12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зайцева Галина Михайловна15
0

Связь коммуникативных универсальных учебных действий с основными учебными предметами в начальной школе.

Связь коммуникативных универсальных учебных действий с основными учебными предметами в начальной школе.


   В начальной школе уроки развития связной речи являются наиболее трудными по подготовке и проведению, так как словарный запас учащихся невелик. Работа по развитию коммуникативных познавательных учебных действий начинается с первого учебного дня в школе и должна вестись на каждом уроке. Коммуникативная направленность в изучении основных предметов не только служит формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности. Работа по формированию коммуникативной компетенции требует от педагога методического мастерства и умение учитывать индивидуальные особенности и способности школьников.

  Литературное чтение занимает первое место среди предметов начальной школы, практикующих обмен мнениями, дискуссию и диалог. Важная задача обучения в начальных классах – обучение учащихся выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов стараются с первых шагов приучать детей к содержательным, четким, подготовленным, ясным и правильным высказываниям. Процесс формирования коммуникативной компетентности является сложным и достаточно длинным.

  Подходящим контекстом для развития коммуникативных действий является учебный предмет «Окружающий мир». Задания, направленные на развитие коммуникативных действий, могут быть следующими: доклад-сообщение, который всегда адресован слушателям (одноклассникам); создание словесной картинки-описания какого-либо предмета или явления природы; выработка общего мнения по проблеме темы урока, при этом дети объединяются в пары или группы. Такая работа придает процессу обучения психологически полноценный характер деятельности детей, устраняет тягостную искусственность при необходимости «рассказывать самому себе». Подобные задания удобны и для других школьных предметов.

  Мониторинг выполненных учениками заданий по различным учебным предметам (морфологический разбор на уроке русского языка, решение математического уравнения, моделирование природного процесса) показывает, что в подобной форме работы детей привлекает то, что поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, - словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» [1, с.36]. «По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием» [3, с.93]. Безусловно, эмоционально положительное отношение учащихся к данной работе резко повышает ее эффективность, способствуя сохранению учебной мотивации и благоприятного отношения к учебному процессу.

  Необходимо подчеркнуть значительный развивающий потенциал предмета «Технология». Для развития системы универсальных учебных действий в начальной школе предмет «Технология» создает благоприятные условия для формирования главных составляющих учебной деятельности - проектирование, обмен, оценка продукта, умения определять и ставить задачи, которые возникают в практической ситуации, рекомендовать практические приёмы решения, достигать результатов.

  Именно занятия детей на уроках технологии позволяют достигать максимального результата в полной ориентировочной основе выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после, например рефлексия действий и способов. При работе над заданиями в рамках «Технологии» систематически практикуется работа в парах и микрогруппах, при этом у детей стимулируется выработка умения совместно распределять, размышлять и проектировать функции каждого ученика при выполнении заданий, производить взаимопомощь и взаимоконтроль.

  Можно утверждать, что в начальной школе «нет учебных предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата» [2, с. 67]. При этом важно подобрать такое учебное содержание, чтобы дискуссия была возможна, чтобы у школьников был определенный набор знаний по проблеме дискуссии (содержательная сторона) и определенные умения общаться, слушать друг друга, доказывать свою точку зрения и соглашаться с собеседником (формальная сторона). При подобном построении дискуссия становится обязательным методом выработки коммуникативной компетентности младших школьников.

 Определяющим условием успешного формирования коммуникативных универсальных действий можно назвать овладение учителями методикой организации в классе взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимоуважения учащихся. При этом учитель, используя соответствующие психолого­педагогические технологии развития коммуникативных действий, формирует устойчивое желание школьников совместно учиться, отдыхать, заниматься в спортивных и предметных кружках, общаться на уроке и во внеурочное время. Подобная атмосфера в классе способствует развитию коммуникативных универсальных действий, позитивной мотивации к учению, формированию коллектива.

  Развитие универсальных учебных действий подтверждается необходимостью скорейшего решения острых проблем школьного обучения: разрозненность учебно-познавательных мотивов, снижение успеваемости школьников, слабое развитие учебной активности школьников, трудности школьной адаптации, рост отклоняющегося поведения учащихся. Программа развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает универсальные учебные действия как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает целенаправленное планомерное формирование универсальных действий как ключевое условие повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Библиографический список

Бондарева И.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / И.И. Бондарева // Нижегородское образование - 2015. - №1. - С. 114-118.

Патрушева Е.О. Работа в малых группах при формировании коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / Е.О. Патрушева // Научное мнение - 2011. - №4. - С. 84-89.

Шестакова Е.Н. Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] / Е.Н. Шестакова // Научное мнение - 2017. - №4. - С. 104-108.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.