Технологическая карта интегрированного учебного занятия по экономике и бухгалтерскому учету « Порядок и последовательность проведения инвентаризации кассы. Учет результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации
МДК.02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации
Тема: Порядок и последовательность проведения инвентаризации кассы. Учет результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.
Автор-разработчик | Вовк Елена Александровна | высшая квалификационная категория | ||||||
Специальность | 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | |||||||
Учебный цикл | Профессиональный цикл | |||||||
Учебная дисциплина/МДК | МДК.02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации | |||||||
Междисциплинарные связи Учебные дисциплины: ОП.08. Основы бухгалтерского учета | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | ||||||
ОП.08. Основы бухгалтерского учета МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации | МДК.02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации | |||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; Ок3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Ок 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Ок 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Ок 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы; ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации; ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы; ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета; ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения; ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета; ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации; | ||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | ||||||
У1 | проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов; | З1 | формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа; | |||||
У2 | проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку; | З2 | порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки; | |||||
| У3 | проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; | З3 | порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги; | ||||
У4 | оформлять денежные и кассовые документы; | З4 | правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию; | |||||
У5 | заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию; | З5 | процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров аналитического учета по объектам инвентаризации; | |||||
У6 | определять цели и периодичность проведения инвентаризации; | З6 | приемы физического подсчета активов; | |||||
У7 | руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации активов; | З7 | перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; | |||||
У8 | пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации активов; | | | |||||
У9 | проводить физический подсчет активов | | | |||||
Тема учебного занятия | Порядок и последовательность проведения инвентаризации кассы. Учет результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета. | |||||||
Содержание темы | Основные направления и последовательность проведения инвентаризации кассовой наличности | |||||||
Тип учебного занятия | Комбинированное занятие, (интегрированное занятие) | |||||||
Форма организации учебной деятельности | Лекция | |||||||
Формы и методы обучения | Наглядные методы (иллюстративный и демонстрационный), практические методы, активные и интерактивные методы, приемы «Кластер» и «Сase-study» | |||||||
Образовательные технологии | Информационно–коммуникативные технологии, технология развития «критического мышления». | |||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||||
закрепление знаний по изученным темам, устранение пробелов в знаниях обучающихся; продолжить изучение особенностей проверки кассовых операций; совершенствование навыков устной речи; овладение знаниями последовательного проведения инвентаризации кассовой наличности для освоения профессионального цикла. | Развитие умений: анализировать и обобщать полученные знания; оценивать правильность выполнения учебной задачи в рамках учебного проекта; делать выводы. Развитие: экономического мышления; финансовой культуры; сообразительности. | Воспитание: сознательной дисциплины при работе с документами; целеустремленности в поисках и принятии решений. |
Технологическая карта занятия | |||||||||||||||||
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методы, формы, приемы обучения и контроля | Оснащение | Планируемые образовательные результаты | Типы оценочных мероприятий | ||||||||||
| 1. Организационный этап | ||||||||||||||||
1 | Организационный момент 1мин | Приветствие студентам, перекличка обучающихся по списочному составу; отметка отсутствующих на занятии, выяснение причины отсутствия; проверка готовности аудитории и обучающихся к занятию. Заслушивает старосту группы. | Демонстрируют готовность к занятию. Староста озвучивает отсутствующих (причины). | Методы: беседа. Организационные приёмы: запись даты и темы учебного занятия на доске, переход к мотивации. Технология: педагогика сотрудничества |
| Ок3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Наблюдение. (создана ли комфортная обстановка) | ||||||||||
2 | Мотивация занятия, целеполагание 2мин | Настрой обучающихся на занятие, озвучивает слоган занятия: «Деньги любят счет!». Предлагает на слайде выбрать смайлик (запомнить его), отражающий настроение. Стимулирует студентов к продуктивной деятельности в рамках занятия. | Слушает преподавателя, осмысленно подходит к выбранному слогану. Зрительное восприятие и пожелание хорошего настроение на урок. Самоорганизация на продуктивную работу. | Методы: объяснение, приёмы: постановка проблемной задачи: как правильно провести инвентаризацию наличных д.ср. и определить результат. Технология здоровьесберегающая |
| Ок3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Наблюдение опыта восприятия. (заложен ли положительный эмоциональный настрой на предложение преподавателя) | ||||||||||
3 | Постановка целей. Целеполагание. | Знакомит с темой занятия, озвучивает цели и план занятия, дает краткий обзор учебных действий, подлежащих выполнению в рамках учебного занятия. | Слушают, записывают в тетради. | Методы: объяснение; Приёмы: формулировка целей занятия, составление плана работы, Приёмы: постановка проблемной задачи: как правильно провести инвентаризацию наличных д.ср. и определить результат. Технология: педагогика сотрудничества |
| Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Наблюдение опыта восприятия. | ||||||||||
| 2. Основной этап занятия | ||||||||||||||||
4 | Актуализация знаний | | | | | | | ||||||||||
Повторение ранее изученных терминов 10 мин | Предлагает восстановить и озвучить термины используя сервис «Облако слов». Дать определение экономическим терминам.
| Включаются в работу, формируют и озвучивают термины, которые хаотично представлены на слайде. | Методы: словесный (повторение), беседа, фронтальный опрос, демонстрационный (видеопрезентация), иллюстративный (работа с дидактическим раздаточным материалом), активный и интерактивный методы. Технология: ИКТ, технология развивающего обучения. |
| Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы; | Самоконтроль. | |||||||||||
Интерактивная викторина (закрепление и систематизация знаний) | Предлагает ответить на вопросы интерактивной викторины (данное позволяет закрепить, систематизировать и интегрировать уже сформированные знания в нужном направлении). Правильные ответы позволяют увидеть позитивную картинку, которая далее мотивирует на продуктивную работу. | Демонстрируют свои знания, устанавливают межпредметные связи самостоятельно. | | Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы; | Устный контроль. Анализ устных ответов. | ||||||||||||
| Тестовый контроль | Преподаватель использует индивидуальный подход к обучающимся, предлагает письменно ответить на тестовые задания (желание студента приветствуется). Тест включает 5 вопросов, только один правильный ответ (оценивается в 1 балл). Форма ответа на тест заранее подготовлена. | Обучающиеся письменно отвечают на тестовые задания.
| Письменный наглядно – иллюстративный метод, разноуров невые задания Технология: здоровьесберегающая. | Раздаточный материал | Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы | Письменный контроль. | ||||||||||
5 | Сообщение нового материла/ формирование новых знаний/ обобщение и систематизация понятий | Преподаватель озвучивает план лекции: 1. Документооборот в кассе. 3.2. Последовательность инвентаризации кассовой наличности. 3.3. Учет результатов инвентаризации кассы, проводки. Предлагает сформулировать и озвучить собственные мысли по представленному плану лекции. Вся информация отражена на слайдах презентации. Преподаватель предлагает конспект составить в виде кластера и совместно определяют направления работы. | В ходе активного диалога студенты озвучивают свое видение изучаемого вопроса, затем обобщают полученную информацию от преподавателя, записывают краткий конспект. | Методы: словесный (объяснение), демонстрационный (видеопрезентация), иллюстративный (работа с дидактическим раздаточным материалом), активный и интерактивный методы. Технология: здоровьесберегающая, технология развития критического мышления |
| Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения; ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета; ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. | Демонстрация алгоритма восприятия информации | ||||||||||
Закрепление нового материала | Преподаватель предлагает в кейс-задании определить и найти заранее допущенную ошибку. | Читают вслух задание, обдумывают содержание отвечают. | Словесный репродуктивный, практический и частично – поисковый технология: ИКТ, технология развивающего обучения | | | ||||||||||||
| 3. Заключительный этап | ||||||||||||||||
| Домашнее задание | даётся задание – составить проект: «Я кассир» по теме «Порядок и последовательность проведения инвентаризации кассы. Учет результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета». (проект направлен на формирование представления о работе кассира). | Фиксация домашнего задания в тетрадях. Задают вопросы. | Методы: словесный (объяснение), Письменный. Приёмы: письменная фиксация домашнего задания на доске. Технология: здоровьесберегающая | | Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения; ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета; ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации; | | ||||||||||
Рефлексия | Преподаватель раздает заранее приготовленные шаблоны и предлагает их заполнить, при этом включает таймер времени | Студент работу выполняет письменно. | Раздаточный материал и оценка студента | Письменный самоотчет студента. | |||||||||||||
| |||||||||||||||||
Подведение итогов | Подводит итоги занятия, выставляет оценки. | Слышат свои оценки. | Методы: словесный (обобщение, выводы) |
| | Наблюдение. | |||||||||||
ИТОГО 80 минут | | | | | | |