12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Мардеева Лира Нафиковна1104
Преподаватель английского языка, 1 категория, стаж 15 лет
Россия, Ханты-Мансийский АО, Радужный
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
5

Инновационная деятельность преподавателя английского языка

«Инновационная деятельность преподавателя английского языка»

Современный педагог – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в образовательном учреждении, но и за его пределами. Среди педагогических функции одно из немаловажных мест занимает инновационная.

Сущность инновационной деятельности преподавателя состоит в пересмотре самой концепции организации учебно – познавательной деятельности обучающихся и акцента с обучающей деятельности на преобразовательно – деятельностную.

Инновационная профессионально – педагогическая деятельность представляет собой продуктивную деятельность, предполагающую творческий подход, решение нестандартных профессиональных проблем и высокий уровень развития профессиональных компетенций.

Анализ научно – методической и психолого – педагогической литературы, а также собственный опыт педагогической деятельности показал, что все имеющиеся инновации в педагогической науке классифицируются на три группы: организационные, связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности; методические, направленные на обновление содержания образования и повышение его качества, а также управленческие, совершенствование системы управления.

В педагогике «инновационная деятельность» рассматривается более глубже и имеет более широкий смысловой диапазон. Это «целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно – воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога»[4]

В своих работах В.А.Слободчиков отметил, что «инновационная деятельность является высшим фактором саморазвития личности, выступает как созидательный процесс по преобразованию педагогической действительности и личности педагога; актуализирует систему ценностей, углубляет ценностные ориентации, способствует духовно - нравственному самоукреплению личности; создает возможность обретения значительного статуса в педагогическом сообществе; способствует самореализации личности педагога в инновационном личностном пространстве учебного заведения»[6]

Инновационная деятельность оказывает значительное влияние на профессионально – творческое саморазвитие педагога. Профессионально – творческое саморазвитие – это свойство личности, которое характеризуется потребностью в сознательном, качественном изменении себя как субъекта деятельности и становлении профессиональной позиции.

В статье одного из педагогов, профессионально – творческое саморазвитие рассматривается «как включенность в инновационную деятельность, характеризующую степень реализации им идей инновационного образования и требующую активного использования интеллектуальных, духовных и физических сил, интенсивного участия личности во всей её целостности в инновационной деятельности» [3]

Под инновационной деятельностью преподавателей понимается его «включение в деятельность по созданию и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания будущих специалистов, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды»[4]

В условиях модернизации современного общества инновационный тип обучения направлен на формирование личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, с которыми сталкивается как отдельный человек, так и общество в целом. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь личности сформировать такие навыки и умения, с помощью которых она могла бы не только познавать мир, но и способна его преобразовывать.

Актуализируютя проблемы совершенствования качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования. Инновационная деятельность постепенно становится основным механизмом развития системы среднего профессионального образования. Она ориентирована не столько на передачу студентам постоянно устаревающих знаний, сколько на овладение ими новыми технологиями и методами, позволяющими постоянно получать, осваивать использовать непрерывно обновляющуюся информацию.

Одним из важных направлений педагогической инноватики являются и внедрение новых педагогических технологий.

Основными продуктивными технологиями, считаются технология проблемно – диалогического обучения, информационно- коммуникативная технология, личностно-ориентированного, развивающего обучения И.С. Якиманской, технология продуктивного обучения А.В. Хуторского, технология критического мышления и проектная технология (или метод проектов)

Педагогическим технологиям в инновационном процессе посвящены исследования Т.С. Назаровой.

К инновационной деятельности в образовании относятся также различные интерактивные технологии, предполагающие значительно большую вовлеченность обучающихся в педагогический процесс по сравнению с традиционными формами приобретения знаний, умений и навыков. Применение интерактивных технологий позволяет реализовать такие важнейшие принципы дидактики, как наглядность, связь теории с практикой, принцип развивающего обучения, перехода от простого к сложному, а также повышает учебную мотивацию. В результате эффективность педагогического процесса значительно возрастает.

Исходя из собственного опыта, считаю, что технология интегрированного обучения, на уроках английского языка, является основополагающей. Прежде всего, это уроки формирования навыков.

Интегрированные уроки, разработанные мной, не отличаются от традиционных уроков по типам и формам. Различие в том, что все типы и формы интегрированных уроков подразумевают достаточно большой информационный блок на самом уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо задачи, что позволяет сделать процесс изучения английского языка более эффективным. И могу утверждать, что изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется.

Метод проектов признан перспективным направлением развивающего обучения.

В наше время к методу проектов обращаются в связи с тем, что современный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию и ставит задачу научить студентов добывать знания, развивать их познавательные способности. Проектная деятельность – совместная учебно – познавательная, творческая или индивидуальная деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

При работе студентов над проектом помогаю им в поиске нужной информации, координирую весь процесс и поддерживаю непрерывную обратную связь. В результате, повышение уровня активности студентов и качество знаний, происходит интеграция между предметами различных образовательных областей и профессиональное самоопределение обучающихся.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов.

Проектная деятельность на занятиях помогает творчески применить языковой материал, превратить занятия в дискуссию, исследование. Выполнение проектных заданий позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения английского языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Проанализируем использование метода проекта у студентов на первом году обучения в колледже. В рамках изучения темы « Ваши увлечения» рассматриваем тему « Мое хобби » и лексику к данной теме.

Далее приводится текст и разнообразные упражнения на закрепление пройденного материала.

После работы с текстом и упражнениями в группах был составлен проект на похожую тематику с использованием уже знакомых терминов и словосочетаний на тему « Хобби»

До проведения проекта группа была ознакомлена с оригинальными текстами с содержанием, ответствующим текущему уровню знаний, а также частично с лексикой по теме « Мое хобби», а именно: с текстами « Мое свободное время», « Мои увлечения» Студенты активно обсуждали вопросы, связанные с данной тематикой, используя новые термины и словосочетания. Далее обучающимся был представлен видеоматериал по теме, обсудив и проработав который, они убедились в том, что могут применить свои знания английского языка при обсуждении темы «Хобби». Данный тип видеозанятия развивает у обучающихся наглядно – действенное и абстрактно – логическое мышление, которое помогает обсуждению темы.

Прежде чем, приступить к проекту, закрепляли лексику по теме «Хобби» с использованием кроссворда.

На следующем занятии мы использовали прием коллажирования, который представляет собой многоступенчатый процесс и включает в себя различные виды речевой деятельности. Студенты составляли коллаж из рисунков. На протяжении всего занятия группа работала активно, проявляя свои знания и инициативу по изучаемой теме «Ваши увлечения».

В процессе работы студентами были найдены оригинальные решения, которые нашли свою реализацию в проекте.

Занятия проходило динамично, с применением разнообразных приемов организации активности обучающихся, чередованием видов деятельности, что позволило поддерживать внимание группы на протяжении всего занятия.

Студенты справились с заданием, а главное, коллективное задание способствовало повышению мотивации обучающихся к изучению английского языка, позволило проявить им творческую инициативу, опираясь на свои знания по теме.

Представляя проект, студенты свободно высказывались, не боясь допустить лексические и грамматические ошибки. Студентам, в процессе защиты проекта, были заданы вопросы по теме.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности, обеспечивает повышение уровня внутренней мотивации студентов к более качественному владению английским языком, способствует сплоченности коллектива, большей самостоятельности обучающихся и общему интеллектуальному развитию.

Так как, стал вопрос о повышении уровня образования и современному педагогу для внедрения методов, новых форм и педагогических технологий недостаточно знать эти новшества, требуется понимание того, как новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Отсюда следует, что современный педагог не только передает знания аудитории, но и формирует необходимые навыки у обучающихся, с помощью которых они будут способны приобретать знания, а главное, применять их в своей будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Белявская И.Б. Проектирование экспериментальной деятельности по подготовке педагога к инновационной деятельности / И. Б. Белявская // Образование и саморазвитие// 2008. Т.4.- № 10. С. 34 -39

2. Зеер Э.Ф., Конюхова Е.Т. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность // Образование и наука// 2010.- №5. – С.41-493. Кунгурова И.М. Инновационная деятельность и творческое саморазвитие педагога / И.М. Кунгурова» // Педагогическое образование и наука// 2010. - №5. - С. 94 – 97

3. Лекаца А.Н., Арутюнов Э.К., Мавриди К.Н. Инновационная деятельность педагога// Международный журнал экспериментального образования// 2014.- №10. -С.161-162

4. Новикова Г.П. Инновационная деятельность – важнейшее условие профессионально – личностного развития педагога/ Г.П. Новикова// Педагогическое образование и наука// 2015. - №7. – С.11-14

5. Черных В.Л. Cовременные педагогические технологии в преподавании английского языка [ Электронный ресурс] Режим доступа: http: // study – english. info / work_program_political 04.php .

Опубликовано в группе «В помощь учителю»

Комментарии (1)

Мардеева Лира Нафиковна, 14.11.16 в 21:52 0 Ответить Пожаловаться
Инновационная деятельность преподавателя. Хотелось бы услышать ваше мнение?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.