Внеклассное мероприятие «Ценности гуманизма и знание против терроризма» (10 класс)

6
0
Материал опубликован 9 June 2018 в группе

«Ценности гуманизма и знание против терроризма»

Цель: Продолжить формирование представлений о глобальных проблемах человечества, умений и навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

На основе изучения нормативно-правовых актов анализ одной из глобальных проблем человечества – проблемы терроризма: определение сути проблемы, перечня организаций, деятельность которых направлена на предотвращение террористических актов, методов их работы; характеристика поведения граждан на каждом из трех уровнях террористической опасности.

Развитие умений и навыков применять знания, полученные на уроках, на практике: определение и отработка плана действий в чрезвычайной ситуации. Отработка умений работы с нормативно-правовыми актами

Гуманистическое воспитание – формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни

Вид занятия: лабораторно-практическое занятие

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран

- ролик, подготовленный МВД г. Астрахань «Это естественно»,

- видеофильм, созданный по заказу Антитеррористического комитета РФ «Что такое терроризм»

Предварительная подготовка учащихся:

- двое учащихся заранее получают задание сделать презентации

- «Международные организации, ведущие борьбу с терроризмом»

- «Система борьбы с терроризмом в РФ»

- один учащийся учит наизусть стихотворение Борис Нестеренко «Не добьются!»

Оформление доски:

- цитата «Терроризму надо противопоставить ценности гуманизма и знание» (Выступление В.В. Путина и ответы на вопросы в Колумбийском университете; 26 сентября 2003 года)

- несколько плакатов, например:

Рассадка учащихся:

- в зависимости от количества учащихся они делятся на четное количество групп (не более 10 человек в группе)

Раздаточный материал (для групп):

- статьи 3, 4, 6 ФЗ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ

- статья 2 ФЗ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ

Источники информации, использованные при подготовке мероприятия:

Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Под редакцией Л.Н. Боголюбова: М., «Просвещение», 2014. § 9 «Глобальная угроза международного терроризма»

ОБЖ. 10 кл: учебник для общеобразовательных организаций. / М.П. Фролов [и др.]; под ред. Ю.Л. Воробьёва. — Москва: АСТ, 2013. § 27 «Правила поведения в опасных чрезвычайных ситуациях социального характера»

Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму" // Консультант-Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/

Выступление и ответы на вопросы на встрече с преподавателями и студентами Колумбийского университета В.В. Путина. 26 сентября 2003 года 12:37 Нью-Йорк // Президент России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22129

Нестеренко Б. (поэт из Новосибирска) «Не добьются» // Одноклассники [сайт]. URL: https://ok.ru/profile/101233853537/statuses/66490404490081

Ролики «Это естественно» // https://www.youtube.com/watch?v=9w6yvmou-Hc

Видеофильм «Что такое терроризм» // https://www.youtube.com/watch?v=yytOLg1YzoY

Материалы сайтов организаций, ведущих борьбу с терроризмом: Национального антитеррористического комитета: http://nac.gov.ru, ФСБ: http://www.fsb.ru и др.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Действие учителя

Действия/ответы учеников

Проблема, мотивация

2 мин

Сегодня день защиты детей от чрезвычайных ситуаций.

Давайте определим, о поведении, в каких чрезвычайных ситуациях мы сегодня поговорим

Смотрят ролик

1. Ролик «Это естественно» - 48 секунд/data/files/f1528553307.mp4 (ролик)

Какой проблеме посвящен ролик?

Почему проблема терроризма является глобальной проблемой человечества?

Учащиеся отвечают

Актуализация

8 мин

Вспомним, что такое терроризм?

Слово «terror» в переводе с латинского означает «страх», «ужас».

Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенные ею цели преимущественно через систематическое использование насилия.

Послушаем, как определяет терроризм Уголовный кодекс РФ, и вспомним о некоторых террористических актах, совершенных в РФ.

Смотрят фрагмент видеофильма

2. Первый фрагмент видеофильма «Что такое терроризм» 4 мин 16 сек/data/files/y1528553342.mp4 (фрагмент видеофильма)

Как Уголовный кодекс РФ определят понятие «Террористический акт»? (статья 205)

Проговаривают определение

О каких террористических актах идет речь в фильме?

Перечисляют терракты, о которых говорится в фильме

О каких еще террористических актах вам известно?

Учащиеся дают ответы

Изучение нового материала

15 мин

Представители правоохранительных органов постоянно нам напоминают, что наша цель – остаться в живых. Цель государства – сохранить нашу жизнь и обеспечить безопасность.

Вспомним, деятельность каких организаций и государственных органов направлена на обеспечение нашей безопасности.

У вас на столах лежат выдержки из Федерального закона «О противодействии терроризму». В нем дано еще одно определение терроризма и определены те, кто может оказывать терроризму противодействие. Прочитайте документ и назовите тех, кто может осуществлять деятельность по противодействию терроризму.

Работа со статьями ФЗ «О противодействии терроризму» по группам Отвечают на вопрос (далее в тексте закона красным цветом выделены ответы, которые должны дать учащиеся)

Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ

Статья 3. Основные понятия

1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

Статья 6. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

В законе «О противодействии терроризму» не даны конкретные названия органов власти. Поэтому сейчас ребята нам расскажут более подробно о некоторых международных организациях, ведущих борьбу с терроризмом, и о системе борьбы с терроризмом в России.

3, 4. ПРЕЗЕНТАЦИИ, которые заранее были приготовлены учащимися:

- «Международные организации, ведущие борьбу с терроризмом»/data/files/z1528553387.pptx (презентация)

- «Система борьбы с терроризмом в РФ»//data/files/w1528553433.pptx (презентация)(презентация)

Применение знаний и умений

10 мин

Как мы увидели, на сегодняшний день создана глобальная система антитеррористической безопасности, состоящая из профессионалов, по мнению которых важно создать систему информационного противостояния международному терроризму, что не означает замалчивания сведений о террористических акциях. Граждане должны знать о сущности терроризма и его общественной опасности, в случае необходимости уметь ему противодействовать.

Поэтому в 2012 г. Президентом РФ был издан Указ (от 14.06.2012 г. № 851) «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства». Этот указ устанавливает 3 уровня террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства

Смотрят фрагмент видеофильма

5. Второй фрагмент видеофильма «Что такое терроризм» 2 мин 35 сек /data/files/y1528553342.mp4 (фрагмент видеофильма) (фрагмент видеофильма)

Мы услышали, что безопасность общества, это дело не только спецслужб и правоохранительных органов, но и каждого из нас.

Вы сегодня и раньше на уроках ОБЖ и обществознания, на классных часах обсуждали информацию о том, как надо вести себя в случае террористической опасности.

Сейчас по группам мы будем делать памятки для учащихся младших классов.

Нечетные группы: 5 – 8 правил, которые необходимо соблюдать в случае, если оказался рядом с местом совершения террористического акта

Четные группы: 5 – 8 правил, которые необходимо соблюдать при угрозе террористического акта (возможно, помочь его предотвратить, своими поступками не сделать себя жертвой теракта)

Если дети не сказали, то добавить:

по номеру 112 можно позвонить, если в телефоне нет SIM-карты, или не ловит сеть оператора, или у вас отрицательный баланс.

Система-112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях

Дети проговаривают памятки, которые составили. По необходимости демонстрируют порядок действий (н-р, как правильно надевать марлевые повязки при задымлении)

Обобщение

8 мин

Для победы над терроризмом необходима бдительность каждого из нас, и осознание каждым человеком гуманистических ценностей: неприятие насилия, стремление отдельных граждан и социальных групп разрешать противоречия в ходе диалога – межнационального и межконфессионального.

Президент РФ В.В. Путин, выступая и отвечая на вопросы на встрече с преподавателями и студентами Колумбийского университета в Нью-Йорке 26 сентября 2003 года, сказал:

«Главное оружие террористов – это даже не террористические акты. Это попытка проникнуть в сознание людей, отравить сознание людей идеями, ничего общего не имеющими с гуманизмом. Они насаждают страх и ненависть, попирают права и свободы, демократические устои общества.

Опыт показывает, что силовые методы в борьбе с терроризмом – далеко не единственные, и они не всегда эффективны. Мы считаем, что кроме антитеррористических операций необходимо развернуть широкий интеллектуальный фронт борьбы с террором.

Конфликту религий и наций, искусственно разжигаемому террористами, надо противопоставить ценности гуманизма и знание, противопоставить терпимость и большую информированность друг о друге».

Работа со статьей ФЗ «О противодействии терроризму» по группам: изучают принципы, затем кратко объясняют их значимость в борьбе с терроризмом

Поэтому в борьбе с террористами в Российской Федерации учитывается ряд гуманных принципов – они также перечислены в Федеральном законе "О противодействии терроризму". Распечатки соответствующей статьи лежат у вас на столах.

Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

 

Ученик читает стихотворение

Борис Нестеренко, поэт из Новосибирска

НЕ ДОБЬЮТСЯ!

В нашем доме ненастье –

Небо тучами скрыто,

Рвут Россию на части

Аммиачной селитрой.

Словно крысы, таятся

Террористы в подземке

И хотят ленинградцев

Опустить на коленки.

Но они не прогнутся,

Если рядом опасность –

Запугать петербуржцев

Никому не удастся.

Когда печки не грели

И еды не давали,

Не таких одолели

И не столько теряли.

Час расплаты настанет,

Знайте все, кто взрывали:

Этот город – из камня,

Эти люди – из стали!

Как вы думаете, после какого террористического акта было написано это стихотворение?

Взрыв в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 г

Почтим минутой молчания память погибших в террористических актах

Рефлексия

2 мин

Как вы считаете, характеризуя проблему терроризма, все ли аспекты данной проблемы мы затронули? Если нет, то на что нам следует обратить внимание на следующих уроках?

Считаете ли вы нужным и важным какой-то вопрос изучить более подробно на уроках обществознания, право, истории или ОБЖ?

Учащиеся отвечают

Самооценка учащимися совей деятельности. Выставление оценок учителем

/data/files/f1528553462.mp4 (фрагмент видеофильма)

/data/files/w1528553433.pptx (презентация)

/data/files/z1528553387.pptx (презентация)

/data/files/y1528553342.mp4 (фрагмент видеофильма)

/data/files/f1528553307.mp4 (ролик)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.