Методическая разработка на тему «Творческое коллективное составление сказок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 104» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА» Г. СЫКТЫВКАРА |
Творческое коллективное составление сказок |
(я делаю так – из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет) |
|
Автор: Малыгина Надежда Александровна (воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104») |
|
Октябрь 2019 |
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение | Стр. 2 | |
Основная часть: Придумываем сказку вместе. | Стр. 5 | |
Заключение | Стр. 10 | |
Литература | Стр. 11 | |
Приложения: Сказки сочинялки | Стр. 12 | |
Приложение 1. | « Почему игрушечные зайцы разноцветные?» | Стр. 12 |
Приложение 2. | «Смешарики в городе» | Стр. 14 |
Приложение 3. | «Приключения воздушного шарика» (1) | Стр. 16 |
Приложение 4. | «Сказка о воздушном шарике» (2) | Стр. 19 |
Приложение 5. | «Майор Горыныч – постовой и светофор» | Стр. 21 |
Приложение 6. | «Необычное происшествие в осеннем лесу» | Стр. 24 |
ВВЕДЕНИЕ.
Развитие речи детей через составление сказок
| «Прививая вкус к вымыслу, и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, – полезнее…» (Джанни Родари. «Грамматика фантазий») |
Даром слова ребенок начинает овладевать с младенчества и продолжает совершенствовать всю жизнь. Важно помочь ребенку овладеть этим даром.
Совершенствование речи детей, развитие связной речи – главное направление в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста во всех современных образовательных программах.
Содержание образовательной области «речевое развитие» в программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы через решение следующих задач:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.
Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта и сочинять сказки на заданную тему.
Существует огромное количество разнообразных форм, методов и приёмов развития речи детей. Одна из них – через сказку. Сказки содержат образовательные и воспитательные моменты, способствуют формированию положительных дружественных взаимоотношений, учат добру и справедливости, снисходительности к слабым, взаимовыручке и взаимопомощи. С героями сказок можно радоваться и грустить, плакать и смеяться, торжествовать победе добра над злом и сопереживать побеждённым. «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
Все дети любят слушать сказки. Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать, импровизируя. Сказка может стать помощником в играх и драматизациях. Не менее интересно и полезно их сочинять.
Сочинять можно тоже по-разному: одному, вместе с мамой, с другом вдвоем, а можно коллективно – всей группой в детском саду.
Творческое коллективное составление сказок даёт положительный результат в развитии речи детей. Оно раскрепощает стеснительных и робких детей. Дети учатся слушать друг друга, продолжать повествование событий. У них развивается фантазия, воображение. Дети учатся слышать и замечать ошибки в грамматическом строе речи, своей и других, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. Они не так болезненно принимают промахи в сочинительстве, поскольку каждый становится автором текста. Работа над содержанием – обогащает «словарь» детей, учит правильно и точно использовать разные части речи.
Сочинение сказок – увлекательное занятие. Дети готовы заниматься этим нескучным делом часами и получают огромное удовольствие от собственного речетворчества. «Раз ступенька, два ступенька будет – лесенка. Раз словечко, два словечко будет – песенка» – поётся в детской песне. А тут – раз словечко, два словечко будет – «СКАЗОЧКА». А сами сказки, как ступеньки в литературном творчестве.
Придумываем сказки вместе.
В процессе работы при творческом составлении рассказов, сказок, я сталкиваюсь со следующими сложностями:
– однообразие в рассказывании, т.е. повествование действий героя (пошел туда, потом пошел туда, встретил того, поиграли…, поели…, пошли туда…).
– «бедности» используемого словаря; в основном это глаголы и существительные; отсутствие оборотов речи
– повествовательный характер изложения содержания - монолог
– в сказках недостаточно «волшебства», интересных событий
– нарушение структуры; сказки часто остаются с открытым концом
Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то и сказки сочинять можно тоже через игру в совместном сотворчестве детей и педагога. Такая игра доставит радость и удовольствие не только ребенку, но и взрослому, вызовет интерес к владению бесценным даром слова.
Положительные стороны метода коллективного сочинительства:
– исключает повтор текста предыдущих рассказчиков,
– позволяет развернуть более интересный сюжет; сюжет может повернуть в любую сторону, принимать неожиданный оборот
– каждый ребёнок становится соавтором
Выбор темы зависит от задач, стоящих перед педагогом. Это могут быть:
– сказки-почемучки
– на любую тему, предложенную детьми
– сказки-путешествия
– на заданную тему
– на достижение конечного результата
Работу по составлению сказок, историй я провожу поэтапно.
Первый этап – «Сочинялка».
Для этого я использую следующие игровые приёмы:
1. «Клубок».
Как составляется сказка по приему «клубок». Очень просто – стоя или сидя в кругу на ковре. Круг символизирует работу на равных. Берется длинный шнур или тесьма с мягким шариком на конце так, чтобы он мог протянуться через руки всех детей. Ребенок, у которого начало клубка (шарик), начинает придумывать сказку – одну или несколько фраз, сматывает шнурок и передает его другому - соседу по кругу. Тот, кому пришел клубок, сматывает тесьму и продолжает сказку. В дальнейшем клубок не нужен, он становится символическим, его может заменить текстильный мячик. Добавлять можно: фразу, событие, слово (объём не ограничивается). Потихоньку клубок сматывается и сказка завершается. Таким образом «рождается» каркас сказки, его основа. Все высказывания детей записываются, как есть, с ошибками. Текст зачитывается. Как правило, он им нравится, поскольку это их собственное сочинение. Ошибок на этом этапе дети не замечают ни в грамотности изложения, ни в последовательности изложения.
2. «Эстафетная палочка». Возможен вариант «эстафеты». В этом случае предмет передаётся не по кругу, а по желанию детей, кому угодно. Он может побывать в одних руках несколько раз, но правило такое, чтобы он прошел через руки всех присутствующих детей. Такой способ хорош тем, что соавторами становятся все дети.
3. «Пластилиновая ворона». Приём «пластилиновая ворона помогает развёртыванию сценария сказки на ходу, даёт возможность вплетения в сказку самых несовместимых на первый взгляд предметов и персонажей, развивая фантазию. Проводится оно на основе лепки по замыслу (по желанию детей). После все эти предметы соединяются в сказку, в форме игры-драматизации, развивая сценарий, и вводя в сказку героев и предметы из числа вылепленных. По условию все предметы должны попасть в сказку. Роль воспитателя сводится к следующему:
Направлять детей, если сказка останавливается, наводящим на размышление вопросом.
Предложить детям поговорить от имени героев, разыгрывая диалог персонажей сказки.
Порассуждать над назначением, оставшихся предметов, каким образом они могут помочь героям сказки выйти из затруднительного положения, на основе знакомых сказок, или из личного опыта детей, или придумать свои волшебные свойства предметам.
Оформить текст сказки для презентации родителям.
Второй этап. «Исправлялки».
Между вторым и первым этапом должно пройти какое-то время.
На этом этапе идёт чтение на восприятие текста, с установкой услышать ошибки в тексте: словах, предложениях; то, что нужно исправить.
Далее включается игра «исправлялка», т.е. совместное исправление ошибок в грамматическом строе речи, лексике, идет поправка повествования, иногда переставляются местами целые эпизоды. Предложения расширяются, обогащаются прилагательными, наречиями, другими частями речи, некоторые слова заменяются синонимами, подбираются местоимения. Простые предложения преобразуются в сложные. Корректируется структура. Продумываются диалоги; для этого используется диалоговая инсценировка фрагмента с передачей характера персонажей.
Всё содержание переписываю в измененном, совместно с детьми, виде и прочитываю снова. Дети иногда бывают изумлены результатом своего творчества.
Третий этап – «Добавлялка».
Он включается, если есть необходимость или желание детей дополнить содержание сказки. На этом же этапе переделываются неудачные места.
«Сказка кончилась, и, тем не менее, место для того, что было, потом всегда найдется» (Дж. Родари «Грамматика фантазий»).
Четвёртый этап – «Рисовалки, Самоделки, Обыгралки».
По желанию детей к тексту рисуются иллюстрации в альбоме, туда же вписывается текст, и выходит книжка собственного сочинения. Её «читают» сами дети, родители, другие группы. Можно по мотивам сказки выполнить макет, куда вносят свою лепту все желающие или драматизировать в самостоятельной театральной деятельности.
Пятый этап – «Презентация сказки».
Дети презентуют сказку родителям, либо другим детям. Это может быть книжка, макет, видео (мультфильм), или драматизация сказки.
Для того чтобы сочинять сказки, не требуется специальных занятий. Можно использовать время в режимных моментах, в утренней или вечерней организованной совместной деятельности с детьми.
Их можно планировать согласно годовому плану ДОУ и группы, привязывать к темам проектов, а можно просто стихийно, по воле случая, по создавшейся ситуации.
1. Например: Дети приходят в детский сад со своими игрушками. В один прекрасный день в группе оказывается несколько мягких игрушек-зайцев, но что интересно, все они разного цвета. Можно не обратить на это никакого внимания – разноцветные, да и ладно. А можно задать детям вопрос – «Почему зайчики не серые и белые, а разноцветные?» Ответы детей могут быть разные. Например:
– Потому, что их такими сшили.
– Потому что их такими купили в магазине. И тому подобное, но почти все они из личного практического опыта.
А если их заинтриговать... Есть много сказок, которые начинаются со слова «почему». Вместе с детьми вспомнить ранее прочитанные сказки: «Почему у зайца длинные уши?», «Почему у тигра полоски на шкуре?», «Почему у месяца нет платья?» и другие.
– А что…? Если нам самим придумать сказку – «Почему игрушечные зайцы разноцветные?» И начинает сматываться «клубочек», или передаваться «эстафетная палочка».
2. Другой вариант: Разные герои сказок путешествуют по-разному – разными способами и с различной целью. Вопрос – «Кого, или что мы бы могли отправить в путешествие?» Выслушать разные варианты ответов и остановить выбор на одном из предложенных детьми.
Так у нас появилась история «Путешествия воздушного шарика».
3. Согласно плану, идёт работа по проекту – «Правила дорожные – детям знать положено». В группе обсуждается тема по правилам дорожного движения. Возникает вопрос – кто из сказочных или мультипликационных героев мог бы приехать в город, немного знающий о правилах дорожного движения, но не умеющий ими пользоваться? И рождается интересная история «Смешарики в городе».
4. Сказка «Постовой Майор-Горыныч» появилась как пояснение к облику персонажа; поскольку нужно было объяснить образ, т.е. к завершению сказки Змей Горыныч должен был стать постовым – регулировщиком.
5. Идея приема «пластилиновая ворона» появилась спонтанно после лепки на свободную тему по замыслу детей. Обсудив с детьми идею, решили провести эксперимент – придумать сказку с драматизацией, с помощью вылепленных ими предметов. У детей уже имелся опыт драматизации пластилиновыми поделками по мотивам знакомых сказок. Это оказалось очень интересно. Пришлось вплетать в сказку самые несовместимые, на первый взгляд, предметы и персонажи, что привело к творческому фантазированию у детей. Невозможность предугадать разворачивание сценария сюжета возбуждало интерес к сочинительному творчеству. Перед детьми стояла задача ввести в сказку все вылепленные предметы, наделив их характерами или волшебными свойствами, с учетом их внешнего вида. По ходу сочинительства мы останавливались, обсуждали предложенные детьми варианты, анализировали факты, обговаривали диалоги между персонажами, придумывали им имена, вспоминали и дискуссировали по поводу волшебства предметов, рассматривали оставшиеся предметы и обдумывали способы введения их в сказку.
Название сказки придумали в конце. У нас получилась сказка «Необычное происшествие в осеннем лесу».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Такая форма составления сказок не заменяет, а разнообразит и дополнит другие основные формы работы в этом направлении. Она обогащает и способствует развитию детской фантазии и воображению.
Некоторые, наиболее удачные варианты сказок, созданные с детьми в разное время, прилагаются.
ЛИТЕРАТУРА.
М. А. Васильева «От рождения до школы» (Программа).
Дж. Родари «Грамматика фантазий».
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Почему игрушечные зайцы разноцветные?
В магазине на полках стояло много разных игрушек. Там были плюшевые мишки, нарядные говорящие куклы, заводные машинки, шагающие роботы, разноцветные мячики и другие игрушки. Среди них были и зайчики: белые и серые. У прилавка толпились дети и взрослые. Они покупали разные игрушки. Только зайчики стояли грустные - их никто не Может цвет был непривлекательный?
Магазин находился рядом с парком, недалеко от реки. С верхней полки зайчикам было хорошо видно и парк, и гуляющих в парке веселых детей. Им так хотелось побывать там, побегать, поскакать по зеленой травке.
Как- то раз, продавщица, уходя домой, забыла закрыть окно. Только что прошел дождь, и выглянуло солнце, в небе всеми красками засияла радуга. Любопытные зайчики тут же поскакали со своих полок и вскарабкались на подоконник. Радуга так и манила их к себе. В парке было пусто и тихо.
– Вот бы ее потрогать лапками – вдруг прошептал один.
– Так хочется посмотреть поближе – сказал другой.
– И мне!
– И мне!
– И мне! – обрадовались остальные.
Как по команде крича и толкаясь, зайцы высыпали на травку. Наперегонки они неслись к радуге. Прискакав, остановились. Радуга так и переливалась всеми цветами. Она уходила высоко вверх до самых облаков.
– Вот бы на нее взобраться.
– «А что?» - сразу же подхватили остальные.
И все дружно стали карабкаться на радугу, помогая друг другу. Усевшись наверху, зайцы долго любовались открывшейся им красотой. Сверху было всё, как на ладони. Но, к сожалению, нужно возвращаться. Зайки с веселым смехом покатились вниз, кто на спинке, кто кувырком, кто на животе. Оказавшись внизу, они оглядели друг друга, на что же они были похожи – кто розовый, кто голубой, кто желтый с зелеными ушками, а кто и весь в пятнышках. Это они пока катились, все измазались об радугу.
На следующий день, открыв магазин, продавщица ничего не заметила, но каково было ее изумление, когда дети столпились у полки с зайцами. Они радостно тянули руки и кричали. Всем хотелось приобрести симпатичных разноцветных зайчиков.
И с тех пор все игрушечные зайцы разноцветные, хотя иногда встречаются и белые и серые, но их совсем немного. Это, наверное, те, кто не успел прокатиться по радуге.
Приложение 2.
Смешарики в городе.
Однажды Крош застал своего друга Лосяша за чтением интересной книги.
– Что это ты читаешь? – Спросил Крош.
– Азбуку дорожного движения. – Важно ответил Лосяш.
– Азбука – это про буквы, я знаю. – Весело воскликнул Крош.
– А вот и нет. Это про правила дорожного движения, ну, как дорогу переходить надо.
– Да я и без правил перебегу, где, когда и как хочу! – Засмеялся Крош. Зачем эти правила нужны…
– Это у нас не нужны, а в городе как раз и нужны, вдруг мы в город соберемся? – Возразил Лосяш.
– Можно и мне тоже посмотреть? – Попросил Крош.
– Ну конечно! – Разрешил Лосяш.
И они стали вместе изучать «Азбуку дорожного движения». Они рассматривали дорожные знаки на картинках и учили правила. Вскоре об этом узнали и к ним присоединились другие Смешарики. Ведь вместе учиться всегда интересней. И когда последняя страница была изучена, Крош весело воскликнул: «Вот теперь можно отравляться в город!»
– Что ж, это здорово! – Поддержал его Кар-Карыч.
– В город, так в город. – Подхватил Копатыч. – Может я себе новую лопату куплю?
– А я новый бантик. – Обрадовалась Нюша.
И друзья начали собираться в дорогу.
В город они пришли рано утром, и людей не было видно. По дороге мчались разные машины. «Надо перейти дорогу» – сказал Лосяш. – «Но для этого нужно найти пешеходный переход». Вскоре они дошли до того места, где на дороге были нарисованы белые полоски и на ножке стоял знак «пешеходный переход». «Вот тут!» – уверенно сказал Лосяш. Светофор весело светил красным глазом. Машины мчались без остановки.
– А, по-моему, нужно прорыть подземный переход. – Сказал Копатыч. И тут же взялся за работу, даже на картонке нарисовал знак «подземный переход». Но вдруг наткнулся на какие-то трубы земле, и работу пришлось прекратить. Вдруг светофор моргнул жёлтым глазом.
– Что-то тут не то. – Сказал Кар-Карыч, взлетев и усевшись на светофор.
– Смотрите! – Вдруг запрыгал от радости Крош.
Друзья замерли от удивления. На светофоре загорелся зелёный свет, и все машины, как по команде, остановились. Переход был свободен.
– Да, хорошая это штука – светофор! – Воскликнул Крош.
– И правила очень нужные и полезные. – Поддержал его Лосяш.
И Смешарики смело зашагали по белым полоскам через дорогу.
Приложение 3.
Приключения воздушного шарика (1).
Оле на день рождения подарили воздушный шарик. Он был желтый, круглый, большой. Оля взяла его с собой в детский сад. Шарик всем очень понравился.
– Давайте ему нарисуем глаза - предложила Ира.
– И рот – добавил Дима.
И дети, вооружившись фломастерами, принялись за дело. Глаза получились большими, круглыми, голубыми как небо, а рот растянулся в улыбке. Ребята остались довольны и шарик тоже. Он смотрел вокруг удивленными глазами и широко всем улыбался. На прогулку дети пошли тоже с шариком. Они затеяли весёлую игру, перебрасываясь шариком, громко кричали и заливались весёлым смехом. Вдруг подул ветерок. Ниточка выскользнула из Олиных рук, и… Дети подпрыгивали, пытаясь ухватить руками за ниточку. Но напрасно – шарик поднимался всё выше и выше. Оля расстроилась. Дети стало грустно. Они глядели вслед удаляющейся желтой точке.
– Он отправился путешествовать - попыталась успокоить ребят воспитательница.
– Да! Да! Обрадовались дети.
– Но он вернётся – вдруг уверенно заявил Миша. И поглядев в заплаканные глаза Оли, добавил – обязательно вернётся, вот увидишь! Девочка недоверчиво посмотрела на него, все дети знали, что воздушные шарики не возвращаются.
А как же шарик? Шаловливый ветер играл им, как хотел. Сначала шарик просто смотрел по сторонам, с любопытством разглядывая, что делается внизу. Под ним проплывал большой город с домами, улицами, мигающими светофорами.
Решив передохнуть, он ухватился ниточкой за балкон высотного дома и осторожно заглянул внутрь. По всей комнате валялись разбросанные игрушки, а посередине стояла девочка с растрёпанными волосами, крича – «Не буду! Не хочу!». Повернувшись и увидев шарик, бросилась к балконной двери с криком – «я хочу шарик! Вот этот!» Шарик в испуге отшатнулся и подхваченный ветром летел, слыша вслед – «чу-у-у…». В другом дворе его чуть не поймали мальчишки, игравшие в футбол. А потом чуть не попал в сачок для ловли бабочек, но при этом всё улыбался широкой нарисованной улыбкой.
Далеко остался шумный город. Теперь под ним проплывали реки, леса, луга. Один раз он чуть не угодил на иголки ежу, другой – еле распутался, запутавшись в ветвях высокой ёлки. Ветер то поднимал его высоко в небо к самым облакам, то опускал до самой земли, так что он задевал траву – это было очень щекотно.
Вскоре под ним раскинулось широкое синее море. Ветер стих, и шарик плавно опустился на воду. Волны покачивали его, щекоча его бока. Мимо проплывала стайка диковинных животных. Они выпрыгивали из воды, снова ныряли, поднимая брызги. Увидев шарик, они стали подбрасывать его носами, по-своему переговариваясь между собой. Вдруг из воды показалась чья-то зубастая пасть. Шарик, в испуге, попытался закрыть глаза, но ничего не получилось, ведь глаза были нарисованные. Он видел, как его новые друзья дружно бросились на обидчика, и он скрылся в воде. Неожиданно из воды забил фонтан, и шарик подбросило высоко вверх. Снова его подхватил ветер, но он уже почти ничего не видел вокруг.
Стемнело, да и краски почти смыло водой. И ему ничего не оставалось делать, как послушно лететь туда, куда несёт ветер. Летел долго. Он уже устал и мечтал только об одном, об отдыхе, как вдруг почувствовал, что ниточка за что-то зацепилась, и он повис, облегчённо вздохнув.
– Шарик вернулся! Шарик вернулся! – услышал он чьи-то голоса. Почувствовал, как ласковые руки обхватили его и нежно обняли.
– Миленький, хороший! Где же ты был? – слышались ребячьи голоса.
– Где твои глазки? Что – то защекотало – и… Он снова увидел знакомые, счастливые лица и улыбнулся широкой нарисованной улыбкой.
– Я же сказал, что он вернется – сказал Миша, довольно улыбаясь.
Многое бы смог рассказать шарик, но он только широко улыбался и глядел на всех удивлёнными глазами.
Приложение 4.
Сказка о воздушном шарике (2).
Кате подарили воздушный шарик. Она вышла с ним на улицу. Девочка держала его за ниточку, а Шарик летал у неё над головой и смотрел по сторонам.
– Вот я какой! я похож на солнышко, такой же жёлтый - думал он и улыбался.
Вдруг ниточка выскользнула из рук Кати и Шарик полетел. Он летел над городом, лесом, лугом долго, пока не стих ветер.
Шарик опустился в сказочном месте, на цветущей лужайке. Как здесь красиво – подумал Шарик. Вдруг на него села Бабочка.
– Ты кто? – спросил Шарик и удивился, что может говорить.
– Я Бабочка. Я здесь живу со своими подружками. Мы летаем над цветами.
– А ты кто?
– Я – Воздушный Шарик. Я прилетел сюда с ветерком. Какая ты красивая!
– Ты тоже красивый! Я подумала, что ты большой одуванчик, такой же желтый и круглый.
– Здесь так красиво! Куда я попал?
– Ты в сказочной стране бабочек.
Тут слетелись другие бабочки. Их было очень много, они были разноцветные, как цветы. Они кружились вокруг него и болтали не умолкая: - Ты же умеешь летать, ведь ты прилетел. Давай, полетай с нами. Они садились на него и щекотали своими усами, и Шарик весело хохотал. Но как ни старался, он не мог взлететь, а лишь покачивался в траве. Он даже пробовал подпрыгнуть, но у него ничего не получалось. Бабочки мелькали у него перед глазами. Вдруг он вспомнил Катю. Вспомнил, как она играла с ним и весело смеялась. Шарику стало грустно. Ему захотелось обратно, домой. Что же делать? Как же она, без меня? Ей, наверное, тоже грустно – думал он. Неужели я останусь здесь навсегда? И тут, налетел ветерок, будто услышал его мысли. Шарик поднялся в воздух и … полетел.
– Куда же ты? – кричали вслед бабочки.
– Не улетай! Поиграй с нами …
– Не могу… до свидания… – кричал Шарик, но его уже никто не слышал. Страна Бабочек осталась позади. Куда же меня несет? – думал Шарик, оглядываясь по сторонам.
Но что это? Шарик увидел знакомый двор и грустную Катю. Ветерок опустил его прямо в руки девочке. Спасибо тебе ветерок – прошептал Шарик и улыбнулся Кате нарисованным ртом. Она прижала его к себе и тоже улыбнулась.
– Как хорошо, что ты вернулся! Я думала, что ты улетел совсем. Где же ты был? Шарик рассказывал ей про бабочек, про цветы, но девочка ничего не услышала и не поняла, ведь шарики могут разговаривать только в сказочной стране.
– Ты больше никуда не улетишь? – спросила Катя, глядя в нарисованные глаза. А Шарик только улыбался нарисованным ртом. Он был рад, что доставил радость девочке.
Приложение 5.
«Майор Горыныч –Постовой и Светофор».
В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве жил – был Царь. Была у него дочка – Царевна, красоты неписаной.
Прилетел Змей Горыныч украл Царевну и унёс себе в пещеру. Загоревала Царевна и просит Змея – «Верни меня отцу, он тебе за это много золота даст». Подумал Змей Горыныч и отнёс её обратно царю. Стал просить выкуп. Говорит ему Царь
– Сотвори мне такое чудо, какого в нашем царстве – государстве никто не видывал, не слыхивал, тогда дам. Опечалился Змей и полетел к Бабе Яге за советом.
– Помоги мне Ягусечка сотворить чудо – чудное, какое ещё в нашем царстве – государстве никто не видывал. Покатила Баба Яга наливное яблочко по золотому блюдечку, и показались разные царства – государства, но ничего удивительнее, чем в Тридевятом царстве нет.
– А не заглянуть ли нам в мир людей? – сказала Баба Яга.
Показало блюдечко город большой. У дороги стоит Чудо трёхглазое на одной ноге, и глаза разным цветом горят.
Вот это чудо - так чудо – обрадовался Змей Горыныч. Наколдуй такое же!
– Не могу милок, придётся тебе самому в мир людей отправляться добывать чудо трёхглазое. Вот тебе шапка невидимка, в ней тебя никто не увидит. Поверни три раза и окажешься там, где ты захочешь.
Поблагодарил Змей Бабу-Ягу, надел шапку невидимку, повернул её три раза и оказался в большом городе. Удивился Змей тому, что увидел. По дороге снуют чудища железные, глаза спереди и сзади, колёса вместо лап, люди ими управляют, кареты самоходные по дорогам мчатся. Людей видимо – невидимо все куда – то спешат, торопятся. А вот и чудо трёхглазое на перепутье стоит. Но странно как-то, то один глаз красным светится, то другой желтым, то третий зелёным – по очереди. Все вокруг как – то странно себя ведут. На красный – стоят, на зелёный – идут. Люди по белым полосочкам через дорогу идут, дорогу им чудища уступают. Перешел он дорогу и пошел по улице вместе с людьми, невидимый в своей шапке. Вдоль дороги непонятные картинки на ножках стоят. Идёт, всему удивляется. Услышал, Змей как мама с сыночком беседуют, про правила какие - то разговаривают, прислушался. Оказывается, вовсе не картинки это, а знаки, полоски на дорогах - пешеходный переход, а Чудо трёхглазое СВЕТОФОРОМ зовут, и правила специальные есть. Вдруг замер от удивления. Стоит посреди дороги дядька с палочкой полосатой в руке. Одет по-чудному, не так как все. Палочкой машет, и все его слушаются. «Что за сила волшебная в той палке таится? Вот бы мне такую же!» – размечтался Горыныч. А что думает – «Голов у меня три, глазами сверкать могу, а головы и перекрасить можно. Вот только волшебную палочку и одежду чудную добыть бы. Подкрался поближе, сказал тихонечко:
– Не пугайся меня добрый молодец. Как звать-величать тебя? Не мог ли ты подарить мне палочку волшебную, в которой сила великая и одежду чудную.
– Постовой регулировщик, майор Горынов – представился дядька. Палочка вовсе не волшебная, «жезлом» называется, а сила вся не в ней, а в правилах дорожного движения, которые все знают и соблюдают, и подарить её тебе никак не могу, она мне для дела нужна.
– Как все? А я? Где всё про эти правила разузнать?
– Тогда тебе дорога в школу регулировщиков.
Много ли, мало ли времени прошло, выучил Змей правила дорожного движения. У лучшего портного сшил себе форму и вернулся в свое Царство тридевятое. Предстал перед Царем. Увидел его Царь в странном виде – расхохотался.
– Ну и чудной же вид у тебя, ты почто так оделся?
Рассказал ему Змей всё, что в людском мире видел и слышал. Захотелось Царю такое же чудо у себя иметь. Наградил он Змея по-царски.
– А на что мне золото в пещере хранить, решил Змей Горыныч. Нашел он тогда лучших строителей, чтоб дорогу построили, художников, чтоб знаки нарисовали, и стал регулировать. Все жители пришли поглядеть на чудо великое. Но ничего – то не получается, никто его не слушается. И вспомнил тогда Змей Горыныч слова регулировщика: «Вся сила в правилах, которые все знают и выполняют».
И открыл Змей Горыныч школу по правилам дорожного движения.
А Царь издал указ такой: «Всему населению царства Тридевятого, от мала до велика, пройти обучение и знать правила дорожного движения. А кто ослушается – того вон из царства».
И с тех пор в Тридевятом царстве Тридесятом государстве стал на дорогах порядок.
Приложение 6.
«Необычное происшествие в осеннем лесу».
(Результат предварительной лепки: деревья в осенней раскраске, синяя ёлка с единственной шишкой, принцесса Осень, девочка, человек-паук, домик, дождь, два белых зайца и один розовый, три лисы, ёж, жираф, два котенка, Колобок, фиолетовые грибы (большой и маленький), фиолетовый шарик, волшебник, огромная морковка, вентилятор, светофор, гараж, посуда: чашка, блюдце, ложка, миска, палочка)
Жил-был Ёжик. Как- то раз, он гулял по осеннему лесу, собирал ягоды, грибы, листья для утепления норки и красивый букет из осенних листьев. В лесу он встретил принцессу Осень. Она раскрашивала листья на деревьях в яркие цвета. Здравствуй принцесса, спасибо тебе за вкусные плоды и красоту в лесу - сказал Ёжик, помахал ей лапкой и побежал дальше. Навстречу ему шла Лиса с лисятами
– Куда ты Ёжик бежишь?
– Просо гуляю. Вот тебе букетик. Поздравляю тебя с золотой осенью!
– Спасибо Ёжик. Пойдем с нами, вместе веселее гулять.
Они шли по лесу и любовались красотой. Тропинка привела их на полянку к зеленому домику с красной крышей. В нем жил заяц Пушок.
– Здравствуйте соседи.
– Привет Пушок, как живешь?
– Хорошо Ёжик. У меня есть теплый домик, в огороде выросла огромная морковка, вот она, на всю зиму хватит. Скоро ко мне придет подружка Снежинка, так что настроение у меня отличное.
Тут на небе туча нахмурилась, и полил сильный дождь. Куда спрятаться? Домик у зайца маленький не поместиться всем? Друзья огляделись. Посреди поляны стоял гриб, и малыши спрятались под ним, как под зонтиком. Гриб был необыкновенный - огромный и весь ярко-фиолетовый. От него шел странный, непонятный запах, хотя и приятный. Дождь вскоре закончился и все выбежали из–под гриба. Но…, что это? Что случилось? Зверята не узнавали друг друга. Они все стали другими. Они превратились кто в кого: Лиса – в девочку с длинной косой в красном сарафане, лисята - в котят рыжего и белого. Пушок стал оранжево – розовым, а вместо Ёжика на всех удивленно смотрел Жираф. Сначала им стало смешно и весело, а потом они загрустили.
– Что же мне делать? – вздохнул Жираф, ведь скоро зима, я замерзну и чего я буду есть, веди листья уже желтые и скоро совсем опадут?
– А детям и котятам нужен теплый дом – сказала Алиса и нежно погладила грустных котят.
– А мне как в такой шубке? – вскрикнул Пушок – Как я, такой розовый зимой прятаться буду? Меня же издали видно будет на снегу.
Всем было о чем грустить.
– Ха – ха – ха – раздалось на весь лес.- Здорово я пошутил! Это смеялся Гриб. Сделай нас, пожалуйста, обратно такими, кем мы были – попросили звери, но Гриб только захохотал в ответ. Звери совсем загрустили. В лесу что-то зашуршало, и на поляну вышел человек не человек, зверь не зверь, похожий на снеговика, только оранжевый с желтой головой, большими глазами и длинными руками.
– Кто ты?- Хором спросили все.
– Я, Друг Леса – волшебник
– Помоги нам, пожалуйста, преврати нас обратно в самих себя – попросили звери, нас Гриб заколдовал. Мы были Ёжиком, лисичками, белым зайчиком, а теперь что, как же нам зимой прожить в таком виде?
– Что ж, попробую, если смогу помогу. Я в беде никого не бросаю – сказал Волшебник Друг Леса и достал блюдечко с ложечкой. Провел он ложечкой по каемочке, постучал по донышку и зашептал: подскажи нам блюдечко, как нам с Грибом справиться? Донышко у блюдечка засветилось, показалась странная ёлка синего цвета, послышались слова – в дремучем лесу растет синяя ёлка, на ней шишка, под ёлкой колонка с волшебной водой, ключ в гараже, правила светофора. Полейте настоем из чашечки и чары рассеются. Проговорило блюдечко и погасло.
– Чашечка у меня есть – сказал Друг Леса. А вот в чем же принести воду?
– Я придумал! – воскликнул Пушок. Вот из этой мисочки и палочки можно смастерить котелок.
– Как же мы найдем дорогу к синей ёлке? Мы же не знаем, где она растет? – спросил Жираф.
Тут послышалась чья-то веселая песенка: «Я от дедушки ушел…, от лисички ушел, я весь лес обошел…» и на полянку выкатился Колобок. «Я все слышал, я вам помогу и дорогу покажу, я тут все тропинки знаю, бегите за мной» и покатился, весело напевая свою любимую песенку. Друзья побежали за ним. «Ха-ха-ха»- донеслось им вслед… Долго они бежали по лесу. «Вот она, синяя ёлка» - сказал Колобок и укатился, только его и видели, даже спасибо сказать не успели. Дотянулся и достал Жираф с верхушки шишку. Хотели воды набрать, да не идет вода – ключ нужен. «Ключ в гараже, правила светофора» – вспомнили они заветные слова. Вот и красный глаз светофора светится, а рядом гараж, темный. Страшно. Стали зеленый сигнал ждать. Час прошёл, два…, скоро темно станет, а светофор все не переключается. Заплакали – замяукали котята, Алиса их утешает.
– Что же нам навсегда такими остаться придется - вздохнул Жираф.
– Перестаньте хныкать – строго сказал Пушок – Видно светофор сломался, нам помощь нужна.
И только он произнес это, сверху послышался чей-то голос - «Кому тут помощь нужна? Я всегда прихожу на помощь тем, кому она нужна» Откуда-то сверху спустился Человек-Паук. Он в две минуты починил светофор и исчез, крикнув – «Зовите, если что!» Светофор заработал. Зажегся зеленый сигнал. Дверь гаража открылась. Котята юркнули в гараж и достали ключ. Он был ржавый, видно им давно не пользовались. Алиса набрала воды, котята вернули ключ на место и друзья отправились в обратный путь. Котелок с водой и шишкой несли по очереди, стараясь не расплескать. Вот и знакомая полянка. Гриб стал еще ярче от злости. Он злобно шипел. Друг Леса встретил их с радостью. Он быстрее достал чашечку, и Алиса полила его водой. Гриб зашипел и стал уменьшаться, превратился в шарик и исчез. Вместо него из земли появилось облачко пара фиолетового цвета со знакомым запахом.
– Вентилятор! Скорее вентилятор! – закричал Волшебник. Это облако надо разогнать, пока оно снова не натворило беды.
Пушок забежал в домик, выбежал с вентилятором в руках и направил на облако. Облако рассеялось. Все посмотрели друг на друга. Они стали прежними. «Ура! Вот здорово!» – закричали все. «Хорошо то, что хорошо кончается. Я рад за вас» - улыбнулся Друг Леса, помахал на прощание и ушел в лес. – Приглашаю всех на морковку – пригласил Пушок и все согласились, потому что здорово проголодались.
Кияйкина Наталья Федоровна
Малыгина Надежда Александровна
Шабанова Алёна
Малыгина Надежда Александровна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Малыгина Надежда Александровна