12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина19
Башкирская респ.

Актуальные проблемы развития современного подростка

В силу своей профессии, мне довольно часто доводится общаться с подростками, которых негласно принято считать в нашей стране «трудными». Дети, воспитывающиеся в детском доме, без ласки и внимания родителей, зачастую заметнее проявляют «острые углы» и без того, непростого переходного возраста.

В психолого-педагогической литературе подростковый возраст принято называть по-разному: « отрочество», «переходный», «негативный период полового созревания» и так далее, но суть самого понятия не меняется. Это довольно тяжелый период жизни в первую очередь для самого ребенка.

Естественно, если подходить к вопросу подросткового возраста, то первое, на что стоит обратить внимание – это природное изменение самого организма ребенка, так называемое, половое созревание. Такие изменения, разумеется, не могут не отложить отпечатка на психологическом состоянии ребенка.

Параллельно с этим возрастает и интерес подростка не только к самому себе, но и к окружающим людям, окружающему миру. Вполне понятно, что то, что вчерашнему ребенку казалось привлекательным и интересным, сегодня уже для него не имеет значения, или же вызывает презрительное отношение.

Переходный период характеризуется так же появлением некоторых основных новообразований. К таковым можно отнести формирование «Мы-концепции». Что за этим кроется? Многие психологи склоняются к тому, что у подростков в этом возрасте возникают понятия: «МЫ-свои, ОНИ-чужие». Хотя говорить, например, о полноценной дружбе здесь еще не стоит. Детям подросткового возраста еще только предстоит проникнуться дружескими отношениями, заметить в другом человеке такого же, как сам.

В период подросткового возраста отмечается выделение отдельных групп, которые среди педагогов-психологов называются «референтными». Как правило, подобные подростковые сообщества поначалу состоят из нескольких человек одного пола. Со временем количество подростков в группе может расти. В будущем это группы уже не однополые, а смешанные.

Представители референтных групп, подростки, обычно, воспринимают интересы и взгляды всей группы, как свои собственные, как бы сливаясь с ней. В таких группах наблюдается высокий уровень комформности.

Еще одним заметным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Если судить объективно, то о самой взрослости говорить еще пока рано, но ребенок – подросток, уже воспринимает себя вполне взрослым человеком и претендует на то, чтобы именно взрослым его признавали и окружающие люди. В первую очередь это выражается в желании ребенка, чтобы взрослые – родители, или же воспитатели, как в случае с детьми, проживающими в детском доме, признавали самостоятельность ребенка или даже его суверенность, независимость.

Ощущение взрослости, к тому же проявляется и в возникновении среди подростков романтических отношений. Хотя основную роль здесь может играть даже не само чувство влюбленности или симпатии, а подражание манере взрослых, что чаще всего выражается в совместном времяпровождении.

Особенно заметно взросление подростков проявляется в их внешнем облике. Подростки теперь становятся более придирчивыми в выборе одежды, ориентируются на модные тенденции в одежде или прическах. Нередко, следование новым веяниям молодежной моды среди подростков говорит о их принадлежности к той или иной референтной группе, речь о которых шла выше.

Особенно важно обратить внимание на то, что именно в этот период происходит значительное эмоциональное развитие подростка. Дети в это непростое для них время проходят через внутренние переживания и эмоциональные трудности, комплексы. Именно в это время взрослым, родителям, воспитателям следует быть более внимательными к эмоциональному состоянию детей. Зачастую в период пубертатного кризиса подростки становятся застенчивыми, мнительными, скрытными. Но в этот же период может наблюдаться и творческое развитие человека, которое проявляется в написании стихов, ведении личного дневника и прочее.

Взрослым же, находящимся рядом с подростком, нужно понимать, что главная потребность этого ребенка – понимание.

Новообразования подросткового возраста неизбежно влекут за собой возникновение трудностей. «Трудное» поведение подростка имеет в основе своей весьма значимые причины, а также сою собственную картину проявления.

Противостояние. Первая трудность проявляется в высказывании угроз в свой адрес или адрес другого человека, непослушании, грубости. Причинами такого поведения может стать с одной стороны стремление к независимости ребенка, с другой желание поделиться проблемами со взрослым, не незнание того, как это сделать правильно, страх быть непонятым и непринятым. В любом случае противостояние следует воспринимать, как сигнал о некоторой проблеме, которая возникла между подростком и взрослым. Искать выход из этой ситуации должен именно взрослый – родитель или педагог.

В качестве рекомендаций педагогам в работе с подростками можно посоветовать следующее:

Не стоит устраивать разбирательства на повышенных тонах с прилюдными обвинениями и допросами,

Нужно чаще хвалить ребенка, но делать это обоснованно. Такая похвала поможет подростку поверить в себя, а также позволит улучшить детско-родительские отношения.

Зависть. Следующая трудность проявляется в виде негативных сравнения себя с другими людьми, непринятие чужих успехов, недовольство ими. Причинами этого сможет явиться низкая самооценка ребенка, комплекс неполноценности – с одной стороны и завышенная самооценка и повышенная на этом фоне тревожность подростка – с другой.

Что делать в этом случае? По мнению психологов, рекомендуется избегать сравнения подростка с другими детьми, в особенности с более успешными. Важно помочь понять ребенку, что успех другого человека – это особенная модель поведения, которую при желании в большинстве случаев можно позаимствовать, а соперничество же не всегда является правильным решением.

Внешность. В подростковом возрасте особое внимание уделяется внешнему виду. Поэтому, как отмечают, психологи, работающие с подростками, внешность, то, как выглядит или как хочет выглядеть подросток может являться еще одной трудностью в воспитании детей. Нередко от подростков можно услышать: «Мне не нравится, как я выгляжу!», «Я не красивый!» и т. д. Причины этого физиологичны и кроются чаще всего в гормональной перестройке организма ребенка. Именно в подростковом возрасте ярко проявляется несоответствие, например, веса и роста и т.д.

Взрослым в этот период важно объяснить ребенку, что подобные изменения временны. Следует попытаться создать в этот период вокруг ребенка разряженную, комфортную атмосферу, внимание ребенка попытаться переключить с внешнего на внутренний мир.

Депрессия. Пониженное настроение, уязвимость психики, неумение управлять собственным эмоциональным состоянием – еще одна трудность, с которой сталкиваются подростки на пути своего развития. Причиной проявления депрессивных состояний может стать не только, к примеру, ссора со значимым человеком, но и чрезмерные нагрузки, с которыми ребенок еще не научен справляться.

Для того чтобы облегчить такое состояние ребенка, взрослому, находящемуся рядом с ним важно суметь выстроить правильную тактику общения, без чрезмерного навязывания и комфортную психологическую обстановку.

Компания. По мере взросления ребенка в определенный период его развития взрослый (родитель или воспитатель) может заметить, что теперь внимание ребенка направленно, например, не на учебу, а больше на друзей, взаимоотношения с ними. Это обусловлено тем, что расширяется круг общения. Взрослый должен понимать, что этот этап весьма важен для подростка. В это время не стоит ограждать подростка, запрещая общаться со сверстниками. Лучше узнать круг общения ребенка и по возможности установить дружеские отношения.

Отчуждение. В период подросткового кризиса можно заметить, что ребенок не стремиться открыто, проявлять собственные чувства, старается избегать ласки, чрезмерного внимания со стороны другого человека. В это время не стоит навязывать ребенку свое внимание, длительное общение. В некоторых случаях длительные нравоучения заменить непринужденным 15-минутным общением на отвлеченные темы.

Неуправляемость. Иногда от взрослых – воспитателей, родителей, можно услышать, что ребенок стал неуправляемым, начинает грубить, получает замечания по дисциплине из школы. Такое поведение обычно сигнализирует о том, что сам ребенок считает себя ущемленным, ограниченным в правах и свободе миром взрослых. Этого своего рода протест против правил. Такой ребенок, как правило, нуждается во внимании, а также принятии его успехов. Таких детей нужно уметь направить, не прибегая при этом к жесткому контролю, а напротив, воспитывая в нем самостоятельность и ответственность за собственные поступки и поведение.

Самостоятельность. Самостоятельность ко всему прочему, тоже является трудностью подросткового возраста, прежде всего потому, что проявляется она, как правило, в чрезмерном стремлении к независимости и при этом нежелании брать на себя ответственность за свои поступки. Ребенок с помощью взрослого должен понимать, что каждый поступок влечет за собой некую ответственность.

 Из всего описанного выше можно сделать вывод о том, что подростковый возраст является «трудным» в первую очередь для самого подростка. Взрослый же человек, возможно, уже испытавший на себе все «прелести» пубертатного кризиса должен помочь взрослеющему подростку справиться с постигшими его трудностями.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.