Статья на тему «Цифровая грамотность»
Цифровая грамотность
Развитие универсальных умений учащихся в современной школе напрямую связано с цифровой грамотностью. В любой сфере деятельности эти навыки просто необходимы.
Разберемся что значит цифровая грамотность: «Умение воспринимать и использовать информацию, представленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров»(1).
Значит ,цифровая грамотность система базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий(2 ), без которых не возможно эффективно и безопасно пользоваться цифровыми технологами и ресурсами интернета. В современном обществе цифровая грамотность на прямую связана с креативным мышлением.
Индикатором цифровой грамотности является: информационная грамотность, компьютерная грамотность , медиаграмотность, коммуникативная грамотность.
Содержательная характеристика индикаторов цифровой грамотности (4)
Индикатор |
Знания |
Навыки |
Установки в отношении |
Информационная грамотность |
о специфике информации и различных ее источниках |
поиска релевантной информации и ее сравнения |
пользы и вреда информации |
Коммуникативная грамотность |
о специфике диалога в цифровой коммуникации |
использования современных средств коммуникации |
этики и норм общения в цифровой среде |
Медиаграмотность |
о медиаконтенте и его источниках |
поиска новостей и факт-чекинга |
достоверности информации, сообщаемой через СМИ |
Kомпьютерная грамотность |
устройства компьютера и его функций |
использования компьютера и аналогичных устройств |
роли компьютера в ежедневной практике |
В период дистанционного обучения в первую очередь учащиеся начинают активно использовать платформы урокцифры.рф, uchi.ru, yaklass.ru. и т.д. При использовании платформ в обучении учащиеся осваивают технические компетенции работая на смартфонах, планшете, компьютере. Происходит знакомство с клавиатурой, мышкой. Все задания на платформах соответствую возрастным особенностям школьников. По средством озвучивания заданий и «шагов решения» , представления теоретического материала в виде мультфильмов , схем. Это пробуждает интерес в изучении сложных предметов таких как математика . Решение определенных задач, требует от учащихся креативного мышления.
Рис.1 Пример задания по математике для 6 класса
Знакомство с технической грамотностью , которая является составной частью цифровой компетенции и безопасностью на урокцифры.рф в игровой форме в соответствии с возрастными особенностями.
Рис.2 Искусственный интеллект .Задание для 5-8 классов.
Коммуникативная грамотность тоже очень важна в цифровом пространстве. Необходимо развивать навыки сетевого этикета и информационной безопасности.
Цифровая грамотность включает такие умения , как поиск информации и ее сравнение. Насколько полезна или вредна информация. Выбирать нужное из большого массива информации. А для развития этого навыка способствуют интерактивные платформы с большим количеством практического материала в зависимости от предметной направленности.
В работе с графиками, таблицами и схемами, считающимися неотъемлемыми средствами передачи информации в физико-математических дисциплинах, формируются умения оценивать и понимать информацию.
Важно развивать такие навыки как поиск необходимых данных. Выполняя задания, мотивирующие к самостоятельному поиску ответа в интернет-ресурсах. Важная составляющая как самостоятельное решение определенных задач по математике, способствует развитию креативного мышления, чтобы определить область допустимых значений.
Цифровая грамотность это комплекс мер, действий направленная на развитие предметных компетенций школьника направленный на знакомство ученика с цифровым пространством в целом.
Использованные источники :
1.“A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator” United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018. //
http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-lit eracy-skills-2018-en.pdf
2.Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе./ Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. и др. Аналитический центр НАФИ.– М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. //
http://inpo.s-vfu.ru/wp-content/uploads/2020/02/NAFI-kniga-o-tsifrovi-pedagogov.pdf
3. Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy
//https://www.g20-insights.org/policy_briefs/bridging-digital-divide-measuring-digital-literacy/
4. Ю.В. Воронина Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и
структура // http://vestospu.ru/archive/2019/articles/17_4_2019.html
.