Методическая разработка на тему «Театральная деятельность в школьном коллективе: опыт ищущих»
Методическая разработка на тему
«Театральная деятельность в школьном коллективе: опыт ищущих»
| Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием. Шалва Амонашвили |
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, поэтому современная педагогика, впрочем, как и педагогика Древнего мира, рассматривает возможности театра в качестве универсальной модели воспитания, образования и социализации детей.
Театральная деятельность – это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, обучения чувствованию и художественному воображению через фантазирование, сочинительство, игру.
Познавать мир и себя в этом мире, играя. Что может быть интереснее? И в процессе этого познания ребёнок учится понимать: что такое «хорошо» и что такое «плохо», т.е. в нём зарождается росточек духовной зрелости и способность к абстрактному, понятийному мышлению. Взрослеющий ребёнок начинает строить умозаключения и гипотезы, обобщать и анализировать свой опыт.
Искусство перевоплощения способствует развитию эмоционального интеллекта, умению понимать других людей, формировать и вырабатывать схемы поведения в различных жизненных обстоятельствах. Это даже не столько отработка различных техник актёрского мастерства, сколько умение выявлять и корректировать личностные проблемы. Это постижение себя: умение прислушиваться к своему внутреннему «я» и формирование своей внешней оболочки, которая раскрывается в пластике тела, языке жестов, умении преподнести себя. Включение в театральные занятия элементов хореографии, сценического движения, пантомимы содействует формированию «внешнего круга» человека.
Для меня, учителя русского языка и литературы, одним из основных компонентов в театральной деятельности является осмысленная работа с литературным материалом. Ведь именно на этом этапе формируются основные читательские умения: находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста. Мы учим детей быть наблюдательными – а это умение не только смотреть, но и видеть. Возьмём, к примеру, рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (5 класс). Работа над текстом - это «подключение» органов чувств. Запускаем обоняние: «…сильно тянуло гарью», и как следствие - «стало трудно дышать». Подключаем зрение и воображение: «Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час». А какая яркая метафора: «Смерть настигала деда, хватала его за плечи»!
Работа с произведениями, предназначенными для постановки на сцене, – это исследование драматических произведений методом сценического воплощения. Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (5 класс) – это прекрасный материал для формирования читательской грамотности и развития творческой зоркости ребёнка. https://epicube.su/video/6lfi2eDnvB4/irgasheva-svetlana-vladimirovna-uchitely-russkogo-yazika-i-literaturi/
Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» (6 класс) мы изучаем в формате «Ожившая классика. Театр теней» Процесс изготовления силуэтных кукол начинается с изучения образа, речи, характера, динамики персонажа. Герои рассказа в руках кукловодов оживают. Таким образом, визуализация усиливает смысловое наполнение текста.
Восприятие школьниками искусства и активное творческое проявление себя в нем – процессы взаимосвязанные. Работая с литературным материалом, ребята очень часто предлагают свою трактовку выбранной пьесы, пытаясь «осовременить» её, сделать более понятной для сверстников. В этом отношении интересна экспериментальная театральная постановка «Трансформация сказочных образов в произведении Л. Филатова «Сказ про Федота стрельца – удалого молодца». Премьера этого спектакля состоялась на семинаре учителей русского языка и литературы «Педагогика сотрудничества - один из способов формирования креативного мышления» https://cloud.mail.ru/public/Ajx9/V4ghEgc1Z
Особое место в театральных занятиях с подростками занимает работа с баснями. Например, на уроках литературы в 5 классе, при изучении темы «Басни» мы инсценируем эти произведения, используя вариативность трактовки и оформление басни в различных жанрах: трагедии, комедии, мелодраме, фантастике. https://cloud.mail.ru/public/qhQp/ttPPAtgaR
Так перед учениками возникают первоначальные понятия о жанровых особенностях произведений и понимание природы поведения действующего лица. Почему он попал в эту ситуацию? Какие события привели к конфликту? Какие последствия мы увидели? Чему научились? Разбирая конфликтные ситуации (а конфликт, как известно, является двигателем в театральном искусстве), мы преследуем три цели: учим детей в реальной жизни находить выходы из сложных ситуаций; подводим их к самостоятельному написанию пьес; развиваем навыки театрально-исполнительской деятельности.
Сотворчество и сотрудничество в коллективе содействуют формированию ответственного отношения к зрителю. Согласитесь, впечатления и отзывы зрителей помогают школьникам освоить феномен общественного значения театра для человека.. Весь процесс работы класса над спектаклем формирует представление о театре как сложном производстве, направленном на осуществление художественной деятельности: создания произведения искусства - спектакля.
Система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению Президента РФ и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей.
Список используемой литературы
1. Аверьянов А. И. Психолого-педагогические условия организации Социального взаимодействия в театральном объединении подростков: М., 1994.
2. Амиров Р. Пути совершенствования педагогического руководства внеклубными формами самодеятельного художественного творчества: Л., 1982.
3. Бакланова Т. И. Самодеятельное художественное творчество: организация и научно-методическое руководство. М., 1986.
4. Белов В. И. Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах: М., 1985.
5. Всеволодский-Гернзросс В. Н. История русского театра. Л.- М.: Искусство, 1977.- 299 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991
7. Дельгас Г. В., Фомина И. Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 3.
8. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
9.. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. Спб., 2006.
10. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока. М., 1993.
11.. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников.- М., 2000.
12. Накишова Е. Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.
13.. Новикова Н. И. Социализация школьников средствами театральной педагогики // Эксперимент и инновации в школе - 2011.- № 3.
14. Педагогический словарь. М., 1999.
15. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1987.