Инновационные процессы как ресурс повышения качества образования
Инновационные процессы как ресурс повышения качества образования
Моя статья посвящена нестандартным методам проведения занятий в дополнительном образовании. Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания.1
Действительно, мы наблюдаем, что у современных школьников нет глубокого интереса к обучению. Почему? Причин много. Психологи говорят о «клиппированном мышлении»: поток информации по телевидению, радио, интернет-ролики. Информации слишком много: нужной и ненужной. Мозгу сложно перерабатывать такой поток информации. Это приводит к нежеланию детей учиться. Как же добиться того, чтобы учебный труд был не принуждением, чтобы он был потребностью и желанием приобретения знаний? Данный вопрос является особенно актуальным в дополнительном образовании еще и пoтому, что в наше время необходимо быть конкурентоспособным. В настоящее время нашим детям предлагаются широкие возможности для того, чтобы занять свой досуг. И педагогам дополнительного образования необходимо сделать так, чтобы ребята пришли именно к ним (и не просто пришли), а oстались в объединении на весь период обучения. А это возможно, если у педагога горят глаза, если он в постоянном поиске чего-то нового интересного, если он уходит от обыденных стандартных занятий, и приглашает обучающихся в мир дополнительного образования с использованием новых, нетрадиционных форм их организации.
Мы выяснили нашу цель: стать интереснее компьютера.
Когда педагог говорит: «Сегодня не будет занятия, сегодня будем играть!», дети быстрее включаются в процесс, гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких занятий свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия.
Виды нетрадиционных занятий, наиболее часто используемые в учреждениях дополнительного образования:
Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.
- Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.
Но все эти формы уже опробованы, отработаны, и стали уже вполне традиционными. Мне не хочется рассказывать Вам о типах занятий, о методах проведения уроков, о типологиях и классификациях, я хочу рассмотреть несколько действительно нестандартных форм занятия.
Вебинар.
Эта форма проведения занятия особенно популярна в наши времена пандемии и дистанционного обучения.
Плюсы онлайн-обучения:
высокая степень интерактивности. Слушатели могут задавать свои вопросы лектору, а тот в свою очередь сразу же пояснять непонятные для аудитории моменты;
как правило, после окончания обучения слушатели получают запись вебинара. Она будет полезна при повторении материала;
значительная экономия времени. Лектору и слушателям больше не надо спешить к месту проведения занятия, они могут находиться даже в разных странах.
Хочу обратить внимание, что форма вебинара отличается от обычного онлайн-занятия. Во время онлайн-занятия дети предпочитают отмалчиваться, выключать камеру и микрофон. Вебинар предполагает активное общение онлайн. Я прошу своих учеников заранее подготовить сообщение, с которым они будут выступать, в этом случае они активно вступают в обсуждение выступлений.
Вебинары у нас практикуются, нам очень понравилась форма вебинара, но к сожалению, качество интернета неудовлетворительно.
Интерактивный квест.
Многие путают форму «квест» с «кругосветкой» или «игрой по станциям» с маршрутным листом. У квеста обязательно наличие сюжета, смысловой нагрузки, но нет четкого маршрута. Каждый участник или команда может по-своему обозначить свою задачу и пройти квест. Квест очень эффективная игровая форма обучения, хотя и требует фундаментальной подготовки от педагога. Сложно организовать квест, а работать легко.
В образовательном процессе квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры. Это осознанное приключение, направленное на развитие таких психологических навыков, как уверенность в себе, умение общаться, сотрудничать, работать в команде, умение конструктивно отстаивать свою точку зрения, ставить и достигать цели, творчески подходить к решению разнообразных задач и гибкость поведения. В интеллектуальной сфере квесты потенциально способствуют развитию мышления, памяти и внимания детей и подростков.
Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
кольцевыми, они представляют собой тот же “линейный” квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Квест одна из самых любимых наших форм занятий. Всем рекомендую. Единственное, нужно хорошо продумывать карту квеста.
Скрайбинг.
Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.
Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов. Если по-простому, скрайбинг — это когда вы дополняете свой рассказ зарисовками, чтобы получилось интересно и наглядно.2
Мне понравился скрайбинг тем, что можно легко донести сложную информацию. В отличие от других способов запоминания и мнемотехник скрайбинг задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает.
Я использовала скрайбинг, например, когда вечером мой ребенок вспомнил, что завтра нужно сдать стихотворение наизусть. Текст большой для 3 класса, «Вот моя деревня» Сурикова. Мы занялись отрисовкой. Рисовали примерно час, а через час она рассказала весь текст без запинки!
Есть еще метод “лексических” рисунков. Обучающиеся получают задание нарисовать к словам иллюстрации так, если бы они поняли значение данных слов буквально. Рисунки получаются такие: «прислонился» – изображен мальчик рядом со слоном; «нахлебница» – нарисована муха на хлебе; «наследник» – человек, оставивший после себя следы; «грабитель» – нарисован человек, убирающий граблями сено и др.
Метод скрайбинга тоже опробован. Он нам понравился для запоминания сложных понятий, определений жанров журналистики, например.
Детям очень нравятся подобные задания, при выполнении проявляется их фантазия и творчество.
Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.
Геймификация.
Очки, уровни, шкала прогресса, рейтинговая система — эти и другие элементы, заложенные в основу любой компьютерной аркады, помогут «собрать» кабинетную игру и вовлечь подростков в образовательный процесс.
Суть — облечь трудности в веселые игровые миссии. При таком подходе монстры — это домашние задания, битвы с боссами — тесты и контрольные работы. За каждую «победу» игрок получает опыт, который, к примеру, влияет на оценку.
Геймификация — это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.
Образование уже отчасти геймифицировано. В школе ученик правильно выполнил упражнение на уроке – получил хорошую оценку. Допустил ряд ошибок — заработал плохую. В конце каждого учебного года — level up и переход на другой «уровень». Портреты лучших «геймеров» гордо смотрят с доски почета. Зачем останавливаться на достигнутом? Ведь любой урок можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк! Мы придумали систему карточек с различными уровнями. Решил логическую задачу, получил +10 к интеллекту. Выполнил творческую работу, +25 к креативности. А если опоздал сдать материал к дедлайну, минус 10 силы. Мы постепенно вводим систему геймификации. А в конце года мы подводим итоги и определяем победителей в номинации «Журналист года» и «Прорыв года»
Ментальные карты.
Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя. Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика.
Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.
Как это делается?
Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.
«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.
Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»), относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. В свою очередь «радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект–карте расти беспредельно и постоянно дополняться.3
Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Мнения педагогов о нестандартных занятиях расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, а другие наоборот считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором все большего числа учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.
Подводя итог всему сказанному, можно сказать, что применение нестандартных приёмов, форм обучения - не просто развлечение, они обучают действовать в различных ситуациях, развивают интерес обучающихся к предмету, заставляют учеников напряженно мыслить.
1 http://library.isu.ru/ru/resources/e-library/conf_works_ISU/Prof_Soderzhanie/Prof-119.pdf
2 https://lifehacker.ru/scribing/
3 http://www.alexcouncil.com/mentalnaya-karta/