Урок информатики «Вычисления в позиционных системах счисления» для 10 класса
Пояснительная записка к презентации
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Информатика
Тема урока: Арифметические операции в позиционных системах счисления (сложение и вычитание).
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Продолжительность урока: 45 минут
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: доска, проектор, компьютеры.
Цели урока:
Содержательная цель: освоение операций сложения и вычитания в позиционных системах счисления.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к применению известных способов действий в новой ситуации.
Развивающая цель: развитие познавательного интереса, алгоритмического и логического мышления.
Предметные результаты: составление алгоритмов сложения и вычитания в позиционных системах счисления. Формирование навыков использования алгоритмов
Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение строить логическое рассуждение, умозаключение
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент (1-2 минуты)
|
Приветствие учащихся. проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Приветствие учителя |
Актуализация знаний (1-2 минуты) |
Организация устного опроса |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3-4 минут) |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока. |
Определяют тему и цель урока. |
Применение знаний и умений в новой ситуации (10 минут) |
Организует работу в группах. |
Работают в группах над поставленными задачами. |
Обсуждение результатов работы в группах (10 минут) |
Организация и контроль процесса, обсуждения, выявление ошибок при их наличии. |
Презентация работы группы у доски. |
Самостоятельная работа. (15 минут)
|
Индивидуальная помощь ученикам, испытывающим трудности в работе. |
Работа с электронным обучающим тестом. Проверка и разбор ошибок. Самоанализ и самоконтроль. |
Рефлексия деятельности. (Итог урока 2-3 минуты)
|
Проверка результатов самостоятельной работы. Выставление оценок ученикам, добившимся хороших результатов. Комментарии к домашнему заданию. |
Подводят итоги своей работы на уроке. |
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент (1-2 минуты)
|
Приветствует учащихся. проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Приветствие учителя |
Актуализация знаний (1-2 минуты) |
Организует устный опрос: Какие системы счисления называются позиционными? Что такое основание позиционной системы счисления? |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3-5 минут) |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока: В одной из самостоятельных работ вы выполняли следующее задание: Определить значение выражения. Ответ записать во всех используемых системах счисления: А5216+11012*(328-148) · Какой алгоритм вы использовали при выполнении задания? · Процесс решения задачи достаточно длинный. Уже в тот момент некоторые из вас пытались решить задачу эффективнее. Каким образом? · Удачной ли оказалась попытка? · Каких знаний и умений вам не хватало для успешного результата? Сегодня на уроке вам предстоит восполнить этот пробел. Сформулируйте тему сегодняшнего урока При выполнении вычислений в позиционных системах счисления ключевой величиной является основание системы счисления |
Проговаривают алгоритм
Отвечают на наводящие вопросы учителя
Формулируют тему урока: Арифметические операции в позиционных системах счисления. (Вычисления в позиционных системах счисления) |
Применение знаний и умений в новой ситуации (10 минут) |
Делит класс на две группы. Одна группа рассматривает операцию сложения, другая – вычитания.
Каждой группе выдается материал для работы (приложение 1), содержащий: · Схему вычисления в десятичной системе счисления · Примеры для вычислений в других системах счисления · Материал для самоконтроля · Место для записи формулировки правил вычисления |
Работают в группах над поставленными задачами:
Анализируют схему вычисления в десятичной системе счисления и формулируют правила вычислений Решают примеры в других системах счисления, используя материал для самоконтроля
|
Обсуждение результатов работы в группах (10 минут) |
Организация и контроль процесса обсуждения, выявление ошибок при их наличии. |
Представители от групп у доски формулируют правила выполнения арифметических операций (на примере десятичной системы счисления), демонстрируют использование правил на примерах в других системах счисления. Представители другой группы слушают, задают вопросы, записывают примеры. |
Самостоятельная работа. (15 минут)
|
Оказание индивидуальной помощи ученикам, испытывающим трудности в работе.
Ученикам предлагается электронный тест, работающий в обучающем режиме (папка MyTest) (Тест можно распечатать и выполнить в бумажном варианте: Пиложение 2). Если ученик допустил ошибку, он получает соответствующее сообщение и может посмотреть объяснение задания. Тест содержит 6 заданий репродуктивного уровня. Если при выполнении теста не допущено ни одной ошибки, ученику выдается сообщение «Все задания выполнены верно» и он получает оценку 5. Если, при выполнении теста допущено не более 1 ошибки, ученику выдается сообщение «Хороший результат» и он получает оценку 4. Затем ему предлагается второй тест, содержащий 2 задания повышенного уровня и 2 – высокого уровня сложности. В результате ученику выдается сообщение о количестве правильно выполненных заданий. Если правильно выполнено не менее 2 заданий, ученик получает оценку 5. Если при выполнении первого теста ученик допустил несколько ошибок, ему выдается сообщение «Не все получилось» и оценку он пока не получает. В зависимости от оставшегося времени: Предлагается второй тест, содержащий 2 задания повышенного уровня и 2 – высокого уровня сложности. В результате ученику выдается сообщение о количестве правильно выполненных заданий. ИЛИ Предлагается третий тест, содержащий 6 заданий репродуктивного уровня. ИЛИ Карточки с домашним заданием. |
Выполняют задания электронного теста. При ошибке получают соответствующее сообщение и смотрят объяснение правильного выполнения задания. Если объяснение не понятно, обращаются за помощью к учителю |
Рефлексия деятельности. (Итог урока 3-4 минуты)
|
Проверка результатов самостоятельной работы. Выставление оценок ученикам, добившимся хороших результатов. Домашнее задание (приложение 3): Всем: примеры на сложение и вычитание в позиционных системах счисления По желанию: сформулировать правила умножения в позиционных системах счисления |
Подводят итоги своей работы на уроке. |
Вычисления в позиционных системах счисления
PPTX / 636.62 Кб
Приложения
DOCX / 155.73 Кб
Электронные тесты
ZIP / 2.58 Мб