ТЕАТР В МИРЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Театр в мире современного подростка
Зворыгина Ангелина Сергеевна
студентка 3 курса, ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
Руководитель: Вдовина Елена Владимировна,
Преподаватель русского языка и литературы
В современном мире всё меньше людей стало ходить в театр. Большинство предпочитают остаться дома и посмотреть кино, лежа на мягком диване. А между тем, досуг подростков играет в их жизни более значимую роль, чем у взрослых, и, учитывая характерные свойства личности подростков—повышенную эмоциональность, динамическую смену настроений, интерес к творчеству, склонность к участию в игровых формах досуга, именно театр может стать одним из наиболее доступных видов искусства для раскрытия творческих способностей, психических и нравственных качеств и, безусловно, повысить уровень общей культуры и эрудиции студентов. Тем более, что в России действует беспрецедентный проект «Пушкинская карта», благодаря которому каждый молодой человек в возрасте от 14 до 22 лет получил возможность бесплатно посещать учреждения культуры.
Отсюда была и определена цель нашей работы: раскрыть значение театра в жизни человека и сподвигнуть сверстников на поход в театр.
Для достижения поставленной цели было решено, не только изучить причины отсутствия интереса у студентов к театру, как к особому виду искусства, но и подготовить характеристику различных видов театров, определить особенности репертуара и подготовить памятку.
Согласно цели проекта, в первую очередь было проведено социологическое исследование, главной задачей которого стояло установить степень осведомленности студентов 1 курса о театре и о возможностях «Пушкинской карты». В исследовании приняли участие 65 человек разного возраста: 55 человек - студенты нашего техникума от 16 до 19 лет, 10 человек – взрослые люди в возрасте от 30 до 60 лет.
Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Когда Вы были в театре в последний раз?
2. Планируете ли Вы пойти в театр в ближайший месяц?
3. Какой спектакль или театр вы выберите?
4. Какие виды театра Вы знаете?
5. Какой вид театра/спектакля Вам ближе всего?
6. Знаете ли Вы, что такое Пушкинская карта?
7. Есть ли у Вас Пушкинская карта?
По результатам данного анкетирования были сделаны интересные выводы, а порой и шокирующие. Так на первый вопрос только 9 человек ответили, что посещали постановки в театре не так давно ( в среднем 2-3 месяца назад), 3 человека были там полгода назад, а вот оставшиеся респонденты не помнят, когда были в театре в последний раз, а то и вообще не были там ни разу. А ведь причиной редкого посещения театра (или непосещения вообще) является отнюдь не нехватка свободного времени и дороговизна билетов (хотя и это тоже), и даже не непривлекательность репертуара, а, скорее семейные традиции, желание проводить вместе время, совместные увлечения. В детстве в театр каждого из нас приводят родители.
Пойти в театр в ближайший месяц планируют 18 человек, 11 человек не хотят в театр и 36 человек хотят посетить театр, где 7-ми мешает «загруженность», а остальные не знают какой театр и какую постановку выбрать для просмотра.
При выборе посмотреть кино или сходить в театр, только треть выбрали пойти в театр. Остальные предпочли бы сходить в кинотеатр или посмотреть кино дома. И это так же не связано с экономическим фактором. Скорее, ребята, которые никогда не были в театре, хотят туда сходить, но признаются, что боятся выглядеть смешно: одеться не так, не так себя повести, не понять замысла автора. Ведь при слове «театр» многие представляют себе тяжелый бархатный занавес, замерший в ожидании зал, пышные наряды актеров, великолепный оркестр, строгие ряды кресел, лепные украшения на стенах и потолке… и это ощущение торжественности момента, ожидание чего-то волшебного, сказочного, чудесного давит, еще более усугубляя неуверенность в себе.
18 человек из опрошенных не знают какой вид театра/спектакля им ближе всего, 4 человека не уверены в своём выборе и 16 человек не знают какие театры/спектакли есть в Екатеринбурге. Студенты – люди в возрасте 17- 22 лет не знают отличия Театр Драмы от Театра музыкальной комедии!!! А уж про существование Камерного театра, Коляда-театра или Театра Жёлтый Квадрат многие даже не догадывались.
На вопрос 6 (про Пушкинскую карту) утвердительно ответили 58 человека из 65. За последние годы об этом проекте много говорили классные руководители, показывали рекламные ролики по федеральным каналам и в социальных сетях, да и многие друзья уже смогли воспользоваться возможностью сходить на концерты, выставки, спектакли.
Но, несмотря на всю информированность о проекте, оформили карту только 33 человека из респондентов, у 20 человек возникли проблемы при оформлении и 12 человек не могут оформить в силу возраста.
На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что студенты ГАПОУ СО «ЕТОТС» знают довольно мало о театре и о Пушкинской карте, несмотря на такой массив информации. На наш взгляд, люди, которые утверждают, что не любят театр, стали жертвой негативного первого опыта знакомства с этим видом искусства или вообще с ним не знакомы, но почему-то стесняются в этом, признаться. Неправильно подобранный сюжет, отсутствие подготовки, слишком сильное впечатление, отрицательное отношение со стороны родителей, множество факторов влияет на отношение к данному виду искусства.
Но театр – это важная составляющая в жизни человека. Театральное искусство – сложный и прекрасный вид человеческого творчества, позволяющий переживать новые эмоции, обогащать внутренний мир, учиться на чужих ошибках. Наблюдая за сюжетной линией на сцене, зрители погружаются в другую реальность, чувствуют, сопереживают, открывают скрытые внутренние позывы и желания, начинают лучше себя понимать, учатся общаться с людьми, видят пример решения разнообразных ситуаций и пользуются им при необходимости. Благодаря простому, но понятному языку театра люди имеют возможность воспитывать все необходимые черты характера, формировать личность, способную комфортно существовать в социуме.
Проанализировав полученные данные, было решено собрать, проанализировать информацию о театрах и создать памятку, где будет информация о театрах Екатеринбурга, репертуаре и инструкция о том, как оформить Пушкинскую карту. В ходе работы была дана квалификация театров, проанализирована репертуарная составляющая, Дана полная характеристика всем видам театров, в том числе и таким малоизвестным как Ледовое шоу, Театр Буфф, Иммерсивный театр, Подводном театре и другим… Рассмотрены виды и жанры театрального искусства. А наиболее полезная и обобщенная информация была размещена в брошюре для студентов.
Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании... Кафедрой добра называл театр Гоголь. Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов.
К сожалению, в настоящее время большинство студентов не являются ценителями театрального искусства, и чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, привить современникам любовь к театру, следует серьёзно рассмотреть предложения учащихся, прозвучавшие во время социологического опроса.
1) Прививать любовь к театру с детства, сделать поход в театр семейной традицией.
2) Ставить больше современных театральных постановок на актуальные молодёжные темы.
3) Заменить часть традиционных уроков по литературе, истории, классных часов на совместные походы в театр.
4) Проводить активные рекламные акции в учебных заведениях и через средства массовой информации.
Роль театра была высоко оценена не только великими людьми прошлого, в современном мире о значении и функциях театральной деятельности, а также о дальнейшем развитии театрального искусства задумываются и в Правительстве Российской Федерации, разрабатывая различные программы, в том числе проект «Пушкинская карта».
И закончить работу хочется замечательными словами М.В. Фадеевой: «Возродить душу, пробудить её может только искусство, и это нужно для того, чтобы сформировать возвышенную духовность, которая вооружает своего рода иммунитетом против бескультурья и цинизма».