12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Этника2711335
Россия, Алтайский край, Барнаул

Достояние страны

Язык заморский можно и не знать, но русский знать обязан каждый. Как остро стоит проблема снижения грамотности населения, несмотря на разнообразие и доступность образовательной среды. Мы теряем себя, как носителей русского языка, уничтожая великое достояние страны. Это настоящая катастрофа для нации. Существует ошибочное мнение, что обучением детей должны заниматься только образовательные организации. Правильно считать, что не только в школе, но и в семье должны заботиться о грамотности детей. Наверное, никто так трепетно не относится к знанию родного языка, как педагогические работники. С первого класса учитель формирует у младшего школьника речевую деятельность посредством развития устной и письменной речи. Грамотная речь – залог высокой успеваемости школьника. Каждый первоклассник знает, что главное отличие человека от остальных животных - не отсутствие хвоста, а наличие речи.

Яма всеобщего «пофигизма»

В век цифровой эволюции стало страшно жить. Мы разрешили компьютеру думать за нас: доверились, расслабились и деградируем. Набирая текст, мы не вспоминаем правила русского языка, а все охотнее пользуемся редакторами. Ученики допускают ошибки «на ровном месте», потому что не читают книг. Все, что они читают, находится в социальных сетях, где редко встречаются грамотные тексты. Многие современные книги не проходят корректорскую правку, и читающий ребенок зрительно запоминает то, что есть. А когда требуется написать диктант или сочинение, во фразе «опыт приходит с гадами» учитель не хочет исправлять ошибку, потому что уловил философский смысл написанного. Если серьезно, дети попали в яму всеобщего «пофигизма» и не смогут из нее выбраться до тех пор, пока русское общество не начнет понимать, что говорить и писать грамотно – это важно. А сегодня ребенок потерял чувство слова, да и не нужны ему слова, у него есть смайлики. Умение грамотно выражать свои мысли не является потребностью. Они и в жизни общаются на «улыбашках», прекрасно понимая друг друга: «прив, чо как?», «норм, лол». Мыслят картинками, что не требует подключения воображения, осмысления, рефлексии. Обладают рассеянным вниманием, не имеют аналитических способностей. Стало понятно, что гиперактивные дети берутся из гаджетов.

Писать, нельзя уклониться

Роль диктантов, сочинений, изложений в развитии грамотной речи крайне велика. Это основной вид работы при обучении правописанию. Школьники относительно неплохо пишут диктанты и сочинения, но изложения им даются очень тяжело, так как понять чужие мысли детям не по силам. В интернете можно найти достаточное количество выдержек из школьных сочинений и изложений, над которыми не смеялись только куры. Опять же, нельзя, смеясь, растерять то, что нажито столетиями. Это же наш быт, культура, история, «наша прелесть», если хотите.

Барашку можно

Обучая детей грамоте, иногда я намеренно произношу слова и буквы неправильно, чтобы дети меня поправили. Например, они знают, что «рэ» и «мэ» можно говорить только барашку, который резвится на полянке, а ученики произносят имена букв, как «эр» и «эм». Не сидят мои волшебники в «кине» на первом «ряде» в «пальте» с пососушкой «во рте», а с удовольствием посещают сеанс, занимая свое место в ряду, оставляя пальто на вешалке в гардеробе, конфеты дома.

Дети любят составлять тексты, сочинять, фантазировать, благодаря этому диктанты и изложения пишутся достаточно хорошо. Словесно-слуховая подготовка позволяет находить в словах орфограммы с опорой на опознавательные признаки. Такая форма работы практикуется как в начальной школе, так и в среднем звене. Удобно, когда учитель преследует одного зайца, а второй все это время сидел за пазухой. Но для овладения навыками грамотной речи этого не достаточно. Урок закончился, ребенок достал телефон и вернул себя к примитивной коммуникации. Создается впечатление, что школьник на уроках вынужден быть грамотным, чтобы избежать санкций со стороны учителей и родителей. Много понадобится времени на осознание того, что уважающий себя и свое окружение человек не вынужден быть грамотным, а обязан им стать.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.