Урок информатики «Цифровые данные. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 2 December 2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9

им. В.Т. Степанченко

Информатика. «Кодирование информации»

«Цифровые данные. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.»

7 класс

Учитель информатики и ИТ высшей категории
Куценко И.С.

г. Ржев

2015 г.

Содержание


 

Аннотация к уроку

Урок: Информатика класс: 7

Учитель: Куценко Ирина Степановна (высшая квалификационная категория)

Тема урока: Цифровые данные. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Тип урока: Урок комбинированный (закрепления материала и усвоения новых знаний) с использованием интерактивной доски, ИКТ

Методы и средства обучения:

фронтальный опрос

индивидуальная работа

коллективный способ обучения

работа с текстом

работа с тренинговым материалом

упражнения оздоровительно направленности

Задачи урока для учителя:

Повторение и проверка усвоенных знаний по теме «Перевод целых десятичных чисел в двоичный код».

Изложение новой темы «Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную».

Закрепление новой темы путём выполнения практических заданий.

Развитие концентрации и переключаемости внимания.

Обеспечение интереса к предмету.

Активизация познавательной деятельности.

Предотвращение утомляемости учащихся, развитие работоспособности.

Воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Задачи урока для учащихся:

Повторение материала по теме «Перевод целых десятичных чисел в двоичный код».

Самостоятельное выполнение заданий по теме «Перевод целых десятичных чисел в двоичный код».

Усвоение нового материала по теме «Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную».

Выполнение закрепляющих практических заданий.

Выполнение тренинговых и оздоровительных упражнений.

Оборудование и материалы к уроку для учителя:

ПК + мультимедийный проектор + интерактивная доска,

Файл «Цифровые данные» (InterWrite),

Индивидуальные карточки для самостоятельной работы,

Индивидуальные карточки с творческими заданиями,

Индивидуальные карточки с заданиями по новому материалу,

Опросник для рефлексии урока.

Оборудование и материалы к уроку для учащихся:

Тетрадь для классных работ,

Тетрадь на печатной основе «Информатика-6» (Л Босова),

Учебник «Информатика-6» (Л Босова),

Индивидуальные карточки,

ПК.

Подготовительный этап:

Создание файла «Цифровые данные» (InterWrite), содержащего следующие листы: актуализация знаний (1-2 лист), тренинговая таблица(3 лист).

Подготовка индивидуальных карточек для самостоятельной работы, с творческими заданиями, с новым материалом,

Разработка тренинговой таблицы,

Разработка оздоровительных упражнений.

Подготовка опросника для рефлексии урока.

Цели и задачи урока

Цели урока:

Продолжить формирование представления о двоичном кодировании цифровых данных.

Способствовать развитию учебно-коммуникативных и учебно-организационных навыков.

Формирование положительной мотивации.

Задачи урока:

Проверка уровня усвоения знаний по теме «Перевод целых десятичных чисел в двоичный код».

Знакомство с темой «Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную» и закрепление путём выполнения практических заданий.

Активизация познавательной деятельности.

Развитие концентрации и переключаемости внимания.

Предотвращение утомляемости учащихся, развитие работоспособности.

Воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Обеспечение интереса к предмету.

План урока

Организационный этап

Актуализация знаний

Работа с файлом «Цифровые данные» (InterWrite). (приложение 4 Экран 1 с заданиями, Экран 1 с ответами, Экран 2)

Самостоятельная работа

Работа по индивидуальной карточке (приложение 1)

Творческое задание (приложение 2)

Тренинговые и оздоровительные упражнения

Работа со страницей «тренинговая таблица» файла «Цифровые данные» (InterWrite) (приложение 4 Экран 3)

Выполнение упражнения на развитие концентрации и переключаемости внимания оздоровительной направленности

Изучение нового материала

Объявление темы урока.

Работа в группах (3-4 человека) по карточкам для изучения новой темы (приложение 3)

Закрепление знаний

Работа устно.

Объяснение домашнего задания

Итог урока

Что узнали на уроке?

Плакат-опросник для рефлексии урока (приложение 6)

Технологически-информационная карта

Этап урока

Задачи этапа

Методический инструментарий

Результат

Организа-ционный этап

Определение учебных целей

Формирование положительной мотивации

Фронтальная беседа

Учащиеся имеют представление о плане работы на уроке и принципах оценивания деятельности.

Актуализация знаний

Повторить способы перевода десятичных чисел в двоичный код

Обсудить порядок выполнения самостоятельной работы

Фронтальный опрос по дидактическим принципам развивающего обучения

Занимательность дидактического материала

Динамическое средство обучения (интерактивная доска)

Актуализированы знания по теме «Перевод целых десятичных чисел в двоичный код»

Учащиеся ознакомлены с порядком выполнения индивидуальных заданий

Сформирована положительная мотивация

Самостоятельная работа

Выполнение учащимися индивидуального задания в виде теоретических расчетов

Самостоятельная проверка учащимися результатов с помощью программы Калькулятор, коррекция в случае необходимости

Проведение самооценки деятельности

Индивидуальная работа

Дидактический материал в занимательной форме и разработан с использованием форм КИМов ЕГЭ

Задания творческого уровня

Помощь учителя в виде советов

Привлечение к оценочной деятельности

Закрепление навыков перевода десятичных целых чисел в двоичный код в виде расчетов и с помощью компьютера

Овладение навыками оценивания своей деятельности и установления причин

Тренинговые и оздоровительные упражнения

Выполнение упражнений оздоровительной направленности

Развитие переключаемости и концентрации внимания

Воспитание сознательного отношения к здоровью

Предотвращение утомляемости учащихся, развитие работоспособности.

Коллективная работа с демонстрационным экраном, содержащим тенинговую таблицу

Задания в занимательной форме

Снятие эмоционального и физического напряжения.

Учащимся даны рекомендации по применению аналогичных упражнений в домашних условиях

Изучение нового материала

Знакомство с темой «Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную» и закрепление путём выполнения практических заданий.

Формирование коммуникативных навыков

Групповая форма работы

Частично-поисковый метод

переход от ситуации неполных знаний к формированию:

социальной мотивации (для сильных учеников)

познавательной мотивации (для слабых учеников)

ситуации успеха (для средних учеников)

Коллективное подведение итогов

Усвоение знаний по теме «Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную» и закрепление путём выполнения практических заданий

Овладение навыками работы в группе, организации деятельности, принятия совместного решения, коллективного оценивания деятельности

Закрепле-ние знаний

Оценка и коррекция уровня усвоения новых знаний

Фронтальная беседа

Откорректированы знания по новой теме

Объяснение домашнего задания

Сформулировать учебную задачу домашнего задания, дать методические рекомендации.

Коллективная работа

Работа с учебником, тетрадью на печатной основе

Учащиеся имеют представление об объёме домашнего задания и требованиям к его выполнению

Итог урока

Подвести итог урока

Провести рефлексию

Фронтальная беседа

Групповая работа

Работа с плакатами-опросниками

Определены основные результаты работы

Учащиеся получили возможность высказать своё личностное отношение к уроку в ходе проведения рефлексии

 

Сценарий урока

Организационный этап

В начале урока задача учителя создать комфортную обстановку (комплимент-момент, шутливое замечание), выразить уверенность, что насыщенный урок каждому по плечу.

Тему урока рационально сообщить после выполнения самостоятельной работы. Следует объяснить систему оценивания в течение урока: самооценка на самостоятельной работе и коллективная оценка при работе в группе.

Актуализация знаний (5-7 минут)

Работа с файлом «Цифровые данные» (InterWrite)

Выполни вычисления (приложение 4 Экран 1 с заданиями, Экран 1 с ответами)

На интерактивной доске выполняются упражнения перевода десятичных чисел в двоичное представление двумя способами. Учащиеся примеры разбираемые на доске записывают в тетрадь. Затем открывается Шторка и сверяются с правильным ответом.

Необходимо проговорить алгоритмы вычисления каждым способом. Следуя принципам развивающего обучения, проводить опрос по принципу слабый – средний – сильный, тем самым создавая ситуацию «верного ответа» каждому ученику. Первым обсуждается способ деления на 2.

58 (:2)

29 (:2)

14 (:2)

7 (:2)

3 (:2)

1

0

1

0

1

1

 

Ответ записывается, начиная с последнего частного: 5810=1110102 (2- обозначение двоичной системы счисления). Для примера выбрано чётное число, так как характерная ошибка – потеря последних нулей.

К интерактивной доске приглашается ученик для выполнения расчетов, а класс проговаривает способ вычитания (на доске, в силу технических особенностей, не могут работать одновременно двумя маркерами).

 

64

32

16

8

4

2

1

58

-

1

1

1

0

1

0

остатки

 

58-32=26

26-16=10

10-8=2

-

2-2=0

-

Ответ записывается в естественном порядке слева направо: 5810=1110102.

Во время выполнения вычислений на доске по возможности провести визуальный контроль работы слабых и средних учеников. Особое внимание необходимо уделить ученику, который решал первое задание.

Найди ошибку (приложение 4 Экран 2)

Текст задания: «Разберёмся… Смешарики провели вычисления, а Компьютер только разводит руками: «Что-то не то…»… Сможет ли шестиклассник распутать ситуацию?»

Основная цель: ознакомить учащихся на примере исправления ошибки с алгоритмом выполнения самостоятельной работы.

Выполнение упражнения сопровождается проговариванием алгоритма действий при самостоятельной работе.

Теоретический этап. Выполнение задания ручкой в карточке (как это сделали смешарики). По окончании работы ребята получают разрешительную подпись учителя для продолжения работы.

Практический этап. Проверка вычислений на компьютере в Калькуляторе (в случае обнаружения ошибки, внести исправления).

Заключительный этап. Самооценка работы (обратить внимание ребят, что следует оценить свою работу в целом и на теоретическом этапе и на практическом).

На доске попутно находится ошибка (число подобрано не сложное), вносятся исправления, записывается правильный ответ.

Самостоятельная работа (15 минут)

Работа по индивидуальной карточке (приложение 1)

Теоретический этап. Выполни вычисления и запиши ответ на карточке (работа выполняется ручкой).

Окончание работы заверь подписью учителя. Этот приём позволяет оказать дифференцированную помощь и опосредованно контролировать процесс работы (временные промежутки, отвлекаемость, качество оформления, объём задания, например, слабому ученику можно предложить перейти к практическому этапу при выполненных трёх примерах).

Практический этап. Проверь результат на компьютере, в случае необходимости внеси исправления карандашом.

Заключительный этап. Самооценка работы.

Дидактический материал разработан с использованием форм КИМов ЕГЭ, что позволяет уже в средней школе учащимся адаптироваться к условиям сдачи государственным экзаменов.

Творческое задание задание (приложение 2)

«Послание Компьютеру» (расшифровка пословицы)

Задание-головоломка творческого уровня для тех, кто быстро справиться с основным заданием. За решение на уроке учащиеся получают оценку «отлично». Можно предложить всем желающим попробовать свои силы и взять задание домой.

Тренинговые и оздоровительные упражнения (5 минут)

Работа со страницей «тренинговая таблица» файла «Цифровые данные» (InterWrite) (приложение 4 Экран 3)

Выполнение упражнения на развитие концентрации и переключаемости внимания оздоровительной направленности (приложение 5)

Данное упражнение соединяет в себе две функции: оздоровительную (похлопайте, покачайте головой, пожмите руку другу) и развитие внимания (работа с фигурами разного цвета, разной формы, чередование типов заданий). Выполнение физкультминуток в традиционной форме не вызывает интереса у шестиклассников. Предложенный игровой вариант соответствует возрастным особенностям и выполняется с удовольствием.

Желательно разъяснить ребятам, с какой целью выполняются аналогичные упражнения и дать рекомендации по применению упражнений во время выполнения домашнего задания.

Объяснение нового материала (10 минут)

Объявление темы урока.

Вопрос: «Какой двоичный код при вводе чисел поступает в компьютер, мы представляем, а вот как компьютер узнаёт, какому числу соответствует двоичный код 110101?»

Ученики с помощью наводящих вопросов учителя формулируют тему урока «Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную». В тетрадь тема записывается схематично « Х10 → Х2».

Работа по группам (3-4 человека).

Рабочая тетрадь стр. 13 №19

Упражнение на занесение в таблице разрядных слагаемых двоичной системы счисления. Материал ребятам хорошо известен и неоднократно обсуждался на предыдущих этапах урока.

Работа с учебником (§1.3 стр. 20-21). Группа получает задание решить первый пример общий для всех, второй – каждый выбирает из списка и решает самостоятельно (можно воспользоваться помощью друга).

Материал достаточно подробно и доступно изложен в учебнике, и не должен вызвать затруднений. На данном этапе учителю необходимо держать под контролем согласованность работы в группе.

Проводится проверка результатов по листку ответов.

Каждая группа получает листок ответов и просматривает работы всех членов группы.

В тетради ученики выставляют на полях оценку каждому члену группы. Если оценка будет подтверждена на следующем уроке, то выставляется в журнал, если же окажется завышенной, то останется в тетради.

Коллективная оценка играет большую роль в формировании учебно-организационных общеучебных умений, в формировании положительной мотивации. И здесь очень важно для учителя не выпустить ситуацию из под контроля, не допустить эмоциональных конфликтов, столкновения личностных интересов.

Закрепление знаний

Работа устно.

Поступают коды 1001, 1101, 111, какие числа мы увидим? (числа записаны на доске)

Ответы: 9, 11, 7.

Фронтальный опрос, который следует проводить по принципу «слабый – средний – сильный».

Объяснение домашнего задания

Учебник, §1.3 стр. 20-21, Рабочая тетрадь стр. 13 №20, 21*

Итог урока

Что узнали на уроке?

Урок был насыщен различными видами деятельности, поэтому надо дать возможность перечислить всё, что ребята вспомнят, и в шутливой форме в том числе.

Плакат-опросник для рефлексии урока (приложение 6).

Каждый принял материал урока по-своему. Поставьте любой знак в соответствующий сектор, их может быть и два.

 

Приложения

Приложение 1.

Индивидуальные карточки для самостоятельной работы

(электронный вариант прилагается)

Вариант 1.

Вариант 2.

Приложение 2.

Карточки с творческим заданием

(электронный вариант прилагается)

 

Приложение 3.

Карточки для изучения новой темы

 

Перевод целых чисел из двоичной системы в десятичную.

Способ 1.

1101012=1*32+1*16+0*8+1*4+0*2+1*1=5310

Способ 2.

1101012=((((1*2+1)*2+0)*2+1)*2+0)*2+1=5310

Задание 1.

Выполните перевод числа 1001102 в десятичную систему на карточке, а затем запишите решение в тетрадь.

Способ 1.

1001102=

Способ 2.

1001102=

Задание 2.

Выберите один двоичный код и выполните перевод в своей тетради.

10010012

10100102

1011012

1000112

1101102

1001112

Сравни полученный результат с листком ответов.

Листок ответов

10010012=7310

10100102=8210

1011012=4510

1000112=3510

1101102=5410

1001112=3910

Приложение 4

Экраны файла «Цифровые данные» (InterWrite).

Экран 1 с заданием.

Экран 1 с ответами.

Экран 2.

Экран 3.

Приложение 5

Упражнения на развитие концентрации и переключаемости внимания оздоровительной направленности.

Сколько фигур в таблице? (19) Каким способом вы считали? (слева направо, по цветам, по фигурам)

Какие представлены фигуры? (графические примитивы: овал, прямоугольник, скруглённый прямоугольник)

Если количество розовых овалов равно количеству голубых прямоугольников равны, то похлопайте, если нет, то потопайте. (равно)

Покажите движением головой есть ли зелёные скруглённые прямоугольники. (да)

Если вы согласны, что больше всех жёлтых овалов, то пожмите соседу руку, если нет, то сядьте в «позу Наполеона». (да)

Покажите на пальцах, сколько всего прямоугольников.(5)

Количество фигур в тренинговой таблице

цвет

розовый

2

-

2

желтый

3

2

-

голубой

2

2

1

зелёный

2

1

2

Объяснение детям с какой целью выполняются аналогичные упражнения, рекомендации по применению упражнений во время выполнения домашнего задания

Приложение 6

Плакат-опросник для рефлексии урока

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации