12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Николаевна Финогенова373 Россия, Вологодская обл., Череповец |
Цифровые технологии в помощь преподавателю английского языка
Цифровые технологии в помощь преподавателю английского языка
Владение английским языком в современном мире трудно переоценить. Более 1 миллиарда людей активно его используют. С каждым годом количество людей, выбравших его для изучения , растет, не смотря на то, что и в целом вырос интерес к изучению иностранных языком, английский язык занимает лидирующее место.
Политическая, экономическая, научная, спортивная жизнь всего мира «протекает» на английском языке. Английский определен официальным и рабочим языком Организации Объединенных Наций. Он является живым инструментом общения для академиков, докторов наук, ученых всего мира. Подразумевается, что любой образованный человек просто обязан владеть английским языком, так как именно он является его ключом к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию. Существует огромное количество организаций и курсов, предлагающих обучение английскому языку. Однако к выбору того или иного курса следует подходить серьезно, реально оценивая собственные возможности и способности. Необходимо понимать, что процесс обучения любому языку является долгим процессом, требующим определенных затрат, как умственных, так и финансовых. В настоящее время школьники начинают изучать английский язык со 2го класса, во многих школах с 1го, а также существует такое направление как «английский для малышей», в котором дети начинают изучать иностранный язык с 3 - 4х летнего возраста. Родители мотивированы научить детей языку, так как твердо уверены, что владение английским языком в наше время, в сложившейся социально-политической ситуации в стране и мире, является своеобразным окном в «мир», а так же , что владея языком международного общения, ребенок сможет достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.
Параллельно с ростом интереса к изучению иностранных языков, увеличивается потребность в квалифицированных преподавателях. В настоящее время, требования, предъявляемые к преподавателю иностранного языка, достаточно высоки. Преподаватель должен не только отлично знать свой предмет, но и работать по определенной программе, методике, использовать актуальные времени технологии обучения, которые с одной стороны отвечают современным запросам общества, а с другой, - отвечают психолого-педагогическим, возрастным и физическим потребностям и особенностям обучающихся.
Я преподаю английский в начальных классах, со 2го по 4й, уже 2 года, и хотела бы поделиться своим опытом. Обучение иностранному языку на начальном этапе призвано не только положить начало в изучении языка, но и замотивировать учащегося на дальнейшее его изучение и не только в рамках школы. На начальной ступени обучения происходит становление личности школьника, выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры и поведения. Язык в данном случае рассматривается как средство воспитания и развития личности ученика, приобщения его к европейской и собственной культуре, национальному этикету. Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 6–10 лет впитывают язык опосредованно и подсознательно. Объем внимания и время сосредоточенности на деятельности у младшего школьника невелико, и так же им просто необходима физическая активность, и, что не маловажно у них хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические. Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 2–4 классов является чувство успеха, которое эффективнее всего подпитывается в играх, при использовании геймификации не только в процессе урока, но при проведении контроля знаний. Я использую
Программа POWER POINT дает возможность преподавателю создавать интерактивные задания и игры, шаблоны и специфику создания игр в программе можно посмотреть на сайтах
Использование
Исходя из психологических и физических особенностей младших школьников, в обучении применяются технологии, адекватные данной ступени овладения иностранным языком:
- развивающие технологии
- технологию личностно-ориентированного обучения
- здоровье-сберегающие технологии
- игровые технологии
- технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре
- технологии проблемного обучения
- технологии сотрудничества
- технологию творческой работы (проектная деятельность)
- технологию визуализации и наглядности
- элементы технологии Гленна Домана
- технологию ПФР (TPR)
- ИКТ
Подробнее рассмотрим некоторые из них.
Гленн Доман - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: "В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни". В течение более чем 20 лет Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к общению). Они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.
В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику, которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу, которая начиналось с копирования действий, помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.
Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение, что и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.
2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.
3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.
6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
7. Чаще вводите новый материал.
8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
9. Не проверяйте знания своего ребенка.
10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
11. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.
Обучение чтению по технологии Домана – чтение при помощи карточек: глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.
Технология TPR (Total Physical Response) появился в 60-70-х годах прошлого века, когда профессор психологии Джеймс Ашер, наблюдая за малышами, которые осваивали свой первый язык, заметил, что вначале дети выполняют команды взрослых, а потом уже начинают говорить. Он сделал вывод, что лучше всего новые слова и фразы можно запомнить, если подкреплять знания действиями.
Изначально метод TPR предназначался для взрослых и основывался на теории о полушариях, согласно которой, левое полушарие мозга ответственно за абстрактно-логическое мышление и языковые способности, а правое – за мышление, творчество и интуицию. Ашер предложил задействовать при изучении языка правое полушарие, а не только левое. Современные ученые считают, что эта теория устарела и наши полушария работают практически одинаково. Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Данным образом можно выучить огромное количество слов, запоминая их ассоциативно.
У дошкольников и детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между русским и английским, тем более переводить, чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR. TPR применяют для решения множества задач:
отработать лексику, связанную с движениями, частями тела и предметами, которые можно показать;
активизировать грамматические временные конструкции (Every morning I get up, I wash my face, I make breakfast);
выучить выражения классного обихода и команды (Open your books, stand up, close you eyes);
инсценировать рассказы и истории;
для релаксации, игры и смены деятельности, во время физминутки.
Рассмотрим положительные стороны использования TPR:
Дети лучше всего запоминают то, что весело и интересно, поэтому игры и смена ролей с ученика на учителя способствуют непроизвольному запоминанию новых слов, фраз и дальнейшему их употреблению в речи.
Задания на TPR могут играть роль физкульт-минуток, не дают детям заскучать и всегда интересны.
С помощью этого метода можно разыграть практически любую песню, сказку, историю и стихотворение и она запомниться намного лучше без всякой зубрежки.
Минусы использования TPR
Главным минусом этого метода является регидность мышления взрослого человека, неприятие чего-то нового и на первый взгляд, странного, физически сложно весь урок или часть его провести в движении, выдумывать движения, заряжать всех детей хорошим настроением и желанием играть.
В ходе занятий нужно использовать дополнительный материал, который нужно заранее подготовить и принести ( бумажные материалы, куклы, реквизит).
Существенным минусом TPR является то, что его практически нельзя использовать при изучении грамматики, но автоматизировать некоторые грамматические структуры возможно.
Использование ИКТ на уроках английского языка оживляет его и делает весь процесс обучения языку легче, доступнее и интереснее. Принимая во внимание тот факт, что современные дети очень любят интерактивные игры и большую часть своего свободного времени проводят с различными гаджетами, задача учителя направить этот процесс в нужное русло познания языка. Гаджеты — это не только захватывающие игры, но и неограниченные возможности для совершенствования знаний школьников, причем разных возрастных групп. Учитель во взаимодействии с родителем могут превратить любимый гаджет ребенка в нескучный самоучитель по английскому.
Все приложения, которые нам предоставляет глобальная сеть и разработчики созданы для людей с разным знанием английского, что позволяет устанавливать уровень сложности, изучать язык в удобном режиме и в свободное время. Приложения можно использовать как самостоятельный инструмент пополнения лексики, повторения грамматики и тренировки различных языковых навыков, так и в качестве дополнительного элемента, который поможет сделать обучение языку более эффективным.
Полезные сайты для изучения и преподавания английского языка:
1.
2.
3.
5.
6.
7.
Каналы youtube:
1.EnglishLessons4U - Learn English with Ronnie!: содержит видео от носителей языка с объяснением грамматики
2.English with Jennifer (материал для учащихся, родителей и преподавателей) 3.Приложения, способствующие общему овладению английским языком (лексико-грамматические навыки, навыки чтения, письма, аудирования):
1. Lingualeo – геймифицированное приложение с массой разнообразных тренировок, которые помогут расширить словарный запас, развить навыки чтения, письма и аудирования. Бесплатный аккаунт позволит учить новые слова, оттачивать навыки правописания, смотреть видео с субтитрами, разбирать тексты песен и т. д.
Авторами была создана система, определяющая слабые и сильные стороны изучающего, разрабатывающая индивидуальную программу обучения и систему мотивации. Приложение работает стабильно, есть версия для
4. Voxy - основное отличие данного приложения от всех остальных в том, что оно в режиме реального времени адаптируется под потребности и желания конкретного обучающегося от ребенка до взрослого. Наставники, являющиеся носителями языка, оперативно помогут подготовиться к TOEFL, к собеседованию, к путешествию и т.д., приложение ежедневно обновляется.
5. Puzzle English – геймифицированное приложение с видео- и аудиопазлами, а также другими интересными заданиями для освоения английского независимо от имеющихся навыков. Программа обучения составляется индивидуально в зависимости от уровня владения, доступного времени и поставленных целей.
Приложения, целью которых является пополнение лексического запаса учащегося:
1. Memrise - приложение с необычным игровым подходом, которое превратит изучение английского в удовольствие и позволит с лёгкостью запоминать новые слова. Легенда курса: Куратор разведгруппы Memrise отправит обучающегося в увлекательное путешествие по неизведанной Вселенной английского языка, полной секретов, загадок, таинственных вражеских агентов и добрых помощников.2.
3. Easy Ten – программа для ежедневного пополнения лексикона и тренировки произносительных навыков и навыков правописания английских слов, позволяет отслеживать прогресс для дополнительной мотивации, предоставлен доступ на iOS и Android.
4. Words - данное приложение является лучшим в категории «Образование» App Store. База программы содержит более 8 тысяч слов, она доступна в оффлайн‑режиме. Главное преимущество: приложение адаптируется к конкретному пользователю и в заданиях и тестах предлагает именно те слова, с которыми ранее возникали сложности.
5. Rosetta Stone – приложение, предполагающее запоминание новых слов благодаря ассоциациям. Программа оценки произношения учит правильно выговаривать выученные слова. Приложение доступно бесплатно, но есть и платные материалы.
6. Ремемба - приложение, простое в применении, специально создано для запоминания новых фраз и расширения словарного запаса. Процесс обучения строится на проверенной методике карточек, которые после добавления отображаются реже или чаще по мере усвоения, имеется возможность добавления слов вручную или использования готовых наборов словарей.
Приложения, используемые при изучении английских неправильных глаголов и идиом:
1.English Irregular Verbs для
2.English Phrasal Verbs для
3.
2. Johnny Grammar приложение для изучения, отработки и проверки грамматических навыков, доступно для
2. Смотрим видеоролики - видеоматериалы лучше всего подходят визуалам, просмотр и проработка видеороликов, мультфильмов и сериалов помогают проработать практические навыки овладения языком
3. Тестируем свои знания
4.Граммотно используем социальные сети:
Социальные сети — главные поглотители времени современного человека и дети не исключение, в то же время и они могут помочь как преподавателям, так и родителям и детям с изучением английского языка. Подпишитесь на тематические группы и просматривайте публикуемые ими новости. В соц.сети ВКонтакте я рекомендую данные сообщества, в них и преподаватель и родитель с ребенком смогут найти огромное количество полезного лексического и грамматического материала, аудио- и видео- материалы, в том числе и странноведческго характера, визуальные словарики и многое другое, что важно – материал подается в табличках, рисунках, что значительно облегчает его восприятие:
-
Психологические приемы изучения языка
1. Эффект «желтого маркера» или эффект изоляции - психологическое явление, которое заключается в том, что человек запоминает лучше объект, который выделяется на фоне других одинаковых объектов.
На уроках:
- подчеркиваем или выделяем маркером те фразы, которые требуется выучить
- хором произносим или напеваем изучаемые слова
- во время чтения нового материала, выписываем слова цветным мелом на доску, чтобы позже к ним вернуться и закрепить
- рисуем или представляем то, что учим
2. Эффект авторства или эффект генерации - эта психологическая особенность состоит в том, что человек лучше всего запоминает тот материал, который он сам подготовил, поэтому очень важно делать с учащимися различные творческие работы по изучаемой теме, данный эффект можно использовать при изучении новой лексики или грамматических конструкций, составляя предложения или рассказ с ними.
3. Эффект незавершенного действия или эффект Зейгарник, данный феномен заключается в том, что мы лучше запоминаем незавершенные действия, чем завершенные. Важно, чтобы изучение языка оставалось актуальным, необходимо постоянно его совершенствовать.
4. Закон интереса – самое главное и сложное поддерживать и развивать мотивацию ребенка к изучению языка, поэтому мы должны разнообразить приемы урочной и внеурочной деятельности по обучению языку. Сделать английский интересным можете только вы сами. 5. Закон начала и конца или закон ретроактивного и проактивного торможения, согласно этому закону, при изучении какого-либо материала лучше всего запоминается первый и последний блоки информации, используя данный феномен, я советую учащимся повторять языковую информацию перед сном и утром перед школой.
6. Метод ассоциаций или мнемотехника - заключается данный метод в том, что при изучении нового слова необходимо подобрать к нему ассоциацию, которая облегчает его запоминание.
7. Эффект механических действий – суть данного эффекта состоит в том, что механические действия активизируют работу мозга, что приводит к более активному запоминанию информации.
8. Метод «исписанной ручки», при подготовке к письменной работе необходимо учить лексический или грамматический материал прописывая его, данный метод помогает заставить включиться в работу одновременно механическую и визуальную память.
9. Принцип наглядности заключается в том, что лучше запоминается наглядно представленная информация, поэтому так важно новую лексику вводить посредством картинок, предметов и тд., а грамматику в виде схем и табличек.
10. Принцип повторения - важный принцип изучения языка, а также хитрый психологический прием, широко используемый для манипуляции сознанием, заключающийся в том, что многократное повторение информации заставляет человека бессознательно запоминать ее и находить ей применение.
Важно помнить, что память обучающегося отлично усваивает 7 +/- 2 единицы информации за один подход, кратковременная память, к сожалению, ограничена, поэтому и учить больше данного количества не рекомендуется, важно качество, а не количество.