12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курикалова Ирина Александровна50
2

«ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Успешное применение цифровых технологий-важнейшая задача образования ХХІ века, с которым сегодня связано обучение, развитие, построение успешной жизненной траектории. Учитывая это, важным направлением образовательной политики являются процессы информатизации обучения. В этом контексте владение цифровой грамотностью, цифровыми навыками и компетентностями всех участников данного процесса является целью образования и важным фактором полноценного и успешного развития общества и экономики государства. Для России, где идет образовательная реформа, особенно важным является использование информационных и коммуникационных технологий в учреждениях образования, в частности в процессе развития цифровой грамотности учителей и учеников начальной школы в условиях использования средств ИКТ и создание условий для их интеграции в учебный процесс.

С непрерывным развитием современного мира цифровые технологии уверенно занимают все большее место в повседневной жизни каждого человека. Исключением не стала и сфера образования и ученики начальной школы. Образовательное пространство наполняется современными технологиями, имеющими многочисленный ряд преимуществ, раскрывают новые возможности перед участниками образовательного процесса, осовременивают обучение.  Рассмотрим эту модернизацию с точки зрения учащегося начальной школы. Принимая в качестве примера уровень полноценного обеспечения учебного заведения необходимыми цифровыми технологиями, мы видим, что соискателя образования окружают приборы, позволяющие повысить эффективность учебного процесса. К примеру, внедрение учителем смарт-доски для обеспечения наглядного сопровождения урока, внедрения интерактивных видов деятельности. Учитель имеет способность быстро изменять и органично чередовать виды работы, благодаря чему реализуется возможность проработать информацию в разных формах, глубже усвоить ее. 

Второй аспект когда технологии входят в жизнь учащегося начальной школы – использование смартфонов на уроке в учебных целях. Безусловно, что не стоило бы внедрять это в каждый урок в большом количестве, однако значительно возросло бы качество уроков, когда ученики самостоятельно, быстро и оперативно могут отыскать определенную информацию в поисковике, собственно найти пример пейзажа или натюрморта, что вдохновит их на создание собственной картины, понять значение слова  щебень,  которое, озадачивая, всплыло в математической задаче.

Существенным недостатком я считаю то, что учащиеся (да и не только они) запоминают КАК и ГДЕ найти информацию, а не собственно искомые сведения. Однако при мастерском руководстве учителя, учащиеся смогут легко овладевать информацией, закреплять ее и использовать в будущем. На качественно новый уровень вышли уроки дистанционного обучения со временем, когда технологии стали более доступными в использовании. Современное оснащение школ необходимой техникой открывает перед учителем широкие возможности для развития у учащихся информационно-цифровой компетентности, приобретение ими навыков существования в информационной среде. Безусловно, сотрудничество учащегося начальной школы по цифровым технологиям не ограничивается уроками информатики и просмотром учебных презентаций. Большинство учеников имеют собственные смартфоны, персональные компьютеры на дому и знакомы с большим количеством «умной» техники. Такая обеспеченность открывает новые возможности как минимум в плане выполнения домашнего задания, когда учитель дает задание исследовательскому характеру. Именно на первых этапах, когда у учащихся начальной школы налаживается контакт с цифровым миром, учителю и родителям, как участникам образовательного процесса, следует уделить этому значительное внимание, чтобы сформировать у ребенка понятие о цифровых технологиях.

Цифровая грамотность и цифровые компетентности – это базовая вещь, без которой невозможно представить эффективную работу современного учителя. В условиях периодических локдаунов и карантинов именно цифровые технологии позволяют не останавливать обучение, а безопасно продолжать его в дистанционном или смешанном формате. Потому сегодня цифровая грамотность для учителя становится приоритетом.

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовывать профессиональную деятельность в условиях информационной образовательной среды (ИОС). Учитель должен сам научиться осуществлять взаимодействие со средой и научить взаимодействовать с ней учеников [2, c. 47].

В сегодняшних условиях необходимо понимать, что цифровая грамотность включает в себя уже значительно более широкий набор базовых навыков, чем еще 10 лет назад.

Чтобы пробудить у детей интерес к учебе, учителям начальных классов необходимо прибегать к современным формам и методам обучения. Для этих целей отлично подходит использование цифровых образовательных ресурсов.

Применение ЦОР на уроках в начальных классах — это самый простой и действенный способ заложить основы информационной грамотности у младших школьников.

«ЯКласс» Существующая с 2013 г. платформа представляет собой коллекцию интерактивных задач и видеоуроков по широкому спектру предметов и классов. Включает более 30 тыс. заданий. По заявлению платформы, в системе зарегистрировано более 2 млн учеников, 100 тыс. учителей, подключено 40 тыс. школ. Целевая аудитория — учителя и ученики 1–11-х классов. Сервис используется учителями и учениками как в общем, так и в дополнительном образовании.

В целом такие инициативы очень положительно влияют как на общий уровень подготовки детей к реальной жизни, так и позволяют в раннем возрасте воспитать у них интерес к информационным технологиям, который может со временем определить будущую профессию, но точно не станет лишним во взрослой жизни. Сегодня к этому понятию мы относим и цифровую гигиену, и защиту персональных данных, и нравственное поведение в цифровой среде, и основы обращения с компьютерной техникой и т.д.

Рост роли ИКТ в образовании и повседневной жизни учителя и учеников начальной школы требует формирования цифровой грамотности. Этот процесс возложен на учителя как основного агента действий и движителя современных реформ. Он предполагает четкое осознание не только составляющих и характеристик данной категории, но и форм, методов и средств, способствующих приобретению и дальнейшему развитию цифровой компетентности. Перспективы дальнейших научных исследований автор видит в изучении международного опыта практического развитие цифровой грамотности для учителей и учеников начальной школы, анализе возможностей развития цифровой компетентности учителя и учащихся, что придает современная реформа российской школы. Особой научной поддержке сегодня нуждаются общие подходы и создание благоприятных условий для использования цифровых средств учителями с целью повышения их квалификации.


Список литературы 


Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования.  — М.:  НИУ  ВШЭ, 2020. — 72 с.

Босова Л.Л. О подходах к формированию цифровых навыков обучающихся на уровне общего образования // Международный конгресс по информатике: информационные системы и технологии (в образовании). Минск, 2020. С. 47–58

Корпорация Российский учебник. Режим доступа-https://rosuchebnik.ru/material/uroki-v-nachalnoy-shkole-s-efu-i-eor/

Образовательный онлайн-ресурс ЯКласс. Режим доступа-https://www.yaklass.ru

Семенова И.С. Цифровая грамотность младшего школьника и некоторые примеры ее формирования в начальной школе // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Москва, 2021. – 734-740 с.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.