12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8608
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

Музыка как форма коммуникации.

Автор:

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

 


 

«Говори со мной на моем язык, и я отвечу тебе на твоем»

Линда «Трещины».


 

С древних времен человека окружает мир звуков. Люди всегда придавали этим звукам некое сакральное значение, а со временем и сами научились извлекать звуки из окружающих их предметов, и назвали эти звуки – музыкой.

Музыка стала неотъемлемым элементом жизни человека.

Одним из главнейших применений музыки было сопровождение различных ритуалов и обрядов.

Каждый ритуал сопровождался своей, особенной, комбинаций звуков.

С развитием человечества, развивалась и форма музыки. Она становилась сложнее, глубже, динамичнее.

Занимая одно из ключевых мест в истории, музыка оказывает особое влияние не только на личность человека, но и на общество в целом.

Впитывая в себя уникальные особенности формирования быта и культуры, она становилась одной из ведущих форм коммуникации.

Отражая настроение и состояние людей, она объединяла людей в группы.

Связывая в единую картину события, слова, сферы внутреннего мира человека и окружающую реальность, она создает единое, уникальное пространство, которое полностью отражает психическое и физическое состояние человека.

Музыка стала служить обобщенным коммуникативным языком, значение которого расшифровывается в контексте конкретной культуры.

Являясь одной из граней искусства и частью общечеловеческой культуры, музыка является не только средством формирования личности человека, но и сильнейшей формой невербальной коммуникации.

И здесь речь идет об общении, в самом широком понимании значения этого понятия.

Как одна из внешних причин внутренних психологических переживай, музыка является инструментом формирования прочной коммуникативной связи не только конкретной личности с объективной реальностью, но и служит вспомогательной силой формирования прочной цепной коммуникативной реакции между разными людьми, чьи переживания и состояния сходны по эмоционально-смысловой нагрузке и понимаются одинаково.

Во время воспроизведения музыки, происходит процесс слияния и «погружения» ее в личность, в события, разворачивающиеся в его внутреннем мире, и именно в этом кроется момент понимания музыки как некой формы откровения, при котором личность перенимает духовный опыт других.

Исходя их этого, можно говорить о том, что в музыке заложены широчайшие возможности общения, понимания и трансляции ощущений, что имеет большое значение для психики человека.

Коммуникация посредствам музыки, это взаимодействие, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску.

Музыка стала основополагающим элементом возникновения таких микроформ общества, как музыкальная субкультура.

Объединяя людей по специфике эмоциональной окраски, особенностям контекста и смысловой нагрузки, она дает возможность развивать не только процесс вербальной коммуникации как формы взаимодействия, но и способствует развитию такого умения, как понимание психического состояния личности, делая его основной формой общения и отражения.

Таким образом, музыка во все времена являлась специфической формой коммуникации и служила средством развития личности.

Рекомендуемая литература

1. Беляева - Экземплярская С.Н. «Заметки о психологии восприятия времени в музыке» // Проблемы музыкального мышления. – М.: МИФ, 2000

2. Бочкарев Л.Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия № 3. – М.: 2007

3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение». — М.: Мир, 2006г.

4. Изард К.Э. «Психология эмоций». – СПБ.: Питер, 1999 г.

5. Петрушин В. И. «Музыкальная психология». – М.: Юрайт, 2018

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.