Технологическая карта исследовательского проекта: «Влияние погоды на самочувствие человека»
Ф.И.О | Ковалева Галина Валентиновна |
Место работы | МКОУ «Нововоронежская СОШ №4» |
Должность | учитель географии |
Предмет | география |
Класс | 5 |
Тема | Исследовательский проект: «Влияние погоды на самочувствие человека» |
Базовый учебник | А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» Линия «Полярная звезда» |
Срок реализации | 2 и 3 четверти (9 часов) |
Цель:
- Сформировать умения вести наблюдения за изменениями погоды, изучение метеозависимости людей.
- Развить навыки самостоятельной работы, умение работать в группе, воспитывать ответственность.
Задачи:
1. Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды.
2. Провести анкетирование с целью выявления влияния изменений погоды на человека.
3. Построить графики и сделать вывод по результатам исследования.
4. Подготовить продукт с рекомендациями для метеозависимых людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- овладение практическими умениями использования приборов для измерения элементов погоды;
- овладение основными навыками нахождения, вычисления, обработки полученной информации;
- вести дневник наблюдения; (составлять график хода температуры, розу ветров и читать его);
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания.
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование ответственного отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию.
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, формирование основ социально-критического мышления.
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метопредметные:
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического исследовательского проекта познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- учет позиции других людей, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Типы уроков: уроки – исследования.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Объект изучения: погодные условия.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ результатов.
Оборудование: измерительные инструменты школьная метеорологическая станция (термометр, барометр и др.), фотоаппараты, анкеты для социологического опроса, тетради или рабочие листы для учащихся, компьютер, Интернет.
Девиз: « Я б в метеорологи пошел. Пусть меня научат!»
Технологическая карта исследовательского проекта
Этапы уроков. Учебная ситуация. | Содержание занятия | Техническое обеспечение | Д/З | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка к проекту 1 урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вводный урок. Как погода влияет на жизнь людей? Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала. Определение темы и цели проекта источников информации, способов сбора и анализа информации. | Учитель: - Сейчас я вам расскажу случай из жизни. И мы определим тему нашего проекта. «Лето. Ярко светит солнце, очень жарко, ни ветерка. Дети пошли на речку купаться и загорать. И вдруг Бори стало плохо, в глазах потемнело, он потерял сознание. Отдых был испорчен». -Как вы думаете, что же случилось с Борей? -Что так повлияло на самочувствие Бори? -Кто может назвать тему нашего проекта? Слайд 2. Тема: «Как влияет погода на самочувствие людей» Слайд 3 -Кто может привести примеры из вашей жизни или жизни ваших родственников, близких. Как погода влияла на их самочувствие? Изменяется ли их работоспособность? Зависит ли здоровье от погоды? Слайд 4 Что такое погода? Слайд 5 определение -Какой возникает вопрос? В чем затруднение? -Из каких элементов состоит погода? Слайд 6 - Какие элементы погоды вы знаете? (температура воздуха, влажность воздуха, атм. давление ветер и др.) Слайд 7 -Какие явления погоды вы знаете? (облачность, ветер, различные осадки) Слайд 8 Дневник наблюдения. Слайд 9 Сделайте вывод Какими приборами измеряется погода? Слайд 10 Решено провести наблюдение за погодой в течение трех четвертей 2012-2013 учебного года, и выяснить, как в эти дни погода оказывала влияние на родных и друзей. Учащиеся должны сформулировать вывод, что необходимо изучать элементы и явления погоды, чтобы определить степень их влияния на здоровье людей. -Ребята, а кто такой метеоролог? Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Учащимся предлагается специальность «Метеоролог». В течении месяца вести дневник наблюдения (образец дневника на слайде презентации) и научиться пользоваться метеостанцией. Слайд 11 | Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Интернет.Презентация | Изучить элементы погоды. Выяснить какими приборами они измеряются. Начать вести дневник наблюдения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение задач проекта 1 урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распределение обязанностей по проекту. Выработка общего алгоритма действий при работе над проектом, исходя из поставленных целей. Определение состава групп. Распределение заданий между группами специалистов Распределение задач между участниками команды. | Поставленные задачи определяют направление работы для будущих групп. По взаимному желанию учащиеся разбились на группы специалистов. Создаются группы специалистов «Метеорологов». Определяем состав групп: в каждую группу входят учащиеся разного уровня сформированности общеучебных умений, по 6 человек. В каждой группе происходит распределение обязанностей. Выбирается лидер (руководитель), каждый член группы отвечает за подбор сведений по своим показателям. Первая группа специалистов «метеорологов» - измеряет температуру воздуха. Вторая группа специалистов «метеорологов» - направление ветра. Третья группа специалистов «метеорологов» - облачность и облака. Четвертая группа специалистов «метеорологов» - атмосферное давление и осадки. Пятая группа специалистов «фотографы» - фотографирует и распечатывает фотографии (изменения природы в течение года). Задание для специалистов: В течение трех четвертей метеорологи измеряют температуру воздуха, облачность и типы облаков, осадки, атмосферное давление, направление ветра, относительную влажность воздуха. Вычисляют среднемесячную температуру воздуха. Составляют розу ветров. Работа в группах начинается с того, что учащиеся пытаются самостоятельно выстроить алгоритм действий для своей группы на основе определенного ранее задания. Учитель через беседу, конструктивные вопросы и советы, корректирует вариант планирования каждой группы. Участие учителя проявляется в ненавязчивой форме. | Компьютер Метеорологическая станция. Схемы Таблицы Фотографии с фотоаппарата Таблица: Условные знаки для обозначения атмосферных явлений | Работа в группах специалистов «метеорологов» по наблюдению за элементами погоды. Ведение дневника наблюдения (тетради или рабочие листы для учащихся). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение промежуточных результатов 1 час | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль за развитием проекта. Сбор информации. Анализ информации. Подготовка доклада. | Ученики на протяжении всего времени работают над накоплением материала по выбранным темам. Учитель предлагает: 1.Изучить учебную и хрестоматийную литературу, подготовить сообщение о изменении погоды в данное время года. 2.Сфотографировать одно и то же место несколько раз в течении года с целью выявления визуальных изменений погоды. 3.Собрать и обработать полученную информацию о погоде в изучаемый период времени. Учитель наблюдает за работой групп, координирует их взаимодействие, дает советы, консультирует, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. | Компьютер. Мультимедийный проектор. Схемы. Таблицы. Фотографии с фотоаппарата. Метеорологическая станция. | Ведение дневника наблюдения за элементами погоды. Построить первые графики температур и розу ветров по месяцам. Фотографии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение результатов в классе 2 урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первые результаты проекта. Сбор информации, решение промежуточных задач, анализ информации. | Учитель предлагает примерить на себе роль специалиста «Социолога»: -провести анкетирование родных и близких с целью выявления их уровня здоровья и настроения в зависимости от погоды; -сделать вывод о влиянии изменений погоды на самочувствие людей. Каждый учащийся специалист (социолог) проводит социологический опрос. Два вопроса. 1.Как меняется настроение в зависимости от погоды? 2. Ваше самочувствие от погоды, в чём это выражается? Затем сдать анкеты руководителям (лидерам) групп.. Учитель выясняет успехи и трудности во время работы над проектом При обсуждении очень важно, чтобы было учтено мнение каждого участника группы. Получение первого продукта своей деятельности – плана действий, является хорошим стимулом для дальнейшей работы учащихся. У них появляется чувство успешности. Итогом обсуждения становится лист оценки работы группы специалистов, который заполняется по итогам месяца по проектной деятельности. В качестве критериев могут быть: полнота исследования, раскрытия темы; качество оформления; самостоятельность, степень активности и сотрудничества | Компьютер. Мультимедийный проектор. Схемы. Таблицы. Фотографии с фотоаппарата. Метеорологическая станция. Урок – кейс «Профессия метеоролог – знаток погоды» | Ведение дневника наблюдения за элементами погоды. Фотографии. Провести социологический опрос и построить графики на основе анализа опроса. Дать рекомендации метеозависимым людям. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект набирает силу. Сбор и обработка Информации Решение промежуточных задач. Анализ информации. | Все группы специалистов «метеорологов» оформляют свои наблюдения за погодой: строят диаграммы температур, «розу ветров». Сопоставляют давление с выпадением осадков. «Фотографы» анализируют изменение в растительности с приближением зимы. | Компьютер Мультимедийный проектор Схемы Таблицы Фотографии с фотоаппарата Метеорологическая станция. | Ведение дневника наблюдения За элементами погоды. Фотографии Построить диаграммы температур и розу ветров по сезонам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление результатов работы 2 урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А чем займешься ты? Определение способов представления результатов. | Лидеры групп, примерив роль «аналитиков» построили графики по социологическому опросу. На каждый вопрос по три графика, в солнечные, пасмурные дни и когда выпадают осадки. По графикам сделать вывод: как погода влияет на самочувствие людей в разную погоду, и дать рекомендации метеозависимым людям Учащиеся выбирают наиболее интересный материал для итоговой презентации проекта, распределяют роли, выбирают выступающих по защите проекта. | Компьютер Мультимедийный проектор. Экран. | Обработка полученной информации Оформление проекта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последний «штрих» перед защитой. Возможные формы представления результатов. | Выяснение успехов и трудностей во время работы над оформлением проекта. Учащиеся сами выбирают способы представления: плакаты, фотографии, газеты, компьютерные презентации. Группы оформляют материалы своих исследований в одну работу. Учащиеся вместе с лидерами групп оформляют свои работы для презентации. Затем руководители групп проекта объединяют работу всех групп в единую работу для представления проекта. | Компьютер Мультимедийный проектор. Экран. | Обработка полученной информации Оформление проекта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Защита проекта 1урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект готов: «Как влияет погода на самочувствие людей». Презентация. Отчет с демонстрацией материалов. | На школьной научно-практической конференции происходит защита проекта. От каждой группы поочередно выступает один из участников, он представляет результаты исследования группы. Во время выступлений демонстрируется иллюстративный материал, или выполненный группами. В результате проведённой работы учащиеся пришли к следующим выводам: Человек является частицей окружающего мира, глубоко зависимой от течения внешних процессов. Поэтому погода оказывает влияние на многих людей. Она влияет на здоровье, так, например, у некоторых людей при пасмурной погоде болит голова, суставы, поднимается давление. Изменяется и настроение. Например, при пасмурной погоде некоторым людям свойственно плохое настроение, снижение работоспособности, при ясной погоде чувствуют себя более уверенными и активными. Но изменения климатических и погодных условий не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при перемене климата или изменении погоды происходит своевременное «подстраивание» физиологических процессов в организме к изменившимся условиям окружающей среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды. У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние природно-климатических условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма. | Компьютер Мультимедийный проектор. Экран. Презентация. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение результатов защиты проекта 1 урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведем итог. Рефлексия. | По итогам выступления проводится обсуждение результатов проекта по плану: 1. Сопоставление первоначальных целей и результатов. По итогам выступлений составляется общая программа исследований, заполняются листы отчетности. На этом этапе учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и задачам 2. Итогом обсуждения становится лист оценки работы группы, который заполняется по итогам проектной деятельности. В качестве критериев могут быть: полнота исследования, раскрытия темы; качество оформления; самостоятельность, степень активности и сотрудничества. ЛИСТ ВЗАИМНОЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУППЫ Дата проведения_________ Класс_________________________ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ГРУППЫ Используя шкалу от 5-ти до 1-го (5 – самый высокий балл, 1 – самый низкий балл), определите продуктивность своей работы в группе.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ДРУГИХ ГРУПП (КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ)
ЛИСТ АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
3. Подведение итогов. | 1.Лист взаимной оценки работы группы специалистов 2. Результаты работы группы 3.Оценка результатов работы других групп специалистов (качество выполнения заданий) 4.Лист анализа индивидуальной работы |
Список информационных источников:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.: ил., карт.
2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2017 г.
4. Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007
5. Презентация – «Подготовка к проекту».
Щукина Вера Александровна
Ковалева Галина Валентиновна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Небрат Елена Александровна
Ковалева Галина Валентиновна