12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Лытова110

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО

ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

УМК «ПЕРСПЕКТИВА» (учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной)

Класс – 3

В неделю – 4ч

Всего в год – 136ч


 

Календарно-тематическое планирование

п / п

Тема урока

Кол – во

часов

Дата

Содержание урока

Планируемые результаты

(УДД)

Виды

контроля

Средства

ИКТ

1.

Вводный урок.

Знакомство с системой условных обозначений Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

 

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения в них будут изучаться, знать автора и название книги.

   

Электронное приложение к учебнику

 

«Книги – мои друзья»

   

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, желание рассказать о прочитанной книге, творческое отношение к составлению рассказа о Музее книги, осознавать значимость Музея книги для человека, собственные достижения при освоении темы.

Познавательные:

Сравнивать современные книги и книги Древней Руси и обосновывать своё мнение, определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение, определять смысл библейского наставления, определять смысл библейского наставления, определять экспонаты Музея книги, которые можно использовать в жизни.

Регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, выполнять учебное задание, используя алгоритм или план, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

Строить понятные для партнёра высказывания, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога, взаимодействовать в паре или в группе при выполнении учебного задания, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или в группе, адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Текущий контроль: устный рассказ.

 

2.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

 

Знакомство с новыми понятиями раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

 

3.

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

 

Знакомство со статьёй. Работа над высказываниями в «Азбуке». Отбор необходимой информации из других книг для подготовки своего сообщения.

Презентация

4.

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

   

5.

Проект. Мы идём в музей книги.

 

Отбор необходимой информации из других книг для сообщения.

   
 

«Жизнь дана на добрые дела»

17ч

   

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, желание делать добрые дела, эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения, желание создавать правила добрых взаимоотношений людей для жителей планеты «Удовольствие», осознание собственных достижений при изучении темы.

Познавательные:

Определять главную мысль текста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение. подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать своё суждение, сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение, определять правила добрых взаимоотношений между людьми, использовать приобретённые знания для составления правил добрых взаимоотношений.

Регулятивные:

Работать с текстом рассказа, используя алгоритм, работать с пословицей, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, ориентироваться в разных способах выполнения задания, адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

Формировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе, использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Текущий контроль: чтение пословиц наизусть, осознанное

чтение, осмысление цели чтения, краткий пересказ текста.

Контрольная работа по разделу: «Жизнь дана на добрые дела»

 

6.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

 

Определение позиции автора, формулировка своей позиции.

Определение темы выставки. Группировка книг по подтемам. Смысл пословиц. Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа».

 

7.

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

 

Электронное приложение к учебнику

8.

В.И. Даль.

Пословицы и поговорки русского народа.

 

Презентация

9.

Н. Носов. Огурцы.

Смысл поступка.

 

Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

Создание текста «Доброе дело».

Презентация

10.

Н. Носов. Огурцы.

Характеристика героя.

     

11.

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

 

Электронное приложение к учебнику

12.

М. Зощенко. Не надо врать.

Характеристика героя.

 

Объяснение заглавия текста. Анализ произведения. План текста, деление на части, пересказ по плану.

 

13.

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

     

14.

Л. Каминский. Сочинение.

 

Алгоритм написания отзыва на произведение. Работа в группах. Распределение ролей.

 

15.

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

   

16.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

 

Объяснение заглавия текста. Анализ произведения. План текста, деление на части, пересказ по плану. Обсуждение поступка героя. Обсуждение высказанных

Электронное приложение к учебнику

17.

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

 

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу.

 

18.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

 

Объяснять название текста, заглавие.

 

19.

Семейное чтение. Притчи.

 

Рассуждать о том, правильно ли поступили герои.

   

20.

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Инсценирование.

 

Объяснение заглавия текста. Анализ произведения. Разметка текста. Выразительное чтение по ролям. Инсценирование.

Презентация

21.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

Определение темы выставки. Распределение книг по подтемам. Представление одной из книг по заданным параметрам. Юмор в произведениях. Оценивание своих достижений

Электронное приложение к учебнику

22.

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

 

Прочитать текст, выполнить задания к нему. Тест по разделу.

 
 

«Волшебная сказка»

15 ч

   

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, желание читать волшебные сказки, эмоционально-ценностное отношение к героям волшебных сказок, позитивное отношение к своей роли при инсценировке сказки, желание сочинять волшебную сказку.

Познавательные:

Определять книгу, представленную на выставке, и обосновывать своё мнение, определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение, определять особенности волшебной сказки, определять порядок действий при инсценировке сказки, использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, работать с текстом сказки, используя алгоритм, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

Формировать собственное мнение и позицию, излагать понятно для партнёра содержание произведения, взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога, согласовывать позиции и находить общее решение использовать речевые средства для представления результата деятельности

Текущий контроль: чтение по ролям, осознанное выразительное

чтение сказок.

Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа, особенности волшебной сказки, творческий пересказ.

Итоговое чтение текста вслух и про себя.

Контрольная работа по теме: «Волшебная сказка».

 

23.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Презентация

24.

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки.

 

Читать вслух и про себя. Определять: отличительные особенности волшебной сказки, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка, какие предметы являются сказочными.

Электронное приложение к учебнику

25.

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

   

Характеризовать героев сказки.

 

26.

Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.

   

Рассматривать картину, определять героев; составлять рассказ по картине.

Презентация

27.

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

 

Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка.

Электронное приложение к учебнику

28.

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки.

   

Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными.

   

29.

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок.

Тематический каталог.

 

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Презентация

30.

Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки.

 

Читать вслух и про себя. Характеризовать героев сказки.

 

31.

Русская сказка. Морозко. Пересказ.

   

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

 

32.

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.

 

Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки.

Электронное приложение к учебнику

33.

Русская сказка. Белая уточка. Пересказ.

   

Делить текст на части, пересказывать.

 

34.

Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению.

Инсценирование.

 

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение

Презентация

35.

Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах.

   

Делить текст на части, распределять роли, коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, читать по ролям.

 

36.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

37.

Исследовательская работа «Добро побеждает зло».

   

Презентация

 

«Люби всё живое»

20 ч

   

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, желание читать детские журналы, интерес к юмористическому произведению, желание создавать собственные тексты о животных, эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения, желание составлять рассказ о значимости художественных и познавательных текстов.

Познавательных:

Определять главную мысль юмористического произведения и обосновывать своё мнение, определять комическое в тексте, определять тип текста ,жанр произведения и обосновывать своё мнение, проводить исследование содержания художественного и познавательного текстов ,определять значимость познавательного и художественного текстов, использовать приобретённые знания для составления рассказа о значимости художественного и познавательного текстов.

Регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания, выполнять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога, излагать понятно для партнёра содержание произведения, распределять роли и обязанности при подготовке к инсценированию сказки, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога ,использовать речевые средства для представления результата деятельности.

   

38.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература.

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.

Текущий контроль: выразительное

чтение, чтение отрывка,

чтение по ролям, осознанное чтение, инсценирование произведения,

коллективное составление схемы

рассказа.

Итоговое чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль:

творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа по теме «Люби всё живое».

Электронное приложение к учебнику

39.

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

 

Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности.

Презентация

40.

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.

 

Определять отличительные особенности текста. Определять смысл названия произведения.

Презентация

41.

К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии). Сравнение научно-познавательного и художественного текстов.

   

Составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана.

 

42.

В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

 

Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворение.

 

43.

Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия произведения.

 

Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворение.

 

44.

В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В.Бианки.

 

Определять правду и вымысел в произведениях В.Бианки. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

 

45.

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой.

 

Составлять самостоятельно текст по аналогии.

   

46.

О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.

 

Кратко пересказывать научно-популярный текст.

Презентация

47.

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.

 

Выразительно читать стихотворение. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы.

Электронное приложение к учебнику

48.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

 

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

 

49.

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

 

Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.

Презентация

50.

Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности.

 

Составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Выявлять особенности героя художественного рассказа.

Презентация

51.

Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ.

   

Подробно пересказывать текст на основе плана.

 

52.

Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев.

 

Делить текст на части.

 

53.

Н.Носов. Карасик. Характеристика героев произведения.

   

Давать характеристику героям произведения, опираясь на текст.

 

54.

Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование.

 

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

Презентация

55.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

   

56.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

 

Писать отзыв на прочитанную книгу.

Презентация

57.

Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

 

Тест по разделу

 
 

«Картины русской природы»

12 ч

   

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, желание читать лирические произведения о русской природе, интерес к составлению плана проведения биеннале «Отговорила роща золотая…»

Познавательные:

Определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение, соотносить содержание художественного текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение, определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания и умения для создания плана проведения биеннале «Отговорила роща золотая…»

Регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, выполнять учебное задание в соответствии с планом, выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания, ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные:

Формировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Текущий контроль: выразительное

чтение, чтение отрывка,

стихотворения наизусть, чтение по ролям, осознанное чтение, устное сочинение рассказа.

Итоговое чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль:

творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа по теме : «Картины русской природы»

 

58.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Картины русской природы.

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Презентация

59.

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

 

Рассматривать картину, описывать объекты картины; рассказывать о картине.

Презентация

60.

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.

 

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Электронное приложение к учебнику

61.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа.

 

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

 

62.

Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.

 

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

   

63.

А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.

   

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

 

64.

И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.

 

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Презентация

65.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

 

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

 

66.

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

1

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Электронное приложение к учебнику

67.

Семейное чтение.

К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

 

Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения.

 

68.

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима.

 

Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине.

Презентация

69.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 
 

«Великие русские писатели»

30 ч

   

Личностные:

Проявлять желание читать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова, рассказы Л.Н.Толстого; творческое отношение к инсценированию басни И.А.Крылова «Квартет»; интерес к составлению вопросов для школьной викторины о творчестве А.С. Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные:

Раскрывать понятия «авторская сказка», «басня», «иносказание». «инсценирование», «жанр», «мораль», «сказка в стихах», «тембр», «художник-иллюстратор» и использовать их в активном словаре; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки произведения (литературная сказка, басня, рассказ, стихотворение) и обосновывать своё мнение;

Определять языковые особенности произведения и обосновывать своё мнение; определять мораль басни и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для составления вопросов к школьной викторине о творчестве А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого.

Регулятивные:

Выполнять учебное действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

Формировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; договариваться и приходиться к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности

   

70.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.

 

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.

Текущий контроль: выразительное

чтение, чтение отрывка,

стихотворения наизусть, чтение по ролям, устное сочинение по картине, краткий пересказ, осознанное чтение. Итоговое чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль:

творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа по теме: «Великие русские писатели».

Презентация

71.

В.Берестов. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий пересказ.

 

Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст.

 

72.

А.С. Пушкин. Зимнее утро.

 

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

 

73.

И.Грабарь. Зимнее утро.

Сравнение произведений литературы и живописи.

 

Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Электронное приложение к учебнику

74.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

 

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

 

75.

Ю.Клевер. Закат солнца зимой.

Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи.

 

Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Презентация

76.

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…

П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи.

 

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи.

 

77.

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

 

Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи.

 

78.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой.

 

Читать вслух и про себя. Знать сказки А.С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка.

Презентация

79.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Нравственный смысл литературной сказки.

   

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

 

80.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенность сюжета. Структура сказочного текста.

   

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста.

 

81.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения.

   

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста.

 

82.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки.

   

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста.

 

83.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

   

Обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи.

 

84.

Сказки А.С. Пушкина.

 

Знать сказки А.С.Пушкина.

   

85.

И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

 

Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации.

Презентация

86.

И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова.

 

Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации.

Презентация

87.

И.А. Крылов. Слон и Моська.

 

Называть басни И.А.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басен И.А. Крылова.

 

88.

И. А. Крылов. Чиж и голубь.

Особенности структуры басни.

 

Называть басни И.А.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басен И.А. Крылова.

Электронное приложение к учебнику

89.

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи.

 

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Презентация

90.

Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

 

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Электронное приложение к учебнику

91.

Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана.

 

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Электронное приложение к учебнику

92.

Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.

 

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

 

93.

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов.

 

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

 

94.

Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра.

 

Читать вслух и про себя. Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения.

 

95.

Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра.

 

Читать вслух и про себя. Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения.

 

Презентация

96.

Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование.

 

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

 

97.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

98.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

   

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Презентация

99.

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели»

 

Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

 
 

«Литературная сказка»

19 ч

   

Личностные:

Проявлять интерес к литературной сказке; желание читать литературные сказки русских писателей; желание инсценировать литературную сказку.

Познавательные:

Раскрывать значение выражений «жили душа в душу», «моё дело правое». «служить по совести», «служить по душе» и использовать их в активном словаре; определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки литературной сказки, её особенности и обосновывать своё мнение; определять различия народной и авторской сказок и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для сочинения собственной сказки.

Регулятивные:

Выполнять учебное действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку; ориентироваться в разных способах выполнения задания: выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

Формировать собственное мнение в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

   

100.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

Текущий контроль: чтение по ролям, осознанное выразительное

чтение сказок.

Тематический контроль: творческие задания в тетради по

чтению, творческая работа, выявление художественных

средств, творческий пересказ.

Итоговый: чтение текста вслух и про себя.

Контрольная работа по теме:

«Литературная сказка»

 

101.

В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой.

 

Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказку.

Определять отличительные особенности литературной сказки.

Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Презентация

102.

В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки.

   

Определять отличительные особенности литературной сказки.

Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

 

103.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.

 

Определять отличительные особенности литературной сказки.

Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Презентация

104.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.

   

Определять отличительные особенности литературной сказки.

Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

 

105.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

 

Читать вслух и про себя. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Электронное приложение к учебнику

106.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения.

   

Читать вслух и про себя. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

 

107.

Переводная литература для детей.

 

Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы.

Презентация

108.

Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы.

   

Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы.

 

109.

Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы.

 

Выявлять особенности переводной литературы. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки.

 

110.

Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения.

   

Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки.

Презентация

111.

Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы.

 

Определять тему, основную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героев сказки.

Презентация

112.

Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки.

   

Сочинять возможный конец сказки.

   

113.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

 

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

 

114.

Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.

 

Характеризовать героев произведения.

Электронное приложение к учебнику

115.

Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе.

 

Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью.

 

116.

Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование.

 

Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

 

117.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

118.

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка».

 

Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

 
 

«Картины родной природы»

18 ч

   

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы; желание читать лирические произведения о русской природе; проявлять интерес к составлению собственного текста описания «В окно повеяло весною»; осознание успешности при изучении темы.

Познавательные:

Раскрывать значение понятия «лирический текст», «олицетворение», «сравнение», «эпитет», «перлы», «фукнуть», «студеный», «ходят в полосе», «шёлковые травы», «одурманен», «колесница золотая», «чиликанье», «саван» и использование их в активном словаре; определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать своё мнение; определять средства художественной выразительности в поэтических и прозаических текстах и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания и умения для создания текста описания «В окно повеяло весною».

Регулятивные:

Выполнять учебное задание, в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные:

Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

   

119.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ настроение.

Текущий контроль: выразительное

чтение, чтение отрывка,

стихотворения наизусть, чтение по ролям, осознанное чтение.

Итоговое чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль:

творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа по теме : «Картины родной природы»

 

120.

Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения.

 

Называть особенности поэтического творчества.

Электронное приложение к учебнику

121.

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Особенности текста-описания.

 

Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.

 

122.

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

 

Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их. Определять тему, основную мысль, содержание

Презентация

123.

А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

 

Анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые слова), средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения)

 

124.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

 

Сравнивать произведения живописи и литературы.

 

125.

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.

 

Выбирать произведение для заучивания наизусть.

 

126.

Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.

 

Находить слова, которые помогают увидеть образы.

 

127.

А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.

 

Сравнивать произведения литературы и живописи.

 

Презентация

128.

О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

 

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

 

129.

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

 

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.

Электронное приложение к учебнику

130.

А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому.

 

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.

 

131.

Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.

 

Эмоционально откликаться на лирическое произведение, анализировать лирическое произведение. Определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи.

 

132.

Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы.

 

Анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи.

Электронное приложение к учебнику

133.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

 

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

 

134.

Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты. Характеристика героев.

 

Читать вслух и про себя. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении.

 

135.

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Определение средств художественной выразительности.

 

Читать художественное произведение, определять слова, создающие настроение. Понимать поступки героев. Характеризовать их, работать с книгой.

 

136.

Обобщающий урок по разделу «Картины родной природы»

 

Называть особенности поэтического творчества. Сравнивать произведения литературы и живописи.

 

 Используемый источник: Сборник рабочих программ «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.