КТП по литературному чтению, 3 класс
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «ПЕРСПЕКТИВА» (учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной)
Класс – 3
В неделю – 4ч
Всего в год – 136ч
Календарно-тематическое планирование
№ п / п |
Тема урока |
Кол – во часов |
Дата |
Содержание урока |
Планируемые результаты (УДД) |
Виды контроля |
Средства ИКТ |
1. |
Вводный урок. Знакомство с системой условных обозначений Содержание учебника. Обращение авторов учебника. |
1ч |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения в них будут изучаться, знать автора и название книги. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
«Книги – мои друзья» |
4ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, желание рассказать о прочитанной книге, творческое отношение к составлению рассказа о Музее книги, осознавать значимость Музея книги для человека, собственные достижения при освоении темы. Познавательные: Сравнивать современные книги и книги Древней Руси и обосновывать своё мнение, определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение, определять смысл библейского наставления, определять смысл библейского наставления, определять экспонаты Музея книги, которые можно использовать в жизни. Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью, выполнять учебное задание, используя алгоритм или план, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога, взаимодействовать в паре или в группе при выполнении учебного задания, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или в группе, адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Текущий контроль: устный рассказ. |
||||
2. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. |
1ч |
Знакомство с новыми понятиями раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. |
||||
3. |
Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. |
1ч |
Знакомство со статьёй. Работа над высказываниями в «Азбуке». Отбор необходимой информации из других книг для подготовки своего сообщения. |
Презентация |
|||
4. |
Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. |
1ч |
|||||
5. |
Проект. Мы идём в музей книги. |
1ч |
Отбор необходимой информации из других книг для сообщения. |
||||
«Жизнь дана на добрые дела» |
17ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, желание делать добрые дела, эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения, желание создавать правила добрых взаимоотношений людей для жителей планеты «Удовольствие», осознание собственных достижений при изучении темы. Познавательные: Определять главную мысль текста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение. подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать своё суждение, сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение, определять правила добрых взаимоотношений между людьми, использовать приобретённые знания для составления правил добрых взаимоотношений. Регулятивные: Работать с текстом рассказа, используя алгоритм, работать с пословицей, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, ориентироваться в разных способах выполнения задания, адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные: Формировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе, использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
Текущий контроль: чтение пословиц наизусть, осознанное чтение, осмысление цели чтения, краткий пересказ текста. Контрольная работа по разделу: «Жизнь дана на добрые дела» |
||||
6. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. |
1ч |
Определение позиции автора, формулировка своей позиции. Определение темы выставки. Группировка книг по подтемам. Смысл пословиц. Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». |
||||
7. |
Пословицы разных народов о человеке и его делах. |
1ч |
Электронное приложение к учебнику |
||||
8. |
В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. |
1ч |
Презентация |
||||
9. |
Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. |
2ч |
Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Создание текста «Доброе дело». |
Презентация |
|||
10. |
Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. |
||||||
11. |
Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». |
1ч |
Электронное приложение к учебнику |
||||
12. |
М. Зощенко. Не надо врать. Характеристика героя. |
2ч |
Объяснение заглавия текста. Анализ произведения. План текста, деление на части, пересказ по плану. |
||||
13. |
М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. |
||||||
14. |
Л. Каминский. Сочинение. |
1ч |
Алгоритм написания отзыва на произведение. Работа в группах. Распределение ролей. |
||||
15. |
Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. |
1ч |
|||||
16. |
М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. |
1ч |
Объяснение заглавия текста. Анализ произведения. План текста, деление на части, пересказ по плану. Обсуждение поступка героя. Обсуждение высказанных |
Электронное приложение к учебнику |
|||
17. |
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. |
1ч |
Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. |
||||
18. |
Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. |
1ч |
Объяснять название текста, заглавие. |
||||
19. |
Семейное чтение. Притчи. |
1ч |
Рассуждать о том, правильно ли поступили герои. |
||||
20. |
Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование. |
1ч |
Объяснение заглавия текста. Анализ произведения. Разметка текста. Выразительное чтение по ролям. Инсценирование. |
Презентация |
|||
21. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
1ч |
Определение темы выставки. Распределение книг по подтемам. Представление одной из книг по заданным параметрам. Юмор в произведениях. Оценивание своих достижений |
Электронное приложение к учебнику |
|||
22. |
Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела». |
1ч |
Прочитать текст, выполнить задания к нему. Тест по разделу. |
||||
«Волшебная сказка» |
15 ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, желание читать волшебные сказки, эмоционально-ценностное отношение к героям волшебных сказок, позитивное отношение к своей роли при инсценировке сказки, желание сочинять волшебную сказку. Познавательные: Определять книгу, представленную на выставке, и обосновывать своё мнение, определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение, определять особенности волшебной сказки, определять порядок действий при инсценировке сказки, использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки. Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью, работать с текстом сказки, используя алгоритм, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: Формировать собственное мнение и позицию, излагать понятно для партнёра содержание произведения, взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога, согласовывать позиции и находить общее решение использовать речевые средства для представления результата деятельности |
Текущий контроль: чтение по ролям, осознанное выразительное чтение сказок. Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа, особенности волшебной сказки, творческий пересказ. Итоговое чтение текста вслух и про себя. Контрольная работа по теме: «Волшебная сказка». |
||||
23. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. |
1ч |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. |
Презентация |
|||
24. |
Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. |
3ч |
Читать вслух и про себя. Определять: отличительные особенности волшебной сказки, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка, какие предметы являются сказочными. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
25. |
Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя. |
Характеризовать героев сказки. |
|||||
26. |
Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. |
Рассматривать картину, определять героев; составлять рассказ по картине. |
Презентация |
||||
27. |
Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. |
2ч |
Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
28. |
Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки. |
Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. |
|||||
29. |
Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. |
1ч |
Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. |
Презентация |
|||
30. |
Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. |
2ч |
Читать вслух и про себя. Характеризовать героев сказки. |
||||
31. |
Русская сказка. Морозко. Пересказ. |
Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. |
|||||
32. |
Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. |
2ч |
Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
33. |
Русская сказка. Белая уточка. Пересказ. |
Делить текст на части, пересказывать. |
|||||
34. |
Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. Инсценирование. |
2ч |
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение |
Презентация |
|||
35. |
Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах. |
Делить текст на части, распределять роли, коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, читать по ролям. |
|||||
36. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
1ч |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
||||
37. |
Исследовательская работа «Добро побеждает зло». |
1ч |
Презентация |
||||
|
«Люби всё живое» |
20 ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, желание читать детские журналы, интерес к юмористическому произведению, желание создавать собственные тексты о животных, эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения, желание составлять рассказ о значимости художественных и познавательных текстов. Познавательных: Определять главную мысль юмористического произведения и обосновывать своё мнение, определять комическое в тексте, определять тип текста ,жанр произведения и обосновывать своё мнение, проводить исследование содержания художественного и познавательного текстов ,определять значимость познавательного и художественного текстов, использовать приобретённые знания для составления рассказа о значимости художественного и познавательного текстов. Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью, выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания, выполнять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога, излагать понятно для партнёра содержание произведения, распределять роли и обязанности при подготовке к инсценированию сказки, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога ,использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
||||
38. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. |
1ч |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. |
Текущий контроль: выразительное чтение, чтение отрывка, чтение по ролям, осознанное чтение, инсценирование произведения, коллективное составление схемы рассказа. Итоговое чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа по теме «Люби всё живое». |
Электронное приложение к учебнику |
||
39. |
Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. |
1ч |
Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. |
Презентация |
|||
40. |
К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. |
2ч |
Определять отличительные особенности текста. Определять смысл названия произведения. |
Презентация |
|||
41. |
К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии). Сравнение научно-познавательного и художественного текстов. |
Составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана. |
|||||
42. |
В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. |
1ч |
Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворение. |
||||
43. |
Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия произведения. |
1ч |
Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворение. |
||||
44. |
В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В.Бианки. |
1ч |
Определять правду и вымысел в произведениях В.Бианки. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. |
||||
45. |
Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой. |
1ч |
Составлять самостоятельно текст по аналогии. |
||||
46. |
О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. |
1ч |
Кратко пересказывать научно-популярный текст. |
Презентация |
|||
47. |
Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. |
1ч |
Выразительно читать стихотворение. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
48. |
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. |
1ч |
Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. |
||||
49. |
Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. |
1ч |
Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. |
Презентация |
|||
50. |
Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. |
2ч |
Составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Выявлять особенности героя художественного рассказа. |
Презентация |
|||
51. |
Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ. |
Подробно пересказывать текст на основе плана. |
|||||
52. |
Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев. |
2ч |
Делить текст на части. |
||||
53. |
Н.Носов. Карасик. Характеристика героев произведения. |
Давать характеристику героям произведения, опираясь на текст. |
|||||
54. |
Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование. |
1ч |
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. |
Презентация |
|||
55. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
1ч |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
||||
56. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. |
1ч |
Писать отзыв на прочитанную книгу. |
Презентация |
|||
57. |
Контрольная работа по разделу «Люби все живое». |
1ч |
Тест по разделу |
||||
«Картины русской природы» |
12 ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, желание читать лирические произведения о русской природе, интерес к составлению плана проведения биеннале «Отговорила роща золотая…» Познавательные: Определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение, соотносить содержание художественного текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение, определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания и умения для создания плана проведения биеннале «Отговорила роща золотая…» Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью, выполнять учебное задание в соответствии с планом, выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания, ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: Формировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
Текущий контроль: выразительное чтение, чтение отрывка, стихотворения наизусть, чтение по ролям, осознанное чтение, устное сочинение рассказа. Итоговое чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа по теме : «Картины русской природы» |
||||
58. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Картины русской природы. |
1ч |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). |
Презентация |
|||
59. |
И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. |
1ч |
Рассматривать картину, описывать объекты картины; рассказывать о картине. |
Презентация |
|||
60. |
Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. |
1ч |
Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
61. |
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. |
1ч |
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. |
||||
62. |
Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. |
1ч |
Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. |
||||
63. |
А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. |
Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. |
|||||
64. |
И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. |
1ч |
Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
Презентация |
|||
65. |
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. |
1ч |
Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. |
||||
66. |
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. |
1ч |
1 |
Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. |
Электронное приложение к учебнику |
||
67. |
Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. |
1ч |
Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. |
||||
68. |
Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима. |
1ч |
Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. |
Презентация |
|||
69. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
1ч |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
||||
«Великие русские писатели» |
30 ч |
Личностные: Проявлять желание читать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова, рассказы Л.Н.Толстого; творческое отношение к инсценированию басни И.А.Крылова «Квартет»; интерес к составлению вопросов для школьной викторины о творчестве А.С. Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; понимание своей успешности при изучении темы. Познавательные: Раскрывать понятия «авторская сказка», «басня», «иносказание». «инсценирование», «жанр», «мораль», «сказка в стихах», «тембр», «художник-иллюстратор» и использовать их в активном словаре; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки произведения (литературная сказка, басня, рассказ, стихотворение) и обосновывать своё мнение; Определять языковые особенности произведения и обосновывать своё мнение; определять мораль басни и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для составления вопросов к школьной викторине о творчестве А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого. Регулятивные: Выполнять учебное действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: Формировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; договариваться и приходиться к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности |
|||||
70. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.
|
1ч |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. |
Текущий контроль: выразительное чтение, чтение отрывка, стихотворения наизусть, чтение по ролям, устное сочинение по картине, краткий пересказ, осознанное чтение. Итоговое чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа по теме: «Великие русские писатели». |
Презентация |
||
71. |
В.Берестов. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий пересказ. |
1ч |
Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. |
||||
72. |
А.С. Пушкин. Зимнее утро. |
1ч |
Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. |
||||
73. |
И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. |
1ч |
Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
74. |
А.С. Пушкин. Зимний вечер. |
1ч |
Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. |
||||
75. |
Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи. |
1ч |
Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
Презентация |
|||
76. |
А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи. |
1ч |
Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
||||
77. |
В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. |
1ч |
Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
||||
78. |
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой. |
6ч |
Читать вслух и про себя. Знать сказки А.С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. |
Презентация |
|||
79. |
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Нравственный смысл литературной сказки. |
Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. |
|||||
80. |
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенность сюжета. Структура сказочного текста. |
Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста. |
|||||
81. |
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения. |
Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. |
|||||
82. |
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки. |
Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста. |
|||||
83. |
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. |
Обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи. |
|||||
84. |
Сказки А.С. Пушкина. |
1ч |
Знать сказки А.С.Пушкина. |
||||
85. |
И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина. |
1ч |
Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. |
Презентация |
|||
86. |
И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова. |
1ч |
Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. |
Презентация |
|||
87. |
И.А. Крылов. Слон и Моська. |
1ч |
Называть басни И.А.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басен И.А. Крылова. |
||||
88. |
И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни. |
1ч |
Называть басни И.А.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басен И.А. Крылова. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
89. |
Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. |
1ч |
Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. |
Презентация |
|||
90. |
Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. |
1ч |
Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
91. |
Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. |
1ч |
Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
92. |
Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. |
1ч |
Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. |
||||
93. |
Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. |
1ч |
Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. |
||||
94. |
Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. |
1ч |
Читать вслух и про себя. Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения. |
||||
95. |
Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра. |
1ч |
Читать вслух и про себя. Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения. |
Презентация |
|||
96. |
Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование. |
1ч |
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. |
||||
97. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
2ч |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
||||
98. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Презентация |
||||
99. |
Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели» |
1ч |
Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. |
||||
«Литературная сказка» |
19 ч |
Личностные: Проявлять интерес к литературной сказке; желание читать литературные сказки русских писателей; желание инсценировать литературную сказку. Познавательные: Раскрывать значение выражений «жили душа в душу», «моё дело правое». «служить по совести», «служить по душе» и использовать их в активном словаре; определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки литературной сказки, её особенности и обосновывать своё мнение; определять различия народной и авторской сказок и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для сочинения собственной сказки. Регулятивные: Выполнять учебное действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку; ориентироваться в разных способах выполнения задания: выполнять самопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: Формировать собственное мнение в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
|||||
100. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. |
1ч |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. |
Текущий контроль: чтение по ролям, осознанное выразительное чтение сказок. Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа, выявление художественных средств, творческий пересказ. Итоговый: чтение текста вслух и про себя. Контрольная работа по теме: «Литературная сказка» |
|||
101. |
В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. |
2ч |
Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков. |
Презентация |
|||
102. |
В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. |
Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков. |
|||||
103. |
В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев. |
2ч |
Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков. |
Презентация |
|||
104. |
В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. |
Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков. |
|||||
105. |
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. |
2ч |
Читать вслух и про себя. Сравнивать героев произведения на основе поступков. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
106. |
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. |
Читать вслух и про себя. Сравнивать героев произведения на основе поступков. |
|||||
107. |
Переводная литература для детей. |
2ч |
Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. |
Презентация |
|||
108. |
Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы. |
Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. |
|||||
109. |
Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. |
2ч |
Выявлять особенности переводной литературы. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. |
||||
110. |
Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения. |
Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. |
Презентация |
||||
111. |
Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. |
2ч |
Определять тему, основную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героев сказки. |
Презентация |
|||
112. |
Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. |
Сочинять возможный конец сказки. |
|||||
113. |
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. |
1ч |
Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. |
||||
114. |
Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. |
1ч |
Характеризовать героев произведения. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
115. |
Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. |
1ч |
Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. |
||||
116. |
Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. |
1ч |
Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. |
||||
117. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
1ч |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
||||
118. |
Контрольная работа по разделу «Литературная сказка». |
1ч |
Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. |
||||
«Картины родной природы» |
18 ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; желание читать лирические произведения о русской природе; проявлять интерес к составлению собственного текста описания «В окно повеяло весною»; осознание успешности при изучении темы. Познавательные: Раскрывать значение понятия «лирический текст», «олицетворение», «сравнение», «эпитет», «перлы», «фукнуть», «студеный», «ходят в полосе», «шёлковые травы», «одурманен», «колесница золотая», «чиликанье», «саван» и использование их в активном словаре; определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать своё мнение; определять средства художественной выразительности в поэтических и прозаических текстах и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания и умения для создания текста описания «В окно повеяло весною». Регулятивные: Выполнять учебное задание, в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
|||||
119. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение |
1ч |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ настроение. |
Текущий контроль: выразительное чтение, чтение отрывка, стихотворения наизусть, чтение по ролям, осознанное чтение. Итоговое чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа по теме : «Картины родной природы» |
|||
120. |
Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения. |
1ч |
Называть особенности поэтического творчества. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
121. |
И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Особенности текста-описания. |
1ч |
Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. |
||||
122. |
Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». |
1ч |
Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их. Определять тему, основную мысль, содержание |
Презентация |
|||
123. |
А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1ч |
Анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые слова), средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения) |
||||
124. |
С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1ч |
Сравнивать произведения живописи и литературы. |
||||
125. |
С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. |
1ч |
Выбирать произведение для заучивания наизусть. |
||||
126. |
Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. |
1ч |
Находить слова, которые помогают увидеть образы. |
||||
127. |
А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. |
1ч |
Сравнивать произведения литературы и живописи. |
Презентация |
|||
128. |
О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. |
1ч |
Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. |
||||
129. |
М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. |
1ч |
Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
130. |
А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. |
1ч |
Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Сравнивать произведения живописи и литературы. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения. |
||||
131. |
Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. |
1ч |
Эмоционально откликаться на лирическое произведение, анализировать лирическое произведение. Определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи. |
||||
132. |
Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1ч |
Анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
133. |
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. |
1ч |
Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. |
||||
134. |
Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты. Характеристика героев. |
1ч |
Читать вслух и про себя. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. |
||||
135. |
Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Определение средств художественной выразительности. |
1ч |
Читать художественное произведение, определять слова, создающие настроение. Понимать поступки героев. Характеризовать их, работать с книгой. |
||||
136. |
Обобщающий урок по разделу «Картины родной природы» |
1ч |
Называть особенности поэтического творчества. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
Используемый источник: Сборник рабочих программ «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011