Урок информатики «Вычисления в позиционных системах счисления» для 10 класса

1
0
Материал опубликован 12 January 2019

Пояснительная записка к презентации

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Информатика

Тема урока: Арифметические операции в позиционных системах счисления (сложение и вычитание).

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний

Продолжительность урока: 45 минут

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: доска, проектор, компьютеры.

Цели урока:

Содержательная цель: освоение операций сложения и вычитания в позиционных системах счисления.

Деятельностная цель:  формирование способности обучающихся к применению  известных способов действий в новой ситуации.

Развивающая цель: развитие познавательного интереса, алгоритмического и логического мышления.

Предметные результаты: составление алгоритмов сложения и вычитания в позиционных системах счисления. Формирование навыков использования алгоритмов

Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение строить логическое рассуждение, умозаключение

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент (1-2 минуты)

 

Приветствие учащихся.

проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей.

 Приветствие учителя

Актуализация знаний

(1-2 минуты)

Организация устного опроса

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3-4 минут)

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока.

Определяют тему и цель урока.

Применение знаний и умений в новой ситуации

(10  минут)

Организует работу в группах.

Работают в группах над поставленными задачами.

Обсуждение результатов работы в группах (10 минут)

Организация и контроль  процесса, обсуждения, выявление ошибок при их наличии.

Презентация работы группы у доски.

Самостоятельная работа.

(15 минут)

 

Индивидуальная помощь ученикам, испытывающим трудности в работе.

Работа с электронным обучающим тестом. Проверка и разбор ошибок. Самоанализ и самоконтроль.

Рефлексия      деятельности.

(Итог урока 2-3 минуты)

 

 

Проверка результатов самостоятельной работы. Выставление оценок ученикам, добившимся хороших результатов. Комментарии к домашнему заданию.

Подводят итоги своей работы на уроке.

 

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент (1-2 минуты)

 

Приветствует учащихся.

проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей.

 Приветствие учителя

Актуализация знаний

(1-2 минуты)

Организует устный опрос:

Какие системы счисления называются позиционными?

Что такое основание позиционной системы счисления?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3-5 минут)

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока:

В одной из самостоятельных работ вы выполняли следующее задание:

Определить значение выражения. Ответ записать во всех используемых системах счисления: А5216+11012*(328-148)

·    Какой алгоритм вы использовали при выполнении задания?

·    Процесс решения задачи достаточно длинный. Уже в тот момент некоторые из вас пытались решить задачу эффективнее. Каким образом?

·    Удачной ли оказалась попытка?

·    Каких знаний и умений вам не хватало для успешного результата?

Сегодня на уроке вам предстоит восполнить этот пробел.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока

При выполнении вычислений в позиционных системах счисления ключевой величиной является основание системы счисления

 

 

 

 

 

 

Проговаривают алгоритм

 

 

Отвечают на наводящие вопросы учителя

 

 

 

 

Формулируют тему урока: Арифметические операции в позиционных системах счисления. (Вычисления в позиционных системах счисления)

Применение знаний и умений в новой ситуации

(10 минут)

Делит класс на две группы. Одна группа рассматривает операцию сложения, другая – вычитания.

 

Каждой группе выдается материал для работы (приложение 1), содержащий:

·    Схему вычисления в десятичной системе счисления

·    Примеры для вычислений в других системах счисления

·    Материал для самоконтроля

·    Место для записи формулировки правил вычисления

Работают в группах над поставленными задачами:

 

 

 

Анализируют схему вычисления в десятичной системе счисления и формулируют правила вычислений

Решают примеры в других системах счисления, используя материал для самоконтроля

 

 

Обсуждение результатов работы в группах (10 минут)

Организация и контроль  процесса обсуждения, выявление ошибок при их наличии.

Представители от групп у доски формулируют правила выполнения арифметических операций (на примере десятичной системы счисления), демонстрируют использование правил на примерах в других системах счисления.

Представители другой группы слушают, задают вопросы, записывают примеры.

Самостоятельная работа.

(15 минут)

 

Оказание индивидуальной помощи ученикам, испытывающим трудности в работе.

 

Ученикам предлагается электронный тест, работающий в обучающем режиме (папка MyTest) (Тест можно распечатать и выполнить в бумажном варианте: Пиложение 2). Если ученик допустил ошибку, он получает соответствующее сообщение и может посмотреть объяснение задания.

Тест содержит 6 заданий репродуктивного уровня.

Если при выполнении теста не допущено ни одной ошибки, ученику выдается сообщение «Все задания выполнены верно» и он получает оценку 5.

Если, при выполнении теста допущено не более 1 ошибки, ученику выдается сообщение «Хороший результат» и он получает оценку 4. Затем ему предлагается второй тест, содержащий 2 задания повышенного уровня и 2 – высокого уровня сложности. В результате ученику выдается сообщение о количестве правильно выполненных заданий. Если правильно выполнено не менее 2 заданий, ученик получает оценку 5.

Если при выполнении первого теста ученик допустил несколько ошибок, ему выдается сообщение «Не все получилось» и оценку он пока не получает.

В зависимости от оставшегося времени:

Предлагается второй тест, содержащий 2 задания повышенного уровня и 2 – высокого уровня сложности. В результате ученику выдается сообщение о количестве правильно выполненных заданий.

ИЛИ

Предлагается третий тест, содержащий 6 заданий репродуктивного уровня.

ИЛИ

Карточки с домашним заданием.

Выполняют задания электронного теста.

При ошибке получают соответствующее сообщение и смотрят объяснение правильного выполнения задания.

Если объяснение не понятно, обращаются за помощью к учителю

Рефлексия      деятельности.

(Итог урока 3-4 минуты)

 

 

Проверка результатов самостоятельной работы. Выставление оценок ученикам, добившимся хороших результатов.

Домашнее задание (приложение 3):

Всем: примеры на сложение и вычитание в позиционных системах счисления

По желанию: сформулировать правила умножения в позиционных системах счисления

Подводят итоги своей работы на уроке.

 

 


Вычисления в позиционных системах счисления
PPTX / 636.62 Кб

Приложения
DOCX / 155.73 Кб

Электронные тесты
ZIP / 2.58 Мб

Предварительный просмотр презентации

Системы счисления.

Система счисления – знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Почему позиционные системы счисления так называются?

Чему равно основание в позиционных системах счисления? Основание в позиционных системах счисления равно количеству используемых цифр.

А5216+11012*(328-148) Определить значение выражения. Ответ записать во всех используемых системах счисления:

Вычисления в позиционных системах счисления.

Сложение в позиционных системах счисления 1829 + 436 Десятичная система 9+6=15=10+5 1 8+4=12=10+2 1 2265 11011 + 1001 двоичная система 2745 + 216 восьмеричная система шестнадцатеричная система 89С + 478

Вычитание в позиционных системах счисления двоичная система 2145 - 216 восьмеричная система шестнадцатеричная система десятичная система 54426 - 5042 49384 10+2→12-4=8 10+4→14-5=9 B3C4 - A78 10101 - 1011

Умножение в позиционных системах счисления двоичная система 37 * 25 восьмеричная система шестнадцатеричная система десятичная система 37 * 25 185 7*5=35→35/10=3 (остаток 5); 5*3=15+3=18 2*7=14→14/10=1 (остаток 4); 2*3=6+1=7 А5 * 26 10101 * 101 74

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации