12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гуторова Яна Александровна43

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования № 43

Методическая разработка урока 

Крестьянская реформа1861 года - важнейшее историческое событие России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Крестьянская реформа1861 года - важнейшее историческое событие России.

Цели:

1.             Сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г; закрепить основные положения реформ и значение отмены крепостного права; дать оценку реформе

2.             Развивать умение строить аналогии, объяснять  и определять понятия

3.             Провести исторический анализ отрывка из литературного произведения  А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

4.             Развивать навыки работы с картами самооценки, статистическими материалами, документами.

Оборудование:

 - карта «Отмена крепостного права в России;

 - портреты Александра I, Николая I, Александра II;

 - карточки самооценки для каждого учащегося;

 - тесты;

 - атласы по истории.

Содержание урока

1.             Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжаем говорить об отмене крепостного права как важнейшем историческом событии России в XIX в. Скажите, этот проломный момент в нашем государстве сразу наступил?

(Нет. Созревал постепенно, как фурункул и ждал скальпеля хирурга. т.е. АлександраII).

-                  Давайте попытаемся вспомнить, как этот исторический факт созревал, и кто из исторических личностей способствовал этому. Перед вами документы на основе их давайте попробуем определить когда же наступил переломный момент для реализации реформ.

(портреты Александра I, Николая I, Александра II и декабристов)

2.             Работа с историческими личностями.

Учащиеся делятся на три группы и работают с документами.

Александра I

 «Указ о вольных хлебопашцах»1803 год.

Отмена крепостного права в Прибалтике 1804 г.

Проект А. А. Аракчеева об отмене крепостного права 1818 г

 

Николая I

«Реформа об улучшении положения государственных крестьян (П.Д.Киселев)1837-1891 г.г.

Указ об «обязанных крестьянах»1842 г.

 

Декабристы

«Манифест к русскому народу, где объявлялось об отмене крепостного права» п. 5

Пестель – программа «Русская правда»

Муравьев – «Конституция» положения об отмене крепостного права 1825 г.

 

Вывод:  Общественные движения (30-50х.г.г.) – западники, славянофилы, социалисты выступали против крепостного права. Однако, несмотря на все эти нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться до 1861 г. Пока его отменил «сверху»  император – освободитель Александр II.

 

 Скажите,  каково отношение Александра II к отмене крепостного права?

- Почему Александр II считал необходимостью отменить крепостное право?

 - Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить» свыше, нежели снизу»?

Ответы учащихся

По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого процесса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже к революции.

Слово учителя:

 - мы с вами определили, что предпосылки отмены крепостного права назревали давно, но как это проходило, давайте вспомним. Перед вами исторический тест. По окончанию работа проверяется взаимопроверкой  

3.             Выполнение теста (приложение 1)

Знание исторического материала по отмене крепостного права в России учащиеся показывают при помощи тестов. (Тесты для учащихся прилагаются, работы  проверяются взаимопроверкой, оценка выставляется в карточку самооценки)

 4. Работают знатоки истории Слово учителя:

 - Мы с вами определили главные события проведения реформ, но в какой последовательности она проходила нам нужно сейчас рассмотреть. Для этого мы разделимся на две группы знатоков и экспертов.  

Задание для знатоков: определить последовательность подготовки крестьянской реформы. (Дан текст с неправильной  последовательностью)

Цель учитель: закрепить знания словаря (текс прилагается) (Приложение 2)

Параллельно со знатоками работают эксперты (в роли мировых посредника)

Задание: определить правильную последовательность получения крепостными крестьянами свободы и земли.

(карточки прилагаются) (Приложение № 2,3)

Подведение итогов (запись в карте самооценки)

4.             Исторический анализ отрывка литературного произведения А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», а так же исторические документы (отрывки)

(Конец крепостничеств в России: документы, письма, мемуары, статьи М. 1994 г стр. 265-274)

Слово учителя:

- Манифест от 19 февраля по мнению крестьян должен был дать им вольную , но так ли это было мы попробуем сейчас разобраться.

Отрывок из документа (читает учитель, а затем учащиеся отвечают на вопросы) (Приложение 4,5)

Ответы учащихся: Крестьяне восприняли манифест как «ненастоящую вольную». С верой в доброго и справедливого царя – батюшку, а так же в то, что земля должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает, они ожидали появления «настоящей воли»

Слово учителя:

 -  Да, действительно, крестьяне не могли поверить, что еще два года остаются фактически в прежней власти помещика и должны по – прежнему отрабатывать барщину и платить оброк. Поэтому и манифест воспринимался ими как «ненастоящая воля». Поэтому за 1861 г прошло 1859 крестьянских волнений (н – р с. Бездна, Кандеева).

Чтение отрывка из произведения А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

 (ребятам был дано домашнее задание написать эссе по данному отрывку, где главный вопрос был следующий:

 - Как вы понимаете слова А.Н. Некрасова?

2-3 учащихся зачитывают свои сочинения

Слово учителя:

 - Главная мысль данного отрывка  отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдальной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода.

- можно сказать, что отмена крепостного права в России – это единовременный акт?

(Нет. Это длительный процесс, растянувшийся на десятилетие «Временнообязанные» отменили в 1881 г, выкупные платежи – в 1907г.

5.             Вывод  по уроку: Реформа имела две стороны медали. Положительная –переломный момент , грань между двумя эпохами  - феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в экономике , появились два новых социальных слоя в обществе: пролетариат, буржуазия. Конечно, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского  труда, являлась сильнейшим потрясение нравственным для помещиков; с другой стороны – реформа несла грабительский характер по отношению к крестьянам, в ряде случаев способствовала ухудшению  из положения.

6.             Работа с карточками самооценки.

(Выставление оценок, комментирование вывода. Зачитать 1-2 карточки учащимся) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Тест Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г

1.         Выберите правильный ответ

А) Годы правления Александра II

1) 1825-1855                            3) 1855-1881

2) 1855 – 1861                         4) 1856-1881

Б) Бывшие крестьяне, несущие после 1861 г повинности в пользу помещика за пользование землей, назывались:

1) «обязательные» крестьяне                                           3) временнообязанные крестьяне

2) черносошные крестьяне                                               4) дворцовые крестьяне

В) Председателем редакционной комиссии по проекту освобождения крестьян был назначен

1) Ю.Ф. Самарин                                  3) В.Н. Назимов

2) Я.И. Ростовцев                                 4) вел. кн.Константин Николаевич

Г) Манифест об освобождении крестьян был подписан императором 1861 г:

1) 5 февраля                                3) 5 марта

2) 19 февраля                              4) 8 марта

2. выберите верные утверждения

А) Законы, указы XIX в, подготавливающие устои крепостного права в России:

1) о «вольных хлебопашцах»

2) о трехдневной барщине

3) об «обязанных» крестьян

4) о прикрепленных к фабрикам крестьян

Б) согласно документам об отмене крепостного права

1) землю крестьяне должны были выкупить

2) крестьяне получили гражданские права

3) земля переходила в личную собственность крестьянина

 4) крестьянская земля , превышающая законную ному , «отрезалась» помещикам.

В) Крестьянская реформа давала возможность:

1) личного освобождения крестьян

2) полной перестройки крестьянского хозяйства на капиталистической основе

3) сохранение помещичьего землевладения

4) утверждение капиталистического уклада в экономике

3. Кому принадлежать слова.

«Государь, дайте свободу русскому слову…. Дайте нам вольную речь…Нам есть, что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам….смойте с России позорное пятно крепостного состояния…»

Ответы

1. А – 3, Б – 3, В – 2, Г – 3

2.    А – 1,3,4;  Б – 1,2,4; В – 1,3,4

3.    Герцин

Критерии оценки

«5» -  если допущена 1 ошибка в 3 тесте

«4» - 2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2»  - не сделано более половины

«1» - 7-8 ошибок

Приложение № 2

Задание знатокам истории по теме «Крестьянская реформа 1861 г»

Задание:

Исправьте ошибки в тесте, определите правильную последовательность подготовки крестьянской реформы.

1.                      Речь Александра II перед московским дворянством.

2.                      Губернские комитеты

3.                      Секретный комитет

4.                      Редакционные комиссии

5.                      Главный комитет

6.                      Александр II  «Манифест об отмене крепостного права» 19 февраля 1861 г.

7.                      Государственный совет.

 

Ответы

2, 3, 5, 4, 1, 6, 7, (Секретный комитет)

Приложение № 3

Задание экспертам (мировым посредникам) по теме: «Крестьянская реформа 1861 г»

Определить правильную последовательность осуществления этапов крестьянской реформы.

1.                      «Временнообязанные»

2.                      Переход крестьян на выкуп

3.                      Заключение выкупной сделки помещиками с крестьянами

4.                      Прекращение выкупных платежей крестьянами государству

5.                      Составление уставных грамот с помещиками

6.                      Представление крестьянам личной свободы и гражданских прав

Ответы

6, 5, 1, 3, 2, 4.

Приложение 4

/…/ чтение Манифеста/…/на народ никакого впечатления не произвело, крестьяне, как водиться, не поняли манифеста и начали по своему перетолковывать, давая себе небывалые преимущества. Когда прочли манифест в Стублинской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, что земля должна в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой ни должно быть. /…/

  /…/ В Орле по прочтении манифеста народ разошелся с убеждением, что это не та, а на днях пришлют другую, настоящую вольную.

Вопросы:

 - Как восприняли крестьяне реформу 1861 г?

 - Чем объяснятся их реакция?

Приложение 5

Прервалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику….

 

КАРТА САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

Тема «Крестьянская реформа 1861г – важнейшее историческое событие России»

 

Вид деятельности

Работа со словарем

Тестирование

Личности истории

Ввод

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.