Статья на тему «Цифровизация среднего профессионального образования: опыт работы»
Н.И. Скоблова
ГБПОУ ИО «БрПК», гор. Братск
преподаватель специальных дисциплин
Цифровизация среднего профессионального образования: опыт работы
Аннотация. В статье описывается опыт работы преподавателей и классных руководителей с различными цифровыми ресурсами и технологиями во время очного и дистанционного обучения.
Ключевые слова: цифровая среда, цифровые технологии, смешанное обучение, платформа, электронный журнал, онлайн-сервисы, дистанционное обучение.
Современная образовательная политика задает инновационный вектор развития среднему профессиональному образованию и всему образованию в целом. В этой связи необходимо обогащать образовательный процесс за счет использования новых образовательных технологий, формирующих профессиональные компетенции преподавателей и обучающихся.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения реализация учебного процесса должна строиться на инновационных технологиях обучения, которые служат полигоном для отработки обучающимися профессиональных навыков, максимально приближенных к реальности.
Состав профессиональных компетенций построен таким образом, чтобы квалификация выпускника колледжа соответствовала требованиям работодателей и регионального рынка труда и позволяла бы после недолгого адаптационного периода полноценно включиться в работу предприятия на соответствующем уровне.
В условиях цифровой среды у обучающихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.
Педагогу позволено использовать широкий спектр современных информационных технологий, что требует переосмысление учебного процесса в части изменения практики его организации, где одной из первоочередных становится задача выработки и реализации нового подхода к его планированию.
Цифровые технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная и творческая работа. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.
Например, смешанное обучение — это образовательный подход, в котором сочетается традиционное обучение с преподавателем и дистанционное обучение с применением специальных информационных технологий.
Существует множество моделей смешанного обучения, но в каждой из них онлайн-среда играет важную роль. Дистанционная среда позволяет обучающимся самим контролировать время, темп и место обучения.
Модель «перевернутый класс» - это модель, при которой теоретический материал изучается дома, а на очных занятиях выполняются практические работы. Для подготовки к уроку можно использовать сервис Google класс, здесь публикуется материал, который студенты должны изучить дома. А затем на практических занятиях разбираются непонятные моменты, если таковые имеются. Далее студенты выполняют практическую работу. Для тех, кто не изучил материал дома, выдается сжатый теоретический материал, для того чтобы они могли прочитать и понять, что требуется выполнить, и осталось время на выполнение работы.
Таким образом, если студенты не изучали материал дома, они не могут решить задачи или выполнить другую работу. Это стимулирует их к самостоятельной деятельности. При такой модели, сокращается время на объяснение теории и больше времени остается на практику. Но для работы с этой моделью у студентов должен быть высокий уровень самостоятельности и самоорганизации.
Для создания электронного учебного курса с помощью Google Класс достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в нужный курс класса. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО. Google Класс позволяет создавать задания, комментировать и контролировать ход их исполнения, выставлять оценки.
Видна динамика выполнения заданий каждым студентом, показан средний балл по теме, что позволяет провести мониторинг успеваемости обучающегося. Также есть возможность обратной связи со студентами, которые могут задать вопрос, написав личное сообщение. Приходит уведомление и можно сразу ответить на вопрос.
Обучающиеся могут выполнять задания при помощи Google Диска, Google Документов. Приложение поддерживает Календарь, благодаря чему может напоминать о невыполненных заданиях.
Функционал для педагогов включает в себя возможность назначать задания, следить за их выполнением и собирать работы. Все, что нужно для работы с классом, — это иметь аккаунт в Google.
Для текущего контроля знаний удобно использовать инструмент Google Формы, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Также есть возможность назначать количество баллов на вопрос и автоматически оценивать прохождение теста каждым участником, что упрощает проверку результатов. Таким образом, с Google Класс можно создавать полноценные модули, включающие теоретический и практический материал.
Также можно провести контроль знаний и с помощью других форм и методов (тест, практическая работа, кроссворд, филворд, опрос и т.п.), тесты и кроссворды удобно разрабатывать в различных онлайн конструкторах (Google формы, Online Test Pad, Socrative, Kahoot).
Кроссворды, филворды, разработанные в сервисе Online Test Pad можно использовать как в оффлайн, сохранив в формате pdf и распечатав, так и в онлайн, скинув ссылку студентам, например, в Google класс.
Сервисы Socrative, Kahoot позволяют сделать не простое тестирование или опрос, но и добавить элемент соревнований в урок, для мотивации студентов к лучшему результату.
Эти сервисы удобны тем, что есть возможность просмотреть статистику ответов и определить какие вопросы вызвали наибольшее затруднение, что позволяет определить уровень усвоения знаний по теме или разделу. Плюс студент видит неправильные ответы и может сделать выводы о том, над какой темой стоит поработать еще.
Текущие оценки за месяц и семестр выставляются в электронных ведомостях, к которым имеют доступ все преподаватели и классные руководители, они могут проследить успеваемость своих групп.
Цифровизация затронула и воспитательную сторону нашего образовательного процесса, в колледже ведется электронный педагогический дневник, он представляет собой приложение, разработанное студентом в рамках дипломной работы, в него вносится информация о студентах, их достижениях и успеваемости. Здесь ее удобно проследить в динамике по семестрам, т.е. сразу видно лучше или хуже студент стал учиться со временем, видно по каким предметам нужно исправить оценки.
Также цифровые технологии помогают и в контроле студентов на учебной и производственной практике. Платформа зум позволяет увидеть рабочее место студента, пообщаться с наставниками на производстве, в удобное для них время.
Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, что:
- способствует достижению более высоких качественных результатов обучения;
- усиливает практическую направленность уроков;
- активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;
- формирует у студентов компетенции, необходимые для продолжения образования.
Дополнительное образование является одним из элементов системы непрерывного образования и направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающихся. В нашем колледже в его реализации помогает дистанционная площадка sibaria-colledge, у нее большой функционал: есть возможность загружать материал различных форматов, создавать семинары, форумы, многостраничные ресурсы и многое другое, также можно настроить статистику по успеваемости пользователей и их активности.
Венцом профессионального образования является государственная итоговая аттестация. И одной из форм взаимодействия с председателями комиссий, которыми являются представители организаций г. Братска, является видеоконференция. Это позволяет председателям присутствовать на защите дипломов удаленно, что для них является более удобным форматом.
Использование современных цифровых технологий дает педагогу возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Обучающиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.
Система профессионального образования откликается на цифровые вызовы современности. Часть вызовов находит отражение в профессиональной подготовке специалистов уже сегодня.
Поэтому проектируя современное образование, нужно внимательно смотреть за теми изменениями, которые происходят под воздействием цифровых технологий в различных отраслях, начиная такси и заканчивая промышленными производствами. Это поможет спрогнозировать вектор изменений и учесть его в учебном процессе. Если мы говорим, например, про мастера контрольно-измерительных приборов, то уже сегодня он должен быть специалистом со знанием принципов программирования промышленных контроллеров. Поэтому и набор компетенций у него сегодня должен быть шире.
Но есть профессии и специальности, в которых профессиональные компетенции нельзя освоить с помощью только цифровых технологий. Необходимы практические занятия на специализированном лабораторном оборудовании.
При переходе «в цифру» критически важно сохранить подлинное «аналоговое» богатство, составляющее фундамент классической системы профессионального образования. Выпускникам учебных заведений понадобятся не только цифровые компетенции, но и фундаментальные знания, навыки критического мышления, в жизни не все будет «онлайн».
e-mail: natali.s.2017@yandex.ru
телефон: 89140087967
Список литературы
Цифровизация среднего профессионального образования:
http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/news/2020-04-26-816
Цифровизация образования: вызовы современности
https://vogazeta.ru/articles/2020/5/18/vo_school_yandex/13028tsifrovizatsiya_obrazovaniya_vyzovy_sovremennosti
Все возможности Google Класса:
https://support.google.com/edu/classroom/answer/6376881?hl=ru
Как использовать Google Формы:
https://support.google.com/docs/answer/6281888?co=GENIE.Platform%3DDesktop&hl=ru
7