Презентация «Церковная реформа. Положение традиционных конфессий» (История, 8 класс)

3
0
Материал опубликован 16 September 2018 в группе

«Духовенство «не есть иное государство», и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам» Петр Великий

Тема урока: «Церковная реформа. Положение традиционных конфессий» История России , 8 класс

Домашнее задание: Параграф 8 Вопросы и задания на стр. 56 Рабочая тетрадь №4 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр.57 ). Задание № 2,3

План: Пётр I и церковь. Упразднение патриаршества. Феофан Прокопович. Старообрядцы и другие конфессии.

Проблемный вопрос ! (стр.53) С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

Петр и церковь.

К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне- служат Крестьяне и горожане- платят подати Духовенство- воспитывает паству Актуализация

Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе. Но к церкви он подходил с рациональной позиции «общей пользы» — в том смысле, что все подданные (и он сам в том числе) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне обязаны были служить, крестьяне и горожане — платить подати, а духовенство — воспитывать паству. Но раз церковь обязана была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства. Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе. Но к церкви он подходил с рациональной позиции «общей пользы» — в том смысле, что все подданные (и он сам в том числе) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне обязаны были служить, крестьяне и горожане — платить подати, а духовенство — воспитывать паству. Но раз церковь обязана была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства. Местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский Петр и церковь

Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству. Раздражало Петра и то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев и введение новшеств — «немецкой» одежды, курения табака и других иноземных обычаев. Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству. Раздражало Петра и то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев и введение новшеств — «немецкой» одежды, курения табака и других иноземных обычаев. Петр и церковь

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях. Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях. Чрезмерный авторитет церкви -Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству. Патриарх Адриан Петр и церковь

Причины наступления государства на церковь Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церкви Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности - подчинением духовной власти светской

Церковная реформа В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I запретил проводить выборы нового патриарха Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский Управление делами церкви передано Святейшему Синоду Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор 1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Церковь содержала школы и богадельни Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители. Петр и церковь

Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века) Стефан Яворский – местоблюститель с 1700 г. 1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха 1721 год – упразднение патриаршества Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде» Петр и церковь

Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви? Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви? Задание 1 - раб. тетрадь, стр.27

Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Петр и церковь

Цели и задачи Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансов и обязанностей возлагаемых на церковь. Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей. Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние. Петр и церковь

Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству? Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству? Задание

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Петр и церковь

В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами — Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству. Петр и церковь

Какие изменения в положении церкви произошли при Петре? Какие изменения в положении церкви произошли при Петре? Задание

2. Упразднение патриаршества.

1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве. 1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве. Патриаршество упразднялось. Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода. Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви Упразднение патриаршества

СИНОД Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг; Боролся с ересями и расколом; Ведал церковными школами; Судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву; Надзирал за «иностранными исповеданиями»; Избирал архиереев по указанию императора. Упразднение патриаршества

Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило средств. Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило средств. Священники: вели метрические книги (записи о рождении, браках, смертях) Выявляли в своём приходе беглых. Доносили о государственных преступлениях(покушение на жизнь и здоровье государя, измена и «бунт») Упразднение патриаршества

Указы Сената и Синода 1722 года Указы Сената и Синода 1722 года ТРЕБОВАЛИ, чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовались Упразднение патриаршества

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Духовный регламент Упразднение патриаршества

Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I. Иван Васильевич Болтин- первый обер-прокурор Синода Упразднение патриаршества

Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы ПетраI, и ответьте на вопрос и выполните задания Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы ПетраI, и ответьте на вопрос и выполните задания Задание 3 - раб. тетрадь, стр.28-29

3. Феофан Прокопович.

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Феофан Прокопович

В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного Александро-Невского монастыря; там было напечатано «Первое учение отрокам» — букварь и поучение для детей, по которому в XVIII в. учились в светских и духовных школах. В 1721 г. он учредил при монастыре школу, а ещё одну открыл в собственном доме. Феофан Прокопович возглавил «учёную дружину» — людей, отстаивавших развитие науки и просвещения, поддерживавших преобразования Петра I. Феофан Прокопович

1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей 1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей Феофан Прокопович

Духовный регламент, составленный Феофаном Прокоповичем Феофан Прокопович

Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима? Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима? Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью. Задание

4. Старообрядцы и другие конфессии.

Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость. Старообрядцы и другие конфессии

Что такое старообрядчество? Что такое старообрядчество? Задание

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань) Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны. Старообрядцы и другие конфессии

Для старообрядцев было введено: Для старообрядцев было введено: двойное налогообложение предписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим красным воротником -«козырем»; Запрет занимать выборные и государственные должности. Старообрядцы и другие конфессии

Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект» Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект» ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и приглашали пасторов. В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие. МУСУЛЬМАНЕ - запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года). ЛЮТЕРАНЕ - (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ. Старообрядцы и другие конфессии

Дайте собственное определение понятию «конфессия». Дайте собственное определение понятию «конфессия». Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Задание

Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны. Задание-работа с картой

В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий? В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий? Задание

Итоги и результаты реформы Церкви Фактически ликвидирована должность Патриарха Церковь начала терять финансовую и административную автономию Снижено количество монахов и монастырей Увеличено число налогов Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра I, и ответьте на вопрос и выполните задания Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра I, и ответьте на вопрос и выполните задания Задание 3 - раб. тетрадь, стр.28-29

Значение реформы Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства. Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I Задание 2 - раб. тетрадь, стр.28

Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих. Упразднив патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью административно-бюрократической системы(император стал главой Русской православной церкви), но свои вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В тоже время модернизация страны и расширение её территорий способствовали более терпимому отношению к другим религиям; «иноверцы» получили право исповедовать свою веру и строить храмы. Вывод

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.