Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (2 класс)

7
0
Материал опубликован 20 September 2017 в группе

Урок литературного чтения к учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого. УМК «Перспектива» 2 класс.

Тема урока: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти себе друзей».

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования общекультурной и читательской компетенций в ходе изучения второй главы повести-сказки Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Целевые установки урока:

Личностные умения:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественных произведений

Метапредметные.

Познавательные умения:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

определять тему и главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

-поиск и выделение необходимой познавательной информации;

- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- моделирование;

- установление причинно-следственных связей;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

- записывать и фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- выделять в тексте ключевые слова;

- формулировать правила дружеских отношений;

-учиться составлять объявления.

Оборудование: запись песенки крокодила Гены, презентация в Smart Notebook , нетбуки, карточки со схемой анализа пересказа.

Этапы

урока

Задача – результат каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД, формируемые на каждом этапе

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной готовности;

формирование положительной мотивации к учению.

- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.

(открывается слайд)

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Самоконтроль готовности.

Высказывают предположения.

(Клад - это богатство, деньги, золото)

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

Проверка домашнего задания.

проверить уровень выполнения домашнего задания

А) СЛАЙД. Восстанови ключевые слова нашей темы «Мы – друзья»

ро доб ла же ность тель

пе тер е ни

у же ва е ни

мо вза и мощь по

С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (С. Михалков «Как друзья познаются»

-Какие пословицы о дружбе можно было бы использовать в качестве заголовка?

- Почему бобёр не захотел больше дружить с лисой и кабаном? Какого качества не хватило их дружбе?

Б) Проверка пересказа, подготовленного учениками 2-ой группы.

В)- У кого получилось составить рассказ по предложенным пословицам о взаимовыручке и взаимопомощи?

Можно ли утверждать, что при помощи …данной пословицы можно сформулировать основную мысль рассказа?

- Выскажите комплименты своим одноклассникам и их работам.

Ученики восстанавливают слова на ИД.

Дети называют подобранные пословицы, отвечают на вопрос

Б) Пересказ (анализ пересказа по алгоритму)

АНАЛИЗ ПЕРЕСКАЗА по алгоритму.

1) Говорил уверенно, не допуская долгих пауз.

2) Передал все события последовательно.

3) Передал характер героев.

4) Не использовал в речи «слова-сорняки».

В) Ученики читают свои рассказы, басни, которые составили по пословицам:

Без беды друга не узнаешь.

Для друга всё не туго.

Дружбу водить – так себя не щадить.

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественных произведений

осознанное

--построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

-адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Работа с текстом до чтения

способствовать развитию такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста;

формирование умения зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока;

способствовать принятию целей урока, готовности к чтению и обсуждению текста

А)

-Интересно, а кто же станет героем нашего следующего произведения? (Звучит песенка крокодила Гены.) Эта песня поможет вам определить главного героя нашего произведения.

Б) Рассказ о писателе.

Эдик рос озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз обещал, что с понедельника начнет учиться на пятерки. Наступал понедельник, случались какие-то другие дела и ... двойки появлялись снова.

Однажды, спрыгнув с крыши, он сломал ногу и попал в больницу. Там ему было очень одиноко. Но скоро к нему пришли друзья, принесли учебники и навещали его каждый день.

К несказанному удивлению окружающих Эдик, стал серьезно заниматься. Да настолько упорно, что смог после школы поступить в авиационный институт и стать инженером.

Работая инженером, он написал детское стихотворение и отправил его на передачу «Радио-няня». Детям очень оно понравилось. Они попросили его написать стихи о дружбе. Он стал писать для детей и не заметил, как стал популярным детским писателем.

- Кто догадался, о каком писателе идёт речь в этом рассказе? Какие произведения этого писателя вы читали?

Кто может сформулировать тему нашего урока? Кто читал эту повесть-сказку или видел мультфильм?

-Прочитайте название текста. Предположите, о чём оно может нам сообщить.

Это только одна глава из большой повести-сказки.

Кто читал эту повесть-сказку или видел мультфильм?

Дети определяют, что главным героем станет Крокодил Гена.

Ученики предполагают, что этим популярным детским писателем является Эдуард Успенский, формулируют тему урока.

Высказывают предположения, что в заголовке отражена тема текста, крокодил Гена – это главный герой главы, а также речь пойдёт об его друзьях.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-определять тему и главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

Работа с текстом во время чтения

способствовать пониманию текста и созданию его читательской интерпретации, а также пониманию, как найти себе друзей.

Создать условия для понимания основной проблемы главного героя, а также осознания, что друзей лучше искать среди сверстников, способствовать приобретению практических навыков по составлению объявления.

А) Первичное восприятие текста (приём: чтение с остановками)

Чтение текста учителем до слов «А почему я всё время один?»

1 ОСТАНОВКА

Почему стало грустно крокодилу Гене?

Докажите, что он был одиноким? Перечитайте текст и выделите слова и выражения, помогающие нам представить день крокодила Гены, составить его распорядок дня.

Б) Чтение абзаца «А почему я всё время один?»

2 ОСТАНОВКА

- Кто может быть другом?

СЛАЙД ИД. (дети, компьютер, мама, животное, книга, игрушка)
-Наша задача – постараться понять, как найти друга (ОБВОДИМ 1-ый рисунок)

- Где можно найти себе друга?

СЛАЙД ИД (школа, кто-то познакомил, в интернете, на секции, кружке, в учреждениях культуры)

В) Чтение текста до конца.

- Какой способ знакомства выбрал крокодил?

ФИЗМИНУТКА.

- Что такое объявление? (Извещение, сообщение о чём-нибудь)

 

На уроке открытия новых знаний мы обычно, выполняя пробное действие, сталкиваемся с … затруднением или проблемой?

- Как вы думаете, возникли ли проблемы у Гены при составлении объявления? Какие? (орфографические ошибки)

- Помогите Гене исправить эти ошибки. СЛАЙД.

- Кто мог откликнуться на такое объявление?

Перечитать толкование слова «дружба». СЛАЙД,

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Что бы вы добавили в это объявление?

- Выберите информацию, которую необходимо поместить в объявление:

Информация о себе (ФИ, возраст, род занятий)

Где отдыхал эти летом?

Какую последнюю книгу прочитал?

Информация о своих увлечениях.

Описание внешности предполагаемого друга.

Описание характера предполагаемого друга.

Дети высказывают предположения о причине грусти крокодила. Приходят к выводу, что крокодил был очень одинок.

Работают на нетбуках с текстом произведения в парах, выделяют ключевые слова, помогающие составить распорядок дня героя.

Дети высказывают предположения, на ИД открывается постепенно открывается кластер

Дети высказывают предположения, на ИД постепенно открываются рисунки, соответствующие ответам.

Дети читают и отвечают на поставленный вопрос.

Высказывают предположения и сверяют свои ответы с определением слова на слайде ИД

Дети отвечают на вопросы.

Дети исправляют орфографические ошибки в объявлении.

Приходят к выводу, что на такое объявление мог откликнуться кто угодно.

Высказывают предположения о том, что в объявление лучше ещё добавить больше информации о себе, описание черт характера, интересов будущего друга.

Работают на нетбуках: удаляют лишнюю информацию из объявления.

Проверяют себя, обосновывают свой выбор

-адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

- антиципация;

поиск и выделение необходимой познавательной информации;

- развитие умения работать с различными источниками информации;

-фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;

выделять в тексте ключевые слова.

- моделирование;

Работа с текстом

после чтения

корректировка читательской интерпретации;

способствовать формированию понимания темы и основной мысли текста, а также осознанию основного правила поиска друга.

- Достаточно ли одного знакомства, чтобы дружба получилась?

- С каким человеком вам захотелось бы продолжить дружбу?

От кого в первую очередь зависит, есть у тебя друг или нет: от самого человека или от окружающих его людей? Попробуйте продолжить формулировать правило дружеских отношений:

Самый верный путь найти друга —… быть им. СЛАЙД

- Как вы понимаете это выражение?

- Давайте вернёмся к нашему тексту.

- Оправдались ли наши предположения по заголовку текста.

Скорректируй формулировку темы текста.

 

Попробуем сформулировать основную мысль текста.

Приходят к выводу, что для дружбы одного знакомства недостаточно.

Высказывают мнение о том, каким хотели-бы видеть своего друга. Приходят к выводу: необходимо быть интересным другим людям, терпимым и доброжелательным.

Пробуют продолжить высказывание, а затем объяснить его значение.

Приходят к выводу, что предположения подтвердились только частично.

Дети формулируют тему текста: одиночество и поиск друзей крокодилом Геной.

Дети формулируют основную мысль текста: плохо жить, не имея друзей.

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-формулировать правила дружеских отношений и основной мысли текста.

Рефлексия.

выяснить отношение к изучаемой проблеме;

способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Продолжи предложение:

Этот урок заставил меня задуматься …

Этот урок научил меня …

После этого урока мне захотелось …

- Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы вы всегда были интересны другим людям, и пусть вам никогда не придётся искать друзей по объявлению.

- Кто из ваших одноклассников проявил себя на уроке, как вдумчивый читатель? Обоснуйте свой ответ.

Дети продолжают предложения.

Высказывают своё мнение и обосновывают его.

-адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

   

Домашнее задание по выбору.

1)Если вы хотите узнать, кто же стал друзьями крокодила Гены, прочитайте следующие главы этой книги.

2) Составить своё объявление с предложением дружбы.

3) Научиться читать текст целыми словами.

   


Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс.
NOTEBOOK / 7.98 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.