ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

0
0
Материал опубликован 3 September 2022

УДК 004.386


ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абдурахманова Л.Д студент, 3 курс.

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» МПЭК, г. Москва, РФ

leylashka2004_abd@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5413-4245


Аннотация: Целью исследования является рассмотрение актуальных проблем совершенствования юридического образования в условиях цифровизации. В статье рассмотрены наиболее важные проблемы, связанные с применением в юридическом образовании цифровых технологий. Проанализировано несколько инновационных подходов к организации высшего юридического образования в России, а также проведен обзор вопросов развития цифровых, коммуникативных и профессиональных навыков у студентов-юристов.

Ключевые слова: цифровизация, инновации, непрерывное обучение, обучение через опыт, коллаборация, «перевернутое обучение», адаптивное обучение, информация.

DIGITALIZATION AND THE VALUE OF LEGAL EDUCATION

Abdurakhmanova L. D – student, 3course.

FGBOU VO "Plekhanov Russian University of Economics" MPEC,

Moscow, Russian Federation

leylashka2004_abd@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5413-4245


Abstract: The purpose of the study is to consider the actual problems of improving legal education in the conditions of digitalization. The article discusses the most important problems associated with the use of digital technologies in legal education. Several innovative approaches to the organization of higher legal education in Russia have been analyzed, as well as an overview of the development of digital, communicative and professional skills among law students.

Key words: digitalization, innovation, continuous learning, learning through experience, collaboration, "inverted learning", adaptive learning, information.

Переход к использованию цифровых технологий широко отразился на нашу жизнь. Инновации внедряются в различные сферы нашей жизнедеятельности, включая право, экономику, управление образовательной системой, что, с одной стороны направляет людей на развитие, совершенствование своих знаний, навыков, умений, усвоение новых видов деятельности. С другой стороны, всю тяжелую работу выполняют машины.

Стоит отметить, что в настоящее время происходит постепенное внедрение информационных технологий в образовательную систему нашей страны. Практически во всех учреждениях используют электронные библиотеки, компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы. Юридические образовательные учреждения не являются исключением.

Цифровая трансформация перестроила все общество в целом, в значительной мере она отразилась на юридическом образовательном процессе. Данная трансформация имеет положительные стороны. К ним следует отнести: формирование цифровой грамотности у будущих специалистов; сокращение расхода времени на поиск интересующей информации; способность самостоятельно находить решение правовых задач, при помощи информационных технологий; скапливая цифровой багаж знаний, юрист всегда будет востребован на рынке труда. Однако в этом есть и отрицательный оттенок: зависимость от электронных устройств; большие затраты на внедрение технологий; рост киберпреступности; упадок интеллектуального развития; отсутствие рукописных навыков; ослабление общественных навыков.

Юрист-эталон грамотности. Он должен правильно формулировать свои мысли, не только в устной форме, но и в письменной, чтобы правильно представлять свою точку зрения в процессе общения с клиентами. Эти два аспекта тесно связаны между собой. Навыки письма, начитанность, формируют ораторское мастерство, без которого невозможно осуществление данной деятельность, как и без интеллектуального развития. К примеру, при прочтении какого-либо интернет источника мы запоминаем не информацию, а лишь то, где ее можно найти. Кроме этого, при надобности получения какой-то информации наши руки сразу тянутся к гаджетам, а не к книгам. Это и свидетельствует о нашей зависимости от электронных устройств и снижении нашего интеллекта. Мы стремимся найти нужную нам информацию в интернете, а не познать большее.

Одним из наиболее дискуссионных и актуальных вопросов является вопрос о том, нужны ли юристы в условиях цифрового общества. Русские аналитики считают, что потребность в юристах снижается, так как юридическая деятельность во многом поддается цифровизации. В ближайшее время все участники юридического рынка столкнутся с глобальными переменами, связанными с появлением роботов, заменяющих юристов, чьи услуги будут стоить намного дешевле. Поэтому появилась необходимость в подготовке сетевых юристов [5].

В настоящее время ведется активная работа по созданию «Концепции развития юридического образования в условиях цифровой экономики», направленной на формирование новых стандартов подготовки юристов. В основу концепции должны быть положены базовые общечеловеческие ценности, правовые основы российского общества, достижения в сфере информационно-телекоммуникационных технологий [1,3].

С высокой долей вероятности можно говорить о том, что цифровые технологии стали важным атрибутом в преподавании и обучении юристов. В течение десятилетий в нашей стране существовали определенные подходы к подготовке юристов, однако в нынешнее время они утратили свою актуальность и не отвечают цифровым реалиям, поэтому наиболее востребованными технологиями в процессе образования стали онлайн-курсы, виртуальные симуляторы, игровые интернет-приложения, вопросно-ответные и образовательные чат-боты [2,4].

К новым подходам в организации юридического образования относятся: непрерывное обучение, обучение через опыт, коллаборация, «перевернутое обучение», адаптивное обучение и ряд других.

В юридическом образовании сущность непрерывного обучения состоит в добровольном, самостоятельном поиске правовых знаний. Обучение включает в себя пять основных элементов: учиться знать (владение инструментами обучения); учиться действовать (приобретение навыков решения задач); учиться коммутировать (умение работать с людьми или в команде); учиться быть полноценным человеком (духовное и интеллектуальное развитие человека); учиться учиться (приобретение профессиональных навыков на протяжении всей жизни).

Обучение через опыт-разновидность интерактивного обучения, основанного на взаимодействии обучающегося с педагогом и другими студентами. Ключевым принципом обучения через опыт является поощрение, подталкивание студентов к поиску знаний, обдумыванию своих решений, самостоятельному пониманию определенных вещей. Такое обучение позволяет каждому студенту включиться в процесс решения проблемы, способствует вовлечению в решение задач, что приводит к более прочному усвоению знаний, навыков и умений.

Коллаборация предполагает объединение усилий различных групп профессионалов, организаций, учебных заведений и их структурных подразделений для создания и продвижения цифровых курсов в области юриспруденции [6].

«Перевернутое обучение» предполагает, что правовые теоретические знания студенты приобретают самостоятельно:путем изучения определенной литературы, цифровых образовательных ресурсов, а групповое обучение посвящено решению практических задач и развитию коммуникативных навыков.

Адаптивное обучение требует разработки учебных курсов таким образом, чтобы студенты с разным начальным уровнем подготовки могли индивидуально изучать дисциплину и достигать единых результатов обучения, определенных образовательной программой.

Благодаря разработке цифрового контента обеспечивается повышение уровня юридических знаний обучающихся, они формируют собственное мировоззрение, обретают коммуникативные и цифровые навыки. Возможность использовать необходимую информацию студентами, а также самостоятельная оценка образовательного контента способствует формированию системы мотивов деятельности, выступая фундаментом для становления и развития профессиональных компетенций.

Таким образом, для того, чтобы получить юриста цифровой эпохи, способного работать в виртуальном и реальном пространстве, необходимо модернизировать систему профессиональной подготовки в соответствии с реалиями современности. Большую роль в этом играет внедрение в образовательную систему цифровых технологий, современных методов и моделей обучения.

Список использованных источников

Батлер У.Э. Ценность юридического образования – в развитии навыков анализа и доказывания // Закон. 2019. № 9. С. 8–24 . Бурьянов С.А., Кривенький А.И. О состоянии и перспективах формирования глобального образования, включая юридическое // Государство и право. 2019. № 8. С. 95–100; Енькова Е.Е. Трудности цифровизации юридического бизнес-образования // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 69–74.

Ершова И.В., Тарасенко О.А. Цифровое преобразование подготовки юристов: от программной модели к практике реализации // Юридическое образование и наука. 2019. № 3. С. 16–21.

Жильцов Н.А., Чердаков О.И. К концепции развития юридического образования в эпоху цифровой экономики // Юридический мир. 2018. № 12. С. 43–51.

Орнацкая Т.А. Категории «просвещение» и «образование» в отечественной юридической науке // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 122–124.

Троицкий Н.А., Трофимова Е.В. Проблемы и перспективы цифровых технологий в юридическом образовании: опытзарубежных университетов // Юридическое образование и наука. 2019. № 6. С. 3–7.

Шепелева О.С. Юридическое образование и подготовка юристов: что может подсказать зарубежный опыт? // Закон. 2019. № 9. С. 65–74.


References


1. Troitskii N.A., Trofimova E.V. Problemy i perspektivy tsifrovykh tekhnologii v yuridicheskom obrazovanii: opytzarubezhnykh universitetov, Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2019. № 6. S. 3–7.

2. Zhil'tsov N.A., Cherdakov O.I. K kontseptsii razvitiya yuridicheskogo obrazovaniya v epokhu tsifrovoi ekonomiki , Yuridicheskii mir. 2018. № 12. S. 43–51.

3. Batler U.E. Tsennost' yuridicheskogo obrazovaniya – v razvitii navykov analiza i dokazyvaniya, Zakon. 2019. № 9. S. 8–24 . Bur'yanov S.A., Kriven'kii A.I. O sostoyanii i perspektivakh formirovaniya global'nogo obrazovaniya, vklyuchaya yuridicheskoe, Gosudarstvo i pravo. 2019. № 8. S. 95–100; En'kova E.E. Trudnosti tsifrovizatsii yuridicheskogo biznes-obrazovaniya, Predprinimatel'skoe pravo. 2019. № 3. S. 69–74.

4. Ornatskaya T.A. Kategorii «prosveshchenie» i «obrazovanie» v otechestvennoi yuridicheskoi nauke, Problemy vysshego obrazovaniya. 2019. № 1. S. 122–124.

5. Ershova I.V., Tarasenko O.A. Tsifrovoe preobrazovanie podgotovki yuristov: ot programmnoi modeli k praktike realizatsii , Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2019. № 3. S. 16–21.

6. Shepeleva O.S. Yuridicheskoe obrazovanie i podgotovka yuristov: chto mozhet podskazat' zarubezhnyi opyt? Zakon. 2019. № 9. S. 65–74.


СВЕДЕНЬЯ ОБ АВТОРЕ

Абдурахманова Лейла Джамаловна – студентка,3 курс. ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» МПЭК (leylashka2004_abd@mail.ru).

СВЕДЕНИЯ О РУКОВОДИТЕЛЕ

Тихомирова Анна Александрова- преподаватель 1 категории ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» МПЭК, почта: tikhomirova-an@mail.ru, тел.8-968-687-60-16.


7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.