ИКТ-компетентность педагогов и учащихся в условиях цифровизации образования
В современном обществе информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни. Владение информационными технологиями и методами работы с информацией добавляются к необходимым базовым навыкам чтения и письма. Вследствие этого крайне важной составляющей модернизации образования является её информатизация. Поэтому, учащихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ - компетентности.
ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки и реализации, для успешной интеграции в современное общество.
В научных разработках Лавина Т. А., Роберт И. В., Тихонов А. Н., Шихнабиева Т. Ш. и др., информатизация образования рассматривается как комплекс процессов обеспечения сферы образования методологией, теорией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированный на реализацию целей обучения, развития учащихся и педагогов.
Согласно исследованным данным разработок структуру ИКТ - компетентности можно в циклическом виде (рис. 1).:
Учитывая стратегию применения информационных технологий в образовательных учреждениях, четко прослеживаются тенденция к полноценному освоению технической, практической, развивающей и квалификационной составляющих (рис. 2).
Опираясь на систематизированные данные можно определить ИКТ-компетентность учителя как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в образовательной деятельности. Соотнеся это определение с профессиональным стандартом педагога, выделим следующие компоненты ИКТ - компетентности учителя:
Иметь представление об устройстве компьютера и первичном наборе комплектующих;
Иметь представление об основных клавишах, папках и программах в компьютере;
Уметь сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска, flash-устройства;
Уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.;
Уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными и др.;
Уметь напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.);
Создавать дидактические материалы в Word и Excel (контрольные, самостоятельные, итоговые работы, тестовые задания);
Уметь готовить файл для печати на принтере, пользоваться принтером;
Иметь представление об Интернете, доменах, сайтах и их адресах;
Иметь представление о гиперссылке и уметь перемещаться по ним;
Уметь находить нужную информацию через поисковые системы;
Уметь сохранять нужную информацию, найденную в Интернете;
Пользоваться электронной почтой, пересылать по почте файлы;
Пользоваться простейшим графическим редактором;
Создавать электронные презентации для урока;
Иметь навык самостоятельного знакомства интерактивными программами;
Уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников;
Иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока;
Важным аспектом является универсальный характер ИКТ технологий, который на практике дает возможность реализовывать ее не только в рамках учебного предмета информатика, но в ходе обучения практически по всем предметам школьного курса (рис.3).
Средства, используемые в ходе формирования и применения ИКТ – компетентности педагогов.
Для формирования ИКТ – компетентности используются следующие технические средства и программные компоненты:
технические: персональный компьютер, планшет, проектор, экран, микрофон, оборудование для доступа к интернет среде (Wi-Fi роутер), цифровые датчики с интерфейсом, цифровая или лазерная указка;
программные компоненты: операционная система и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами (как стандартные, так и профильные), редактор подготовки презентаций, редактор звука, приложения интернет серфинга.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением.
компьютерные технологии значительно расширяют возможности представления и восприятия учебной информации. Применение видео, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет максимально комплексно и наглядно демонстрировать материал урока.
ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и методик их решения, поскольку интерактивный функционал позволяет создавать и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
ИКТ способствуют наиболее широкому раскрытию способностей учеников, активизации умственной деятельности, а так же повышению внимания на уроке.
ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения поощрительной системы правильных решений и задач, а в случае выявления ошибки или затруднения выполнения задания поводом для обращения к учителю.
Сложности внедрения ИКТ в условиях перехода на современные стандарты образования.
Отсутствие технического обеспечения для использования системы ИКТ – недостаточное финансирование школьного учреждения, и как результат ограниченность необходимого оборудования.
Незнание возможностей современных ИКТ - как результат первого пункта (1) педагоги не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов.
Отсутствие навыков использования инструментов ИКТ - нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала для разъяснения возникающих проблем и вопросов.
Отсутствие методики применения ИКТ и интеграции в учебный процесс - умение эффективно использовать инновационные технологии требует постоянной практической деятельности и освоения методических материалов.
Освоение и применение технологий ИКТ позволяют педагогу повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.
Главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое и проблемно-диалогическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности. Деятельность педагога, является одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области (квалификационная категория). Чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.
Формирование ИКТ – компетентности учащихся в образовательном процессе.
Формирование и развития ИКТ - компетентности учащихся представляет собой комплекс базисных теоретических и практических элементов, направленных на реализацию дизедератов к личностным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с применением современных технологий и средств КТ.
ИКТ - грамотность определяет, какими базовыми знаниями, умениями и навыками должен обладать учащийся, чтобы успешно усваивать знания, развивать интеллект, расширять кругозор и вести познавательную, продуктивную и безопасную деятельность в интернет пространстве. Перечень этих навыков и умений приведен ниже (рис. 4):
обращение с пк – включать компьютер, подключать и устанавливать аппаратные средства, настраивать интерфейс, следить за стабильностью работы операционной системы и состоянием вспомогательных элементов (мышь, клавиатура, аудио компоненты).
знание базовых программ – выявлять погрешности и нарушения функционирования работы компьютера с помощью внутренних программ диагностики (оценка производительности системы, компонентов и вирусной защиты).
навыки поиска информации – использовать внутренние командные средства (search, run, файловые менеджеры, поисковые диалоговые окна).
навыки обработки информации – работать с текстовыми редакторами (MO Word, WordPad, Блокнот, Total Commander и др.).
Web грамотность - работать с основными типами браузеров (Opera, Goggle, Internet Explorer, Fire Fox), знание поисковых систем (Yandex, Goggle, Mail).
безопасность персональных данных – защищать компьютер от вирусных угроз (установка внешних программ), знание правил размещения личной информации на сторонних сайтах, выявление типов нежелательной информации и избежание групп и обществ, структура которых направлена на возможное причинение морального вреда, экстремистских и террористический идеологий).
Средства, используемые в ходе формирования и применения ИКТ – компетентности учащихся.
Для формирования ИКТ – компетентности используются следующие технические средства и программные компоненты:
технические: персональный компьютер, планшет, мышь, клавиатура, интернет оборудование.
программные компоненты: операционная система и служебные инструменты, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами (как стандартные, так и профильные), редактор подготовки презентаций, редактор звука, приложения интернет серфинга.
Преимущества использования ИКТ для усвоения информации учащимися перед традиционным обучением.
формирует у учащихся критическое отношения к информации и избирательность её восприятия;
дает понятие основ безопасности и правовой культуры в области использования информации;
позволяет ученику усвоить больший объем учебной информации;
активизирует мыслительную деятельность;
дает четкое представление о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени;
вызывает интерес к информации, путём визуального и звукового восприятия.
Дает возможность учащемуся контролировать количество правильных ответов и самому оценить свой ответ.
Компьютерные технологии дают возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствуют развитию их интеллекта, расширяют учебную информацию, помогают преодолевать трудности, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, а так же гибкую систему контроля усвоения и применения полученных знаний. Таким образом, формирование ИКТ – компетентности педагогов и учащихся является одной из приоритетных задач в системе школьного образования.
Приложение 1.
Лист оценки ИКТ – компетентности педагога
Год: _________________________________
Ф.И.О.: _________________________________
Предмет(ы): _________________________________
Классы: _________________________________
Квалификационная категория: _________________________________
0 баллов – “ Не использую”
1 балл – “ Использую редко”
2 балла – “ Использую постоянно”
№ | Знания, умения и навыки педагога | Кол-во баллов |
Использование ИКТ для проведения классного часа, методической работы и подготовки к урокам | ||
1 | Ведение электронного журнала | |
2 | Ведение собственного сайта | |
3 | Размещение методических разработок на учебных порталах (“ Инфоурок ”, “ Школа цифрового века ”, ” Продлёнка” и т. д. | |
4 | Поиск информации в сети “интернет” | |
5 | Разработка контрольных, итоговых, домашних работ в электронном виде | |
6 | Просмотр вебинаров и другой информации для повышения квалификационного уровня | |
7 | Использование презентаций на уроках | |
8 | Работа с электронной почтой | |
9 | Работа с текстовыми редакторами и офисными приложениями | |
10 | Работа с видео, звуком и графикой | |
Применение ИКТ в учебном процессе | ||
11 | Использование проектора | |
12 | Использование интерактивной доски | |
13 | Использование проекционной документ-камеры | |
14 | Применение электронного тестирования учащихся | |
15 | Проведение групповых и индивидуальных заданий учащимися в режиме “реального времени” в сети “интернет” | |
Практика использования ИКТ для самостоятельной работы учащихся | ||
16 | Оформление докладов, рефератов, исследований, эссе, сообщений в электронном виде | |
17 | Подготовка презентаций | |
18 | Работа с электронной почтой | |
19 | Использование электронных тренажеров | |
20 | Использование электронного учебника | |
Итого (общее кол-во баллов) | |
Итоговая характеристика уровня ИКТ – компетентности:
0 – 5 баллов – нулевой уровень
6 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 30 баллов – средний уровень
16 – 40 баллов – высокий уровень
Педагог _____________________ Подпись ______________________
Приложение 2.
Лист оценки достижений учащимися навыков ИКТ – компетентности
Год: _________________________
Ф.И.О.: _________________________
Класс: _________________________
0 баллов – “ Учащийся не умеет”
1 балл – “ Базовый уровень навыка”
2 балла – “ Повышенный уровень навыка”
№ | Знания, умения и навыки учащегося | Кол-во баллов |
Обращение с персональным компьютером и периферийными устройствами | ||
1 | Правильное включение и выключение компьютера | |
2 | Вход в операционную систему и завершение работы с ней | |
3 | Базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание) | |
4 | Изменение настроек экрана в соответствии с индивидуальными потребностями | |
5 | Подключение к локальной сети и глобальной сети “интернет” | |
6 | Работа с внутренними поисковыми системами | |
7 | Соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики | |
8 | Вывод информации на бумагу, правильное обращение с расходными материалами | |
9 | Правильное подключение внешних цифровых носителей и работа с ними | |
10 | Знание правил безопасности при подключении и отключении устройств к электрической сети | |
Методы работы с информацией всех типов | ||
11 | Выполнение поиска файлов и папок | |
12 | Работа с текстовыми редакторами (MO Word, WordPad, Блокнот) | |
13 | Работа с основными типами браузеров (Opera, Goggle, Internet Explorer, Fire Fox) | |
14 | Работа внешними поисковыми системами (Yandex, Goggle, Mail) | |
15 | Создание и редактирование презентации | |
16 | Умение работать с именами файлов и папок (переименовать объект) | |
17 | Работа с корзиной | |
18 | Работа с видео файлами (открытие, просмотр, копирование) | |
19 | Работа с аудио файлами (открытие, прослушивание, копирование) | |
20 | Работа с графическими объектами и базовые методы их редактирования (создание графика, диаграммы, рисунка, отражение, копирование, обрезка, вставка, вырезка, применение эффектов и обработки) | |
Итого (общее кол-во баллов) | |
Итоговая характеристика уровня ИКТ – компетентности:
0 – 5 баллов – нулевой уровень
6 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 30 баллов – средний уровень
16 – 40 баллов – высокий уровень
Классный руководитель ____________________ подпись ____________
Учитель информатики ____________________ подпись ____________