Занятие на тему «Святитель Иоасаф Белгородский — небесный покровитель святого Белогорья» (1 класс)
Тема занятия: «Иоасаф Белгородский - небесный покровитель Святого Белогорья» для 1 -2 классов на конкурс.
Покутняя Роза Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Борисовский Дом творчества»
Цель- изучение жизни и деятельности святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца, его добрых делах, связях с нашим краем.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и закрепить знания детей о небесном покровителе Святого Белогорья - Иоасафе Белгородском.
Развивающие:
Развивать интерес к получению знаний, познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за свою малую родину – Белгородчину.
Формировать стремление к показу результатов своей деятельности другим.
Воспитывать доброту, вежливость, милосердие и уважительное отношение к людям, трудолюбие , ответственность.
Оборудование, дидактический материал. Ноутбук, экран. Слайды: портрет Иоасафа Белгородского, детские и юношеские годы будущего святого, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, икона Иоасафа Белгородского, вышитая бисером, фото мощей святителя Иоасафа в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода, икона Пресвятой Богородицы «Почаевская», книга «Белгородский чудотворец» с цветными иллюстрациями, карточки: «Хороший? Плохой?», шкатулка, цветные карандаши или фломастеры, белая бумага.
1.Приветствие.- Здравствуйте, дорогие ребята»! Я рада встрече с вами.
2. Повторение пройденного материала. На предыдущем занятии мы говорили с вами о священниках района, награжденных орденами и медалями Русской Православной церкви. Это лучшие люди храмов, которые получили высокие награды за большой труд. Давайте назовем их. Молодцы.
3. Введение в предлагаемый образовательный материал. Сегодня я познакомлю вас со святым человеком, которого знают не только в нашей области, но и в России и мире - святителе Иоасафе Белгородском. Вы увидите портрет, икону с его изображением, вышитую бисером, иллюстрации из книги об этом святом, послушаете куплет песни в исполнении Романа Тамблера, проверим ваши знания, поиграем в игру и выполним практическое задание. Сначала я объясню неизвестные вам понятия. Кого мы называем святым? Это человек добрый, который много молился, исполнял Божии заповеди и сделал очень много для укрепления православной веры. О некоторых вы слышали: Николай Мир Ликийских, чудотворец, Сергий Радонежский, Георгий Победоносец, Александр Невский, Матрона Московская, Ксения Петербургская и другие.
Второе слово: Святое Белогорье. Это так с любовью называют нашу православную область.
4. Предполагаемый образовательный материал. Тема нашего занятия : «Иоасаф Белгородский - небесный покровитель Святого Белогорья».
Рассказ педагога сопровождается показом слайдов и цветных иллюстраций из книги, использованием аудиозаписи песни Романа Тамберга (один куплет).
- Дорогие дети! Кто изображен на этом портрете? Не знаете?
Это Иоасаф Белгородский. А на этой иконе,что мы видим?
Ответы детей. Божия Матерь.
Правильно. Это Почаевская икона Божией Матери, которую очень любил Иоасаф Белгородский. Неслучайно она находится рядом с его портретом. Сейчас я вам расскажу о жизни этого святого человека. Более трехсот лет назад в городе Прилуки, на Украине, в семье знатного казака Андрея Горленко родился сын. Люди в этот день отмечали праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», мамы Иисуса Христа.
Мальчику дали имя Иоаким. Вскоре родители заметили, что их сын отличался от ребят. Когда все садились за стол, где было много разной вкусной пищи, а мальчик ел только хлебную корку. Другие ребята бегали на речку, чтобы искупаться и позагорать под лучиками ласкового солнышка, а Иоаким в это время шел в сад и молился Богу. До 8 лет мальчик обучался дома, а затем его отдали в школу Братского монастыря. Монастырь- это святое место, где живут монахи, и постоянно молятся. Родители хотели, чтобы Иоаким стал военным. Но сын выбрал другой путь. В тайне от родителей он помогал монахам на службе. Был послушником, в монастыре дали ему новое имя Илларион. После он попросил прошения у родителей за то, что их не послушал в выборе профессии. Отец и мать его простили. Позже их сын окончил академию, его постригли в монахи с именем Иоасаф. Иоасаф был и преподавателем, и священником в Свято - Преображенском монастыре и Свято-Троицкой лавре. Восстанавливал храм после пожара. Даже императрица Елизавета, которая была самой большой начальницей в русском государстве, выделила ему деньги на строительство монастыря.
Позже Иоасафа перевели на службу в Белгород. Он стал владыкой, самым большим церковным начальником. Иоасаф Белгородский был строгим, но очень добрым человеком. Учил детей читать и писать, помогал бедным людям продуктами и одеждой, привозил им дрова, чтобы во всех домах было тепло. А еще детишкам незаметно оставлял возле двери подарки, как Дед Мороз. Проводил в храмах службы, встречался со многими священниками, давал им полезные советы. Святитель Иоасаф очень любил людей и много трудился. Но здоровье у него было слабое. Умер святитель Иоасаф в городе Грайворон, этот город находится недалеко от нашей Борисовки, когда ему не исполнилось и пятидесяти лет.
Тело его положили в склеп(такой большой гроб), но вскоре многие увидели, что Иоасаф лежал как живой. От него исходили добрые лучики света. Больные, которые прикладывались к нему, выздоравливали. Люди обращались к святителю с просьбами, и он помогал и до сих пор помогает. Русская Православная Церковь причислила Иоасафа к святым. Его нетленные мощи находятся в раке(металлическом гробе) в Преображенском соборе города Белгорода.
А в городе Грайвороне установлена часовня святого Иоасафа Белгородского.
Святитель Иоасаф молится за нас, помогает нам и хочет, чтобы мы больше совершали добрых дел. Жители нашей области чтут память этого святого. В Белгороде ежегодно проходит большой крестный ход с иконой небесного покровителя нашего края- Иоасафа Белгородского и его нетленными мощами ,в которых участвуют люди из разных городов и сел области и России. Вместе со взрослыми в крестном ходе идут детишки.
Возможно, кто-то из вас участвовал в таком большом праздничном шествии. Есть такие среди вас ? Ответы детей.
4.1.Обобщение. Детишкам предлагается дать оценку информации. Участвуют все обучающиеся. Они вытягивают из шкатулки поочередно карточки, называют хорошие и плохие поступки человека и подбирают слова, присущие Иоасафу Белгородскому.
.4.2. Вывод.
-Ребята, что мы изучали на занятии?
Ответы детей.
- Святитель Иоасаф был человеком: добрым или плохим?
Ответы детей.
-Какие добрые дела он совершал?
Ответы детей.
Правильно.
-А какие добрые дела вы совершаете?
Ответы детей.
-В каком городе родился святой Иоасаф Белгородский?
-Как звали родителей Иоасафа Белгородского?
-На какой большой православный праздник родился святой Иоасаф Белгородский?
- Название города, где скончался Иоасаф Белгородский?
-Где сейчас находятся нетленные мощи святого Иоасафа Белгородского?
Для закрепления материала давайте посмотрим видеофильм «Святитель Иоасаф Белгородский» Н.Ляшенко.
4.3. Заключение. Сегодня вы узнали о святителе Иоасафе Белгородском. Он небесный покровитель Святого Белогорья, наш белгородский святой. Для нас он яркий пример служения Родине, Церкви и народу.
Информацию, которую вы получили на сегодняшнем занятии, используйте с пользой. Расскажите подробно о святителе Иоасафе своим родителям, друзьям. По возможности с родителями посетите Преображенский храм в г. Белгороде, где находятся мощи святого , приложитесь к ним, обратитесь с просьбой к небесному покровителю и она будет им услышана. Вы почувствуете тепло, исходящее от этого святого. Все у вас изменится в лучшую сторону. Вы станете самыми умными и добрыми детишками.
5. Для закрепления информации проводится игровая и творческая часть занятия.
Игровая часть: Детям предлагается игра «Каравай».Они становятся в круг и дружно водят хоровод и поют «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай».Затем все громко произносят : « Мы выбираем Иоасафа Белгородского».
2 игра.Дети пишут слова на букву «и», кто больше слов напишет, тот и выиграл.
Творческая часть:
Каждый ребенок рисует «Рябину» в знак любви и уважения к святому Иоасафу Белгородскому.
Иллюстрацию рябины учитель распечатывает из Интернета.
Педагог: Наше занятие подходит к концу. Благодарю вас за внимание, интерес и активность. Если вам понравилось занятие, хлопайте в ладошки. Если не понравилось, наклоните головку и топайте ножками.
Спасибо! Желаю вам всегда радостных улыбок на лицах и хорошего настроения. Домой я даю задание выучит стихотворение Леонида Гончарова «Наш святитель».До свиданья! До новых встреч!
Список использованной литературы к занятию:
1.Святитель земли Белгородской,Белгород,2019 г.
2.Православный календарь для детей и родителей.Лесенка-чудесница,М,2020 г.
3.Л.Л.Шевченко.Добрый мир.Православная культура для малышей.М,2019г.
4.Библейские сюжеты для детей.М,2019 г.
4.Материалы научно –практической конференции «Учитель-учителю»,Белгород, 2020 г.
Приложение
Видео .ЧитаетМ.Теницкий.Стих Л.Гончарова«Наш святитель».