Социальная

Обеспечивается дифференциация

 

Учитель получает информацию об уровне вычислительных навыков обучающихся.

Ожидаемый результат: ответы с трех рядов образуют дату – 23.04.15

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

3

   

Учитель предлагает обучающимся проанализировать условие трех задач, выделить общее (слайд 2-5)

Знакомятся с условием задач, выделяют общее (ключевое слово – среднее), выдвигают свои версии использования слова «среднее»

Выполнять логические действия.

Правильно выражать свои мысли в речи.

- Учебно-познавательная

Метод, стимулирующий познавательную деятельность обучающихся.

Вхождение в тему урока (постановка целей)

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

В ходе совместной деятельности на доске появляются термины «средняя скорость», «средняя производительность», «средний балл», «средняя урожайность» и т.д.

Совместно с обучающимися формулируется тема урока «Среднее арифметическое» (слайд 6-7)

3

«Пусть говорят»

Цель: настроить учащихся на позитивное изучение нового материала.
Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: слова на доске «ЧТО», «КАК», «ГДЕ»

Проведение: учитель предлагает обсудить, как три вопроса могут быть связаны с темой урока Как бы вы сформулировали вопросы?

идет процесс обсуждения

Правильно выражать свои мысли в речи.

- Коммуникативная

- Социальная

Обеспечивается многоуровневая и разносторонняя коммуникация всех участников образовательного процесса.

3

«Я хочу научиться!»

Цель: целеполагание, выяснить ожидание учеников от урока.

Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: песочные часы.

Технология проведения: учитель (или сам ученик) ставит часы и просит ответить на вопрос: «Скажи, чему ты хочешь научиться сегодня на уроке?» (варианты вопросов могут быть разными, и количество пунктов, которые может назвать ученик – тоже).

Выдвигают свои версии, формулируют цели для себя

Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей.

- Коммуникативная

В результате работы выясняются ожидания. Проговариваются задачи урока

         

Сформирован маршрут изучения нового материала

 

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Формирование целостной системы

ведущих знаний по теме

5

«Заполни таблицу»

Цель: проработка теоретической части.

Участники: все учащиеся, работа в парах.

Необходимые материалы: раздаточный материал (таблица для записи алгоритма нахождения среднего арифметического).

(Приложение 2)

Проведение: учитель предлагает учащимся изучить пункт в учебнике; проговорить друг другу правило.

Проверка осуществляется с помощью документ-камеры

1) Работают с учебником в паре, заполняют таблицу,

Самоконтроль, взаимоконтроль

2)Работа у доски

№1497(а,б)

Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог.

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

Учитель получает информацию о теоретической базе обучающихся

     

2

физминутка

Цель: повысить уровень энергии на уроке.

 

Проводит ученик

(приложение 3)

     

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

8

Мозговой штурм

 

Предлагает вернуться к трем задачам из презентации для работы в парах. (Приложение 4) Организует самостоятельное выполнение задания

Проверка осуществляется с помощью документ-камеры + самоконтроль

Решают задачи.

+ индивидуальное задание для «сильных» ребят: нахождение средней скорости №1504

Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала

Фаза 2 «Работа над темой»

Контроль и самопроверка

знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

4

Самостоя-тельная работа

 

Слайд 8

Организует работу

Выполняют задание по вариантам. Используется взаимопроверка.

Оценивать успешность усвоения материала по данной теме

- Учебно-познавательная

 

Фаза 2 «Работа над темой»

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з.

1

 

На доске заранее прикреплены темные и светлые стикеры. На светлых стикерах: п.38, № 1524, 1527.

На темных стикерах: п.28, № 1524а, 1527. Узнать значение слов «статистика» и «рейтинг», подготовить краткое сообщение

Предлагает учащимся определиться с выбором д/з, стикер вклеить в дневник.

 

Слышать, слушать и понимать товарища и учителя, планировать свою работу.

   

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

 

4

сценка

Сценка «Среднее арифметическое»

(Приложение 5)

 

У доски два участника

     

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

4

Всё в моих руках

Цель: выяснить отношение обучающихся к прошедшему уроку.

Время: 3 – 4 минуты

Материал: листы бумаги всем обучающимся, ручка.

(Приложение 6)

   

Анализировать и оценивать успешность усвоения материала по данной теме

- Коммуникативная

Эффективно, грамотно и интересно подводятся итоги урока. Выясняется отношение обучающихся к прошедшему уроку. Классификация ответов обучающихся и представление итогов выполнения задания в виде резюме вместе с планом коррекционной работы готовы к следующему уроку.

       

Выясняется отношение обучающихся к прошедшему уроку. Классификация ответов обучающихся и представление итогов выполнения задания в виде резюме вместе с планом коррекционной работы к следующему уроку.

     

 

Приложение 1

Игра «Бегунок»

Учитель подходит к последним партам и перед каждым учеником кладет заготовленный лист чистой стороной вверх. По команде учителя ученики переворачивают листы и начинают решать свои задания, а решив, передают каждый свой листок – бегунок впереди сидящему товарищу из своей команды. Последний после записи решения задания поднимает руку с листком – это сигнал о том, что команда закончила игру. Перед обучающимися ставилась задача «Верно выполнить все свои задачи».

Задания к игре «Бегунок»

Ряд №1

Ряд №2

Ряд №3

0,45*100=

90 : 2 =

0,8*10 =

5,5+3,5 =

2,5*3 =

2,5*3 =

 

0,4 =

*0,1 =

 2,5 =

*0,8 =

* 2 =

:0,1 =

+5 =

+18,5 =

:0,5 =

+2,8 =

*0,02 =

*0,01 =

Ответ: 23

*0,1 =

 0,4 =

+14,7 =

+14,25 =

   

Ответ: 4

Ответ: 15

 

 Приложение 2

Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, нужно:

 

1)

2)

3)

 

Приложение 3

1,2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить.

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Влево, вправо побыстрей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочка часов.

Проведем глазами дружно

Ну а дальше, будь здоров.

 

Приложение 4

 

Приложение 5

Сценка «Среднее арифметическое».

На сцену выходят 2 участника сценки «Среднее арифметическое».

Игорь (входя). Кирилл, о чем ты задумался?

Кирилл. Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получил «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.

Игорь. Но ты даже меня не спросил, устраивает ли это меня?

Кирилл. Подожди, это еще не все. Ты пришел в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – оба пришли вовремя. Среднее арифметическое!

Игорь. Ты же гений! (в сторону). Ну, я тебя проучу. (Кириллу) Слышишь, Кирилл, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Кирилл. Да.

Игорь. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит).

Кирилл. Вот здорово! Наконец-то у меня будут кеды, и Марина Александровна не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений).

Игорь. (Входит с пакетом). Видишь, как я быстро вернулся. Я тебе кеды купил!

Кирилл. (С нетерпением). Давай быстрее покажем их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?

Игорь. Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, а другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой 35 размер. Да здравствует среднее арифметическое!

Кирилл с ужасом хватается за голову и убегает.

Учитель:

-Какой вывод вы можете сделать, просмотрев эту сценку? (ответы учеников)

 

Приложение № 6

АМО «Все в моих руках!»

Цель: выяснить отношение обучающихся к прошедшему уроку.

Время: 3 – 4 минуты

Материал: листы бумаги всем обучающимся, ручка.

Проведение:

Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

1 – большой палец – теперь я знаю;

2 – указательный палец – я научилась(лся);

3 – средний палец – мне не понравилось;

4 – безымянный – Смайлик – настроение (указать какое настроение на конец урока)

5 – мизинец – мне здесь не хватало.

Обучающиеся рисуют на листах бумаги (лист подписывается на оборотной стороне) свою руку, обводя её контур, каждый палец нумеруют с внешней стороны контура (образец выведен с помощью документ-камеры). Затем вписывают внутри контура свои ответы на данные вопросы.

Если есть время, то на уроке листы бумаги прикрепляются к доске – как бы на «выставке», и всем участникам до общего обсуждения представляется время для знакомства с нею. Далее идет обсуждение. Если же нет времени, то листы сдаются учителю (они в любом случаи должны быть сданы!). Учитель анализирует, обобщает, систематизирует и представляет итоги в виде резюме к следующему уроку вместе с планом коррекционной работы по данной теме.

Комментарии
Комментариев пока нет.