Урок литературного чтения во 2 классе «Э.Н. Успенский "Чебурашка"»

9
0
Материал опубликован 17 May 2018 в группе

Предмет: Литературное чтение, 2 класс

Учитель: Е.А.Серебреникова

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.

Тема урока: Э. Н. Успенский «Чебурашка» ( из сказки «Крокодил Гена и его друзья»).

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок- путешествие

Технологическая карта

Тема

Э. Н. Успенский «Чебурашка» ( из сказки «Крокодил Гена и его друзья»).

Цели урока

1.Познакомить с жизнью и творчеством Э.Н.Успенского и его произведением «Чебурашка» из сказки «Крокодил Гена и его друзья»;

2. На примере произведения воспитывать в детях чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся должны уметь воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать в группах; планировать свои действия в соответствии с поставленными целями; учится высказывать своё отношение к прочитанному произведению;

Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им;

Познавательные: уметь ориентироваться в тексте произведения; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы о результатах своей работы на уроке;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы, оборудование

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Компьютеры, медиапроектор, презентация, скайп, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (рефлексия), тест в программе «Power Point».

I этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Цель: психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке, развитие речевого аппарата, скорости чтения вслух и молча.

2-3мин.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Придумано кем–то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера. (слайд1)

1.Психологический настрой.

-Сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой наших гостей. Пожелаем мысленно себе удачи и начнём наш урок.

2.Речевая разминка

-А начнём мы наш урок с речевой разминки. Прочитайте чистоговорку одними глазами (“внутренним голосом”). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. (слайд 2)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим.

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности.

3-5мин.

II. Постановка целей урока.

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением, имя главного героя которого вы узнаете, закончив мои строчки, а поможет вам в этом рифма.

(Отрывки из стихотворений Э.Успенского.) Учащиеся выходят к доске и прикрепляют получившиеся слова. В результате они составляют слово «Чебурашка»

1.Долго сонный осьминог

Ничего понять не мог.

Жёлтый сын

Сидит в графине,

По буфету скачет синий,

А зелёный на люстре качается...

Ничего себе день

наЧинается       

2.- Был на квартиру налёт?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

- Может, не наш этаж?

- Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы нЕмножко.

3.«Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой».

А я дедушку не бил,

А я дедушку люБил.

4.Грузовик без колёс!

У ёжика отклеен нос!

Стали чёрными цыплята!

А из куклы лезет вата!

Были новыми игрушки,

А теперь они старУшки.

5.А на елке, как игрушки,

Разместились две старушки.

Опустел весь город мигом -

Ведь опасны шутки с тигРом.

6.Была у детишек

Плохая черта:

Они, как хотели,

Меняли цветА.

7.И надо вызывать скорей

Врача из «неотложки»,

А он боится всех врачей,

Как мышь боится коШки.

8.Берём же скорей

Иголки и клей,

Нитки, катушки

И чиним игрушКи!

9.Если был бы я девчонкой -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирАл.

-Какое слово у вас получилось?

-Правильно, это Чебурашка.(слайд 3, звучит песня Чебурашки)

- А кто знает, из какого произведения этот герой?

-А может быть кто – то из вас уже читал это произведение?

- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Сегодня мы будем изучать произведение Э.Н.Успенского « Чебурашка» (из повести-сказки « Крокодил Гена и его друзья), на примере этого произведения учиться воспитывать чувство доброты, сопереживания, заботы о других.

- А в конце урока посмотрим, смогли ли мы достичь поставленные цели.

- А теперь поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока.

Цель: познакомить учащихся с произведением, автором произведения.

15-20мин.

III. Изучение нового материала.

1. Прямая трансляция с Чебурашкой в сети интернет. (скайп)

«Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Я очень рад видеть вас всех. Сегодня вам предстоит познакомиться со мной поближе. Вы узнаете обо мне много интересного. Я надеюсь, что вы не будете скучать. Приятного вам урока и хорошего настроения. Ваш новый друг- Чебурашка!»

- Ребята, понравился вам Чебурашка? Готовы познакомиться с ним поближе? Ну тогда сядьте поудобнее и закройте глазки. ( слайд 4, звук поезда).

- Мы с вами отправляемся в весёлое путешествие на этом замечательном поезде. Дорога нам предстоит длинная, но интересная. А чтобы мы не устали ехать, давайте немного отдохнём.

(физкультминутка)

Встали дружно из-за парт

И скорее стройтесь в ряд.

Повернитесь вправо, влево.

Наконец, присядьте смело.

Поработайте руками.

Поработайте ногами.

Улыбнитесь, день хороший.

И похлопайте в ладоши.

- А кто из вас знает автора этого произведения?

- Строчки стихотворений, которые вы заканчивали рифмовкой, тоже написал этот же автор.

Станция Э.Н.Успенского (слайд5)

2.Знакомство с биографией писателя.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В школе прилежанием не отличался, зато отличался всякими хитроумными проказами, и учителям, соседям и родителям было с ним хлопотно. Однажды, неудачно спрыгнув с крыши, мальчик попал со сломанной ногой в больницу. И там он вдруг понял, что пора браться за ум: упросил родителей принести ему книги, стал упорно заниматься, а когда вырос- поступил в авиационный институт. Окончив Московский авиационный институт, Успенский 3 года проработал инженером. Но эта работа его особо не радовала. Он стал пробовать себя в юмористике, а затем и в детской литературе.

Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э.Успенский читал ребятам разные книжки, но вскоре книжки кончились, и тогда- неожиданно для себя- он стал рассказывать сказку про Чебурашку: вспомнил свою любимую детскую игрушку. Послушайте, как сам автор рассказывает о том, как у него возникла идея написать эту сказку.( включается аудиозапись)

Э.Н.Успенский до сих пор жив. 22 декабря 2012 г. Ему исполнилось 75 лет.

- Прошло уже много лет, а Чебурашка по прежнему востребован.Он является символом российской сборной на олимпиадах.

3. Чтение слов.

В тексте нам встретится много трудных слов. Поэтому мы сначала прочтём эти слова. (слайд7,8)

-Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком---------тропическом

Гип-по-по-там----------гиппопотам

От-пра-вил-ся-----------отправился

А-пель-си-на-ми--------апельсинами

Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться

Соб-ствен-но-го----------собственного

Че-бу-рах-нул-ся---------чебурахнулся

У-це-нён-ны-е-------- уценённые

-Читайте целыми словами ( слайд9)

Погрузили

Фруктовый

Бракованную

Зверёк

Городской

- Мы с вами приближаемся к Станции «Читайка» ( слайд10)

4. Чтение текста. (текст читает учитель и учащиеся. (стр.139-142))

- Слушаем и читаем внимательно, обращая внимание на непонятные слова.

- Читаем, соблюдая правило:

Уважаем товарищей -
следим по тексту.

- Наши глаза немного устали. Давайте дадим им возможность отдохнуть.

(разминка для глаз, слайд 11)

Цели: проверить, на сколько внимательны были учащиеся при чтении текста; отработка умения давать полные ответы на вопросы по содержанию, находить в тексте непонятные слова, трактовать их значение; уметь рассуждать на тему дружбы и объяснять значение пословиц.

5-7мин.

IV. Первичное восприятие текста. Словарная работа.

1. Ответы на вопросы учителя (выборочное чтение).

– Понравилось ли вам это произведение?

- Кто является главным героем этого произведения?

- Где жил Чебурашка?

- Кто из вас знает, что такое тропический лес? (Тропический лес - это местность с жарким климатом). слайд

– Как он попал в ящик с апельсинами? (подтвердите словами из текста.)

– Как он оказался в магазине?

– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы? (подтвердите словами из текста)

– Почему он получил такое странное имя?

- Как вы понимаете выражение «Чебурахнуться»?(Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом) слайд

-Куда директор магазина отнёс Чебурашку?

– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? ( подтвердите словами из текста)

- А почему Чебурашку сразу назвали зверем? Не птицей, не насекомым, не рыбой.

- Какого размера был Чебурашка?

- Почему вы так решили?

-Где стал работать Чебурашка?

- Какие товары называют уценёнными? ( Уценённые товары- товары, стоимость которых ниже первоначальной)

– Что он должен был делать в магазине?

- Почему директор магазина решил, что прохожие будут обязательно обращать внимание на Чебурашку?

– Где стал жить Чебурашка? ( иллюстрация в учебнике) Телефонная будка-будка с телефоном- автоматом. (слайд)

 

- Понравился ли Чебурашке его новый дом?

- Почему?

- Почему Чебурашке некому было звонить?

- А как вы думаете, нужны ли ему друзья?

- Зачем?

- Чтобы Чебурашка смог найти себе друзей мы с вами составим и напишем объявление. (бланк объявления висит на доске, учащиеся составляют объявление).

Найден________________ по кличке_____________. Он очень любит_________________. У него___________________глаза,_________________нос. Отличают его_______________уши. Рост у зверька_______________, вес______________. По характеру__________________и ______________________. Временно живёт в ______________________. Он очень хочет найти___________________.

Ученики _______ класса.

2. Работа над пословицами о дружбе.

- Какие вы знаете пословицы о дружбе?

- Дополните пословицы (слайд 13)

Не имей сто рублей, а…. ( имей сто друзей)

Нет друга- ищи, а…(нашёл -береги)

Человек без друзей, что….( дерево без корней)

- Какие из них подходят к нашему произведению? Почему?

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного

замечательного героя кота Леопольда. ( слайд14)

Все: Ребята, давайте жить дружно!

– Только у добрых людей бывает много друзей.

Цель: контроль знаний.

5мин.

V. Закрепление изученного.

- А сейчас я посмотрю, на сколько вы были внимательными при изучении нового материала.

- Вам предстоит выполнить тест. Который и покажет, на сколько хорошо вы поработали сегодня на уроке. Cлайд 15 ( тест на компьютере в программе «Power Point», работа в группе)

Цель: оценить результаты деятельности учащихся; самооценка;

2-3мин.

VI. Подведение итогов урока. Оценивание своей деятельности.

-Какие цели были нами поставлены в начале уроке?

-Достигли мы их? Докажите.

–За что вы похвалили бы себя?

–Что у вас особенно получилось?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? ( на столах лепестки трёх цветов:кр.,жёл.,гол.)

-Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок.

Красный лепесток- всё хорошо получилось, всё смог, со всем справился

Жёлтый лепесток- несовсем всё получилось, были трудности

Голубой лепесток - ничего не смог, всё было трудно

- Эти букеты мы подарим нашим гостям.

- Ребята, когда вы придёте домой и откроете свои дневники, там вас ждёт небольшой сюрприз.

- Это будет ваше домашнее задание. (VII. Домашнее задание. )

-Написать письмо Чебурашке о том, что вы хотите с ним подружиться.

Можно начать его так:

Дорогой Чебурашка!

Нам бы очень хотелось с тобой подружиться…

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы прибываем на конечную станцию «Музыкальная»

- На чём мы путешествовали?

- Какую песню пел Крокодил Гена?

- Давайте споём её все вместе. ( слайд 16, музыка)

- Вот на этой замечательной ноте мы и заканчиваем.

-Всем спасибо за урок! ( слайд 17)

/data/files/r1526548344.pptx (Презентация к уроку)

/data/files/o1526548266.ppt (Тест (закрепление изученного материала))

/data/files/v1526902210.mp3 (звук поезда)

/data/files/x1526902233.mp3 (когда я был маленький)

/data/files/m1526902253.mp3 (чебурашка)

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.