Технологическая карта исследовательского проекта: «Влияние погоды на самочувствие человека»

28
8
Материал опубликован 27 December 2020 в группе

Ф.И.О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема

Исследовательский проект: «Влияние погоды на самочувствие человека»

Базовый учебник

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» Линия «Полярная звезда»

Срок реализации

2 и 3 четверти (9 часов)


Цель:

- Сформировать умения вести наблюдения за изменениями погоды, изучение метеозависимости людей.

- Развить навыки самостоятельной работы, умение работать в группе, воспитывать ответственность.


Задачи:

1. Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды.

2. Провести анкетирование с целью выявления влияния изменений погоды на человека.

3. Построить графики и сделать вывод по результатам исследования.

4. Подготовить продукт с рекомендациями для метеозависимых людей.


Планируемые результаты:

Предметные:

- овладение практическими умениями использования приборов для измерения элементов погоды;

- овладение основными навыками нахождения, вычисления, обработки полученной информации;

- вести дневник наблюдения; (составлять график хода температуры, розу ветров и читать его);

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания.

Личностные:

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование ответственного отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию.

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, формирование основ социально-критического мышления.

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метопредметные:

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического исследовательского проекта познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- учет позиции других людей, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Типы уроков: уроки – исследования.

Формы работы: индивидуальная, групповая.


Объект изучения: погодные условия.


Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ результатов.


Оборудование: измерительные инструменты школьная метеорологическая станция (термометр, барометр и др.), фотоаппараты, анкеты для социологического опроса, тетради или рабочие листы для учащихся, компьютер, Интернет.


Девиз: « Я б в метеорологи пошел. Пусть меня научат!»


Технологическая карта исследовательского проекта


Этапы уроков.

Учебная ситуация.

Содержание занятия

Техническое обеспечение

Д/З

Подготовка к проекту 1 урок

Вводный урок.


Как погода влияет на жизнь людей?


Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала.

Определение темы и цели проекта

источников информации, способов сбора и анализа информации.


Учитель: - Сейчас я вам расскажу случай из жизни. И мы определим тему нашего проекта.

«Лето. Ярко светит солнце, очень жарко, ни ветерка. Дети пошли на речку купаться и загорать. И вдруг Бори стало плохо, в глазах потемнело, он потерял сознание. Отдых был испорчен».

-Как вы думаете, что же случилось с Борей?

-Что так повлияло на самочувствие Бори?

-Кто может назвать тему нашего проекта?

Слайд 2.

Тема: «Как влияет погода на самочувствие людей»

Слайд 3

-Кто может привести примеры из вашей жизни или жизни ваших родственников, близких. Как погода влияла на их самочувствие?

Изменяется ли их работоспособность? Зависит ли здоровье от погоды?

Слайд 4

Что такое погода?

Слайд 5 определение

-Какой возникает вопрос? В чем затруднение?

-Из каких элементов состоит погода?

Слайд 6

- Какие элементы погоды вы знаете? (температура воздуха, влажность воздуха, атм. давление ветер и др.)

Слайд 7

-Какие явления погоды вы знаете? (облачность, ветер, различные осадки)

Слайд 8

Дневник наблюдения.

Слайд 9

Сделайте вывод

Какими приборами измеряется погода?

Слайд 10

Решено провести наблюдение за погодой в течение трех четвертей 2012-2013 учебного года, и выяснить, как в эти дни погода оказывала влияние на родных и друзей.

Учащиеся должны сформулировать вывод, что необходимо изучать элементы и явления погоды, чтобы определить степень их влияния на здоровье людей.

-Ребята, а кто такой метеоролог?

Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Учащимся предлагается специальность «Метеоролог». В течении месяца вести дневник наблюдения (образец дневника на слайде презентации) и научиться пользоваться метеостанцией.

Слайд 11


Подготовительный этап (вводный урок)
PPT / 338.5 Кб

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран.

Интернет.

Презентация 

/data/files/f1609047377.ppt (Подготовка к проекту).


Метеорологическая станция.

Изучить элементы погоды. Выяснить какими приборами они измеряются.

Начать вести дневник наблюдения


Выполнение задач проекта 1 урок

Распределение обязанностей по проекту.


Выработка общего алгоритма действий при работе над проектом, исходя из поставленных целей.

Определение состава групп.

Распределение заданий между группами специалистов Распределение задач между участниками команды.

Поставленные задачи определяют направление работы для будущих групп.

По взаимному желанию учащиеся разбились на группы специалистов.

Создаются группы специалистов «Метеорологов».

Определяем состав групп: в каждую группу входят учащиеся разного уровня сформированности общеучебных умений, по 6 человек. В каждой группе происходит распределение обязанностей.

Выбирается лидер (руководитель), каждый член группы отвечает за подбор сведений по своим показателям.

Первая группа специалистов «метеорологов» - измеряет температуру воздуха.

Вторая группа специалистов «метеорологов» - направление ветра.

Третья группа специалистов «метеорологов» - облачность и облака.

Четвертая группа специалистов «метеорологов» - атмосферное давление и осадки.

Пятая группа специалистов «фотографы» - фотографирует и распечатывает фотографии (изменения природы в течение года).

Задание для специалистов:

В течение трех четвертей метеорологи измеряют температуру воздуха, облачность и типы облаков, осадки, атмосферное давление, направление ветра, относительную влажность воздуха.

Вычисляют среднемесячную температуру воздуха.

Составляют розу ветров.

Работа в группах начинается с того, что учащиеся пытаются самостоятельно выстроить алгоритм действий для своей группы на основе определенного ранее задания. Учитель через беседу, конструктивные вопросы и советы, корректирует вариант планирования каждой группы. Участие учителя проявляется в ненавязчивой форме.


Компьютер

Метеорологическая станция.

Схемы

Таблицы

Фотографии с фотоаппарата

Таблица: Условные знаки для обозначения атмосферных явлений


Работа в группах специалистов «метеорологов» по наблюдению за элементами погоды. Ведение дневника наблюдения

(тетради или рабочие листы для учащихся).

Обсуждение промежуточных результатов 1 час​​​​​​​

Контроль за развитием проекта.


Сбор информации. Анализ информации.

Подготовка доклада.


Ученики на протяжении всего времени работают над накоплением материала по выбранным темам.

Учитель предлагает:

1.Изучить учебную и хрестоматийную литературу, подготовить сообщение о изменении погоды в данное время года.

2.Сфотографировать одно и то же место несколько раз в течении года с целью выявления визуальных изменений погоды.

3.Собрать и обработать полученную информацию о погоде в изучаемый период времени.

Учитель наблюдает за работой групп, координирует их взаимодействие, дает советы, консультирует, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Схемы.

Таблицы.

Фотографии с фотоаппарата.

Метеорологическая станция.



Ведение дневника наблюдения

за элементами погоды. Построить первые графики температур и розу ветров по месяцам.

Фотографии


Обсуждение результатов в классе 2 урока

Первые результаты проекта.


Сбор информации, решение промежуточных задач, анализ информации.

Учитель предлагает примерить на себе роль специалиста «Социолога»:

-провести анкетирование родных и близких с целью выявления их уровня здоровья и настроения в зависимости от погоды;

-сделать вывод о влиянии изменений погоды на самочувствие людей.

Каждый учащийся специалист (социолог) проводит социологический опрос.

Два вопроса.

1.Как меняется настроение в зависимости от погоды?

2. Ваше самочувствие от погоды, в чём это выражается?

Затем сдать анкеты руководителям (лидерам) групп..

Учитель выясняет успехи и трудности во время работы над проектом

При обсуждении очень важно, чтобы было учтено мнение каждого участника группы. Получение первого продукта своей деятельности – плана действий, является хорошим стимулом для дальнейшей работы учащихся. У них появляется чувство успешности.

Итогом обсуждения становится лист оценки работы группы специалистов, который заполняется по итогам месяца по проектной деятельности. В качестве критериев могут быть: полнота исследования, раскрытия темы; качество оформления; самостоятельность, степень активности и сотрудничества


Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Схемы.

Таблицы.

Фотографии с фотоаппарата.

Метеорологическая станция.

Урок – кейс «Профессия метеоролог – знаток погоды»


Ведение дневника наблюдения

за элементами погоды.

Фотографии.

Провести социологический опрос и построить графики на основе анализа опроса.

Дать рекомендации метеозависимым людям.


Проект набирает силу.


Сбор и обработка

Информации

Решение промежуточных задач.

Анализ информации.

Все группы специалистов «метеорологов» оформляют свои наблюдения за погодой: строят диаграммы температур, «розу ветров». Сопоставляют давление с выпадением осадков.

«Фотографы» анализируют изменение в растительности с приближением зимы.


Компьютер

Мультимедийный проектор

Схемы

Таблицы

Фотографии с фотоаппарата

Метеорологическая станция.



Ведение дневника наблюдения

За элементами погоды.

Фотографии

Построить диаграммы температур и розу ветров по сезонам.

Оформление результатов работы 2 урока

А чем займешься ты?


Определение

способов представления результатов.

Лидеры групп, примерив роль «аналитиков» построили графики по социологическому опросу.

На каждый вопрос по три графика, в солнечные, пасмурные дни и когда выпадают осадки.

По графикам сделать вывод: как погода влияет на самочувствие людей в разную погоду, и дать рекомендации метеозависимым людям

Учащиеся выбирают наиболее интересный материал для итоговой презентации проекта, распределяют роли, выбирают выступающих по защите проекта.


Компьютер

Мультимедийный проектор.

Экран.


Обработка полученной информации

Оформление проекта

Последний «штрих» перед защитой.


Возможные формы представления результатов.

Выяснение успехов и трудностей во время работы над оформлением проекта.

Учащиеся сами выбирают способы представления: плакаты, фотографии, газеты, компьютерные презентации.

Группы оформляют материалы своих исследований в одну работу. Учащиеся вместе с лидерами групп оформляют свои работы для презентации.

Затем руководители групп проекта объединяют работу всех групп в единую работу для представления проекта.

Компьютер

Мультимедийный проектор.

Экран.


Обработка полученной информации

Оформление проекта

Защита проекта 1урок

Проект готов: «Как влияет погода на самочувствие людей».

Презентация.

Отчет с демонстрацией материалов.


На школьной научно-практической конференции происходит  защита  проекта.

От каждой группы поочередно выступает один из участников, он представляет результаты исследования группы. Во время выступлений демонстрируется иллюстративный материал, или выполненный группами.

В результате проведённой работы учащиеся пришли к следующим выводам: Человек является частицей окружающего мира, глубоко зависимой от течения внешних процессов. Поэтому погода оказывает влияние на многих людей. Она влияет на здоровье, так, например, у некоторых людей при пасмурной погоде болит голова, суставы, поднимается давление. Изменяется и настроение. Например, при пасмурной погоде некоторым людям свойственно плохое настроение, снижение работоспособности, при ясной погоде чувствуют себя более уверенными и активными. Но изменения климатических и погодных условий не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при перемене климата или изменении погоды происходит своевременное «подстраивание» физиологических процессов в организме к изменившимся условиям окружающей среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды. У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние природно-климатических условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма.


Компьютер

Мультимедийный проектор.

Экран.

Презентация.



Обсуждение результатов защиты проекта 1 урок

Подведем итог.

Рефлексия.

По итогам выступления проводится обсуждение результатов проекта по плану:

1. Сопоставление первоначальных целей и результатов.

По итогам выступлений составляется общая программа исследований, заполняются листы отчетности. На этом этапе учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и задачам

2. Итогом обсуждения становится лист оценки работы группы, который заполняется по итогам проектной деятельности. В качестве критериев могут быть: полнота исследования, раскрытия темы; качество оформления; самостоятельность, степень активности и сотрудничества.




ЛИСТ ВЗАИМНОЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУППЫ

Дата проведения_________                         Класс_________________________




РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ГРУППЫ

Используя шкалу от 5-ти до 1-го (5 – самый высокий балл, 1 – самый низкий балл), определите продуктивность своей работы в группе.


Группа №

Оценка

Состав группы

специалистов

Степень участия при выполнении задания

Инициатива

Качество выполнения задания

Дисциплина

Корректность в общении с товарищами

1






2






3






4






5








ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ДРУГИХ ГРУПП

(КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ)


Группа

Оценка (1-5 баллов)

Обоснование оценки (почему именно эта оценка)

Группа№1



Группа№ 2



Группа №3



Группа №4




ЛИСТ АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Этапы работы над проектом

Приобре-

тенные знания

Умения и навыки: обработки информации

- др.

Формы общения с одноклассниками: дискуссия, докладчик, слушатель и т.д.

Степень сложности:

+++  высокая

++   средняя

+     низкая

1. подготовка





2. планирование





3. исследование





4. представление





5. оценка результатов и процесса






3. Подведение итогов.


1.Лист взаимной оценки работы группы специалистов

2. Результаты работы группы

3.Оценка результатов работы других групп специалистов (качество выполнения заданий)

4.Лист анализа индивидуальной работы




Список информационных источников:


1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.: ил., карт.

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2017 г.

4. Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007

5. Презентация – «Подготовка к проекту».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Галина Валентиновна, спасибо за полезный ресурс.

27 December 2020

Вера Александровна, спасибо за комментарий!

28 December 2020

Галина Валентиновна, поздравляю со 2 местом в номинации "Лучший урок месяца"!

11 January 2021

Наталия Алексеевна, большое спасибо за внимание!

11 January 2021

С Победой! Новых достижений!

11 January 2021

Большое спасибо, Марина Юрьевна! Буду стараться!

11 January 2021

Спасибо за урок, Галина Валентиновна.

24 October

Пожалуйста! Благодарю за внимание и комментарий, Елена Александровна!

24 October