Статья «Использование цифровых образовательных платформ в дистанционном обучении»
Е. Ю. Букина
средняя общеобразовательная школа № 1, г. Зеленокумск, Ставропольский край, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация
В статье представлен опыт использования различных цифровых образовательных платформ для дистанционного обучения, бесплатный доступ к которым был открыт в период пандемии. Выстроить эффективно дистанционно учебный процесс позволили образовательные платформы Учи.ру, ЯКласс, Видеоуроки в интернет, Фоксфорд, ГлобалЛаб. Для поддержки школьников и педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение была разработана образовательная платформа CORE. CORE – бесплатная платформа для дистанционного обучения и работы в классе. Она имеет удобный инструментарий и позволяет учителю конструировать интерактивные онлайн-уроки и онлайн-курсы. В распоряжении учителя на платформе более 40 типов упражнений проверки знаний для различных предметов (есть интеграция с LearningApps), возможность анализа результатов обучения учеников как в классе в целом, так и индивидуально.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная платформа, цифровая образовательная среда.
Введение.
В сентябре 2020 года в 14 регионах России стартовал эксперимент по внедрению модели цифровой образовательной среды. В неё входит несколько элементов: высокоскоростной интернет в школах, обеспечение их техникой. Широкий набор сервисов, которые помогают сделать обучение интерактивным, электронные дневники и журналы. [5]
По словам Министра просвещения Сергея Кравцова «Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны». [3] Эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды - часть работы в рамках нацпроекта «Образование». [6] Будет отработан перечень материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа - скорость интернет-соединения, локальные сети, требования к технике (компьютеры, планшеты, WI-FI). Особенно актуально это будет для отдаленных регионов России.Полное завершение федерального проекта "Цифровая образовательная среда" к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране. Например, во время всплесков сезонной заболеваемости, для учащихся, по болезни оставшихся дома. Или для ребят, которые находятся на длительном лечении в стационарах.
В эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды участвуют Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Эксперимент завершится 31 декабря 2022 года.
Что получат школы, дети и учителя благодаря цифровой образовательной среде?
- автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами;
- доступ к множеству электронных образовательных сайтов и сервисов;
- доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;
- цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо причинам не имеющему возможность посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;
- интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов, с платформой Цифровой образовательной среды;
- возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий. [2]
Образовательные платформы.
В период вынужденного перехода к дистанционному обучению каждая школа, каждый учитель оказались перед непростым выбором оптимальных ресурсов для работы с детьми среди множества разнообразных образовательных платформ и сервисов.
С образовательная платформой Учи.ру мы знакомы уже несколько лет. Ученики участвуют в различных соревнованиях, олимпиадах по математике, финансовой грамотности, программированию.
Также платформа проводит полезные вебинары и курсы. В настоящее время на платформе проводится бесплатный курс повышения квалификации для педагогов «Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века». [7]
Достижения учителя и учеников сохраняются в портфолио на Учи.ру.
Алгоритм действий учителя на платформе:
Регистрация
Ввод учеников
Каждый получает код и пароль
Создание занятия
Выбор дисциплины, класса
Темы, из тематического планирование данного класса
Появляется много заданий по данной теме, выбираем нужные
Добавляем задания для урока
Просмотр занятия
Выдаем урок, выбираем выдать всему классу или конкретному ученику, задаем дату и время, готово.
Для того чтобы ученики могли приступить к уроку, нужно им выдать код школы и пароль.
Ученики, зайдя в свои кабинеты, выполняют работу, а учитель видит все их действия и результаты, что позволяет ему полностью управлять процессом обучения.
ЯКласс – цифровой образовательный ресурс для школ, тоже был доступен бесплатно в период пандемии. На платформе ученик может посмотреть онлайн-урок по интересующей теме и выполнить проверочную работу. Если в ходе выполнения задания допущена ошибка, то ЯКласс объяснит ход решения.
При повторной попытке ученику будет предложен другой вариант задачи. Ответ не получится скопировать или списать. Учителю приходит отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. [8]
Из-за большой загруженности серверов, в период пандемии, некоторые платформы «висли», не работали, а уроки на них не в полной мере соответствовали школьной программе.
На помощь пришла платформа «Видеоуроки в интернет» - крупнейшая образовательная онлайн-платформа в РФ, которая помогает учителям усовершенствовать основные этапы урока: изучение нового, закрепление изученного и контроль знаний учащихся как в классе, так и дистанционно. [1]
На платформе был открыт бесплатный доступ к видеоурокам и рабочим тетрадям, которые соответствуют учебникам и рабочим программам по информатике.
Я не стала создать классы, так как не у всех учеников есть компьютер и возможность работать на платформе. Поэтому я давала им ссылки на видеоуроки, раздавала тесты и практические задания из электронных тетрадей.
В настоящее время, к сожалению, уже нет бесплатного доступа к видеоурокам и рабочим тетрадям на этой платформе.
Еще одна полезная платформа онлайн-школа Фоксфорд.
Фоксфорд - онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. [4]
А для работы над проектами подойдет «Глобальная школьная лаборатория» (сокращенно ГлобалЛаб) – это и проект, и обучающая среда, основанная на использовании новых технологий, в полной мере отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ГлобалЛаб - это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах.
В школе проект может использоваться как дополнение к естественно-научному курсу, как вспомогательный материал, для проведения отдельных тем или уроков.
Работу по проекту можно проводить на элективе, кружке или других дополнительных занятиях.
Каждый участник проекта делает небольшое исследование или эксперимент, сравнимые по сложности с индивидуальным школьным проектом или обычной лабораторной работой. Результат эксперимента или исследования загружается в общее хранилище ГлобалЛаб. На основе результатов, присланных множеством участников со всего мира, формируется общая картина, которая представляется в виде живых карт, графиков, диаграмм, галерей и другой инфографики. Общий результат может представлять новое знание, служить предметом дискуссий, основой для возникновения новых проектов.
Зарегистрировавшись на ГлобалЛаб, можно участвовать в проектах других пользователей или создать свой собственный проект с помощью специального конструктора. [10]
Дистанционная платформа для онлайн-обучения CORE.
В период дистанционного обучения очень важно каждому учителю использовать удобный инструментарий для организации действий вместе с обучающимися. Одним из таких ресурсов является дистанционная платформа для онлайн-обучения CORE.
Эта платформа бесплатна и позволяет учителю конструировать свои онлайн-уроки.
Интерфейс программы интуитивно понятен, и разработав урок учитель может предоставлять ссылку на его выполнение учащимся. Например, если вы работаете в системе Ватсап, Зум, Скайп вы можете предоставить ссылку и обучающиеся могут выполнить ваше задание в течении какого-то определенного количества времени, поскольку система позволяет выстраивать временной лимит ограничений для обучающихся. Также преимуществом данной системы является то что вы можете в онлайн режиме оценивать насколько успешно справились обучающиеся в вашим заданием и видеть всю статистику в онлайн-формате.
Вы можете добавлять разные виды заданий. Задания на классификацию, и заполнение пробелов, задания на использование медиа и видео ресурсов, которые будут интересны обучающимся.
Рассмотрим действия учителя по созданию урока, на примере разработанного интегрированного урока «Что такое семейный бюджет и как его построить» https://coreapp.ai/app/player/lesson/5ecbfe18920541de03bcebea
Подготовка.
Чтобы начать работу с платформой CORE, вам нужно зарегистрироваться и получить доступ к личном кабинету. Завершив авторизацию, войдите как учитель.
Шаг 1. Создайте первый урок
Перед Вами открывается рабочее пространство – панель управления, где хранятся и складываются в папки созданные уроки.
Нажмите на иконку (+), в выпавшем списке кликните на «Урок»;
Выберите шаблон.
Шаг 2. Добавьте элементы на страницу
На странице редактирования урока доступны несколько полей: слева собраны иконки, обозначающие типы электронного контента, в центральной части страницы доступно полотно для создания дидактического материала, справа собраны кнопки управления созданным дидактическим материалом.
Для добавления любого элемента на страницу необходимо переместить его из списка слева на страницу центрального полотна, кликнув и удержав левую кнопку мыши.
Шаг 3. Добавьте контент
В CORE существуют следующие типы элементов:
Текст |
Опрос |
Инструкция |
Тест |
Видео |
Открытый вопрос |
Изображение |
Классификация |
Упражнение |
Вопрос с автопроверкой |
Документ |
Заполни пробелы |
Чтобы отредактировать контент элемента, кликните на текст для редактирования. Чтобы загрузить изображения, кликните на элемент или перетащите изображения.
Если ваш медиаконтент находится на другом ресурсе (например, видео на YouTube), Вы можете указать прямую ссылку на него.
Шаг 4. Определите структуру элементов и страниц урока
Каждый элемент на CORE можно дублировать, менять местами и переносить на другие страницы. Новая страница создает новый элемент дидактического материала, куда можно переносить элементы из левого блока. Страница в Конструкторе может соответствовать одному из этапов освоения учебной темы, так и подтеме внутри изучаемой темы.
Для того, чтобы поменять размещенные элементы или страницы местами, наведите курсор на нужном элементе и зажмите левую клавишу мыши, после этого перетаскивайте элемент.
Шаг 5. Опубликуйте урок и поделитесь с учениками
Для того, чтобы Ваш урок увидели остальные, необходимо нажать на кнопку «Поделиться». Она расположена в правом верхнем углу окна. Далее необходимо нажать на кнопку «Опубликовать» на всплывающем окне.
Далее вам необходимо скопировать ссылку и поделиться ею с учениками или коллегами. По этой ссылке можно будет открыть ваш урок. [9]
Ученик входит в урок, может войти со своим аккаунтом или без него. Вводит имя, фамилию и начинает работать с заданиями урока.
На прохождение урока отводится определенное время. После прохождения учеником урока учитель видит статистику: как ученик проходил урок, с какими заданиями справился успешно, а какие вызвали у него затруднения.
Система CORE позволяет организовать действительно удобное, а самое главное продуктивное взаимодействие с обучающимися.
Список использованных источников
1. Видеоуроки в интернет - сайт для учителей. https://videouroki.net/
2. Колесникова К. Российская газета. Минпросвещения: Цифровая образовательная среда не заменит обычные уроки. https://rg.ru/2020/06/30/minprosveshcheniia-cifrovaia-obrazovatelnaia-sreda-ne-zamenit-obychnye-uroki.html3. Минпросвещения России. Модель цифровой образовательной среды не заменит традиционных уроков в школе. https://edu.gov.ru/press/2646/model-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-ne-zamenit-tradicionnyh-urokov-v-shkole
4. Онлайн-школа Фоксфорд. https://foxford.ru/
5. РИА Новости. В России проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. https://ria.ru/20200626/1573540429.html
6. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. Правительство РФ. Постановление от 7 декабря 2020 года № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=1053967. Учи.ру - интерактивная образовательная онлайн-платформа. https://uchi.ru/
8. ЯКласс. Цифровой образовательный ресурс для школ https://www.yaklass.ru/
9. CORE - платформа для онлайн-обучения. https://coreapp.ai/
10. GlobalLab - Глобальная школьная лаборатория. https://globallab.org/ru