План-конспект урока «Двоичная арифметика. Сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Двоичная арифметика. Сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления.
ФИО (полностью): Усольцева Юлия Владимировна
Место работы: Владимирская обл., г. Меленки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2».
Должность: учитель информатики
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 9
Тема и номер урока в теме: Арифметические операции в позиционных системах счисления, урок №2
Базовый учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович. – 2-е издание, испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
8. Цель урока: развитие представлений о системах счисления и об арифметических операциях в позиционных системах счисления; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; формирование информационной культуры; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в различных системах счисления; продолжить освоение понятий информация и ее кодирование;
развивающие: развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический; индивидуальная работа, фронтальная, групповая, работа на компьютере.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс, оборудованный автоматизированным рабочим местом учителя и АРМ каждого ученика с выходом в Интернет, коллекция цифровых образовательных ресурсов на www.fcior.edu.ru, видео ролик http://www.youtube.com/watch?v=tXva6YkMYBE#!, программа «Инженерный калькулятор».
Структура и ход урока:
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового из таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) |
Деятельность ученика |
Время (в мин) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организационный момент |
Проверяет готовность учащихся к уроку |
Готовятся к уроку |
1 |
|
2 |
Мотивационный момент |
Сообщатся тема урока. Мотивирует учащихся на активный и творческий подход к изучению нового материала. Постановка проблемного вопроса |
Воспринимают информацию, высказывают ответы на проблемные вопрос. |
4 |
|
3 |
Актуализация опорных знаний |
Вызывает двух учащихся к доске, выполнять переводы чисел из одной системы счисления в другую. Проводит фронтальный опрос. В ходе выполнения индивидуальной работы и фронтального опроса учащихся готовит их к восприятию нового материала |
Выполняют задания у доски, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания на карточках |
9 |
|
4 |
Введение нового материала |
Арифметические операции в позиционных системах счисления ЭОР № 1 |
Корректирует выступление учащихся, в случае возникновения проблем и вопросов, помогает в их решении |
Двое учащихся самостоятельно изучают новый материал. Объясняют его своим одноклассникам. Слушают выступающих, вступают с ними в диалог |
10 |
5 |
Физкультурная минутка |
Предлагает сделать упражнения для глаз (движение глаз по заданным траекториям) |
Выполняют упражнения |
1 |
|
6 |
Закрепление изученного материала |
Арифметические операции в позиционных системах счисления №2 |
Контролирует ход выполнения заданий, оценивает деятельность учащихся |
Выполнение заданий учащимися в рабочей тетради |
10 |
7 |
Подведение итогов урока |
Фиксирует выводы |
Формулируют выводы |
2 |
|
8 |
Домашнее задание |
Дает рекомендации по выполнению домашнего задания |
Записывают домашнее задание |
1 |
|
9 |
Рефлексия |
Побуждает высказать мнение о трудностях усвоения нового материала, высказать объективную оценку собственным знаниям к уроку в целом |
Анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения, оценивают собственные знания и знания друзей. |
2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Арифметические операции в позиционных системах счисления |
И, информационные источники для системы образования: элементарные информационные источники |
Презентация |
http://www.youtube.com/watch?v=tXva6YkMYBE#!
|
2 |
Арифметические операции в позиционных системах счисления (тест) |
П, инструменты учебной деятельности |
Компьютерная лаборатория |
http://fcior.edu.ru/card/13314/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html |
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Арифметические операции в позиционных системах счисления.
1. Цель урока: развитие представлений о системах счисления и об арифметических операциях в позиционных системах счисления; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; формирование информационной культуры; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в различных системах счисления; продолжить освоение понятий информация и ее кодирование;
развивающие: развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Ход урока
1 Организационный момент
Приветствие. Ученики занимают свои места. Учитель проверяет их готовность к уроку: наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников.
2 Мотивационный момент
Сообщается тема урока. Учитель мотивирует учащихся на активный и творческий подход к изучению нового материала:
СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ
(А. Стариков)
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Возможно ли существование героев этого стихотворения и если да, то в какой системе счисления? (Да возможно в двоичной системе счисления).
Переведите числа, встретившиеся в стихотворении в десятичную систему счисления, и прочтите стихотворение снова.
Задает проблемный вопрос - Может ли быть такое, что 10+10=100?
Примерные ответы учащихся: нет, этого не может быть.
3 Актуализация опорных знаний
Вспомним, изученное раннее.
2 человека к доске.
Задание 1. Переведите число 2014, записанное в десятичной системе счисления, в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Задание 2. Переведите числа 11111011110, 3736, 7DЕ, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления соответственно, в десятичную систему счисления.
Фронтальный опрос:
Что такое система счисления? (Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков определенного алфавита, называемых цифрами).
Какие системы счисления вы знаете? (системы счисления бывают позиционными и непозиционными).
Чем различаются позиционная и непозиционная системы счисления? (В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных – не зависит).
Приведите примеры позиционных систем счисления. (Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, и др.)
Приведите примеры непозиционных систем счисления. (Унарная, римская система счисления).
Какая система счисления используется повсеместно в настоящее время? (Десятичная система счисления).
Как вы думаете, почему люди используют именно десятичную систему счисления? (2 руки по 5 пальцев).
Вспомните, какие другие системы счисления встречаются в нашей жизни по сей день? (В 19 веке широкое распространение получила 12-ричная система счисления и до сих пор мы часто используем дюжину: в сутках два периода по 12 часов, в году 12 месяцев, 12 знаков зодиака; в древнем Вавилоне была придумана 60-ричная система счисления дошедшая до наших дней: 1мин.=60 с, 1 час=60 мин.; 7-ричная система счисления – 7 дней в неделе, много пословиц с цифрой 7).
4 Введение нового материала
Объяснение нового материала сопровождается презентацией «Арифметические операции в позиционных системах счисления» ЭОР №1. Учитель отвечает на вопросы учащихся, комментирует решение практических заданий.
5 Физкультурная минутка для глаз
Учащиеся вместе с учителем проводят физкультурную минутку для глаз.
6 Выполнение заданий учащимися в рабочей тетради
Для закрепления изученного материала, я прошу вас пройти за свои рабочие места, для выполнении практической работы, ЭОР №2.
7 Подведение итогов урока
Ребята, сейчас мы с вами подведем итоги урока, а для этого ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Так может ли быть такое, что 10+10=100?
Примерный ответ: да, если это двоичная система счисления.
Оценивание учащихся за работу на уроке.
8 Домашнее задание
Домашнее задание: п. 3.1.2
Уровень знания:
Выучить правила выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления.
Выучить таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Уровень понимания:
Выполнить упражнения после параграфа.
9 Рефлексия
Давайте попробуем обобщить полученную на этом уроке информацию, но не только ее, но и наши чувства, идеи в очень короткой записи. Попробуем составить синквейн.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 |
Одно существительное |
Ученики |
2 |
Два прилагательных или причастия |
Любимые и разные. |
3 |
Три глагола |
Дерзают, думают, шалят… |
4 |
Фраза, выражающая отношение автора к предмету |
Без них нет радости в работе. |
5 |
Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово) |
Судьба. |