Цифровизация сферы образования: тренды использования новых технологий
Цифровизация сферы образования: тренды использования новых технологий
Мир переступил порог четвертой индустриальной революции (Индустриализация 4.0). В ее основе синтез сложившегося ранее материального производства (новые материалы, автоматизированное проектирование/производство) и цифровых (прежде всего, сетевых) технологий, который ведет к массовому распространению Интернета вещей. «Умные изделия» становятся нормой в мире, где интеллектуальные компьютеризированные устройства (роботы), состоящие из них комплексы и сети приобретают способность к самостоятельному взаимодействию при подготовке и развертывании автоматизированных производственных процессов. Четвертая индустриальная революция — это не только опережающие научно-технические разработки, но и качественное изменение культуры труда. От работников всех уровней квалификации требуются:
высокий уровень математической грамотности;
основательная естественно-научная и гуманитарная подготовка;
способности, которые часто называют «компетенциями XXI века»;
прочные знания, умения и способности в области технологий (проектное мышление; цифровая грамотность; алгоритмическое мышление; направленное, или критическое, мышление и др.).
Надежды на то, что дистанционные образовательные технологии качественно изменят традиционные школы и университеты, не оправдались. Вместе с тем ЦТ, в том числе общедоступные сетевые учебные материалы, меняют учебную работу. Намечаются изменения в учебной работе, которые поддерживают распространение Интернета и мультимедийных цифровых форматов, онлайн-тренажеров, симуляторов, цифровых лабораторий.
Быстрое развитие цифровых технологий оказывает значительное влияние на корпоративные отрасли и открывает новые захватывающие возможности, повышает эффективность, расширяет сотрудничество и сокращает расходы.
По мере того, как сектор образования становится более конкурентоспособным, цифровая трансформация становится необходимым средством выживания, поскольку этот новый цифровой мир требует от педагогов адаптации и принятия цифровых технологий, методологий и мировоззрения.
Современное поколение учащихся выросло на технологиях. Сфера образования должна постоянно развиваться, чтобы это технически подкованное поколение продолжало участвовать в процессе обучения. Пандемия поставила учебные заведения в такое положение, когда у них больше нет выбора между традиционным или виртуальным обучением. Теперь необходимо адаптироваться к последним технологическим тенденциям, если они хотят, чтобы их ученики приносили нематериальные результаты.
Поскольку будущее школьного образования находится под угрозой неопределенности, мы уже наблюдаем переход к цифровой трансформации и приоритезации технологий во всем мире. В эпоху цифровизации, когда цифровые технологии используются для преобразования индивидуальных процессов обучения в учебных заведениях, давайте взглянем на наиболее важные технологические тенденции, которые могут навсегда изменить наше восприятие образования.
Основные технологические тенденции в образовании.
Искусственный интеллект (ИИ)
Пусть ИИ не может заменить работу учителей, образовательным учреждениям необходимо включить его в свои учебные программы, поскольку он оказывает положительное влияние на обучение. Искусственный интеллект - отличный инструмент, помогающий учителям сделать обучение эффективным и простым.
Благодаря искусственному интеллекту теперь учителя могут автоматически выставлять оценки по всем видам тестов с множественным выбором и заполнением пропусков. Это также позволяет учителям оценивать успеваемость учеников. Он может дать представление об успеваемости учащихся и помочь сформулировать индивидуальные отзывы для учащихся.
ИИ влияет на образование за счет применения более высоких уровней индивидуального обучения. Обучающие программные системы отвечают потребностям учащегося, и этот вид индивидуализированного обучения помогает учащимся работать в своем собственном темпе и уделять особое внимание определенным темам, которые им кажутся сложными и нуждаются в более детальной проработке, чтобы овладеть ими.
Примерами разработок ИИ в образовании могут мыть сервисы Thinkster Math, Aleks, Cognitive Tutor, Write To Learn и многие другие.
Смешанное обучение
Смешанное обучение - еще одна технологическая тенденция в образовании, ставшая популярной в последний год. Он сочетает в себе очное и онлайн-обучение в одном формате. Многие учебные заведения выделяют значительные суммы денег на создание классов смешанного обучения, потому что они считают, что смешанная модель будет оставаться популярной еще долгое время после окончания пандемии.
Смешанное обучение становится очень эффективным способом обучения. Основная причина, которая способствует его высокой популярности и востребованности, - это гибкость - не только с точки зрения того, как используется время, но и с точки зрения преподавания. Учащиеся получают возможность работать в своем собственном темпе, а также контролируют, как они взаимодействуют друг с другом и со своим учителем. Мало того, что учащиеся предпочитают его в качестве удобного формата обучения, но и результаты обучения и успеваемость выше при смешанном обучении, чем при очном или онлайн-обучении.
Анализ учеников на основе данных
Технологии могут помочь учебным заведениям в сборе и интерпретации данных для улучшения результатов обучения. Собирая и анализируя эти данные, школы могут отслеживать успеваемость учащихся. Технологии, основанные на данных, меняют способ работы учителей и учебный процесс. Такие данные могут быть полезны для прогнозирования успеваемости учащегося и позволяют учебному заведению работать над улучшением успеваемости своих учеников.
Открытые образовательные ресурсы
Открытые образовательные ресурсы являются одними из главных технологических тенденций в образовании, они экономичны и доступны учителям. Открытые образовательные ресурсы — это любые виды учебных и дидактических материалов, к которым педагоги и учащиеся могут бесплатно получить доступ. Они не только делают образование доступным, но и помогают учащимся усвоить сложную информацию. На сегодняшний день существует множество таких ресурсов, примерами некоторых из них могут быть interneturok.ru, stellarium.org, study.ru, gostei.ru, litra.ru, fizika.ru, orgchem.ru и многие другие.
Виртуальная реальность
В настоящее время существует несколько вариантов систем виртуальной реальности:
обычная (классическая) виртуальная реальность (Virtual Reality — VR), где пользователь взаимодействует с виртуальным миром, который генерируется компьютером (существует виртуально, в виде компьютерной программы);
дополненная, или компьютерно-опосредованная, реальность (Amended Reality — AR), где информация, генерируемая компьютером, накладывается поверх изображений реального мира;
смешанная реальность (Mixed Reality — MR), где виртуальный мир связан с реальным и включает его в себя.
Сегодня VR используется главным образом в компьютерных играх. Нет сомнений, что в ближайшие десятилетия эта технология может заметно повлиять на нашу жизнь. Хорошие виртуальные игры, конечно, захватывают пользователя. Но можно ожидать, что виртуальные занятия, связанные с формированием естественно-научной картины мира, навыков общения на иностранных языках, выработкой исторического мышления, глубоким пониманием литературных текстов и достижением других традиционных и новых целей общего образования, будут также увлекательны и результативны.
Данные технологические тенденции в учебных заведениях будут во многом определять будущий курс обучения и, вероятно, будут доминировать в будущем процессе обучения. Хотя пандемия принесла много неопределенностей, у нее был один универсальный аспект - мы все адаптировались к новому технологическому способу получения образования, и эта «новая» норма, скорее всего, сохранится и в будущем!
Литература.
Я. И. Кузьминов, И.Д. Фрумин. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. – М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 64 с.
Патаракин Е. Д. Социальные сервисы веб 2.0 в помощь учителю. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 344 с.
Черногорская Н.Н. Использование ресурсов сети Интернет на уроках информатики. - Материалы всероссийской научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 3 частях: Часть 1, Чебоксары, 2011. – С. 229 – 231