Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения

0
0
Материал опубликован 11 November 2021

«Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения»

На сегодняшний день реальность такова, что большинство учащихся своё свободное от школы время проводит в сети Интернет. И та виртуальная «жизнь», которую они там видят, для них становится вполне настоящей «реальностью». И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у детей почти исключительно с социальными сетями, то сейчас дети всё чаще стали интересоваться возможностями получения образования в сети. Вовлечь в процесс обучения ребёнка сейчас без привлечения сети Интернет становится всё сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение – это обучение на основе реального жизненного опыта ребёнка. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды становится очень актуальным, так как оно имеет огромные возможности для повышения качества обучения в современной школе. Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в динамичном мире, учить детей шагать в ногу со временем, отслеживать и осваивать новые технологии получения знаний в том числе дистанционно. Одной из таких технологий является использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе. Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что в их разнообразии очень трудно разобраться. Вот лишь некоторые из них: LESTA – образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей с мультимедийными ресурсами, электронными учебниками и тренажерами с автоматической проверкой; LearningApps.org – приложение для создания викторин, кроссвордов и т.п.; «ЯКласс» - платформа для создания тренировочных работ и домашних заданий; Kahoot и Quizizz – сервисы, позволяющие создавать викторины и опросы в игровой форме; Googl Forms – инструмент для создания тестов, опросов, викторин;

У каждой образовательной платформы есть свои плюсы и минусы, и работа с какой-то одной не даст какого-либо ощутимого прорыва в обучении, но безусловно помогает индивидуализировать образовательный процесс, развивать творчество детей, развивает учебную самостоятельность и ответственность учащихся, предоставляет разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. А в перспективе предлагаемый сегодня интернетом образовательный контент даст учащимся возможность завтра быть востребованными на рынке труда, что в сегодняшних реалиях очень актуально.

Конечно же, речь идёт по большому счёту о городах и крупных населённых пунктах, где есть стабильный доступный высокоскоростной Интернет в школах, у учителей и учащихся. В сельской местности, к сожалению, этого пока нет. А дистанционное обучение как-то организовывать нужно. И здесь уж в ход идут все доступные социальные сети и сервисы мобильных телефонных операторов. Но реально организовать некое подобие учебного процесса практически невозможно. Причин великое множество: отсутствие компьютеров у большинства учащихся школы; нестабильное подключение к сети Интернет; низкая скорость соединений; невозможность организации даже подобия видеоконференции (или телефонной конференции) и т.д. и т.п. При этом далеко не каждый учитель владеет даже элементарными навыками работы в режиме конференции. Каждый учитель выходит из создавшегося положения по-разному.

Изложу свою систему дистанционного обучения, в основе которой наряду с объяснением учителя лежит и самостоятельное обучение с помощью учебника, сети Интернет и других источников для получения знаний. Моя роль, как учителя – объяснить новый материал посредством создания и записи, небольших видеоуроков, рассчитанных на одно занятие. Для этого я сначала создаю презентацию в программе Microsoft Power Point и сохраняю ее в формате видео. После этого запускаю видео на экран компьютера и с помощью программы FastStone Capture и микрофона веб-камеры записываю объяснение материала урока. Полученный видеоурок, загружаю для просмотра учащимся в специально созданную для общения учителей, учащихся и родителей, беседу в социальной сети ВК. Таким образом, ученик получает возможность ознакомиться с материалом не один раз.


t1636625032aa.png

t1636625032ab.png



После изучения матерела урока, учащиеся выполняют решение предложенных заданий, фотографируют их и также присылают их мне в личных сообщениях. С помощью программы Paint, проверяю работы, красным маркером исправляю ошибки, сохраняю и отправляю учащимся. В тех случаях, когда ученику необходима индивидуальная консультация, записываю все комментарии и рекомендации по выполненной работе вышеизложенным способом.


t1636625032ac.jpg

t1636625032ad.jpg




Для быстрой проверки, усвоения материала, использую цифровые образовательные ресурсы сети интернет.

Данная система далеко не идеальна, но она хороша уже тем, что:

Связь учитель – ученик не прервалась с введением дистанционного обучения.

На основании полученных материалов можно системно изучение нового материала и ликвидацию пробелов в знаниях;

Позволяет индивидуально работать с каждым учащимся и уровнево дифференцировать домашние задания;

Позволяет использовать Интернет ресурсы при выполнении домашних заданий.

В заключение хотелось бы сказать о том, что организацию дистанционного обучения нельзя сваливать только лишь на одного учителя – если мы хотим качественного дистанционного обучения, то оно возможно только при совместной работе методического кабинета Управления образования, учителя и администрации школы. Пока что учителя «выплывают» сами. И ещё. Учителей тоже надо учить. Учителя должны быть, по крайней мере, на уровне (а лучше выше) своих учеников, «рождённых в цифре». На сегодняшний день это одна из самых насущных проблем, требующая немедленного решения.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации