12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чернышова Светлана Николаевна25
Россия, Свердловская обл., п. Малышева

Ценность ребёнка глазами специалиста


Дети появляются в обществе ненадолго - быстро становятся взрослыми… Увидеть ценность и значимость ребёнка без сравнения с другими детьми – профессиональная обязанность педагога. В чём же заключается эта самая ценность? Я считаю, что сам ребёнок и есть ценность - ценность возраста, ценность начала познания мира.

Весь процесс образования строится на возрастных ценностях ребёнка, которые являются базой его основания. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, подчеркивается необходимость сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимания детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий. Самоценность детского возраста рассматривается как часть научной идеологии, аксиологический ориентир современных научных исследований и практики функционирования системы образования.

Особое внимание абсолютной ценности ребёнка уделяют и великие ученые. Они многократно подчеркивают значимость счастливого, радостного детства в формировании личности. «Без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека» - утверждал Януш Корчаг. Именно поэтому в основанном им детском доме стремились к тому, чтобы все воспитанники обязательно познали радость детства хотя бы в течение нескольких лет пребывания здесь.  

Ещё ученные утверждают, что ценности детей проявляются в суждениях, способах действий, поведении детей, отношении к окружающей действительности. Они служат обобщенными признаками детства, условиями, обеспечивающими успешность развития в целом.

Ценность ребёнка связана и с психофизиологическими особенностями, к которым относятся:

  • Постижение и осмысление окружающего через образное мышление и воображение. Известный отечественный психолог Е. В. Субботский писал: «На уровне реальных действий границы между сказкой и реальностью у детей еще нет. Вера в одухотворенность вещей, в возможность обращаться к ним с просьбой и рассчитывать на сочувствие легко уживается с естественно-научным подходом к миру».
  • Повышенная двигательная активность. Ребенок не может подолгу находиться в статическом положении, его организм устроен так, что испытывает постоянную потребность в движениях. В работах Ю.Ф. Знамовского двигательная активность рассматривается как важнейший компонент образа жизни и поведения ребенка.
  • Особая восприимчивость и впечатлительность ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки».
  • Детская непосредственность, наивность, особая доверчивость. Для детей характерна непосредственность, подвластность чувствам. А.В. Запорожец, делая акцент на этой возрастной ценности, отмечал, что наиболее ярко она проявляется при восприятии детьми сказок, рассказов, театрализованных представлений. Дети, писал известный отечественный психолог, всерьез воспринимают все прочитанное и увиденное, искренне сочувствуют героям сказок, они буквально срываются с мест, желая помочь любимому персонажу.
  • Природная эмоциональность детей и открытость миру. Выготский не раз подчеркивал открытость ребенка миру, которая выражается в его стремлении активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач.  

Характер проявления детских ценностей во многом связан с образом жизни детей, социальной ситуацией развития. Как отмечает Л.С. Выготский, ребенок не просто приспосабливается к ситуации, но и занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию: «Внутренняя позиция специфична для каждого возраста, она обуславливает общий характер переживаний ребенка, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного облика».

Определив ценность ребенка, его возраста, мы, взрослые, помогает формировать уже ценности для самого ребенка. Но, формируя ценности ребёнка, нужно, в первую очередь, осознавать собственные. И, при необходимости пытаться корректировать именно их. Но это уже совсем другая тема…

Учитель-логопед Чернышова С.Н.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.