Методические указания и рекомендации по физкультуре «Техника безопасности на уроках акробатики» (1-11 классы)
Для предотвращения травм на занятиях акробатикой учитель должен хорошо знать причины их возникновения.
Причины травматизма следующие:
— нарушение правил организации занятий и отсутствие сознательной дисциплины;
— нарушение методики и режима тренировки;
— отсутствие страховки или неумелое ее применение;
— плохое материально-техническое обеспечение занятий;
— нарушение врачебных требований и гигиенических условий.
Для профилактики травматизма первостепенное значение имеет разминка, которая обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппарата к специфическим нагрузкам. Возникающие во время тренировки перенапряжения мышц ухудшают кровообращение, приводят к возникновению охранительной реакции и образованию отрицательных трофических рефлексов. Развившаяся местная дистрофия ткани снижает ее сопротивляемость, в результате чего даже незначительное механическое воздействие может вызвать травму. Чтобы избежать перенапряжений, проводится разминка с учетом законов управления движениями.
Активное систематическое укрепление суставов, связок, развитие фиксирующей мускулатуры путем многократного выполнения самых разнообразных движений предупреждают обучающегося от многих заболеваний и травм. Особое внимание при этом уделяется укреплению мышц живота и спины, плечевых, лучезапястных, голеностопных и коленных суставов. Именно эти суставы, как показывают наблюдения, повреждаются наиболее часто.
Частыми причинами травм являются: форсирование подготовки обучающихся; чрезмерные нагрузки; неумение обеспечить на занятиях и после них достаточный отдых для восстановления функционального состояния к следующему подходу или уроку; недооценка систематической и регулярной работы над техникой; включение в урок упражнений, к которым обучающийся не готов из-за слабого развития физических качеств или утомления.
К травматизму могут привести: проведение занятий без учителя; неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале; неорганизованные переходы или хождения; отсутствие сознательной дисциплины, чувства ответственности и серьезного отношения к занятиям.
На уроках также применяется профессиональная страховка и помощь, как комплекс мероприятий, направленных на предупреждение травматизма.
Страховка — готовность учителя при неудачном выполнении упражнения предотвратить возможное падение или травму. Если упражнение выполняется успешно, то учитель исполнителя не касается.
Помощь — прием, при котором страхующий физически помогает выполнить упражнение. При обучении помощь направлена на быстрейшее освоение упражнения. Она может быть оказана в виде проводки, толчка и поддержки.
Проводка — способ, при котором обучающегося поддерживают на протяжении всего движения или какой-то его части.
Толчок — применяют, чтобы увеличить фазу полета, придать больше вращения в требуемом направлении или изменить направление полета.
Поддержка — наиболее часто применяется на приземлениях, при ловле в вольтижных упражнениях, для удержания пирамид или верхнего в заданной позе.
Самостраховка — умение обучающегося самостоятельно выходить из опасных положений при неудачном выполнении упражнения. В основном, это умение падать так, чтобы не получить травму.
Для овладения приемами самостраховки изучаются различные способы падений с перекатами и кувырками.
Основные правила падений:
— группироваться, не падать плашмя;
— напрягаться при падении;
— завершать падение перекатом или кувырком;
— не падать на прямые руки.
Особое внимание уделяется обучению взаимной помощи и страховке, как отдельному приему обеспечения безопасности на уроках по акробатике.
Источник: http://dima-boing.com/tehnika-bezopasnosti