План-конспект урока «Двоичная арифметика. Сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления»

1
0
Материал опубликован 16 November 2015

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Двоичная арифметика. Сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления.

ФИО (полностью): Усольцева Юлия Владимировна

Место работы: Владимирская обл., г. Меленки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2».

Должность: учитель информатики

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 9

Тема и номер урока в теме: Арифметические операции в позиционных системах счисления, урок №2

Базовый учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович. – 2-е издание, испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

8. Цель урока: развитие представлений о системах счисления и об арифметических операциях в позиционных системах счисления; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; формирование информационной культуры; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в различных системах счисления; продолжить освоение понятий информация и ее кодирование;

развивающие: развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: изучение нового материала

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический; индивидуальная работа, фронтальная, групповая, работа на компьютере.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс, оборудованный автоматизированным рабочим местом учителя и АРМ каждого ученика с выходом в Интернет, коллекция цифровых образовательных ресурсов на www.fcior.edu.ru, видео ролик http://www.youtube.com/watch?v=tXva6YkMYBE#!, программа «Инженерный калькулятор».

Структура и ход урока:

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название

используемых

ЭОР

(с указанием

порядкового

из таблицы 2)

Деятельность

учителя

(с указанием

действий с ЭОР)

Деятельность

ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

 

Проверяет готовность учащихся к уроку

Готовятся к уроку

1

2

Мотивационный момент

 

Сообщатся тема урока.

Мотивирует учащихся на активный и творческий подход к изучению нового материала. Постановка проблемного вопроса

Воспринимают информацию, высказывают ответы на проблемные вопрос.

4

3

Актуализация опорных знаний

 

Вызывает двух учащихся к доске, выполнять переводы чисел из одной системы счисления в другую. Проводит фронтальный опрос. В ходе выполнения индивидуальной работы и фронтального опроса учащихся готовит их к восприятию нового материала

Выполняют задания у доски, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания на карточках

9

4

Введение нового материала

Арифметические операции в позиционных системах счисления

ЭОР № 1

Корректирует выступление учащихся, в случае возникновения проблем и вопросов, помогает в их решении

Двое учащихся самостоятельно изучают новый материал. Объясняют его своим одноклассникам.

Слушают выступающих, вступают с ними в диалог

10

5

Физкультурная минутка

 

Предлагает сделать упражнения для глаз (движение глаз по заданным траекториям)

Выполняют упражнения

1

6

Закрепление изученного материала

Арифметические операции в позиционных системах счисления №2

Контролирует ход выполнения заданий, оценивает деятельность учащихся

Выполнение заданий учащимися в рабочей тетради

10

7

Подведение итогов урока

 

Фиксирует выводы

Формулируют выводы

2

8

Домашнее задание

 

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание

1

9

Рефлексия

 

Побуждает высказать мнение о трудностях усвоения нового материала, высказать объективную оценку собственным знаниям к уроку в целом

Анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения, оценивают собственные знания и знания друзей.

2

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Арифметические операции в позиционных системах счисления

И, информационные источники для системы образования: элементарные информационные источники

Презентация

http://www.youtube.com/watch?v=tXva6YkMYBE#!

 

2

Арифметические операции в позиционных системах счисления (тест)

П, инструменты учебной деятельности

Компьютерная лаборатория

http://fcior.edu.ru/card/13314/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1. Цель урока: развитие представлений о системах счисления и об арифметических операциях в позиционных системах счисления; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; формирование информационной культуры; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в различных системах счисления; продолжить освоение понятий информация и ее кодирование;

развивающие: развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ход урока

1 Организационный момент

Приветствие. Ученики занимают свои места. Учитель проверяет их готовность к уроку: наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников.

2 Мотивационный момент

Сообщается тема урока. Учитель мотивирует учащихся на активный и творческий подход к изучению нового материала:

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ
(А. Стариков)
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, 
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз 
Рассматривали мир привычно, 
Но станет все совсем обычным, 
Когда поймете наш рассказ.

Возможно ли существование героев этого стихотворения и если да, то в какой системе счисления? (Да возможно в двоичной системе счисления).

Переведите числа, встретившиеся в стихотворении в десятичную систему счисления, и прочтите стихотворение снова.
Задает проблемный вопрос - Может ли быть такое, что 10+10=100?

Примерные ответы учащихся: нет, этого не может быть.

3 Актуализация опорных знаний

Вспомним, изученное раннее.

2 человека к доске.

Задание 1. Переведите число 2014, записанное в десятичной системе счисления, в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

Задание 2. Переведите числа 11111011110, 3736, 7DЕ, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления соответственно, в десятичную систему счисления.

Фронтальный опрос:

Что такое система счисления? (Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков определенного алфавита, называемых цифрами).

Какие системы счисления вы знаете? (системы счисления бывают позиционными и непозиционными).

Чем различаются позиционная и непозиционная системы счисления? (В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных – не зависит).

Приведите примеры позиционных систем счисления. (Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, и др.)

Приведите примеры непозиционных систем счисления. (Унарная, римская система счисления).

Какая система счисления используется повсеместно в настоящее время? (Десятичная система счисления).

Как вы думаете, почему люди используют именно десятичную систему счисления? (2 руки по 5 пальцев).

Вспомните, какие другие системы счисления встречаются в нашей жизни по сей день? (В 19 веке широкое распространение получила 12-ричная система счисления и до сих пор мы часто используем дюжину: в сутках два периода по 12 часов, в году 12 месяцев, 12 знаков зодиака; в древнем Вавилоне была придумана 60-ричная система счисления дошедшая до наших дней: 1мин.=60 с, 1 час=60 мин.; 7-ричная система счисления – 7 дней в неделе, много пословиц с цифрой 7).

 

4 Введение нового материала

Объяснение нового материала сопровождается презентацией «Арифметические операции в позиционных системах счисления» ЭОР №1. Учитель отвечает на вопросы учащихся, комментирует решение практических заданий.

5 Физкультурная минутка для глаз

Учащиеся вместе с учителем проводят физкультурную минутку для глаз.

6 Выполнение заданий учащимися в рабочей тетради

Для закрепления изученного материала, я прошу вас пройти за свои рабочие места, для выполнении практической работы, ЭОР №2.

7 Подведение итогов урока

Ребята, сейчас мы с вами подведем итоги урока, а для этого ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Так может ли быть такое, что 10+10=100?

Примерный ответ: да, если это двоичная система счисления.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

8 Домашнее задание

Домашнее задание: п. 3.1.2

Уровень знания:

Выучить правила выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления.

Выучить таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления.

Уровень понимания:

Выполнить упражнения после параграфа.

9 Рефлексия

Давайте попробуем обобщить полученную на этом уроке информацию, но не только ее, но и наши чувства, идеи в очень короткой записи. Попробуем составить синквейн.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1

Одно существительное

Ученики

2

Два прилагательных или причастия

Любимые и разные.

3

Три глагола

Дерзают, думают, шалят…

4

Фраза, выражающая отношение автора к предмету

Без них нет радости в работе.

5

Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово)

Судьба.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации