Методические указания и рекомендации «Игра и профиль совместимы???» (10–11 класс)
На конкурс «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
Игра и профиль совместим ???
«Во всём мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути…»
Почему я решил начать свою работу по интеллектуальным играм словами Бориса Пастернака? Всё предельно просто. И начиная работать в школе, и после 40 лет работы, и на пенсии, я продолжаю думать о том, как сделать нелёгкую жизнь ученика увлекательной и интересной. Мои ученики иногда спрашивали меня о том, как я запоминаю такой объём информации. В ответ я предлагал им прочитать материал параграфа 40 раз. И задавал ответный вопрос: « А как вы помните всё, что проходите по всем вашим предметам?» Понимая, что учиться действительно тяжело, я старался сделать свои уроки интересными, всегда что-то придумывал. Вот так незаметно на мои уроки пришли интеллектуальные игры, позволяющие учить , развивать и воспитывать.
Сначала игры использовал во внеклассной работе. Потом появились игры в начальной школе по природным зонам России. Наработанный материал опубликовало издательство «Учитель». Эти игры удачно вписались в учебный процесс по окружающему миру и географии. Тогда же и началась работа по созданию системы интеллектуальных игр по всем темам школьного курса «Биология». В 2015-2016 г.г. в издательстве «Планета» выходят ещё две мои книги «Игровые технологии в преподавании биологии 5-7, 8-11 классы» с электронным интерактивным приложением. Тогда же я начал работать в профильном биолого-химическом классе.
Реально ли играть в профильных 10-11 классах? Ещё как реально! Реально игрой добиваться неплохих результатов! Каждая тема курса завершалась уроком обобщения и повторения. Но это был не простой урок с нудным пересказом известного, а увлекательнейшая интеллектуальная игра , позволявшая использовать известный материал в новых, необычных условиях игровой деятельности.
Образец ученической мудрости
«Мне нравятся игры, которые по биологии проводит Евгений Алексеевич. Мы узнаём много нового и повторяем пройденную тему в форме викторины. Каждый раз у всех команд море энергии. Все стараются выиграть, это такой накал страстей, словами просто не передать. Из этого вывод, что благодаря такой форме урока мы все стремимся больше знать. После подобных уроков появляется большой интерес к изучению предмета» Басыров Дамир
Для меня это был всё-таки урок обобщения, после которого шло тестирование, а для детей это была просто игра, которую очень ждали. Организуя игру, я шёл не от себя, а от естественных потребностей ученика. Игре, как и любви, все возрасты покорны. По словам Н.П. Аникеевой, игра – это сложное социально-психологическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связана с возрастом человека. Практика игрового обучения доказывает это. Одинаково увлечённо, в особой творческой атмосфере играли и ученики первых классов, и их родители, и повзрослевшие ученики одиннадцатого .
Образец ученической мудрости
Каждый год Евгений Алексеевич по окончании какой-либо темы проводит игры. Все очень любят и ждут этого неформального урока. Это необычный способ повторить и подытожить пройденную тему в форме игры. На таких уроках мы учимся быстро думать, работать в команде, учимся доверять друг другу, терпимости. Евгений Алексеевич всегда очень интересно проводит эту викторину. Каждый раз он вносит что-то новое. Весь класс переполняют эмоции. Я думаю, что такой способ способствует более сильной работе. Все стремятся качественно изучать материал. Мы очень благодарны за некое разнообразие в серых буднях. Патя Варданян
Игра создает особые условии, при которых может развиваться творчество, происходит неформальное общение. Рушится стереотип –учитель учит, а ученик учится. Происходит внутреннее раскрепощение, начинается общение на равных. Ученик преображается из обычного середнячка в творческую личность, открывается его второе дыхание. Именно в эти моменты мне хотелось «расстроиться», чтобы слышать работу каждого в трёх командах, понаблюдать за игровым действом.
К каждой игре надо было повторить основные понятия, закономерности, привести знания в систему. Но этого было мало. Я хотел, чтоб эти уроки обобщения и повторения были и уроками открытия нового – фактического материала и понятий, ещё неизвестных, но имеющих отношение к данной теме, новых положительных эмоций, удивительных открытий талантов у своих же одноклассников. И это действительно были уроки неформального общения, где можно и нужно было выйти из привычного образа и отправиться в полёт со своими мыслями, не боясь, что их не поймут, не примут.
Образец ученической мудрости
Это образец выдал мне Миша Святец, скромный и незаметный в классе, всегда держащий своё мнение при себе
Интеллектуальные игры – очень хорошая идея, которая даёт стимул для общения, а также учит работать в коллективе. Игра разделена на различные «эстафеты», что исключает монотонность и скуку. Общие оценки ( как результат неформального игрового общения): идея -5/5, организация – 5/5, разнообразие – 5/5 !!!
Этот отзыв о моих играх особенно дорог тем, что он подтверждает правильность требований, которые я предъявлял себе при подготовке и проведении игр.
Все игры проводились по единому алгоритму – 5 конкурсов, следующих друг за другом в быстром темпе. Это позволило экономить драгоценное время урока, команды знали, что и как надо делать на каждом этапе игры. Причём, при едином плане игр содержание их было непредсказуемым и разнообразным, чтобы накал страстей и интереса возрастал к завершению игры
Следующее требование – высокий содержательный уровень, соответствующий профильному уровню обучения, развитию интереса к предмету. А для этого приходилось организовывать занимательную для учеников деятельность, направленную на формирование знаний, умений и навыков отбора необходимой информации и применения её в новых ситуациях. И не беда, что ученики не всегда отвечали правильно, допускали ошибки.
В любой игре должны быть строгие правила. Их мы нарабатывали по ходу игр. Все изменения в правила игры вносились только в результате совместного обсуждения. Я не давил своим авторитетом, а ученики поставляли новые интересные мысли.
Игра всегда начиналась конкурсом капитанов. На первые 12 вопросов отвечали только капитаны, поднимая карточки со словами «Да» и «Нет», поскольку конкурс назывался «Верите ли вы, что…». А на последние три вопроса отвечали сначала команды после короткого обсуждения, а потом свою версию высказывал капитан. Это я придумал для того, чтобы команды поняли ту меру ответственности, которую берёт на себя капитан. Ведь совещаясь, игроки команд не всегда давали верные ответы. Трудно на этих вопросах было и капитанам, ведь иногда надо было и не соглашаться с ответом команды, а давать свой. Вот как бы вы ответили на такое утверждение, что экологически чистая бумага сделана из экологически чистой древесины? ( Ответ: «Нет, из макулатуры»)
Вторым конкурсом всегда была «Подсказка». К этому конкурсу я готовил 5 вопросов по определённой теме и перед началом конкурса это подчёркивал. Каждый из них я разбивал на три подсказки. После чтения первой подсказки команды совещались и давали письменный ответ. Затем зачитывалась вторая подсказка. Команды могли изменить версию ответа и сдать новый письменный ответ. Затем зачитывалась последняя подсказка, потом правильный ответ. За правильный ответ с первой подсказки банкир переводил команде 3 умника, со второй – 2, с третьей -1. В игре «Копировать или творить» была такая подсказка.
Этот процесс помогает организмам поддерживать постоянное число хромосом.
Но при этом в генотип организма вносятся изменения
Во время этого процесса формируются клетки, при слиянии которых образуется зигота (мейоз)
Иногда «Подсказку» я заменял конкурсом «Дальше, дальше, дальше…». За 2 минуты командам поочереди надо было ответиь на 25 вопросов. После чтения вопроса команда или быстро давала ответ, или капитан говорил: «Дальше», а учитель зачитывал следующий. Вопросы чаще всего были на определения, чтобы ответ был кратким. Пока одна команда отвечала, вторая считала её правильные ответы, а третья следила за временем
Традиционно третьим был конкурс по разгадыванию кроссворда. В качестве ключевого слова я всегда брал новое понятие, ещё незнакомое ученикам. И узнавали они его, только отвечая на вопросы по ранее изученному материалу. В игре «Генетика далёкая и близкая» ключевым словом было слово «пенетрантность». Когда ученики работали в команде, я смотрел их работы и отмечал правильные ответы. Для проверки правильные ответы высвечивались на экране.
Четвёртый конкурс был одним из самых любимых и эмоциональных. Однажды проведя этот конкурс, я по просьбе учеников всегда включал его в игры. Назывался он «Акула». На доске, а потом и на экране была решётка из 16 квадратов, а в ней цифры и числа от 1 до 16. За каждой цифрой или числом значился соответствующий вопрос. Команды поочереди выбирали номер вопроса, я зачитывал его, потом выслушивал ответ. Если ответа не было или он был неправильным, право ответить переходило к другим командам. За правильный ответ команда получала один умник. Но можно было и потерять, если выбираешь номер, за которым спряталась «Акула», которая проглатывала умник. Таких «Акул» всегда было 5, угадать, за каким номером они спрятались, было невозможно. Это создавало эффект неожиданности утраты драгоценного умника, но команды расставались с ним весело. Причём, конкурс этот происходил в очень быстром темпе, так как все уже ждали последнего решающего конкурса.
Образец ученической мудрости
Я хочу сказать Вам, Евгений Алексеевич, что Ваши игры являются, наверное, самыми яркими и весёлыми событиями в нашей школьной жизни. Мы очень благодарны Вам за проведение таких интересных уроков Ни один из учителей не делал свой предмет настолько увлекательным
Обычно после одного или нескольких проигрышей пропадает желание играть. Но Ваших игр это не касается. Играть хочется ещё и ещё, независимо от результатов. Отдельно хочется отметить биоаукцион. Он доставляет нам наибольшее удовольствие и заряжает азартом. Желаю Вам создать и провести больше таких игр. Искренне Ваш ученик Бессонов Денис
После завершения четвёртого конкурса банкир сообщает о накоплениях умников, заработанных во время игры. Хотя команды сами вели подсчёт своих сбережений. На аукционе можно было приобрести за умники вопросы, а за ответы на них увеличить свои накопления. Вот таким были вопросы биоаукциона по теме «Копировать или творить»
5. Конкурс « Биоаукцион»
Вопрос о том, что два в одном
Эти два процесса происходят у организмов двух царств, но происходят в разном порядке. У одних сначала происходит первый, а потом второй, а у других все начинается со второго. Но от перемены мест слагаемых, как говорят математики, итог не меняется – поддерживается постоянство числа хромосом. Что же это за процессы, вам хорошо теперь знакомые?
(митоз и мейоз у растений и животных)
Вопрос о том, что два в одном
Это великое таинство природы происходит почти у всех организмов, кроме тех, кто является исключением. А начало этому дают два других, ядра которых сначала располагаются рядом и лишь позднее объединяются, образуя нечто новое, особенное, неповторимое. Что же это за процесс, который происходит у всех позвоночных животных, кроме одного вида кавказских ящериц?
( оплодотворение)
Вопрос о том, что два в одном
Это можно назвать спящей красавицей. Спать оно может долго и просыпается от соприкосновения трех факторов – тепла, воздуха и воды. С ним ничего не происходит, если нет хотя бы одного любого фактора. Так и лежит, не погибая определенное время, но может и пропасть. Но если условия благоприятные, дает начало новому организму. Ведь в нем есть и многоклеточное начало. и то, что необходимо для питания на первых порах. Что же это за спящая красавица?
(семя)
Вопрос о том, что два в одном
Развитие любого организма происходит только при взаимодействии клеток разных участков зародыша. Этот орган человека и животных – не исключение. Это самый большой по площади орган, выполняющий, кроме прочих, роль одного из анализаторов, особенно важного для тех людей, которые лишены одного из органов чувств. Так что же это за орган, образованный из двух зародышевых листков?
(кожа)
Вопрос о том, что два в одном
Это вопрос об организме, известном каждому, так как это организм известен своим запоминающимся названием. Это простейшее, но наиболее сложноорганизованное. Жизненные функции выполняются целым комплексом органоидов. И самое главное – в их теле два ядра: большое – вегетативное и более мелкое – генеративное. Так как же называется эти простейшие, имеющие название вещей, столь необходимых для одной из половин человечества?
(инфузория – туфелька)
Перед началом аукциона я сообщаю о чём вопрос и его начальную цену, затем начинаются торги. Здесь ученики быстро научиваются проявлять осторожность и не стараются высоко поднять цену вопроса. После того, как у команд нет желания повышать цену, я считаю до трёх и объявляю вопрос купленным. И только после этого его зачитываю. Команды совещаются, но ответ принимается от той, что купила вопрос. При правильном ответе банкир добавляет команде умников в соответствии с ценой вопроса при покупке. При неправильном ответе банкир столько же умников забирает. Этот конкурс решающий в игре, можно и победить , и проиграть, будучи в шаге от победы. Многое зависит от мудрости капитана, от его умения усмирить азарт яростных игроков. Каждый правильный ответ вызывает бурное ликование, поэтому я всегда предупреждал учителя в соседнем кабинете, что мы играем. На последнем вопросе команде с наименьшим количеством умников разрешалось поставить все свои сбережения. И дело здесь не в результате, как правильно отметил Денис, в пятёрках, которые получают победители. Для играющих важно само действо для своего самоутверждения, что и они могут быть лучшими .
Важный момент игры – это быстрое подведение итогов. Время урока пролетает незаметно. Команды начинают выбирать лучшего игрока. Команда победитель получает переходящий приз «Мудрая тётушка Сова», капитаны команд и лучшие игроки получают за урок пятёрки.
Закончить свою работу я хочу словами Димы Качалки, ныне студента истфака МГУ. Это был лучший историк школы, но исторический профиль не выбрал, а остался со своим классом. Иногда ему на игре не хватало знаний, но выручала команду не раз его железная логика.
Образец ученической мудрости
Важнейшей особенностью учебного процесса на уроках биологии является проведение так называем игр. Это новшество, введённое новым учителем, оказалось ключевым фактором обучения.
Думаю, что после этих слов ученика, я могу сказать: «Игра и профиль совместимы!!!»
Использованные ресурсы
Аникиева Н.П. Воспитание игрой: Кн.для учителя. -М.: Просвещение, 1987. – 144 с. – (Психол. Наука – школе).
Игровые технологии в преподавании биологии. 8-11классы: Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ Е.А. Стручков.- М.: Планета, 2016.- 192с.- (Уроки мастерства)
Романова Л.М. Роль игры в процессе обучения https://pedsovet.org/core/file/get/id/229200
Стручков Е.А. Интеллектуальные игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lk/blogs?type=2703&page=4