12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гайдамаченко Елена Дмитриевна45

Календарно тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Подросток в современном мире».

Разработала Гайдамаченко Елена Дмитриевна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 62 г. Ульяновска.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Курс внеурочной деятельности «Подросток в современном мире» является практико-ориентированным курсом и направлен на оказание помощи подростку в решение проблем в современном мире. Подростковый возраст – это сложный период в жизни человека, физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка.  У них часто возникает эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Подросток понимает, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Ощущая себя взрослым, подросток еще не имеет опыта в решении проблем возникающих на его пути. Я считаю, что самыми эффективными при прохождении данного курса являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести социальную компетенцию в процессе решения практических жизненных задач. Знание основных возрастных особенностей, способов решения возникающих проблем, проигрывание ситуаций, помогут найти ответы на вопросы, которые ставит перед ребенком жизнь. 
Для школьников игровая ситуация является наиболее естественным способом деятельности, в том числе и в учебном процессе. Для ребят принимать решения и действовать в соответствии с принятой на себя игровой ролью значительнее, интереснее, чем просто заучивать предлагаемый материал запоминать, как нужно действовать в той или иной ситуации. Использование деятельностного подхода, игровых форм позволяет приблизить учебный процесс к реальной практической деятельности, в которой школьнику предстоит участвовать после окончания школы.

ЦЕЛЬ

Формирование личности выпускника готовой к саморазвитию и личностному самоопределению, с высоким уровнем социальной компетенции, необходимой для успешной адаптации в современном обществе.

ЗАДАЧИ

1.   формировать: способности к коммуникации; способности работать в команде; умение обозначать и разрешать конфликты; социальную ответственность;

 2. формировать знания, умения, навыки необходимые для обеспечения безопасной жизнедеятельности;

3. формировать устойчивые мотивы к самовоспитанию и саморазвитию.

Название занятия.

Элементы содержания

Деятельностный компонент занятия

Количество часов

Тема: Познать себя. Личность подростка. 7 ч.

 

Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту.

Тест на изучение личностных характеристик Проверка своих способностей: памяти, внимания, наблюдательности

.

1

 

 

Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению.

Тренинги на развитие памяти, внимания, наблюдательности.

1

 

 

Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. . Свобода и ответственность личности. Одиночество. Совесть как нравственный самоконтроль и самооценка совершаемых поступков. Совесть внутренний судья». Угрызения совести.

Арт - тренинг: «Описать свой внутренний мир красками».

Тренинг в парах «Я ценю в тебе».

Дискуссия «Жить в обществе и быть свободным от него невозможно»

1

 

Ценности современного мира.

Духовность и бездуховность.

Гуманизм, толерантность. Социальное неравенство. Цинизм. Добро и зло – положительные и отрицательные нравственные ценности. В чем сила добра.

Нравственность и безнравственное поведение. Жестокость как проявление зла, негуманности.

Просмотр видеороликов их обсуждение, решение ситуативных задач. Дискуссия по теме: «Духовность и бездуховность».

1

 

Самопознание и самовоспитание

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Игра «Расскажи мне обо мне»

Определение самооценки личности.

Написание программы самовоспитания

1

 

Личность и образование

Способы совершенствования учебного процесса, приемы развития памяти и внимания.

Работа с литературой: знакомство с приемами совершенствования личности

1

 

Мои увлечения

Организация свободного времени.

Организация выставки: «Наши увлечения».

1

Тема: Подросток и социум. 9 ч

 

Семья. Отношения с родителями

Микроклимат в семье. Ценность семьи. Семейные традиции.

Ролевая игра «Современная семья»

1

 

Отцы и дети.

Проблемы в отношениях детей и родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Решение ситуативных задач. Советы родителям и детям по урегулированию проблемных ситуаций.

1

 

Межличностные отношения.

Дружба и любовь.

Одиночество

Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Взаимопонимание в межличностных отношениях.

Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.

Общение со сверстниками

Тест «Мои достоинства и недостатки».

Решение ситуативных задач. Разработать рекомендации: «Как справляться с одиночеством».

1

 

Конфликты и пути их решения

Межличностные конфликты. Конфликт с учителем. От конфликта к сотрудничеству. Способы решения конфликтов.

Тренинг «Решение конфликтных ситуаций»

1

 

Общение со знакомыми и незнакомыми людьми

Правила общения. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Стремление к общению и самоутверждению. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.

Тренинги культурного общения.

1

 

 

Правила этикета в общении людей

Тест «Этикет». Тренинг жизненные ситуации

1

 

Конформизм как особая форма поведения.

Законы группы. Жизнь человека по законам группы Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Просмотр видеороликов о поведении подростка в группе и их обсуждение.

1

 

Субкультуры в современном мире.

Анимешники

Байкеры

Гопники

Готы

Кибер Готы

Металлисты

Скинхеды

Модели

Фрики

Футбольные болельщики

Хакеры

Хиппи

Эмо

Круглый стол

«Неформалы – кто они?»

1

 

Подросток и интернет

Интернет в нашей жизни. Кибер-опасности: контентные риски, коммуникационные риски, потребительские риски, электронные риски. Правила безопасного поведения в Интернете.

Как избавиться от игромании.

Вредные советы по общению в социальных сетях.

1

Тема: Мое здоровье. 7ч

 

Здоровье человека – национальное богатство.

Здоровье – одно из величайших человеческих ценностей. Слагаемые здорового образа жизни.

Влияние здоровья на успешную учебную деятельность.

Оценка индивидуального физического здоровья.

1

 

Здоровое питание

“Полезные” и “вредные” продукты, значение режима питания.

Составление меню на неделю.

1

 

Социальные факторы риска здоровья.

Влияние социальных факторов на здоровье человека.

Особенности характера и образ жизни.

Отношения с окружающими.

Социально-экономические условия жизни и работы.

Состояние окружающей среды.

Беседа с медицинским работником о факторах, влияющих на здоровье .

Составить советы одноклассникам о здоровом образе жизни.

1

 

ВИЧ, СПИД – чума 21 века.

Способы заражения ВИЧ, СПИД. Диагностика ВИЧ, СПИД. Отношение в обществе к больным ВИЧ, СПИД.

Викторина «ВИЧ, СПИД»

1

 

Профилактика приема ПАВ

Опасность токсикомании и наркомании, алкоголя и курения для здоровья подростка.

Просмотр видео роликов и их обсуждение.

Тренинг «Умей сказать нет»

1

 

Красота и здоровье

Красота. Уход за своим телом. Влияние современной моды на здоровье: пирсинг, тату, косметика, модная одежда.

Реклама полезных товаров.

1

 

Здоровье и выбор профессии

Выбор профессии. Выбор профессии в предъявляемые требования к здоровью человека.

Тест на определение склонности к профессиональной деятельности.

1

Тема: Подросток и закон. 8ч

 

Система управления в РФ

Политическая система РФ. Местное самоуправление. Народ источник власти.

Самоуправление в школе.

Арт –тренинг «Демократия и авторитаризм»

Тест «Я и власть».

Составление законов школьной жизни.

1

 

Нет прав без обязанностей

Права и обязанности. Механизмы реализации прав школьника. Основные права ребенка. Применение их в жизни

Работа с Конституцией РФ. Юридическая консультация.

1

 

Права потребителя

Закон о защите прав потребителя

Юридическая консультация.

1

 

Трудовое право

Работа для подростка. Где искать работу. Как искать работу. Права несовершеннолетних по трудовому законодательству РФ. Трудовой договор. Порядок его заключения и расторжения. Рабочее время и время отдыха, трудовая дисциплина, охрана труда

Ролевая игра «Устройство на работу»

1

 

Преступление и правонарушение

Социальная опасность такого явления как преступность.

Уголовная и административная ответственность. Прямой материальный и моральный ущерб от правонарушений.

Встречи с работниками полиции.

Работа в группах: исследование правонарушений в нашем городе на основе собственных наблюдений, по материалам местной печати.

1

 

Причины правонарушений

Социальные причины преступности.

Психологические причины. Истоки моральной распущенности и ее влияние на совершение преступлений. Понятие духовность. Влияние бездуховности на совершение преступлений. Источники формирования духовной нищеты. Отсутствие чувства личной ответственности.

Обсуждение в микрогруппах ситуаций по данной теме.

Деловая игра «Трудный выбор»

Проведение и анализ социологического опроса.

1

 

Групповые преступления.

Данные науки о групповых преступлениях. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в группе взрослых преступников. Причина преступного поведения подростков в группе: система групповых норм и ценностей, авторитет лидера, подражание.

Ролевая игра «Судебное разбирательство»

1

 

Как не стать жертвой преступления

совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

Работа в группах: найти ошибки в действиях потерпевших.

Составить «вредные советы» как стать жертвой преступления»

1

Тема: Экономическая грамотность. 3 ч.

 

Бюджет семьи

Бюджет семьи и его составляющие

Составление бюджета семьи.

1

 

Рациональное потребление

Виды потребностей, потребности истинные и ложные. Виды потребления: рациональное, спонтанное, демонстративное.

Ролевая игра «Покупки в магазине»

1

 

Личное финансовое планирование

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения

Составление личного финансового плана

1

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.