12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павловский Виталий Сергеевич123
Моё педагогическое кредо: "преподавание — искусство отдавать". Учу детей понимать окружающий мир, быть организованными, толерантными и творческими личностями. В своей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем.
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

В современном обществе информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни. Владение информационными технологиями и методами работы с информацией добавляются к необходимым базовым навыкам чтения и письма. Вследствие этого крайне важной составляющей модернизации образования является её информатизация. Поэтому, учащихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ - компетентности.

ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки и реализации, для успешной интеграции в современное общество.

В научных разработках Лавина Т. А., Роберт И. В., Тихонов А. Н., Шихнабиева Т. Ш. и др., информатизация образования рассматривается как комплекс процессов обеспечения сферы образования методологией, теорией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированный на реализацию целей обучения, развития учащихся и педагогов.

Согласно исследованным данным разработок структуру ИКТ - компетентности можно в циклическом виде (рис. 1).:

t1611248466aa.jpg

Учитывая стратегию применения информационных технологий в образовательных учреждениях, четко прослеживаются тенденция к полноценному освоению технической, практической, развивающей и квалификационной составляющих (рис. 2).



t1611248466ab.jpg

Опираясь на систематизированные данные можно определить ИКТ-компетентность учителя как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в образовательной деятельности. Соотнеся это определение с профессиональным стандартом педагога, выделим следующие компоненты ИКТ - компетентности учителя:

Иметь представление об устройстве компьютера и первичном наборе комплектующих;

Иметь представление об основных клавишах, папках и программах в компьютере;

Уметь сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска, flash-устройства;

Уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.;

Уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными и др.;

Уметь напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.);

Создавать дидактические материалы в Word и Excel (контрольные, самостоятельные, итоговые работы, тестовые задания);

Уметь готовить файл для печати на принтере, пользоваться принтером;

Иметь представление об Интернете, доменах, сайтах и их адресах;

Иметь представление о гиперссылке и уметь перемещаться по ним;

Уметь находить нужную информацию через поисковые системы;

Уметь сохранять нужную информацию, найденную в Интернете;

Пользоваться электронной почтой, пересылать по почте файлы;

Пользоваться простейшим графическим редактором;

Создавать электронные презентации для урока;

Иметь навык самостоятельного знакомства интерактивными программами;

Уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников;

Иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока;

Важным аспектом является универсальный характер ИКТ технологий, который на практике дает возможность реализовывать ее не только в рамках учебного предмета информатика, но в ходе обучения практически по всем предметам школьного курса (рис.3).



t1611248466ac.jpg

Средства, используемые в ходе формирования и применения ИКТ – компетентности педагогов.

Для формирования ИКТ – компетентности используются следующие технические средства и программные компоненты:

технические: персональный компьютер, планшет, проектор, экран, микрофон, оборудование для доступа к интернет среде (Wi-Fi роутер), цифровые датчики с интерфейсом, цифровая или лазерная указка;

программные компоненты: операционная система и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами (как стандартные, так и профильные), редактор подготовки презентаций, редактор звука, приложения интернет серфинга.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением.

компьютерные технологии значительно расширяют возможности представления и восприятия учебной информации. Применение видео, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет максимально комплексно и наглядно демонстрировать материал урока.

ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и методик их решения, поскольку интерактивный функционал позволяет создавать и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

ИКТ способствуют наиболее широкому раскрытию способностей учеников, активизации умственной деятельности, а так же повышению внимания на уроке.

ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения поощрительной системы правильных решений и задач, а в случае выявления ошибки или затруднения выполнения задания поводом для обращения к учителю.

Сложности внедрения ИКТ в условиях перехода на современные стандарты образования.

Отсутствие технического обеспечения для использования системы ИКТ – недостаточное финансирование школьного учреждения, и как результат ограниченность необходимого оборудования.

Незнание возможностей современных ИКТ - как результат первого пункта (1) педагоги не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов.

Отсутствие навыков использования инструментов ИКТ - нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала для разъяснения возникающих проблем и вопросов.

Отсутствие методики применения ИКТ и интеграции в учебный процесс - умение эффективно использовать инновационные технологии требует постоянной практической деятельности и освоения методических материалов.

Освоение и применение технологий ИКТ позволяют педагогу повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.

Главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое и проблемно-диалогическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности. Деятельность педагога, является одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области (квалификационная категория). Чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.

Формирование ИКТ – компетентности учащихся в образовательном процессе.

Формирование и развития ИКТ - компетентности учащихся представляет собой комплекс базисных теоретических и практических элементов, направленных на реализацию дизедератов к личностным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с применением современных технологий и средств КТ.

ИКТ - грамотность определяет, какими базовыми знаниями, умениями и навыками должен обладать учащийся, чтобы успешно усваивать знания, развивать интеллект, расширять кругозор и вести познавательную, продуктивную и безопасную деятельность в интернет пространстве. Перечень этих навыков и умений приведен ниже (рис. 4):

t1611248466ad.jpg

обращение с пк – включать компьютер, подключать и устанавливать аппаратные средства, настраивать интерфейс, следить за стабильностью работы операционной системы и состоянием вспомогательных элементов (мышь, клавиатура, аудио компоненты).

знание базовых программ – выявлять погрешности и нарушения функционирования работы компьютера с помощью внутренних программ диагностики (оценка производительности системы, компонентов и вирусной защиты).

навыки поиска информации – использовать внутренние командные средства (search, run, файловые менеджеры, поисковые диалоговые окна).

навыки обработки информации – работать с текстовыми редакторами (MO Word, WordPad, Блокнот, Total Commander и др.).

Web грамотность - работать с основными типами браузеров (Opera, Goggle, Internet Explorer, Fire Fox), знание поисковых систем (Yandex, Goggle, Mail).

безопасность персональных данных – защищать компьютер от вирусных угроз (установка внешних программ), знание правил размещения личной информации на сторонних сайтах, выявление типов нежелательной информации и избежание групп и обществ, структура которых направлена на возможное причинение морального вреда, экстремистских и террористический идеологий).

Средства, используемые в ходе формирования и применения ИКТ – компетентности учащихся.

Для формирования ИКТ – компетентности используются следующие технические средства и программные компоненты:

технические: персональный компьютер, планшет, мышь, клавиатура, интернет оборудование.

программные компоненты: операционная система и служебные инструменты, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами (как стандартные, так и профильные), редактор подготовки презентаций, редактор звука, приложения интернет серфинга.

Преимущества использования ИКТ для усвоения информации учащимися перед традиционным обучением.

формирует у учащихся критическое отношения к информации и избирательность её восприятия;

дает понятие основ безопасности и правовой культуры в области использования информации;

позволяет ученику усвоить больший объем учебной информации;

активизирует мыслительную деятельность;

дает четкое представление о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени;

вызывает интерес к информации, путём визуального и звукового восприятия.

Дает возможность учащемуся контролировать количество правильных ответов и самому оценить свой ответ.

Компьютерные технологии дают возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствуют развитию их интеллекта, расширяют учебную информацию, помогают преодолевать трудности, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, а так же гибкую систему контроля усвоения и применения полученных знаний. Таким образом, формирование ИКТ – компетентности педагогов и учащихся является одной из приоритетных задач в системе школьного образования.

Приложение 1.

Лист оценки ИКТ – компетентности педагога


Год: _________________________________

Ф.И.О.: _________________________________

Предмет(ы): _________________________________

Классы: _________________________________

Квалификационная категория: _________________________________


0 баллов – “ Не использую”

1 балл – “ Использую редко”

2 балла – “ Использую постоянно”



Знания, умения и навыки педагога


Кол-во баллов

Использование ИКТ для проведения классного часа, методической работы и подготовки к урокам

1

Ведение электронного журнала


2

Ведение собственного сайта


3

Размещение методических разработок на учебных порталах (“ Инфоурок ”, “ Школа цифрового века ”, ” Продлёнка” и т. д.


4

Поиск информации в сети “интернет”


5

Разработка контрольных, итоговых, домашних работ в электронном виде


6

Просмотр вебинаров и другой информации для повышения квалификационного уровня


7

Использование презентаций на уроках


8

Работа с электронной почтой


9

Работа с текстовыми редакторами и офисными приложениями


10

Работа с видео, звуком и графикой


Применение ИКТ в учебном процессе

11

Использование проектора


12

Использование интерактивной доски


13

Использование проекционной документ-камеры


14

Применение электронного тестирования учащихся


15

Проведение групповых и индивидуальных заданий учащимися в режиме “реального времени” в сети “интернет”


Практика использования ИКТ для самостоятельной работы учащихся

16

Оформление докладов, рефератов, исследований, эссе, сообщений в электронном виде


17

Подготовка презентаций


18

Работа с электронной почтой


19

Использование электронных тренажеров


20

Использование электронного учебника


Итого (общее кол-во баллов)



Итоговая характеристика уровня ИКТ – компетентности:


0 – 5 баллов – нулевой уровень

6 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 30 баллов – средний уровень

16 – 40 баллов – высокий уровень


Педагог _____________________ Подпись ______________________



Приложение 2.

Лист оценки достижений учащимися навыков ИКТ – компетентности


Год: _________________________

Ф.И.О.: _________________________

Класс: _________________________


0 баллов – “ Учащийся не умеет”

1 балл – “ Базовый уровень навыка”

2 балла – “ Повышенный уровень навыка”



Знания, умения и навыки учащегося


Кол-во баллов

Обращение с персональным компьютером и периферийными устройствами

1

Правильное включение и выключение компьютера


2

Вход в операционную систему и завершение работы с ней


3

Базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание)


4

Изменение настроек экрана в соответствии с индивидуальными потребностями


5

Подключение к локальной сети и глобальной сети “интернет”


6

Работа с внутренними поисковыми системами


7

Соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики


8

Вывод информации на бумагу, правильное обращение с расходными материалами


9

Правильное подключение внешних цифровых носителей и работа с ними


10

Знание правил безопасности при подключении и отключении устройств к электрической сети


Методы работы с информацией всех типов

11

Выполнение поиска файлов и папок


12

Работа с текстовыми редакторами (MO Word, WordPad, Блокнот)


13

Работа с основными типами браузеров (Opera, Goggle, Internet Explorer, Fire Fox)


14

Работа внешними поисковыми системами (Yandex, Goggle, Mail)


15

Создание и редактирование презентации


16

Умение работать с именами файлов и папок (переименовать объект)


17

Работа с корзиной


18

Работа с видео файлами (открытие, просмотр, копирование)


19

Работа с аудио файлами (открытие, прослушивание, копирование)


20

Работа с графическими объектами и базовые методы их редактирования (создание графика, диаграммы, рисунка, отражение, копирование, обрезка, вставка, вырезка, применение эффектов и обработки)


Итого (общее кол-во баллов)



Итоговая характеристика уровня ИКТ – компетентности:


0 – 5 баллов – нулевой уровень

6 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 30 баллов – средний уровень

16 – 40 баллов – высокий уровень


Классный руководитель ____________________ подпись ____________


Учитель информатики ____________________ подпись ____________


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.