12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Баклушина Светлана1541 Учитель начальных классов высшей категории.
Стаж педагогической деятельности 24 года Россия, Удмуртская респ., Ижевск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы
Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы
Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения, средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за цифрами и буквами смысл и необходимость полученных знаний.
Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Каждая школа желает, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения.
Широкое применение ТСО в процессе обучения обусловлено, во-первых, исключительно сильным эмоциональным воздействием на учащихся; во-вторых, необходимостью повышения производительности труда преподавателей (мастеров) и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить при стабильных сроках обучения; в-третьих - широким применением новых педагогических технологий, осуществление которых невозможно без соответствующих технических средств обучения.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Мною используются информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы для создания условий качественного освоения учащимися всех учебных предметов.
Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего развития.
ИКТ технологии я использую на разных этапах урока, добиваясь на каждом этапе конкретно поставленной цели:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для самостоятельной работы (учитель дает текстографические материалы)
4. Для контроля учащихся (электронные тесты)
В своей работе учитель активно использует электронные образовательные ресурсы, что позволяет ей:
во-первых, представлять любую информацию в более наглядном виде и давать ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях;
во-вторых, активизировать познавательную активность, т.к. школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь;
в-третьих, предоставлять учащимся гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.
Применяя компьютерные технологии в работе с младшими школьниками развиваю их познавательный интерес, создаю условия для повышения эффективности изучения учебного предмета. Проектирую урок интересным, увлекательным, чтобы добиться прочного усвоения материала. Учу работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках: электронных словарях, справочниках, энциклопедиях.
Создаю информационно-коммуникативную среду на уроках с целью повышения результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках и дома;
развитие мотивации к обучению;
развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;
развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
повышение уровня комфортности обучения;
снижение дидактических затруднений учащихся;
повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.
Использование ИКТ в учебном процессе позволило мне: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала (качество знаний учащихся 73%-78%, успешность – 100%); построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. Особенную роль в развитии познавательной активности сыграл метод проектов в сочетании с ИКТ, который заключался в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного продукта.
У её учащихся к окончанию 4-го класса наблюдается повышение мотивации к созданию творческих проектов и результативности в этой деятельности.
Количественные и качественные данные проектной деятельности учащихся
Данные результаты показывают, что у учащихся на протяжение 2015-2019 уч.г. возрастает интерес и результативность в создании индивидуальных проектов. Дети участвуют в районных и городских научно-практических конференциях и занимают призовые места.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
• отстаивать свое мнение;
• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
• ставить вопросы своим товарищам и учителю;
• давать словесную оценку себе и одноклассникам с целью анализа познавательных и практических действий;
• объяснять более слабым учащимся непонятные места;
• самостоятельно выбирать посильное задание;
• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Усилить данный эффект как раз и позволяют информационно – коммуникационные технологии.
На уроках использую информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы для повышения учебной мотивации.
Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Для того, чтобы повысить познавательную мотивацию использую на уроках мультимедийные презентации в программах Microsoft PowerPoint и SMART Notebook. Активно использую на уроках интерактивную доску и для привлечения учащихся к активным действиям учебного процесса. Работая на доске электронным маркером, как мышью, учащиеся имеют возможность передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать. Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Я наглядно показываю тот или иной прием работы. Доска на уроке выступает, как поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, всегда нахожусь в центре внимания, обращена к ученикам лицом и поддерживаю постоянный контакт с классом.
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет мне получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Для эмоционального воздействия на учащихся использую аудиоматериалы и видеоролики.
Применение ИКТ технологий и ЭОР на уроках в начальной школе повышает эффективность урока. Представляемая информации с помощью компьютерных программ сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. ИКТ технологии позволяют учителю построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Электронные образовательные ресурсы позволяют использовать практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на цифровом накопителе или в сети Интернет. ЭОР, которые использую на своих уроках дают возможность оживить учебный процесс (отправиться в другую страну или улететь в космическое пространство)
Применение ИКТ и ЭОР в начальной школе позволяет:
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• достигать целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
• индивидуально подойти к ученику, применяя интернет - ресурсы для учащихся (Яндекс-учебник, Учи.ру);
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• развивать навыки самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышать уровень комфортности обучения;
• снизить уровень дидактических затруднений у учащихся;
• вести обучение в зоне ближайшего развития;
• проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
• овладевать практическими способами работы с информацией,
• перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
• повысить активность и инициативность младших школьников на уроке; развивать информационное мышления школьников, формировать информационно- коммуникационные компетенции, а в общем и целом, способствует повышению качества образования.
Наряду с работой с техническими средствами в школе, веду «страничку» класса с целью публикации и размещения актуальной информации, используя самый популярный среди молодежи сайт «Вконтакте» (
Регулярно организую индивидуальную работу своих учащихся на образовательных электронных ресурсах (Яндекс учебник и Учи.ру). Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой. Каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой. Такие образовательные платформы обеспечивают качественную подготовку к выпускным работам (ВПР) учащихся начальной школы. Учитель может проконтролировать и оценить результаты каждого ученика и скорректировать в дальнейшем свою работу. Использование образовательной платформы способствует повышению мотивации познавательной активности, т.к. весь материал представлен в виде игры. Учащиеся с начала курса и до его завершения играют, переходя с одного уровня на другой. Повышению активности способствует и соревновательный момент.
Виды ЭОР, которые использую в своей работе:
электронный учебник и электронное приложение к учебнику;
web-сайт преподавателя;
группы в социальных сетях;
образовательные сервисы.
Задачи, которые ставлю перед собой, используя ЭОР:
Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
ЭОР для начальной школы, которые использую в своей работе:
Существую проблемы в использовании технических средств обучения. Это необходимо учитывать при планировании урока с техническим оснащением.
Технические средства обучения постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные технические средства обучения как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов. Частота использования технических средств обучения влияет на эффективность процесса обучения. Если технические средства обучения используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения технических средств обучения в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Использование технических средств обучения не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование технических средств обучения в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование технических средств обучения с интервалами между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
Эффективность технических средств обучения в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе.
Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование технических средств обучения на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию учащихся, увеличить эффективность проведения урока.
Список использованных источников и литературы
Технические средства обучения. Использование ТСО в современной школе
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Современные методы и средства обучения в начальных классах