Цифровая трансформация в образовании:вызовы современного общества

1
0
Материал опубликован 28 July

Цифровая трансформация образования: баланс между инновациями и безопасностью


Негрило Татьяна Сергеевна

учитель биологии и химии

МБОУ «ШКОЛА № 1 АГД»


Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества



Аннотация.

Современный мир стремительно развивается, и важно, чтобы и образовательная система не оставалась в стороне от этого процесса. Цифровая трансформация образования стала неотъемлемой частью нашей реальности, и Донецкая Народная Республика (ДНР) не исключение. Вопрос безопасности и инноваций становится ключевым в этом процессе.

Одной из главных задач цифровой трансформации в образовании является улучшение доступности знаний. Внедрение новых технологий, таких как электронные учебники, онлайн-платформы и дистанционное обучение, позволяет обеспечить возможность получения образования каждому, вне зависимости от географического местоположения или социальной принадлежности. Это позволяет сократить проблему недоступности образования для отдаленных регионов или людей с ограниченными возможностями.

Статья будет полезна административным работникам образовательных организаций, учителям – предметникам, начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах.

Ключевые слова:

Новые возможности развития образования, цифровизация, цифровая образовательная среда, персонализированная модель обучения, школьная цифровая платформа.


Цифровая трансформация образования является ключевым элементом современной образовательной системы. Она открывает новые возможности для обучения и развития учеников, учителей и администраторов, улучшая доступ к знаниям и инновациям. Однако, при внедрении цифровых технологий в образование необходимо обеспечить баланс между инновациями и безопасностью.

С одной стороны, цифровые инновации в образовании могут значительно улучшить процесс обучения. Они позволяют создавать интерактивные уроки, персонализированные программы обучения, и расширять доступ к образовательным ресурсам. Электронные учебники, онлайн-курсы, виртуальная реальность и другие технологии могут сделать обучение более привлекательным и эффективным.

С другой стороны, внедрение цифровых технологий в образование влечет за собой ряд вызовов, включая вопросы безопасности данных, приватности, доступности и этичности. Важно обеспечить защиту личных данных учащихся и обеспечить безопасность использования цифровых платформ. Также необходимо учитывать доступность цифровых ресурсов для всех учащихся, чтобы не допустить увеличения разрыва между обучающимися из разных социальных и экономических слоев.

Для достижения баланса между инновациями и безопасностью в цифровой трансформации образования необходим комплексный подход. Это включает в себя разработку строгих политик безопасности данных, обучение учителей и учеников основам цифровой безопасности, а также создание стандартов этичного использования цифровых технологий в образовании.

Инновации в Цифровом Образовании:

Использование интерактивных учебных платформ.

Внедрение образовательных приложений и онлайн-ресурсов.

Проведение вебинаров, онлайн-уроков.

Персонализированное обучение с помощью цифровых технологий.

Безопасность в Цифровом Образовании:

Защита персональных данных учащихся и преподавателей.

Обучение участников образовательного процесса основам кибербезопасности.

Контроль за доступом к цифровым ресурсам.

Постоянное обновление систем защиты информации.


Автоматизация процесса проверки работ и электронные тесты позволяют сократить объем административной работы и сосредоточиться на качестве обучения. Технологии виртуальной и дополненной реальности открывают новые возможности для интерактивного обучения и позволяют ученикам лучше понять сложные концепции через практическое применение.

Вместе с тем, необходимо помнить о том, что не все образовательные учреждения и участники готовы к таким изменениям. Отсутствие доступа к интернету, низкая техническая грамотность и отрыв внедрения новых технологий от реальности могут стать серьезными препятствиями на пути цифровой трансформации в образовании. Поэтому, важно учитывать контекст и обеспечить достаточное обучение и поддержку для всех участников процесса.
С января 2022 по май 2023 года все образовательные учреждения города во избежание распространения коронавирусной инфекции, военных действий реализовывали учебные программы в дистанционном формате. Каждое учреждение, каждый учитель по окончании учебного года подвел итоги работы/ обучения в данном формате, который стал вынужденным и неожиданным.

Работая в «шоковом» режиме, школа в целом и каждый учитель в отдельности столкнулись с массой проблем:

• выбор формата проведения уроков - нужно было определить, все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения и готовы ли родители оставить детей наедине с цифровым образовательным пространством;

• отсутствие у многих учителей опыта и наработок общения с детьми именно в таком формате - каждый выбирал собственные площадки для обучения и мессенджеры для контактов с детьми и родителями - единообразия не было;

С другой стороны, это была возможность для учителя продумать новые сценарии работы и попробовать разные инструменты.

• затрудненное планирование работы – у редкого учителя рабочий день получался нормированным;

• возможность проверки и оценивания выполненных учениками заданий - в более выигрышном положении оказались преподаватели, которые организовали работу на учебных платформах, где есть автоматическая проверка заданий и аналитика;

• получение обратной связь от родителей - данная связь и подразумевается как двусторонняя, но, по возможности, не круглосуточная как оказалось в реальности;

• получение обратной связь от коллег – сотрудничество учителей – предметников, классных руководителей, администрации также проходило в режиме онлайн – марафона.

Но, не смотря на проблемы, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса во время дистанционного обучения, мы, несомненно, приобрели хороший опыт и знания по работе в заданных условиях. А эти условия заставили нас пересмотреть возможности развития традиционного образования в иных направлениях, коими на текущий момент и является направление цифровой трансформации образования.

Т.е., цифровизация является самым важным ресурсом развития образования в нашей Республике.

Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира (Сингапур, Финляндия, Корея).

Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование».

С цифровизацией в стране связано, собственно говоря, два национальных проекта. И изначально - это проект «Цифровая экономика». Но поскольку кадры для этого проекта тоже нужны и готовить их нужно заблаговременно, параллельно в рамках нацпроекта «Образование» запущено два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».

На региональном уровне поставлена задача реализовать целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС).

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Цель достаточно объёмная и в ней прописано то, что будет появляться в ближайшем будущем.

Первое важное условие реализации данной цели – условие безопасности. В настоящее время этому удаляется большое внимание, поскольку зачастую в нефильтрованном Интернет – пространстве дети пребывают без контроля взрослых. Проведение различных акций в сети Интернет в рамках и внеучебной деятельности тоже способствуют навыку ответственного поведения и самоконтроля.

Следующий параметр на который обращается серьезное внимание в поставленной цели – саморазвитие и самообразование. Дистанционное обучение напрямую связано с самообразованием и саморазвитием. Причем коренным образом меняется роль учителя в таком формате образования. Учитель не является сейчас носителем уникальной информации – всё уже создано. Главная задача учителя - отбирать нужный материал, помогать детям грамотно ориентироваться в цифровом пространстве, направлять их в достижении образовательных целей. И если учитель в этом компетентен, то сможет легко реализовать электронное обучение, используя различные цифровые платформы.

Немаловажное условие реализации проекта – подготовка кадров. Сейчас предлагается огромное количество курсов, связанных с цифровой образовательной средой.

И ещё один компонент достижения цели – создание федеральной цифровой платформы. В рамках дистанционного обучения было перепробовано много различных, а разработчики проекта будут добиваться создания единой платформы.

Мы видим, что цифровизация образования – неизбежный этап развития образования. Этапы копьютеризации и информатизации пройдены, цифровизация – следующий этап, предполагающий новые модели образования, управления, новые роли учеников и учителей.

Проанализирован уровень сформированности цифровой бразовательной среды (ЦОС) в МБОУ «Школа № 1 АГД» выявлено, что образовательное учреждение имеет ряд компонентов, которые уже наполнили цифровую среду ОО.

Имея опыт работы в дистанционном режиме, сама использовала в работе многочисленные цифровые ресурсы, из которых следует отметить РЭШ (Российская Электронная Школа)

В противовес имеющимся различным цифровым платформам, школьная цифровая платформа даёт возможность самостоятельно разрабатывать учебные модули, внося весь необходимый для изучения предмета и дополнительный учебный материал.

Среди достоинств функционала школьной цифровой платформы следует также отметить:

возможность организовать единое образовательное пространство школы;

помощь учителям в изучении и практики новых форм и методов работы с ориентацией на цифровое образовательное пространство;

автоматизация многочисленных рутинных процессов (планирование, подбор материала, проверка работ);

возможность учеников «управлять» собой: (индивидуальный темп и уровень выполнения учебных модулей, позволяет им самим нести долю ответственности за результат своего обучения);


Преимущества цифровой трансформации в образовании в ДНР очевидны. Введение электронных учебников и онлайн-ресурсов позволяет создать удобное и легко доступное рабочее пространство для учителей, студентов и родителей.
Цифровая трансформация образования – это сложный и многогранный процесс, требующий сбалансированного подхода к инновациям и безопасности. В ДНР, как и во всем мире, важно создать благоприятную среду, где внедрение новых технологий будет способствовать развитию образования и улучшению качества знаний, сохраняя при этом конфиденциальность и безопасность всех участников образовательного процесса.

Таким образом, цифровая платформа выполняет роль организатора учебного процесса, является площадкой совместной деятельности учителя, ученика, школьного и классного сообществ в работе по реализации учебных целей и задач.

Подводя итог, мы видим и понимаем, что любые нововведения принимаются участниками образовательного процесса не сразу, и не всегда на «ура», но они просто необходимы как реалии современности. Цифровая трансформация образования является новой возможностью развития традиционного образования.

Список использованной литературы:

1. Авадаева И.В., Анисимова-Ткалич С. К., Везетиу Е.В., Вовк Е. В., Голденова В.С.,Гребенникова В.М., Ковтанюк А.Е., Кречетников К.Г., Мантаева Э.И., Миронов Л.В., Орлова Л.В., Слободчикова И.В., Ткалич А.И., Чернявская В.С.,Шер М.Л. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды. – Нижний Новгород.: НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУКА, 2018. – 162 с.

2. Дурноглазов Е.Е., Кузнецова Е.А., Шевердин И.В., Горбулина Т.С., Колесниченко К.А. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения» - Курск, 2019. – 64 с.

3. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. N 3 © М.А.Самохина, 2020



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.