Сценарий квест-игры «Мастерград» для детей средней группы
Иванова Наталия Ивановна,
СП «Детский сад «Янтарик», пгт Смышляевка
Сценарий квест-игры «Мастерград» для детей средней группы
Цель: приобщение детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству посредством квест-технологии.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления детей о видах русского народного творчества;
- формировать умение узнавать и различать цветовые решения и отличительные элементы узора дымковской, филимоновской, гжельской и хохломской росписи (круги, точки, волнистые линии, прямые линии и т.д.);
- активизировать в речи детей слова и словосочетания: дымковская, филимоновская, роспись, дымковская барышня, филимоновская барышня.
Развивающие:
- развивать умение слушать, слышать и понимать предлагаемые задания;
- развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета;
- развивать интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству;
- формировать умения взаимодействовать в коллективе сверстников: не толкаться во время выполнения заданий, уступать друг другу очередь, не кричать, не перебивать сверстников.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать уважение к труду народных мастеров;
Оборудование: проектор, ноутбук, изделия народных промыслов, элементы русских народных костюмов, картинки с гжельской и хохломской посудой, шаблоны барышень, заготовки юбок с дымковскими и филимоновскими орнаментами, клей, кисточки, салфетки, разрезные матрешки, пазлы «народная роспись, сундук, карта, ленточки (красные, синие, желтые, зеленые), прозрачное блюдо, стакан, призы.
Ход квеста:
В: Ребята, к нам пришло приглашение посетить Мастерград. Как вы думаете, что это такое «Мастерград?» (ответы детей) Кто такие мастера? Но дорога в Мастерград волшебная, чтобы туда попасть нам надо пройти через золотые ворота.
Проводится народная игра «Золотые ворота» Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.
Проходим в музей Мастеграда и обыгрываем проблемную ситуацию «Проведи экскурсию». Дети самостоятельно рассказывают о предметах народных промыслов.
В: Какие мастера живут в этом городе? (гжельские, хохломские, и т.д.) Воспитатель обращает внимание на расписной сундук.
- Ребята, как вы думаете кто оставил нам этот сундук? (ответы детей)
В сундуке находится колпак Петрушки, флешка с видеописьмом и карта.
Видеописьмо: - Здравствуйте ребята! Я – Петрушка из Мастерграда. Слышал, что вы тоже знаете, что Земля русская издавна славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Решил я для вашей группы устроить испытание, приготовил я вам задания, выполняя которые вы еще раз увидите, какие же красивые, яркие изделия делают наши мастера, и получите подарки если со всеми заданиями справитесь. Задания я спрятал в разноцветных конвертах. Чтобы легче было найти конверты с заданиями сделал вам карту -подсказок. (Показываю детям карту подсказок)
В: - Давайте посмотрим на карту, которую нам оставил Петрушка. Какого цвета наш первый конверт? (Ответы детей) Искать красный конверт пойдут ребята, у которых повязаны красные ленточки. Прежде чем пойдёте искать нужный конверт, посмотрите, на карте есть подсказка, она расположена над красным конвертом. (Вместе с детьми делаем вывод, что лежит красный конверт там, где у нас в группе находится гараж.)
Задание № 1. Помогите Петрушке разложить элементы росписей. Каждому ребенку дается один фрагмент росписи, им необходимо найти рисунок с такой росписью и положить на него свой фрагмент. (дымковская, филимоновская, гжельская, холомская)
1 ребенок Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
на весь мир молва идет.
(Дети выполняют задание: раскладывают картинки по промыслам)
Воспитатель: - Посмотрите на карту, какого цвета второй конверт? (Ответы детей) Этот конверт с заданиями пойдут искать дети, у которых желтые ленточки. Прежде чем пойдёте искать нужный конверт, посмотрите, на карте есть подсказка, она расположена над желтым конвертом. (Вместе с детьми делаем вывод, что лежит желтый конверт там, где у нас в группе музыкальный уголок)
Задание № 2. Собери матрешку Матрешки разделены на 3 части, каждому ребенку дается 1 часть от матрешки детям необходимо взаимодействуя с друг с другом собрать остальные части матрешки.
Дети исполняют частушки «Матрешкины частушки»
Мы матрешки, мы подружки, мы в Семенове живем,
Очень любим петь частушки, и сейчас для вас споем.
И кроваток нам не нужно, потому, что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно, спим мы все одна в другой.
Я – матрешка – сувенир, в расписных сапожках, Прогремела на весь мир русская матрешка!
Мастер выточил меня из куска березы,
До чего ж румяна я: щеки, словно розы.
5. Из Семенова матрешка не стареет сотню лет,
В красоте, таланте русском весь находится секрет.
В: Ребята, а из чего делают матрешку? Предлагаю вам поиграть и немного отдохнуть.
Проигрывается русская народная игра «Березка»
В: Молодцы ребята. Давайте посмотрим, какого цвета конверт с третьим заданием. (Ответы детей) На поиски отправляются ребята с зелеными ленточками. (Вместе с детьми делаем вывод, что лежит зеленый конверт там, где у нас в группе стоит «Магазин»)
Задание № 3. В магазин завезли новую посуду, помогите расставить по полкам хохломскую и гжельскую посуду.
2 Ребенок: Гжельская роспись на белом фарфоре, синее небо, синее море
Синь васильков, колокольчиков звонких, синие птицы на веточках тонких.
3 Ребенок: Хохломская роспись – алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
В: - Давайте посмотрим на карте какого цвета и где надо искать следующий конверт. Синий конверт ищут ребята с синими ленточками. (Вместе с детьми делаем вывод, что лежит синий конверт в уголке изодеятельности.)
Задание № 4. Предлагаю вам превратиться в народных мастеров: повернитесь, покружитесь в мастеров все превратитесь!
- Барышни собрались на ярмарку помогите подобрать им юбки с дымковским орнаментом. (Дети получают силуэты барышень, клей, детали орнаментов (дымковские и филимоновские юбки), выполняют аппликацию.)
4 Ребенок: Дымковские барышни в нарядах удивительных,
В клеточку, кружок, полоску тонко так расписанных,
Глины маленький комок в чудо превратится
Если только попадет в руки мастерицы.
Воспитатель: - Со всеми заданиями мы справились. Давайте посмотрим, что же ещё мы увидим на нашей карте-подсказке? (Ответы детей) Где же нам рукавичку искать? Вместе делаем вывод, что подсказку надо искать на дне пруда.
На столе стоит прозрачное блюдо, наполненное подкрашенной водой, с помощью стакана ищем подсказки спрятанные на дне пруда. (картинки – кукольная коляска, игрушечная посуда, кухня и т.д.) Из чего делаем вывод, что рукавичка с призами (леденцы - петушки на палочке) спрятана в игровом центре «Дом».
-Ребята, чтобы отблагодарить Петрушку за сладкие призы станцуем для него танец «Матрешечки».
Девочки исполняют танец «Матрешечки»
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились. Пора нам возвращаться в группу.
Чтобы вернуться в группу вновь проигрывается игра «Золотые ворота».
Калягина Ирина Владимировна