Урок литературного чтения во 2 классе «Э.Н. Успенский "Чебурашка"»
Предмет: Литературное чтение, 2 класс
Учитель: Е.А.Серебреникова
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.
Тема урока: Э. Н. Успенский «Чебурашка» ( из сказки «Крокодил Гена и его друзья»).
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок- путешествие
Технологическая карта
Тема |
Э. Н. Успенский «Чебурашка» ( из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). |
|
Цели урока |
1.Познакомить с жизнью и творчеством Э.Н.Успенского и его произведением «Чебурашка» из сказки «Крокодил Гена и его друзья»; 2. На примере произведения воспитывать в детях чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим. |
|
Планируемые результаты |
Предметные: учащиеся должны уметь воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности; Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать в группах; планировать свои действия в соответствии с поставленными целями; учится высказывать своё отношение к прочитанному произведению; Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им; Познавательные: уметь ориентироваться в тексте произведения; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы о результатах своей работы на уроке; |
|
Организация пространства |
||
Формы работы |
Ресурсы, оборудование |
|
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Компьютеры, медиапроектор, презентация, скайп, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (рефлексия), тест в программе «Power Point». |
|
I этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. |
||
Цель: психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке, развитие речевого аппарата, скорости чтения вслух и молча. |
2-3мин. |
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Придумано кем–то просто и мудро, При встрече здороваться «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. (слайд1) 1.Психологический настрой. -Сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой наших гостей. Пожелаем мысленно себе удачи и начнём наш урок. 2.Речевая разминка -А начнём мы наш урок с речевой разминки. Прочитайте чистоговорку одними глазами (“внутренним голосом”). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. (слайд 2) Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Хорошо мы говорим, Потому что не спешим. |
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности. |
3-5мин. |
II. Постановка целей урока. – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением, имя главного героя которого вы узнаете, закончив мои строчки, а поможет вам в этом рифма. (Отрывки из стихотворений Э.Успенского.) Учащиеся выходят к доске и прикрепляют получившиеся слова. В результате они составляют слово «Чебурашка» 1.Долго сонный осьминог Ничего понять не мог. Жёлтый сын Сидит в графине, По буфету скачет синий, А зелёный на люстре качается... Ничего себе день наЧинается 2.- Был на квартиру налёт? - Нет. - К нам заходил бегемот? - Нет. - Может быть, дом не наш? - Наш. - Может, не наш этаж? - Наш. Просто приходил Серёжка, Поиграли мы нЕмножко. 3.«Рыжий! Рыжий! Конопатый! Убил дедушку лопатой». А я дедушку не бил, А я дедушку люБил. 4.Грузовик без колёс! У ёжика отклеен нос! Стали чёрными цыплята! А из куклы лезет вата! Были новыми игрушки, А теперь они старУшки. 5.А на елке, как игрушки, Разместились две старушки. Опустел весь город мигом - Ведь опасны шутки с тигРом. 6.Была у детишек Плохая черта: Они, как хотели, Меняли цветА. 7.И надо вызывать скорей Врача из «неотложки», А он боится всех врачей, Как мышь боится коШки. 8.Берём же скорей Иголки и клей, Нитки, катушки И чиним игрушКи! 9.Если был бы я девчонкой - Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирАл. -Какое слово у вас получилось? -Правильно, это Чебурашка.(слайд 3, звучит песня Чебурашки) - А кто знает, из какого произведения этот герой? -А может быть кто – то из вас уже читал это произведение? - Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Сегодня мы будем изучать произведение Э.Н.Успенского « Чебурашка» (из повести-сказки « Крокодил Гена и его друзья), на примере этого произведения учиться воспитывать чувство доброты, сопереживания, заботы о других. - А в конце урока посмотрим, смогли ли мы достичь поставленные цели. - А теперь поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. |
Цель: познакомить учащихся с произведением, автором произведения. |
15-20мин. |
III. Изучение нового материала. 1. Прямая трансляция с Чебурашкой в сети интернет. (скайп) «Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Я очень рад видеть вас всех. Сегодня вам предстоит познакомиться со мной поближе. Вы узнаете обо мне много интересного. Я надеюсь, что вы не будете скучать. Приятного вам урока и хорошего настроения. Ваш новый друг- Чебурашка!» - Ребята, понравился вам Чебурашка? Готовы познакомиться с ним поближе? Ну тогда сядьте поудобнее и закройте глазки. ( слайд 4, звук поезда). - Мы с вами отправляемся в весёлое путешествие на этом замечательном поезде. Дорога нам предстоит длинная, но интересная. А чтобы мы не устали ехать, давайте немного отдохнём. (физкультминутка) Встали дружно из-за парт И скорее стройтесь в ряд. Повернитесь вправо, влево. Наконец, присядьте смело. Поработайте руками. Поработайте ногами. Улыбнитесь, день хороший. И похлопайте в ладоши. - А кто из вас знает автора этого произведения? - Строчки стихотворений, которые вы заканчивали рифмовкой, тоже написал этот же автор. Станция Э.Н.Успенского (слайд5) 2.Знакомство с биографией писателя. Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В школе прилежанием не отличался, зато отличался всякими хитроумными проказами, и учителям, соседям и родителям было с ним хлопотно. Однажды, неудачно спрыгнув с крыши, мальчик попал со сломанной ногой в больницу. И там он вдруг понял, что пора браться за ум: упросил родителей принести ему книги, стал упорно заниматься, а когда вырос- поступил в авиационный институт. Окончив Московский авиационный институт, Успенский 3 года проработал инженером. Но эта работа его особо не радовала. Он стал пробовать себя в юмористике, а затем и в детской литературе. Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э.Успенский читал ребятам разные книжки, но вскоре книжки кончились, и тогда- неожиданно для себя- он стал рассказывать сказку про Чебурашку: вспомнил свою любимую детскую игрушку. Послушайте, как сам автор рассказывает о том, как у него возникла идея написать эту сказку.( включается аудиозапись) Э.Н.Успенский до сих пор жив. 22 декабря 2012 г. Ему исполнилось 75 лет. - Прошло уже много лет, а Чебурашка по прежнему востребован.Он является символом российской сборной на олимпиадах. 3. Чтение слов. В тексте нам встретится много трудных слов. Поэтому мы сначала прочтём эти слова. (слайд7,8) -Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами: Тро-пи-чес-ком---------тропическом Гип-по-по-там----------гиппопотам От-пра-вил-ся-----------отправился А-пель-си-на-ми--------апельсинами Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться Соб-ствен-но-го----------собственного Че-бу-рах-нул-ся---------чебурахнулся У-це-нён-ны-е-------- уценённые -Читайте целыми словами ( слайд9) Погрузили Фруктовый Бракованную Зверёк Городской - Мы с вами приближаемся к Станции «Читайка» ( слайд10) 4. Чтение текста. (текст читает учитель и учащиеся. (стр.139-142)) - Слушаем и читаем внимательно, обращая внимание на непонятные слова. - Читаем, соблюдая правило: Уважаем товарищей - - Наши глаза немного устали. Давайте дадим им возможность отдохнуть. (разминка для глаз, слайд 11) |
Цели: проверить, на сколько внимательны были учащиеся при чтении текста; отработка умения давать полные ответы на вопросы по содержанию, находить в тексте непонятные слова, трактовать их значение; уметь рассуждать на тему дружбы и объяснять значение пословиц. |
5-7мин. |
IV. Первичное восприятие текста. Словарная работа. 1. Ответы на вопросы учителя (выборочное чтение). – Понравилось ли вам это произведение? - Кто является главным героем этого произведения? - Где жил Чебурашка? - Кто из вас знает, что такое тропический лес? (Тропический лес - это местность с жарким климатом). слайд – Как он попал в ящик с апельсинами? (подтвердите словами из текста.) – Как он оказался в магазине? – Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы? (подтвердите словами из текста) – Почему он получил такое странное имя? - Как вы понимаете выражение «Чебурахнуться»?(Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом) слайд -Куда директор магазина отнёс Чебурашку? – Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? ( подтвердите словами из текста) - А почему Чебурашку сразу назвали зверем? Не птицей, не насекомым, не рыбой. - Какого размера был Чебурашка? - Почему вы так решили? -Где стал работать Чебурашка? - Какие товары называют уценёнными? ( Уценённые товары- товары, стоимость которых ниже первоначальной) – Что он должен был делать в магазине? - Почему директор магазина решил, что прохожие будут обязательно обращать внимание на Чебурашку? – Где стал жить Чебурашка? ( иллюстрация в учебнике) Телефонная будка-будка с телефоном- автоматом. (слайд)
- Понравился ли Чебурашке его новый дом? - Почему? - Почему Чебурашке некому было звонить? - А как вы думаете, нужны ли ему друзья? - Зачем? - Чтобы Чебурашка смог найти себе друзей мы с вами составим и напишем объявление. (бланк объявления висит на доске, учащиеся составляют объявление). Найден________________ по кличке_____________. Он очень любит_________________. У него___________________глаза,_________________нос. Отличают его_______________уши. Рост у зверька_______________, вес______________. По характеру__________________и ______________________. Временно живёт в ______________________. Он очень хочет найти___________________. Ученики _______ класса. 2. Работа над пословицами о дружбе. - Какие вы знаете пословицы о дружбе? - Дополните пословицы (слайд 13) Не имей сто рублей, а…. ( имей сто друзей) Нет друга- ищи, а…(нашёл -береги) Человек без друзей, что….( дерево без корней) - Какие из них подходят к нашему произведению? Почему? – Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда. ( слайд14) Все: Ребята, давайте жить дружно! – Только у добрых людей бывает много друзей. |
Цель: контроль знаний. |
5мин. |
V. Закрепление изученного. - А сейчас я посмотрю, на сколько вы были внимательными при изучении нового материала. - Вам предстоит выполнить тест. Который и покажет, на сколько хорошо вы поработали сегодня на уроке. Cлайд 15 ( тест на компьютере в программе «Power Point», работа в группе) |
Цель: оценить результаты деятельности учащихся; самооценка; |
2-3мин. |
VI. Подведение итогов урока. Оценивание своей деятельности. -Какие цели были нами поставлены в начале уроке? -Достигли мы их? Докажите. –За что вы похвалили бы себя? –Что у вас особенно получилось? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? ( на столах лепестки трёх цветов:кр.,жёл.,гол.) -Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок. Красный лепесток- всё хорошо получилось, всё смог, со всем справился Жёлтый лепесток- несовсем всё получилось, были трудности Голубой лепесток - ничего не смог, всё было трудно - Эти букеты мы подарим нашим гостям. - Ребята, когда вы придёте домой и откроете свои дневники, там вас ждёт небольшой сюрприз. - Это будет ваше домашнее задание. (VII. Домашнее задание. ) -Написать письмо Чебурашке о том, что вы хотите с ним подружиться. Можно начать его так: Дорогой Чебурашка! Нам бы очень хотелось с тобой подружиться… - Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы прибываем на конечную станцию «Музыкальная» - На чём мы путешествовали? - Какую песню пел Крокодил Гена? - Давайте споём её все вместе. ( слайд 16, музыка) - Вот на этой замечательной ноте мы и заканчиваем. -Всем спасибо за урок! ( слайд 17) |
/data/files/r1526548344.pptx (Презентация к уроку)
/data/files/o1526548266.ppt (Тест (закрепление изученного материала))
/data/files/v1526902210.mp3 (звук поезда)
/data/files/x1526902233.mp3 (когда я был маленький)
/data/files/m1526902253.mp3 (чебурашка)