Внеклассное мероприятие «Ценности гуманизма и знание против терроризма» (10 класс)
«Ценности гуманизма и знание против терроризма»
Цель: Продолжить формирование представлений о глобальных проблемах человечества, умений и навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
На основе изучения нормативно-правовых актов анализ одной из глобальных проблем человечества – проблемы терроризма: определение сути проблемы, перечня организаций, деятельность которых направлена на предотвращение террористических актов, методов их работы; характеристика поведения граждан на каждом из трех уровнях террористической опасности.
Развитие умений и навыков применять знания, полученные на уроках, на практике: определение и отработка плана действий в чрезвычайной ситуации. Отработка умений работы с нормативно-правовыми актами
Гуманистическое воспитание – формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни
Вид занятия: лабораторно-практическое занятие
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- ролик, подготовленный МВД г. Астрахань «Это естественно»,
- видеофильм, созданный по заказу Антитеррористического комитета РФ «Что такое терроризм»
Предварительная подготовка учащихся:
- двое учащихся заранее получают задание сделать презентации
- «Международные организации, ведущие борьбу с терроризмом»
- «Система борьбы с терроризмом в РФ»
- один учащийся учит наизусть стихотворение Борис Нестеренко «Не добьются!»
Оформление доски:
- цитата «Терроризму надо противопоставить ценности гуманизма и знание» (Выступление В.В. Путина и ответы на вопросы в Колумбийском университете; 26 сентября 2003 года)
- несколько плакатов, например:
Рассадка учащихся:
- в зависимости от количества учащихся они делятся на четное количество групп (не более 10 человек в группе)
Раздаточный материал (для групп):
- статьи 3, 4, 6 ФЗ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ
- статья 2 ФЗ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ
Источники информации, использованные при подготовке мероприятия:
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Под редакцией Л.Н. Боголюбова: М., «Просвещение», 2014. § 9 «Глобальная угроза международного терроризма»
ОБЖ. 10 кл: учебник для общеобразовательных организаций. / М.П. Фролов [и др.]; под ред. Ю.Л. Воробьёва. — Москва: АСТ, 2013. § 27 «Правила поведения в опасных чрезвычайных ситуациях социального характера»
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму" // Консультант-Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
Выступление и ответы на вопросы на встрече с преподавателями и студентами Колумбийского университета В.В. Путина. 26 сентября 2003 года 12:37 Нью-Йорк // Президент России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22129
Нестеренко Б. (поэт из Новосибирска) «Не добьются» // Одноклассники [сайт]. URL: https://ok.ru/profile/101233853537/statuses/66490404490081
Ролики «Это естественно» // https://www.youtube.com/watch?v=9w6yvmou-Hc
Видеофильм «Что такое терроризм» // https://www.youtube.com/watch?v=yytOLg1YzoY
Материалы сайтов организаций, ведущих борьбу с терроризмом: Национального антитеррористического комитета: http://nac.gov.ru, ФСБ: http://www.fsb.ru и др.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия |
Действие учителя |
Действия/ответы учеников |
Проблема, мотивация 2 мин |
Сегодня день защиты детей от чрезвычайных ситуаций. Давайте определим, о поведении, в каких чрезвычайных ситуациях мы сегодня поговорим |
Смотрят ролик |
1. Ролик «Это естественно» - 48 секунд/data/files/f1528553307.mp4 (ролик) |
||
Какой проблеме посвящен ролик? Почему проблема терроризма является глобальной проблемой человечества? |
Учащиеся отвечают |
|
Актуализация 8 мин |
Вспомним, что такое терроризм? |
Слово «terror» в переводе с латинского означает «страх», «ужас». Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенные ею цели преимущественно через систематическое использование насилия. |
Послушаем, как определяет терроризм Уголовный кодекс РФ, и вспомним о некоторых террористических актах, совершенных в РФ. |
Смотрят фрагмент видеофильма |
|
2. Первый фрагмент видеофильма «Что такое терроризм» 4 мин 16 сек/data/files/y1528553342.mp4 (фрагмент видеофильма) |
||
Как Уголовный кодекс РФ определят понятие «Террористический акт»? (статья 205) |
Проговаривают определение |
|
О каких террористических актах идет речь в фильме? |
Перечисляют терракты, о которых говорится в фильме |
|
О каких еще террористических актах вам известно? |
Учащиеся дают ответы |
|
Изучение нового материала 15 мин |
Представители правоохранительных органов постоянно нам напоминают, что наша цель – остаться в живых. Цель государства – сохранить нашу жизнь и обеспечить безопасность. Вспомним, деятельность каких организаций и государственных органов направлена на обеспечение нашей безопасности. У вас на столах лежат выдержки из Федерального закона «О противодействии терроризму». В нем дано еще одно определение терроризма и определены те, кто может оказывать терроризму противодействие. Прочитайте документ и назовите тех, кто может осуществлять деятельность по противодействию терроризму. |
Работа со статьями ФЗ «О противодействии терроризму» по группам Отвечают на вопрос (далее в тексте закона красным цветом выделены ответы, которые должны дать учащиеся) |
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ Статья 3. Основные понятия 1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; 4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом 1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Статья 6. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для: 1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами; 2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства; 3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; 4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации. |
||
В законе «О противодействии терроризму» не даны конкретные названия органов власти. Поэтому сейчас ребята нам расскажут более подробно о некоторых международных организациях, ведущих борьбу с терроризмом, и о системе борьбы с терроризмом в России. |
3, 4. ПРЕЗЕНТАЦИИ, которые заранее были приготовлены учащимися: - «Международные организации, ведущие борьбу с терроризмом»/data/files/z1528553387.pptx (презентация) - «Система борьбы с терроризмом в РФ»//data/files/w1528553433.pptx (презентация)(презентация) |
|
Применение знаний и умений 10 мин |
Как мы увидели, на сегодняшний день создана глобальная система антитеррористической безопасности, состоящая из профессионалов, по мнению которых важно создать систему информационного противостояния международному терроризму, что не означает замалчивания сведений о террористических акциях. Граждане должны знать о сущности терроризма и его общественной опасности, в случае необходимости уметь ему противодействовать. Поэтому в 2012 г. Президентом РФ был издан Указ (от 14.06.2012 г. № 851) «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства». Этот указ устанавливает 3 уровня террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства |
Смотрят фрагмент видеофильма |
5. Второй фрагмент видеофильма «Что такое терроризм» 2 мин 35 сек /data/files/y1528553342.mp4 (фрагмент видеофильма) (фрагмент видеофильма) |
||
Мы услышали, что безопасность общества, это дело не только спецслужб и правоохранительных органов, но и каждого из нас. Вы сегодня и раньше на уроках ОБЖ и обществознания, на классных часах обсуждали информацию о том, как надо вести себя в случае террористической опасности. Сейчас по группам мы будем делать памятки для учащихся младших классов. |
Нечетные группы: 5 – 8 правил, которые необходимо соблюдать в случае, если оказался рядом с местом совершения террористического акта Четные группы: 5 – 8 правил, которые необходимо соблюдать при угрозе террористического акта (возможно, помочь его предотвратить, своими поступками не сделать себя жертвой теракта) |
|
Если дети не сказали, то добавить: по номеру 112 можно позвонить, если в телефоне нет SIM-карты, или не ловит сеть оператора, или у вас отрицательный баланс. Система-112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях |
Дети проговаривают памятки, которые составили. По необходимости демонстрируют порядок действий (н-р, как правильно надевать марлевые повязки при задымлении) |
|
Обобщение 8 мин |
Для победы над терроризмом необходима бдительность каждого из нас, и осознание каждым человеком гуманистических ценностей: неприятие насилия, стремление отдельных граждан и социальных групп разрешать противоречия в ходе диалога – межнационального и межконфессионального. Президент РФ В.В. Путин, выступая и отвечая на вопросы на встрече с преподавателями и студентами Колумбийского университета в Нью-Йорке 26 сентября 2003 года, сказал: «Главное оружие террористов – это даже не террористические акты. Это попытка проникнуть в сознание людей, отравить сознание людей идеями, ничего общего не имеющими с гуманизмом. Они насаждают страх и ненависть, попирают права и свободы, демократические устои общества. Опыт показывает, что силовые методы в борьбе с терроризмом – далеко не единственные, и они не всегда эффективны. Мы считаем, что кроме антитеррористических операций необходимо развернуть широкий интеллектуальный фронт борьбы с террором. Конфликту религий и наций, искусственно разжигаемому террористами, надо противопоставить ценности гуманизма и знание, противопоставить терпимость и большую информированность друг о друге». |
Работа со статьей ФЗ «О противодействии терроризму» по группам: изучают принципы, затем кратко объясняют их значимость в борьбе с терроризмом |
Поэтому в борьбе с террористами в Российской Федерации учитывается ряд гуманных принципов – они также перечислены в Федеральном законе "О противодействии терроризму". Распечатки соответствующей статьи лежат у вас на столах. |
||
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. |
||
Ученик читает стихотворение Борис Нестеренко, поэт из Новосибирска НЕ ДОБЬЮТСЯ! В нашем доме ненастье – Небо тучами скрыто, Рвут Россию на части Аммиачной селитрой. Словно крысы, таятся Террористы в подземке И хотят ленинградцев Опустить на коленки. Но они не прогнутся, Если рядом опасность – Запугать петербуржцев Никому не удастся. Когда печки не грели И еды не давали, Не таких одолели И не столько теряли. Час расплаты настанет, Знайте все, кто взрывали: Этот город – из камня, Эти люди – из стали! |
||
Как вы думаете, после какого террористического акта было написано это стихотворение? |
Взрыв в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 г |
|
Почтим минутой молчания память погибших в террористических актах |
||
Рефлексия 2 мин |
Как вы считаете, характеризуя проблему терроризма, все ли аспекты данной проблемы мы затронули? Если нет, то на что нам следует обратить внимание на следующих уроках? Считаете ли вы нужным и важным какой-то вопрос изучить более подробно на уроках обществознания, право, истории или ОБЖ? |
Учащиеся отвечают |
Самооценка учащимися совей деятельности. Выставление оценок учителем |
/data/files/f1528553462.mp4 (фрагмент видеофильма)
/data/files/w1528553433.pptx (презентация)
/data/files/z1528553387.pptx (презентация)
/data/files/y1528553342.mp4 (фрагмент видеофильма)
/data/files/f1528553307.mp4 (ролик)