Материал на проверке

"Циклические формы музыки"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 16:05 в группе

Урок музыки 7 класс.

Подготовила Гречишникова Ирина Николаевна учитель музыки. МОУ «СОШ №2 г. Ершова Саратовской области имени Героя Советского Союза Зуева М.А.»


Тема урока: «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ»


Цель урокаЗакрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма», на основе произведений В.А. Моцарта «Лакримоза» и Ф. Шуберта «Вечерняя серенада»

Задачи урока:

Образовательная:

- Выяснить значение понятия «циклическая форма»;

-акцентировать внимание на лучших образцах классической музыки;

-научить понимать музыку, принимая во внимание многообразие способов изложения.

-познакомить учащихся с композиторскими приёмами, позволяющими совмещать прошлое и настоящее в музыкальном произведении.

Развивающая:

-формировать умения передавать свои впечатления в устной и письменной речи;

-развивать умения правильно обобщать, делать выводы и сравнивать.

Воспитательная:

-воспитывать любовь к музыке, музыкантам;

-воспитывать эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: в результате урока учащиеся смогут:

-понимать определение «циклические формы»;

-воплощать особенности музыки в исполнительской и слушательской деятельности.

Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут:

-продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, -осуществлять самоконтроль.

-продолжить овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

-наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, распознавать художественный смысл.

-ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

Личностные: в результате урока учащиеся смогут:

проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.

Тип урока: урок формирование новых знаний

Методы: метод размышления о музыке

Формы: беседа

Актуальность проблемы:

установить связи между различными историческими эпохами; понимание проблематики произведений В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, А. Шнитке.

Прогнозируемый результат:

-уметь воспринимать на слух и разбираться в структуре циклических форм музыки;

-умение понимать причины обращения композиторов современности к формам классической музыки прошлого через современное концертное воплощение;


Музыкальный материал урока:

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание).

Ф. Шуберт. Серенада (слушание).

А.Шнитки «Сюита в старинном стиле».

М.П.Мусоргский «Два еврея»

Ф.Шопен «Прелюдия №7»

С.С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» «Джульетта - девочка»



Дополнительный материал:

Презентация,

раздаточный материал: словарь эстетических эмоций-приложение 1;

текст стихов приложения 2;

схема анализа произведения-приложение 3

карта самооценки-приложение 4.

карточки для кластера «Циклические формы»

Ход урока:


1.этап Организационно-мотивационный

Художественная форма – это ставшее зримым содержание.

И. Гофмиллер

1слайд

Звучит «Сюита в старинном стиле». А. Шнитке


Работа по теме урока

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я хочу начать урок с цитата немецкого писателя и критика XIX–XX веков Иозефа Гофмиллера: Художественная форма – это ставшее зримым содержание. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)


2 слайд

Для начала обратите внимание на экран и постарайтесь понять -что объединяет представленные на слайде изображения. (форма)

Ответы детей.

А какое отношение имеет слово «форма» к музыке?

Ответы детей

Правильно, музыкальная форма!


3 слайд

2этап: Формулирование темы урока.


Ребята, определите, что связывает эти изображения на слайде, что между ними общего?

Ответы

Всё верно -циклы. А теперь как мы свяжем циклы и музыкальные формы? Отлично, пришло время для определения нашей новой темы.( учащиеся формулируют тему урока


4-5 слайд

Тема: Циклические формы в музыке


3- этап: Постановка цели и задач (учащиеся определяют цель и задачи)

Выяснить значения понятия «циклическая форма» и закрепить представление о музыкальной форме на примере музыкальных произведений.

7 слайд

4 этап: Актуализация знаний.

Перед тем, как приступить к изучению нового материала, проверим, как вы поняли предыдущую тему, вам нужно определить музыкальную форму некоторых произведений. Записать схемой. (работа у доски и в тетради)

Слушание:

«Два еврея» М.П.Мусоргский А=Б (двухчастное)

«Прелюдия №7» Ф.Шопен А(период)

«Джульетта - девочка» С.С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»

А-В-А-С-А рондо


5 этап: Открытие новых знаний

Циклические формы в музыке, это музыкальные жанры, которые имеют наличие отдельных частей. Они самостоятельны по строению, но связанны единством замысла. Назовите жанры музыки, состоящие из нескольких частей….(ответы детей)

В истории академической музыки известны следующие музыкальные циклы: «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические, вокальные циклы, концерты. 8 слайд


Сюита как жанр не исчезла, появилась в творчестве композиторов – романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, П.И. Чайковского и М. П. Мусоргского. А в двадцатом веке снова зазвучала танцевальная сюита – в творчестве одного из лучших российских композиторов – А. Г. Шнитке. Сегодня мы познакомимся с вами с этой прекрасной музыкой «Сюита в старинном стиле».


Слушание «Сюита в старинном стиле». А. Шнитке

( текст для самостоятельного прочтения) - биография Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке — советский и российский композитор, музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств, известный музыковед. Награждён Государственной премией РСФСР и Российской федерации. В его творческой копилке 4 оперы, 10 симфоний, 15 концертов инструментальной музыки. Так же он является автором многочисленных хоровых, вокальных произведений.

Альфред Шнитке –оставил большое наследие в искусстве. Его произведения и сейчас довольно часто исполняют современные музыканты. Музыка знаменитого композитора была одинаково востребована и признана как за рубежом, так и у нас в стране. Его уникальная музыка отличалась яркой индивидуальностью. Сочинения Шнитке по-своему неповторимы.

К тому же, он является нашим земляком. 24 ноября 1934 года в городе Энгельс родился великий советский композитор Альфред Шнитке, в семье поволжских евреев.


6 этап: Первичное проверка понимания

9 слайд

Я предлагаю вам послушать «Lacrimosa» В.А. Моцарта, одну часть из Реквиема,

Вслушайтесь в интонации этого произведения и постарайтесь понять содержание произведения.

 «Лакримоза» - слушание.

-Какое впечатление произвела на вас эта музыка? (тяжелое)

-Какое состояние человека передается в музыке «Лакримозы»? (Состояние скорби, печали) С какой жизненной ситуацией ты можешь соотнести эту музыку?

10 слайд

Слёзный день- называется эта часть Реквиема. Ре́квием- заупокойная месса в католической церкви латинского обряда.

11 слайд

В эпоху романтизма пышно расцветает ещё один жанр (серенады) как лирической миниатюры, насыщенной большим эмоциональным содержанием.

А что означает понятие «лирика»? ( ответы детей)

Всё верно- род произведений поэтических, выражающий чувства и переживания человека.

Пришло время познакомиться ещё с одним музыкальным произведением, которое относится к циклической форме в музыке.

7 этап: Применение знаний в практической деятельности

Слушание «Серенады» Ф. Шуберта в инструментальном исполнении.

Используя словарь эстетических эмоций дают характеристику серенады.(Приложение 1. )

Беседа:

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Охарактеризуйте ее образ.

-Образ чего рисует музыка: человека, времени суток, природу?

-Или это чувства человека?

-К какому жанру вы отнесёте это произведение? ( определяют жанр, )

- Звучание какого инструмента напоминает аккомпанемент «Серенады»?

- Можно ли сказать, что музыка «Серенады» рисует образ мечты, надежды?

12 слайд

Ребята, перед вами два стихотворения. Как вы думаете какое из них наиболее созвучно с мелодией серенады? (дети выбирают)

Приложение 2.

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.
И наводят умиленье на душу они,
На душу они.



Когда весна стучит в окно
Своей мелодией звенящей,
Вновь распускаются цветы
И на балкон выходишь ты.
А сердцу хочется любви,
А сердцу хочется любви,
Такой большой и настоящей.
Душа от радости поет,
Куда-то манит и зовет,
И каждый день чего-то ждет.



Серенада Ф. Шуберта существует и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра, и как вокальное, и теперь мы послушаем произведение в вокальном исполнении. (слушание произведения)

Ребята проведём анализ этого прекрасного произведения самостоятельно. У вас на партах находится приложение 3. (Анализ музыкального произведения самостоятельно. (по алгаритму анализа приложение 3)



«Лебединая песня». Таким красивым и символическим названием друзья Франца Шуберта - австрийского композитора, одного из основоположников романтизма в музыке, озаглавили сборник его последних произведений, в который вошли так называемые прощальные песни, ставшие своеобразным творческим завещанием великого музыканта. Вокальный цикл, состоящий из четырнадцати разных по стилю композиций, весьма востребован исполнителями, однако самым популярным номером является «Серенада». Эта вокальная миниатюра символизирует не только творчество Шуберта, но и все песни периода Романтизма.

8 этап: Итог урока.

Вывод. Выяснили значения понятия «циклическая форма» через решённые задачи на примере музыкальных произведений. и закрепили представление о музыкальной

форме

Рефлексия. ( карта самооценки приложение 4.)

Домашнее задание: Подумайте и определите музыкальные жанры, близкие по строению к СЕРЕНАДЕ?

Каждый элемент музыкальной формы является главным носителем содержания: по тому, как звучит музыка, что в ней главенствует, каковы особенности её структуры, мы можем судить и о музыкальном образе, характере, настроении.

















































Приложение 1.

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЯ МУЗЫКИ


Веселая

Радостная

Игривая

Задорная

Звонкая

Озорная

Шутливая

Бойкая

Забавная

Резвая

Прыгучая

Скачущая

Солнечная

Сверкающая

Ослепительная

Плясовая

Улыбающаяся

Живая

Яркая

Лучезарная

Спокойная

Добрая

Неторопливая

Убаюкивающая

Колыбельная

Мягкая

Плавная

Напевная

Протяжная

Хороводная

Мирная

Безмятежная

Добродушная

Наивная

Светлая

Прозрачная

Беззаботная

Покорная

Невозмутимая

Неприхотливая

 

Взволнованная

Встревоженная

Стремительная

Вьюжная

Ненастная

Тревожная

Беспокойная

Торопливая

Щемящая

Трепещущая

Отчаявшаяся

Раскаявшаяся

Надломленная

 

 

Торжественная

Праздничная

Бодрая

Важная

Маршевая

Четкая

Отчетливая

Гордая

Могучая

Победная

Величественная

Призывная

Ликующая

Восторженная

Пышная

Шумная

Жизнеутверждающая

Оптимистичная

Грациозная

Эффектная

Таинственная

Сказочная

Волшебная

Колючая

Пугливая

Осторожная

Загадочная

Настороженная

Острая

Подкрадывающаяся

Поэтичная

Возвышенная

Мечтательная

Одухотворенная

Сердечная

Задушевная

Трепетная

Душевная

Напевная

Проникновенная

Чуткая

Лиричная

Завороженная

Грустная

Печальная

Жалобная

Тоскливая

Скорбная

Хмурая

Плачущая

Просящая

 

 

Серьезная

Сдержанная

 

Мужественная

Бесстрашная

Боевая

Смелая

Отважная

Решительная

Богатырская

Грозная

Суровая

Динамичная

Тяжелая

Грузная

Громоздкая

Мощная

Неуклюжая

Угловатая

Густая

Насыщенная

 

Нежная

Ласковая

Задумчивая

Мечтательная

Легкая

Светлая

Трогательная

Приветливая

Доверчивая

Беззлобная

Страшная

Зловещая

Грубая

Сердитая

Недовольная

Темная

Трагичная

Тягучая

Грозная

Злая


Приложение2. СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).


Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении

(лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)

Характер, настроение – (по словарю настроений)

См. СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЯ МУЗЫКИ (приложение 1)

Интонация

выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.

Музыкальный жанр

простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Мелодия

плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз

Ритм

ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный

Лад

минор, мажор.

Регистр

низкий, средний, высокий

Темп

быстро, умеренно, медленно.

Динамические оттенки

очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука (<), постепенное усиление звука (>).

Музыкальная форма

одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)

Звуковедение (штрихи)

легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно

Тембр

окраска музыки (голос, инструменты).

Оттенки музыки:

светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

Исполнители:

солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские.

Муз. инструменты (перечислить)

Какой оркестр?





Приложение 3.



рефлексия

Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения

обучающегося______ класса______________________


п/п


Критерии оценки

да

нет

затрудняюсь

1

Внимательно слушал произведение




2

Смог точно определить средства музыкальной выразительности




3

Правильно определил форму произведения




4

Точно определил характер музыкального произведения




5

Определил музыкальный образ произведения




Поставьте знак «+» в нужной колонке


.



Циклические формы музыки





Концерт

t1736946250aa.png







Соната

t1736946250ab.png



Сюита

t1736946250ab.png

Вокальные циклы

t1736946250ac.png




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.