Методические рекомендации «Цифровая лаборатория "Наураша в стране Наурандии" как ресурс повышения качества преподавания окружающего мира в начальной школе»
ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Введение.
В современном обществе в системе школьного образования происходят изменения, которые должны опережать развитие образовательной системы в целом. Обучающиеся получают возможность не только овладеть необходимыми знаниями, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию. Чтобы подготовить такого ученика, необходима образовательная среда, которая позволит обеспечить решение этих задач. Целью формирования современной информационно – образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и повышение качества образования. [5]
Особое место на начальной ступени общего образования отводится предметной области «Окружающий мир». Учитель начальной школы на уроках окружающего мира должен познакомить обучающихся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях. В процессе изучения окружающего мира младшие школьники учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. «Окружающий мир» создавался как курс интегрированный. Что способствует развитию школьника и дальнейшему успешному изучению им многих школьных предметов. [4]
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Поэтому в настоящее время на уроках окружающего мира все больше стали использовать интерактивное оборудование, которое позволяет расширить информационные возможности учебного материала и повысить интерес к предмету.
Одним из современных цифровых оборудований, способствующих проектированию именно современного урока является цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», которая создает условия для развития у младших школьников любознательности и исследовательской компетенции.
Основная часть.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет ученикам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» способствуют развитию познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, расширяет кругозор и осуществляет формирование целостной картины мира. Лаборатория позволяет сделать процесс урока окружающего мира захватывающим и интересным. Вместе с главным героем лаборатории мальчиком Наурашей обучающиеся познают мир через исследование. Лаборатория состоит из 8 модулей: «Звук», «Кислотность», «Температура», «Свет», «Электричество», «Магнитное поле», «Пульс», «Сила». Эксперименты, которые проводятся с помощью специальных датчиков «Божья коровка» создают условие для формирования универсальных учебных действий у обучающихся. [2]
Уроки окружающего мира в начальных классах с использованием данной цифровой лаборатории помогают в решении задач:
• расширение кругозора и формирование целостной картины мира;
• развитие познавательной и продуктивной деятельности;
• развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, речи,;
• формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
• освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Далее приведена таблица, в которой показаны примеры использования «Наураши» на уроках окружающего мира в начальной школе по УМК «Школа России. [3]
Класс |
Тема урока
|
Модуль лаборатории |
Характеристика деятельности учащихся |
1 класс |
Откуда берутся снег и лед? |
«Температура» |
Знакомятся с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «кипение и замерзание воды». Измеряют температуру воды и снега. |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
«Электричество» |
Знакомятся с понятиями «электрический ток», «напряжение». Узнают правила безопасного использования элекстрических приборов. Исследуют батарейки. |
|
Почему звенит звонок? |
«Звук» |
Знакомятся с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки». Исследуют и измеряют разные звуки. |
|
2 класс |
Погода и погодные явления |
«Температура» |
Знакомятся с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», комфортная температура», «кипение и замерзание воды». Измеряют температуру различных объектов. |
Заглянем в кладовые земли |
«Магнитное поле» |
Знакомятся с понятиями «магнитное поле», «кольцевой и плоский магниты», «магнитные полюсы», магнитные и немагнитные материалы». Исследуют магнитные и немагнитные предметов. |
|
Если хочешь быть здоров |
«Пульс»
«Сила» |
Знакомятся с понятиями «сердце», «кровообращение», «пульс». Измеряют пульс человека с помощью датчика. Сравнивают пульсы друг друга. Знакомятся с понятием силы, как физической величины. Измеряют и сравнивать силу с помощью прибора. |
|
3 класс |
Разнообразие веществ |
«Кислотность» |
Знакомятся с понятием «кислотность». Измеряют кислотность разных продуктов. |
Солнце, растения и мы с вами |
«Свет» |
Знакомятся с понятиями «свет», «фотоны», «освещённость». Измеряют освещённость различных объектов. |
|
Превращения и круговорот воды в природе |
«Температура» |
Знакомятся с понятиями «комфортная температура», «кипение и испарение воды». Измеряют температуру воды. |
|
О дыхании, о движении крови |
«Пульс» |
Знакомятся с понятиями «система кровообращения», «пульс». Измеряют пульс человека с помощью датчика. Сравнивают пульсы в состоянии покоя и после физической нагрузки. |
|
4 класс |
Планеты Солнечной системы |
«Свет» |
Знакомятся с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещённость». Измеряют силу света, работают со светофильтрами. |
Зона Арктических пустынь |
«Температура» |
Знакомятся с понятиями «градус», «ноль градусов», комфортная температура», Измеряют температуру воздуха. |
|
Эпоха Нового времени |
«Электричество» |
Знакомятся с понятиями», «напряжение», «электроны», «электроды». Учатся правильно использовать электрические приборы. Создают электрическую цепь питания. |
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей цифровой лаборатории обеспечивает различные виды деятельности учащихся на уроке, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. Работа на уроках окружающего мира проводится в восьми мини - лабораториях. Учитель организует работу в парах или в группах. В составе комплектов по каждой теме используется:
• датчик в виде божьей коровки, измеряющий соответствующую теме физическую величину;
• набор вспомогательных предметов для измерений;
• сопутствующая компьютерная программа;
• брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек всех сцен.
Отдельное внимание стоит уделить компьютерной программе. Игра разделена на 8 разных интерактивных сцен, каждая из которых предназначена для определенного модуля лаборатории. Во всех игровых сценах детей сопровождает помощник (главный герой) – мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов, делится знаниями по заданной теме, знакомит с приборами для измерений и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений. В зависимости от темы и целей занятия устанавливается желаемый порядок проведения игры, выбираются разные типы занятий, дается необходимое количество повторений. В группах учащихся выбираются ученые -испытатели, которые проводят измерения с помощью датчика, и ученые-наблюдатетели, которые отслеживают изменения на экране и фиксируют в блокнотах или на доске. На уроке применяется следующие методы: проблемный вопрос, задание, проблемная ситуация, эвристическая беседа. Такой подход ставит ребенка в позицию исследователя, ученого, первооткрывателя. Это дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. [1]
Для эффективности уроков окружающего мира работа проводится в несколько этапов: постановка проблемы, актуализация знаний, выдвижение гипотез, проверка решений, введение в систему знаний.
Заключение.
Таким образом, применение цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» можно использовать как ресурс повышения качества преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Работа на уроке, организованная с использованием данной лаборатории, предоставит возможность младшим школьникам не только формировать целостную картину мира на основе наблюдений и исследований, но и научиться взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать своё, проявлять инициативу, творчество, а также самостоятельно принимать решения. Что является главным условием для достижения новых образовательных результатов, соответствующих ФГОС. [4]
Модули цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» могут быть использованы также на любом уроке, где есть научно-познавательное направление, в программах внеурочной деятельности, где предусмотрена проектная деятельность учащихся, где создаются творческие научно – исследовательские лаборатории. Работая в таких лабораториях, делая проекты и представляя их сверстникам, младшие школьники получают разносторонний опыт, который будет полезен им в средней и старшей школе.
Библиографический список.
Зеленеева Е.А., Хлучина Н.В. Использование игровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» с целью развития познавательной среды дошкольника // Совушка. 2020. N1 (19). 8. Шутяева Е., «Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе. / Е. Шутяева – М., 2014. – 72с.
Михайлова Ю. Н. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. / Ю.Н. Михайлова. - М.: Перспектива, 2015.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2021. — 400 с. — (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2021.
https://ospu.ru/userfiles/ufiles/E_book/sov_urok1/aa53.pdf