12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баклушина Светлана1541
Учитель начальных классов высшей категории. Стаж педагогической деятельности 24 года
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы



Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения, средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.

Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за цифрами и буквами смысл и необходимость полученных знаний.

Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Каждая школа желает, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения.

Широкое применение ТСО в процессе обучения обусловлено, во-первых, исключительно сильным эмоциональным воздействием на учащихся; во-вторых, необходимостью повышения производительности труда преподавателей (мастеров) и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить при стабильных сроках обучения; в-третьих - широким применением новых педагогических технологий, осуществление которых невозможно без соответствующих технических средств обучения.

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Мною используются информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы для создания условий качественного освоения учащимися всех учебных предметов.

Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего развития.

ИКТ технологии я использую на разных этапах урока, добиваясь на каждом этапе конкретно поставленной цели:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для самостоятельной работы (учитель дает текстографические материалы)

4. Для контроля учащихся (электронные тесты)

В своей работе учитель активно использует электронные образовательные ресурсы, что позволяет ей:

во-первых, представлять любую информацию в более наглядном виде и давать ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях;

во-вторых, активизировать познавательную активность, т.к. школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь;

в-третьих, предоставлять учащимся гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.

Применяя компьютерные технологии в работе с младшими школьниками развиваю их познавательный интерес, создаю условия для повышения эффективности изучения учебного предмета. Проектирую урок интересным, увлекательным, чтобы добиться прочного усвоения материала. Учу работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках: электронных словарях, справочниках, энциклопедиях.

Создаю информационно-коммуникативную среду на уроках с целью повышения результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности.

Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках и дома;

развитие мотивации к обучению;

развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;

развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

повышение уровня комфортности обучения;

снижение дидактических затруднений учащихся;

повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе позволило мне: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала (качество знаний учащихся 73%-78%, успешность – 100%); построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. Особенную роль в развитии познавательной активности сыграл метод проектов в сочетании с ИКТ, который заключался в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного продукта.

У её учащихся к окончанию 4-го класса наблюдается повышение мотивации к созданию творческих проектов и результативности в этой деятельности.

Количественные и качественные данные проектной деятельности учащихся

t1615050912aa.gif



Данные результаты показывают, что у учащихся на протяжение 2015-2019 уч.г. возрастает интерес и результативность в создании индивидуальных проектов. Дети участвуют в районных и городских научно-практических конференциях и занимают призовые места.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

отстаивать свое мнение;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ставить вопросы своим товарищам и учителю;

давать словесную оценку себе и одноклассникам с целью анализа познавательных и практических действий;

объяснять более слабым учащимся непонятные места;

самостоятельно выбирать посильное задание;

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Усилить данный эффект как раз и позволяют информационно – коммуникационные технологии.

На уроках использую информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы для повышения учебной мотивации.

Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Для того, чтобы повысить познавательную мотивацию использую на уроках мультимедийные презентации в программах Microsoft PowerPoint и SMART Notebook. Активно использую на уроках интерактивную доску и для привлечения учащихся к активным действиям учебного процесса. Работая на доске электронным маркером, как мышью, учащиеся имеют возможность передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать. Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Я наглядно показываю тот или иной прием работы. Доска на уроке выступает, как поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, всегда нахожусь в центре внимания, обращена к ученикам лицом и поддерживаю постоянный контакт с классом.

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет мне получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Для эмоционального воздействия на учащихся использую аудиоматериалы и видеоролики.

Применение ИКТ технологий и ЭОР на уроках в начальной школе повышает эффективность урока. Представляемая информации с помощью компьютерных программ сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. ИКТ технологии позволяют учителю построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Электронные образовательные ресурсы позволяют использовать практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на цифровом накопителе или в сети Интернет. ЭОР, которые использую на своих уроках дают возможность оживить учебный процесс (отправиться в другую страну или улететь в космическое пространство)

Применение ИКТ и ЭОР в начальной школе позволяет:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

достигать целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

индивидуально подойти к ученику, применяя интернет - ресурсы для учащихся (Яндекс-учебник, Учи.ру);

усилить образовательные эффекты;

повысить качество усвоения материала;

осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

развивать навыки самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышать уровень комфортности обучения;

снизить уровень дидактических затруднений у учащихся;

вести обучение в зоне ближайшего развития;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

овладевать практическими способами работы с информацией,

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

повысить активность и инициативность младших школьников на уроке; развивать информационное мышления школьников, формировать информационно- коммуникационные компетенции, а в общем и целом, способствует повышению качества образования.

Наряду с работой с техническими средствами в школе, веду «страничку» класса с целью публикации и размещения актуальной информации, используя самый популярный среди молодежи сайт «Вконтакте» ( www.vk.com ). Использую социальные сети для открытости образовательного процесса, для повышения степени вовлеченности всех участников в образовательный процесс. Активно размещаю проведенные в школе мероприятия, публикую новости, результаты конкурсов, рейтинг сбора макулатуры и т.д. Группа класса ВК дает возможность продолжить процесс обучения за пределами школы (позволяет работать интерактивно: проводить коллективные обсуждения, задавать вопросы и получать ответы, собирать идеи). Размещаю на страничке ВК таблицы по темам, видеоуроки, аудиоматериалы, памятки, инструктажи по различным учебным дисциплинам. Использование социальных сетей позволяет быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе.

Регулярно организую индивидуальную работу своих учащихся на образовательных электронных ресурсах (Яндекс учебник и Учи.ру). Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой. Каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой. Такие образовательные платформы обеспечивают качественную подготовку к выпускным работам (ВПР) учащихся начальной школы. Учитель может проконтролировать и оценить результаты каждого ученика и скорректировать в дальнейшем свою работу. Использование образовательной платформы способствует повышению мотивации познавательной активности, т.к. весь материал представлен в виде игры. Учащиеся с начала курса и до его завершения играют, переходя с одного уровня на другой. Повышению активности способствует и соревновательный момент.

Виды ЭОР, которые использую в своей работе:

электронный учебник и электронное приложение к учебнику;

web-сайт преподавателя;

группы в социальных сетях;

образовательные сервисы.

Задачи, которые ставлю перед собой, используя ЭОР:

Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.

Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.

ЭОР для начальной школы, которые использую в своей работе:

http://www.cofe.ru/read-ka Детский сказочный журнал «Почитай-ка». Сказки, великие сказочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов

http://www.biblioguide.ru Библио Гид- путеводитель по детским книжкам.

http://www.kostyor.ru/archives.html Сайт школьного журнала «Костёр». Официальный сайт – это усеченная версия журнала, в которой можно найти множество интересных материалов для детей.

http://playroom.com.ru Детская игровая комната. Множество развивающих игр, песни, сказки, конкурсы детского рисунка, информация для родителей и множество других полезных материалов.

http://beautiful-all.narod.ru/deti/deti.html Каталог полезных детских ресурсов. На сайте собрано множество материалов, как русскоязычного, так и англоязычного Интернета.

http://www.maciki.com Смешные детские песенки, старые добрые сказки, потешки и прибаутки, загадки, скороговорки, колыбельные песенки и еще много-много интересного.

http://teremoc.ru/index.php На сайте можно учиться, играть и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы. В Теремке каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и полезное.

http://potomy.ru Сайт, на котором можно найти множество ответов на разные детские вопросы: Где находится Луна днем? Что такое Северный полюс? Может ли вода течь в гору? Кто придумал свечку? На эти и другие вопросы ответ сайт для интересующихся Потому.ру.

http://elementy.ru/email Сайт, на котором любой ребенок, родитель и учитель сможет найти ответ на интересующий его вопрос.

http://clow.ru Познавательный портал: сайт про все и обо всем!

http://nation.geoman.ru Страны и народы мира.

http://animal.geoman.ru Многообразный животный мир.

http://www.apus.ru/site.xp Еще один полезный сайт-энциклопедия о животных.

http://bird.geoman.ru Все о птицах.

http://invertebrates.geoman.ru Насекомые планеты Земля.

http://www.laddition.com Все тайны подводного мира.

http://fish.geoman.ru Рыбы.

http://plant.geoman.ru Все о растениях.

http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия.

http://Historic.Ru Всемирная история.

http://www.bigpi.biysk.ru/encicl Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас"

http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first= Энциклопедия комнатных и садовых растений.

http://ru.wikipedia.org Википедия (свободная энциклопедия)



Существую проблемы в использовании технических средств обучения. Это необходимо учитывать при планировании урока с техническим оснащением.

Технические средства обучения постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные технические средства обучения как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов. Частота использования технических средств обучения влияет на эффективность процесса обучения. Если технические средства обучения используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения технических средств обучения в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Использование технических средств обучения не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование технических средств обучения в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование технических средств обучения с интервалами между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Эффективность технических средств обучения в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование технических средств обучения на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию учащихся, увеличить эффективность проведения урока.



















































Список использованных источников и литературы



Технические средства обучения. Использование ТСО в современной школеhttps://иванов-ам.рф/obzh_kabinet/umb/teh_sredstva.html

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Современные методы и средства обучения в начальных классах https://pandia.ru/text/80/260/10475.php

Современные средства обучения и технического оснащения классов в школе. https://sch1290.mskobr.ru/files/sredstva_obucheniya_i_vospitaniya%281%29.pdf

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.