Статья «Цифровая грамотность педагога как основа создания единого информационно-образовательного пространства»
|
Г.Ю. Черникова МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36», Анжеро-Судженск Л.А. Мамонкина МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36», Анжеро-Судженск
E-mail: sgalka@list.ru |
Цифровая грамотность педагога как основа создания единого информационно-образовательного пространства
Освоение такой компетенции как цифровая грамотность не только педагогом, но и всеми участниками образовательного процесса является основным условием для решения задач Концепции развития единой информационно-образовательной среды[1]. Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Одним из направлений в образование на сегодняшний день, стало проектно-ориентированное обучение, где никак не обойтись без цифровой грамотности и педагога, и учащихся. В модели обучения на основе проектов информационные технологии используются для доступа к информации, которая в ином случае может оказаться недоступной. ИКТ позволяет учащимся эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в четком виде с визуальным сопровождением. Актуальна еще и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией. Использование ИКТ для организации и анализа информации также наиболее эффективно, чем более традиционные способы. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и дает средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных. Использование ИКТ очень полезно для распространения результатов исследований. Публикация презентации или веб-страницы представляет собой достойный способ обмена опытом. Что позволяет и учащимся участвовать в формировании единой информационно-образовательной среды. Рассмотрим еще один вид информационных технологий. Сегодня у любого ребёнка в кармане есть мобильный телефон, как правило с выходом в интернет, это устройство хранит в себе огромное количество энциклопедий и справочников, она умеет решать любые задачи по любым предметам, отвечать на самые каверзные вопросы. Учащиеся, к сожалению, используют эту мини-лабораторию не по назначению, не используя всех его возможностей. Запретить использовать телефон и интернет, все равно не удастся, поэтому стоит научить пользоваться эффективно для обучения. Приведем примеры разработок уроков, где мобильный телефон не враг учителю, а помощник. Урок №1. «Торжество одной задачи» (геометрия, 9 класс) Решение одной задачи разными способами гораздо эффективнее, чем решение нескольких задач одним способом, поскольку способствует более глубокому пониманию и усвоению материала и формированию у школьников взгляда на математику как на цельную науку. Учащимся предложено разбиться на группы и каждой группе найти свой способ решения задачи в сети Интернет, с помощью мобильных устройств. Организация групповой работы позволит обучающимся взаимодействовать друг с другом и осуществлять совместный поиск по решению задачи. Презентация итогов групповой работы, их последующее обсуждение и выбор самого рационального способа решения обеспечат эффективную коммуникацию. Урок №2. «Польза и риски банковских карт» (финансовая грамотность, 9 класс) Учащиеся разбиваются на группы, каждой группе предложено оценить условия предоставления несколькими банками условий по кредитным картам, ранжировать информацию по предложенным признакам, сделать вывод о наиболее выгодных предложениях. Информацию об условиях, необходимо найти на официальных сайтах банка. С внедрением ИКТ на уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования очень многих тем: 1.Задачи на движение. Это одна из трудно осваиваемых тем на уроках математики. Видя наглядно, как движутся объекты, учащиеся лучше понимают, о каком из видов движения идет речь. При работе над задачами с использованием компьютерных анимационных слайдов учитель может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и учащиеся, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что не умеют образно мыслить. 2.Решение уравнений и неравенств с параметром графическим способом. Использование различных программ позволяет показать на примере, как с изменением значений параметра меняются решения уравнений и неравенств. То, что раньше занимало много времени и сил, так как построения достаточно сложные и для нахождение решения нужно было уметь мыслить образно, сейчас решается за доли секунды. 3.Различные задачи геометрии, требующие сложных построений (особенно задач стереометрии), гораздо проще и нагляднее выглядят на анимационных слайдах, чем при построении на доске. Применяя ИК-технологии на уроке, преподаватель делает его более интересным, более запоминающимся, а соответственно увеличивается внимание и мотивация учащихся, и как следствие качество усвоения предмета. Таким образом обучение «цифровой грамотности» создает условия подготовки участников образовательного процесса к полноценной жизни и деятельности в информационном обществе за счет повышения качества образования посредством формирования единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
|
|
Литература
[1] - Концепция развития Единой информационной образовательной среды (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р и Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.